- Преподавателю
- Классному руководителю
- Советы классному руководителю по работе с родителями
Советы классному руководителю по работе с родителями
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бардина А.М. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Работа с родителями
Воспитание ребёнка в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание детей - вот задача школы. Необходимо сделать родителей сотрудниками педагогического процесса, разъяснить им важность единства в воспитательном воздействии школы и семьи.
Классный руководитель должен знать семьи своих учеников, для этого он посещает детей на дому. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Очень важно установить добрые взаимоотношения с семьёй ученика, при необходимости проводить индивидуальные консультации с родителями, помогать осваивать необходимые психолого-педагогические знания (с этой целью необходимо проводить родительские собрания, университеты, знакомить с литературой). Одной из основных форм педагогического всеобуча родителей, традиционной формой общения с ними являются родительские собрания. По содержанию они делятся на:
-
организационные собрания (проводятся в начале учебного года)
-
итоговые собрания (в конце семестра и учебного года)
-
собрания по тематике педагогического всеобуча (изучение опыта воспитания, ознакомление с педагогическими рекомендациями, памятками, советами и т.п.).
Формы проведения родительских собраний: лекции, беседы, диспуты, практикумы, семинары, круглые столы и т.п. Тему часто подсказывает сама жизнь, учитываются интересы и потребности классного коллектива. Но, прежде всего, необходимо планировать эту работу, чтобы родительские собрания стали уроками семейного воспитания.
Для большей результативности готовятся собрания заранее: подбираются интересные статьи, предлагаем кому-нибудь поделиться опытом воспитания, готовятся необходимые анкеты, памятки и т.д. Текущие оценки, тетради, другие виды работ или необходимую информацию кладем родителям на парту, за которой сидит их ребенок.
У нас в классе оформлен и уголок для родителей, где есть полезная информация.
Привлекаются родители к подготовке праздников, экскурсий, это подстегивает и детей к активному участию в жизни класса и школы, сплачивает детей и родителей, они лучше узнают друг друга.
И уж никак не обойтись без помощи родителей в оформлении, озеленении классной комнаты. Ведь школа - второй дом для ребёнка.
Примерная тематика родительских собраний
1класс
Ваш ребенок стал учеником.
-
Образовательно-воспитательные задачи обучения в первом классе и организация режима дня первоклассника.
-
Анкетирование родителей.
-
Выборы родительского комитета.
Младшие школьники. Какие они?
-
Особенности памяти и внимания учеников начальной школы.
-
Развитие познавательных интересов.
-
Безопасность жизнедеятельности ребёнка.
Условия успешного воспитания детей в семье.
-
Здоровый семейный микроклимат.
-
Отношение к самым старшим членам семьи.
-
Организационные вопросы.
Как организовать летний отдых детей.
-
Итоги учебного года.
-
Организация летнего отдыха: польза и безопасность.
-
Подготовка к празднику последнего звонка.
2 класс
Домашняя учебная работа второклассника
-
Задачи, стоящие перед второклассниками в учебной работе.
-
В каком порядке делать уроки, методика контроля над их выполнением.
-
Организационные вопросы.
Поощрение и наказание в семье
-
Обсуждение педагогических ситуаций.
-
Памятка родителям.
-
Режим дня школьника.
Трудовое воспитание в семье
-
Участие детей в семейном труде.
-
Как бороться с утомляемостью ребенка.
-
Организационные вопросы.
Итоговое собрание
-
Сообщение об учебных достижениях учащихся за учебный год.
-
Отчет родительского комитета о работе за год.
-
О летнем оздоровлении.
3 класс
Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в 3 классе
-
Учебные предметы, изучаемые в 3 классе.
-
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.
-
Профилактика травматизма, несчастных случаев с детьми.
Культура поведения детей
-
Что такое воспитанность?
-
Роль родителей в воспитании культуры поведения.
Формирование общеучебных умений и навыков
-
Понятие об общеучебных умений и навыков.
-
Похвалите ребенка!
3. Памятки по выполнению домашних заданий.
Папа, мама, я - дружная семья
-
Выступление детей.
-
Обмен опытом семейного воспитания.
-
Итоги учебного года.
4 класс
Учебно-воспитательные задачи в 4 классе
-
Повышение самостоятельности ребенка и помощь родителей в соблюдении установленного режима в домашней работе.
-
Навык чтения, роль родителей в развитии речи ученика.
-
Организационные вопросы.
Нравственное воспитание школьника
-
Усвоение детьми норм, правил морали в школе и семье.
-
Наш класс в жизни школы.
-
Эмоции и здоровье.
Эстетическое воспитание в семье
-
Выставка детских работ, концерт учащихся.
-
Воспитание у детей эстетических чувств, роль телевидения.
-
Обмен мнениями.
Итоговое собрание
-
Анализ успеваемости учащихся класса.
-
Отчет родительского комитета.
-
Переход в среднее звено школы: как помочь ребенку адаптироваться.
-
Организационные вопросы.
Анкетирование
Знаете ли вы своих детей?
-
Чем интересуется ваш ребенок?
-
Чем любит заниматься на досуге?
-
С кем дружит, что вы знаете о его друзьях?
-
Где, как проводит время с друзьями ваш ребенок?
-
Какое влияние оказывают друзья на вашего ребенка?
-
Проводите ли вы время всей семьей? Как?
Условия семейного воспитания
-
Какие традиции в вашей семье?
-
Делится ли труд в вашей семье на мужской и женский?
-
Как относятся к вещам и деньгам в вашей семье?
-
Что является причиной конфликтов в семье?
-
Делится ли ребенок с вами своими радостями и огорчениями?
-
Обращается ли к вам за советом? По каким вопросам?
-
Есть ли у ребенка домашние поручения?
-
Помогаете ли вы ему в учебе?
-
Можете ли вы в конфликте с ребенком признать его правоту?
-
Верите ли вы в своего ребенка, в то, что он достигнет успеха?
Состояние трудового воспитания ребенка в семье
-
В каких случаях ваш ребенок трудится?
-
Если его просят помочь.
-
Если ему поручить выполнить работу самостоятельно.
-
По собственной инициативе.
-
Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые обязанности?
3. Как относится ребенок к труду?
-
Охотно выполняет поручения (всегда, иногда, никогда).
-
Проявляет интерес к работе (всегда, только к отдельным видам труда, никогда).
4. Каковы, по-вашему, мотивы его трудовых усилий?
-
Желание помочь.
-
Нравятся орудия труда, материалы.
-
Боится наказания за непослушание, ждет похвалы, награды.
5. Знает ли ваш ребенок, где вы работаете, может ли назвать вашу профессию, рассказать ваши обязанности?
Результаты анкетирования, бесед с родителями показывают, что чаще всего их интересует учеба детей, чем воспитание. Половина родных не знает, какие поручения выполняет их ребенок. Большинство детей проводит свободное время в кругу друзей, а не в семье. Поэтому родителям следует напоминать, что теплую атмосферу в семье создают общие интересы, работа и отдых, искренние разговоры.
В народе предупреждают: если хочешь иметь в семье урода, дай ребенку всё, что он хочет, и лиши его возможности работать. Необходимо учить ребенка уважать не только свои потребности, но и желания других членов семьи, давать им определенные, соответствующие их силам трудовые поручения.
Здоровым и счастливым ребенок может вырасти только в дружной и счастливой семье, где правит взаимопонимание. Налаживанию отношений родителей и детей могут помочь следующие советы.
Делайте:
-
Радуйтесь вашему ребенку.
-
Разговаривайте с ребенком спокойным голосом.
-
Будьте терпеливы.
-
Поощряйте заинтересованность и фантазию детей.
-
Каждый день читайте вместе книги.
-
Покупайте кассеты или диски с любимыми сказками и песнями ребенка. Пусть он наслаждается ими снова и снова.
-
Если ребенок начал что-то коллекционировать, помогайте ему.
-
Старайтесь вместе смотреть телепередачи, посещать театры, музеи.
-
Никогда не теряйте чувства юмора.
Не делайте:
-
Не перебивайте ребенка. Не отвлекайтесь, пока ребенок не расскажет до конца свою историю. Не допустите, чтобы ребенок заподозрил, что вас мало интересует то, что он рассказывает.
-
Не ставьте слишком много вопросов.
-
Не заставляйте ребенка делать то, к чему он не готов.
-
Не нужно постоянно поправлять ребенка, повторяя: «Не так!», «Переделай!» и т.п.
-
Не стоит критиковать ребенка в присутствии других людей.
-
Не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он просто перестанет обращать на них внимание.
-
Не злоупотребляйте стимулами: игрушками, поездками.
-
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, замечайте его личные достижения.
Режим дня школьника
Выполнение режима дня - это, прежде всего сохранение и укрепление нервной системы ребенка. Некоторые родители переоценивают физические возможности своих детей. Разрешают им позже лечь спать, подольше посмотреть телевизор, не погулять днем на свежем воздухе. В результате у детей появляется систематическое переутомление, истощение нервной системы.
В праздничные и выходные дни, каникулы режим должен выполняться так же строго, как и в учебное время (сон, еда, физические упражнения), но больше быть на воздухе, играть.
Примерный режим дня для учащихся начальных классов
7.00 Подъем, зарядка, водные процедуры, уборка постели
7.30 - 7.45 Завтрак
7.45 - 8.00 Дорога в школу
8.00 - 13.00 Занятия в школе
13.00 - 13.30 Обед
13.30 - 14.30 Послеобеденный отдых
14.30 - 16.00 Прогулка, игры на свежем воздухе
16.00 - 17.30 Выполнение домашнего задания
17.30 - 19.00 Прогулка, занятия по интересам
19.00 Ужин
19.30 - 20.30 Свободное время. Семейные вечера
20.30 - 21.00 Подготовка ко сну
21.00 - 7.00 Сон
Если укладывание происходит в неурочное время, ребенок долго ворочается, вспоминает события минувшего дня, что приводит к дополнительному возбуждению, ребенок долго не может заснуть. Сокращается продолжительность сна. Недосыпание приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, раздражительности, неврозам.
Законы
разумно организованного семейного воспитания школьников
-
Помните, что учеба - один из самых сложных видов труда, а умственные силы и возможности детей не одинаковы.
-
Не нужно требовать от ребенка невозможного. Важно определить, на что он способен в данный момент и как развить его умственные способности.
-
Обучение не способствует развитию ребенка, если сопровождается механическим повторением, зубрежкой, а не требует напряжения умственных сил, познавательной активности, мысли и действия.
-
Самый простой метод воспитания, не требующий ни времени, ни ума, - наказать ребенка и этим озлобить его или сломить. Избегайте чрезмерной опеки, крика, принуждения, насилия и командно-приказных интонаций. Это приводит к противодействию со стороны ребенка, вызывает психические травмы, убивает желание и интерес к учебе, принуждает искать спасение в обмане.
-
Развивайте интерес, интеллектуальные стремления, инициативу и самостоятельность ребенка в учении и во всех его делах.
-
Помните, что над выполнением всех домашних заданий ученик 2 класса должен работать не более 45 минут, 3 класса - 70 минут, 4 - 90 минут. Приучите детей пользоваться часами и не позволяйте им сидеть выполнением домашнего задания более установленного времени. Это отразится на их здоровье и умственном развитии.
-
Не принуждайте писать в черновике, переписывать начисто - это ведет к переутомлению и вызывает отвращение к учению.
-
Не переживайте, если ваш ребенок получит за выполненную работу не такую оценку, как хотелось бы вам. Во-первых, оценка играет воспитательную роль, а во-вторых, это не последняя работа и не последняя оценка.
-
Дайте ребенку возможность самостоятельно познать радость успеха в учении, определить индивидуальную тропинку в умственном труде.
-
Проверяйте выполненные детьми домашние задания, особенно на первом этапе обучения. Но вашими оценками должно быть: «доволен», «не доволен». Можно добавить слово «очень». И будьте уверены, что завтра ваш ребенок будет очень стараться, чтобы вы были им довольны.
-
Здоровье ребенка - хрупкий хрустальный шар, и держат его три атланта: наследственность, образ жизни и среда. Организуйте правильный режим жизни, питания, учебы и отдыха детей.
-
Организуя различные игры и виды неучебных занятий детей, уделяйте внимание физическому развитию и особенно развитию мелких двигательных мышц пальцев и кисти рук. От этого зависит почерк ребенка, качество рисования, черчения, игры на музыкальных инструментах и т.п.
-
Обязательно замечайте и поощряйте даже малозаметные успехи детей в учении и поведении, используя для этого слова одобрения, поцелуи, различные виды морального и материального поощрения.
-
Отец и мать - лучшие воспитатели и должны влиять на поведение своих детей даже тогда, когда их нет дома. Помните, что ребенок - зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца.
Будущее принадлежит только детям! Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными. Любви и взаимопонимания, успехов и счастья вам и вашим детям!
Поощрение и наказание в семье
Поощрение теряет свою воспитательную силу, когда ребенок получает его незаслуженно. Важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные ребенком усилия, проявленные им трудолюбие и усидчивость. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. Именно дети, которым что-то трудно дается, более всего нуждаются в поощрении, одобрении. Кроме того, следует учитывать мотивы того или иного поступка, не были ли они корыстны. Как поощрять детей? Поощрения в семье могут выражаться словесно и в виде наград и подарков.
Словесное поощрение может быть выражено в таком виде: «хорошо», «молодец» и т.п. Приветливо улыбнитесь, кивните головой, погладьте по голове и ребенок почувствует, как вы довольны его трудом или поведением.
Другая форма благодарности - подарок. Дети должны чувствовать внимание к себе, заботу родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, заплаченной за подарок или числом подарков. Дорогие вещи постепенно развивают зазнайство, мещанские взгляды на жизнь. Дарить следует вещи с учетом действительных потребностей, способствующие умственному и физическому развитию.
Спорным является и вопрос о деньгах. Должны ли дети иметь личные деньги? Если да, то какие? Да, должны! Но примерно с 10-12 лет. А этому должна предшествовать подготовительная работа. Ребенка нужно знакомить с материальным положением семьи. Необходимо, чтобы он знал, что деньги - это оплата труда родителей, что они расходуются не только по желанию, но и исходя из нужд всей семьи. Небольшие поручения-покупки позволяют ребенку реально соизмерять свои желания и интересы, возможности семьи. Когда родители почувствуют, что ребенок научился сдерживать некоторые свои желания, «личные» деньги давать ему можно и нужно. Вопрос лишь - сколько? Нельзя давать денег столько, сколько попросят. Но если у ребенка не будет необходимых ему денег на мелкие расходы, это может подтолкнуть его добыть их другими, возможно незаконными путями.
В некоторых семьях детей поощряют мало или совсем не поощряют. Родители стараются воздействовать на них строгостью, наказаниями. А всегда ли нужно детей наказывать? Нельзя ли вообще обойтись без наказаний?
Семейная педагогика недвусмысленно рекомендует не оставлять без внимания ни одного проступка ребенка. Безнаказанность может привести к тому, что отдельные проступки ребенка со временем могут превратиться в систему его поведения. Разумная система наказаний необходима. Она помогает формированию характера, воспитывают чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.
Однако это не значит, что за каждым, даже незначительным, проступком должно следовать взыскание, наказание. Наказание оказывает воспитательное влияние лишь, когда оно не превращается в повседневность, когда оно соответствует степени вины, когда оно своевременно. Наказание не должно применяться в пылу раздражения, без учета объяснений ребенка и всех обстоятельств, сопутствующих проступку.
Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя, наиболее целесообразная. В одном случае это может быть замечание, выражение неудовольствия, выговор. В другом - лишение права на развлечение, награду, удовольствие (театр, кино, компьютер и т.п.). А может быть, и комплекс мер в их разумном сочетании. Однако не следует превращать одно и то же наказание в систему, их нужно разнообразить по форме. Наказывать следует только за определенный проступок, а не за плохое поведение вообще. Не нужно напоминать ребенку о его плохих поступках и о том, как он был наказан за них в прошлый раз. Это вызывает ожесточение ребенка, приводит к упрямству как форме самозащиты, стремлению все делать назло.
Всегда, в любой ситуации уважайте в ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность.