Советы классному руководителю по работе с родителями

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа с родителями

Воспитание ребёнка в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Помочь семье в воспитании ребёнка и одновременно поднять её ответственность за воспитание детей - вот задача школы. Необходимо сделать родителей сотрудниками педагогического процесса, разъяснить им важность единства в воспитательном воздействии школы и семьи.

Классный руководитель должен знать семьи своих учеников, для этого он посещает детей на дому. Изучение семьи ученика позволяет ближе познакомиться с детьми, увидеть их в привычной, непринужденной обстановке, помогает понять стиль жизни семьи, её уклад. Очень важно установить добрые взаимоотношения с семьёй ученика, при необходимости проводить индивидуальные консультации с родителями, помогать осваивать необходимые психолого-педагогические знания (с этой целью необходимо проводить родительские собрания, университеты, знакомить с литературой). Одной из основных форм педагогического всеобуча родителей, традиционной формой общения с ними являются родительские собрания. По содержанию они делятся на:

  • организационные собрания (проводятся в начале учебного года)

  • итоговые собрания (в конце семестра и учебного года)

  • собрания по тематике педагогического всеобуча (изучение опыта воспитания, ознакомление с педагогическими рекомендациями, памятками, советами и т.п.).

Формы проведения родительских собраний: лекции, беседы, диспуты, практикумы, семинары, круглые столы и т.п. Тему часто подсказывает сама жизнь, учитываются интересы и потребности классного коллектива. Но, прежде всего, необходимо планировать эту работу, чтобы родительские собрания стали уроками семейного воспитания.

Для большей результативности готовятся собрания заранее: подбираются интересные статьи, предлагаем кому-нибудь поделиться опытом воспитания, готовятся необходимые анкеты, памятки и т.д. Текущие оценки, тетради, другие виды работ или необходимую информацию кладем родителям на парту, за которой сидит их ребенок.

У нас в классе оформлен и уголок для родителей, где есть полезная информация.

Привлекаются родители к подготовке праздников, экскурсий, это подстегивает и детей к активному участию в жизни класса и школы, сплачивает детей и родителей, они лучше узнают друг друга.

И уж никак не обойтись без помощи родителей в оформлении, озеленении классной комнаты. Ведь школа - второй дом для ребёнка.

Примерная тематика родительских собраний

1класс

Ваш ребенок стал учеником.

  1. Образовательно-воспитательные задачи обучения в первом классе и организация режима дня первоклассника.

  2. Анкетирование родителей.

  3. Выборы родительского комитета.

Младшие школьники. Какие они?

  1. Особенности памяти и внимания учеников начальной школы.

  2. Развитие познавательных интересов.

  3. Безопасность жизнедеятельности ребёнка.

Условия успешного воспитания детей в семье.

  1. Здоровый семейный микроклимат.

  2. Отношение к самым старшим членам семьи.

  3. Организационные вопросы.

Как организовать летний отдых детей.

  1. Итоги учебного года.

  2. Организация летнего отдыха: польза и безопасность.

  3. Подготовка к празднику последнего звонка.

2 класс

Домашняя учебная работа второклассника

  1. Задачи, стоящие перед второклассниками в учебной работе.

  2. В каком порядке делать уроки, методика контроля над их выполнением.

  3. Организационные вопросы.

Поощрение и наказание в семье

  1. Обсуждение педагогических ситуаций.

  2. Памятка родителям.

  3. Режим дня школьника.

Трудовое воспитание в семье

  1. Участие детей в семейном труде.

  2. Как бороться с утомляемостью ребенка.

  3. Организационные вопросы.

Итоговое собрание

  1. Сообщение об учебных достижениях учащихся за учебный год.

  2. Отчет родительского комитета о работе за год.

  3. О летнем оздоровлении.

3 класс

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в 3 классе

  1. Учебные предметы, изучаемые в 3 классе.

  2. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся.

  3. Профилактика травматизма, несчастных случаев с детьми.

Культура поведения детей

  1. Что такое воспитанность?

  2. Роль родителей в воспитании культуры поведения.

Формирование общеучебных умений и навыков

  1. Понятие об общеучебных умений и навыков.

  2. Похвалите ребенка!

3. Памятки по выполнению домашних заданий.

Папа, мама, я - дружная семья

  1. Выступление детей.

  2. Обмен опытом семейного воспитания.

  3. Итоги учебного года.

4 класс

Учебно-воспитательные задачи в 4 классе

  1. Повышение самостоятельности ребенка и помощь родителей в соблюдении установленного режима в домашней работе.

  2. Навык чтения, роль родителей в развитии речи ученика.

  3. Организационные вопросы.

Нравственное воспитание школьника

  1. Усвоение детьми норм, правил морали в школе и семье.

  2. Наш класс в жизни школы.

  3. Эмоции и здоровье.

Эстетическое воспитание в семье

  1. Выставка детских работ, концерт учащихся.

  2. Воспитание у детей эстетических чувств, роль телевидения.

  3. Обмен мнениями.

Итоговое собрание

  1. Анализ успеваемости учащихся класса.

  2. Отчет родительского комитета.

  3. Переход в среднее звено школы: как помочь ребенку адаптироваться.

  4. Организационные вопросы.

Анкетирование

Знаете ли вы своих детей?

  1. Чем интересуется ваш ребенок?

  2. Чем любит заниматься на досуге?

  3. С кем дружит, что вы знаете о его друзьях?

  4. Где, как проводит время с друзьями ваш ребенок?

  5. Какое влияние оказывают друзья на вашего ребенка?

  6. Проводите ли вы время всей семьей? Как?

Условия семейного воспитания

  1. Какие традиции в вашей семье?

  2. Делится ли труд в вашей семье на мужской и женский?

  3. Как относятся к вещам и деньгам в вашей семье?

  4. Что является причиной конфликтов в семье?

  5. Делится ли ребенок с вами своими радостями и огорчениями?

  6. Обращается ли к вам за советом? По каким вопросам?

  7. Есть ли у ребенка домашние поручения?

  8. Помогаете ли вы ему в учебе?

  9. Можете ли вы в конфликте с ребенком признать его правоту?

  10. Верите ли вы в своего ребенка, в то, что он достигнет успеха?

Состояние трудового воспитания ребенка в семье

  1. В каких случаях ваш ребенок трудится?

  • Если его просят помочь.

  • Если ему поручить выполнить работу самостоятельно.

  • По собственной инициативе.

  1. Есть ли у вашего ребенка постоянные трудовые обязанности?

3. Как относится ребенок к труду?

  • Охотно выполняет поручения (всегда, иногда, никогда).

  • Проявляет интерес к работе (всегда, только к отдельным видам труда, никогда).

4. Каковы, по-вашему, мотивы его трудовых усилий?

  • Желание помочь.

  • Нравятся орудия труда, материалы.

  • Боится наказания за непослушание, ждет похвалы, награды.

5. Знает ли ваш ребенок, где вы работаете, может ли назвать вашу профессию, рассказать ваши обязанности?

Результаты анкетирования, бесед с родителями показывают, что чаще всего их интересует учеба детей, чем воспитание. Половина родных не знает, какие поручения выполняет их ребенок. Большинство детей проводит свободное время в кругу друзей, а не в семье. Поэтому родителям следует напоминать, что теплую атмосферу в семье создают общие интересы, работа и отдых, искренние разговоры.

В народе предупреждают: если хочешь иметь в семье урода, дай ребенку всё, что он хочет, и лиши его возможности работать. Необходимо учить ребенка уважать не только свои потребности, но и желания других членов семьи, давать им определенные, соответствующие их силам трудовые поручения.

Здоровым и счастливым ребенок может вырасти только в дружной и счастливой семье, где правит взаимопонимание. Налаживанию отношений родителей и детей могут помочь следующие советы.

Делайте:

  • Радуйтесь вашему ребенку.

  • Разговаривайте с ребенком спокойным голосом.

  • Будьте терпеливы.

  • Поощряйте заинтересованность и фантазию детей.

  • Каждый день читайте вместе книги.

  • Покупайте кассеты или диски с любимыми сказками и песнями ребенка. Пусть он наслаждается ими снова и снова.

  • Если ребенок начал что-то коллекционировать, помогайте ему.

  • Старайтесь вместе смотреть телепередачи, посещать театры, музеи.

  • Никогда не теряйте чувства юмора.

Не делайте:

  • Не перебивайте ребенка. Не отвлекайтесь, пока ребенок не расскажет до конца свою историю. Не допустите, чтобы ребенок заподозрил, что вас мало интересует то, что он рассказывает.

  • Не ставьте слишком много вопросов.

  • Не заставляйте ребенка делать то, к чему он не готов.

  • Не нужно постоянно поправлять ребенка, повторяя: «Не так!», «Переделай!» и т.п.

  • Не стоит критиковать ребенка в присутствии других людей.

  • Не устанавливайте слишком много правил для ребенка: он просто перестанет обращать на них внимание.

  • Не злоупотребляйте стимулами: игрушками, поездками.

  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, замечайте его личные достижения.


Режим дня школьника

Выполнение режима дня - это, прежде всего сохранение и укрепление нервной системы ребенка. Некоторые родители переоценивают физические возможности своих детей. Разрешают им позже лечь спать, подольше посмотреть телевизор, не погулять днем на свежем воздухе. В результате у детей появляется систематическое переутомление, истощение нервной системы.

В праздничные и выходные дни, каникулы режим должен выполняться так же строго, как и в учебное время (сон, еда, физические упражнения), но больше быть на воздухе, играть.

Примерный режим дня для учащихся начальных классов

7.00 Подъем, зарядка, водные процедуры, уборка постели

7.30 - 7.45 Завтрак

7.45 - 8.00 Дорога в школу

8.00 - 13.00 Занятия в школе

13.00 - 13.30 Обед

13.30 - 14.30 Послеобеденный отдых

14.30 - 16.00 Прогулка, игры на свежем воздухе

16.00 - 17.30 Выполнение домашнего задания

17.30 - 19.00 Прогулка, занятия по интересам

19.00 Ужин

19.30 - 20.30 Свободное время. Семейные вечера

20.30 - 21.00 Подготовка ко сну

21.00 - 7.00 Сон

Если укладывание происходит в неурочное время, ребенок долго ворочается, вспоминает события минувшего дня, что приводит к дополнительному возбуждению, ребенок долго не может заснуть. Сокращается продолжительность сна. Недосыпание приводит к снижению работоспособности, быстрой утомляемости, раздражительности, неврозам.

Законы

разумно организованного семейного воспитания школьников


  1. Помните, что учеба - один из самых сложных видов труда, а умственные силы и возможности детей не одинаковы.

  2. Не нужно требовать от ребенка невозможного. Важно определить, на что он способен в данный момент и как развить его умственные способности.

  3. Обучение не способствует развитию ребенка, если сопровождается механическим повторением, зубрежкой, а не требует напряжения умственных сил, познавательной активности, мысли и действия.

  4. Самый простой метод воспитания, не требующий ни времени, ни ума, - наказать ребенка и этим озлобить его или сломить. Избегайте чрезмерной опеки, крика, принуждения, насилия и командно-приказных интонаций. Это приводит к противодействию со стороны ребенка, вызывает психические травмы, убивает желание и интерес к учебе, принуждает искать спасение в обмане.

  5. Развивайте интерес, интеллектуальные стремления, инициативу и самостоятельность ребенка в учении и во всех его делах.

  6. Помните, что над выполнением всех домашних заданий ученик 2 класса должен работать не более 45 минут, 3 класса - 70 минут, 4 - 90 минут. Приучите детей пользоваться часами и не позволяйте им сидеть выполнением домашнего задания более установленного времени. Это отразится на их здоровье и умственном развитии.

  7. Не принуждайте писать в черновике, переписывать начисто - это ведет к переутомлению и вызывает отвращение к учению.

  8. Не переживайте, если ваш ребенок получит за выполненную работу не такую оценку, как хотелось бы вам. Во-первых, оценка играет воспитательную роль, а во-вторых, это не последняя работа и не последняя оценка.

  1. Дайте ребенку возможность самостоятельно познать радость успеха в учении, определить индивидуальную тропинку в умственном труде.

  2. Проверяйте выполненные детьми домашние задания, особенно на первом этапе обучения. Но вашими оценками должно быть: «доволен», «не доволен». Можно добавить слово «очень». И будьте уверены, что завтра ваш ребенок будет очень стараться, чтобы вы были им довольны.

  3. Здоровье ребенка - хрупкий хрустальный шар, и держат его три атланта: наследственность, образ жизни и среда. Организуйте правильный режим жизни, питания, учебы и отдыха детей.

  4. Организуя различные игры и виды неучебных занятий детей, уделяйте внимание физическому развитию и особенно развитию мелких двигательных мышц пальцев и кисти рук. От этого зависит почерк ребенка, качество рисования, черчения, игры на музыкальных инструментах и т.п.

  5. Обязательно замечайте и поощряйте даже малозаметные успехи детей в учении и поведении, используя для этого слова одобрения, поцелуи, различные виды морального и материального поощрения.

  6. Отец и мать - лучшие воспитатели и должны влиять на поведение своих детей даже тогда, когда их нет дома. Помните, что ребенок - зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается вся организация жизни семьи, трудолюбие, духовное богатство и нравственная чистота матери и отца.

Будущее принадлежит только детям! Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей были прекрасными. Любви и взаимопонимания, успехов и счастья вам и вашим детям!

Поощрение и наказание в семье

Поощрение теряет свою воспитательную силу, когда ребенок получает его незаслуженно. Важно учитывать не только конечные результаты его действий, но и, главное, затраченные ребенком усилия, проявленные им трудолюбие и усидчивость. За одни только способности поощрять не стоит. Отмечать одобрением нужно старательность, усердие, прилежание. Именно дети, которым что-то трудно дается, более всего нуждаются в поощрении, одобрении. Кроме того, следует учитывать мотивы того или иного поступка, не были ли они корыстны. Как поощрять детей? Поощрения в семье могут выражаться словесно и в виде наград и подарков.

Словесное поощрение может быть выражено в таком виде: «хорошо», «молодец» и т.п. Приветливо улыбнитесь, кивните головой, погладьте по голове и ребенок почувствует, как вы довольны его трудом или поведением.

Другая форма благодарности - подарок. Дети должны чувствовать внимание к себе, заботу родителей. Но эти отношения не должны измеряться суммой, заплаченной за подарок или числом подарков. Дорогие вещи постепенно развивают зазнайство, мещанские взгляды на жизнь. Дарить следует вещи с учетом действительных потребностей, способствующие умственному и физическому развитию.

Спорным является и вопрос о деньгах. Должны ли дети иметь личные деньги? Если да, то какие? Да, должны! Но примерно с 10-12 лет. А этому должна предшествовать подготовительная работа. Ребенка нужно знакомить с материальным положением семьи. Необходимо, чтобы он знал, что деньги - это оплата труда родителей, что они расходуются не только по желанию, но и исходя из нужд всей семьи. Небольшие поручения-покупки позволяют ребенку реально соизмерять свои желания и интересы, возможности семьи. Когда родители почувствуют, что ребенок научился сдерживать некоторые свои желания, «личные» деньги давать ему можно и нужно. Вопрос лишь - сколько? Нельзя давать денег столько, сколько попросят. Но если у ребенка не будет необходимых ему денег на мелкие расходы, это может подтолкнуть его добыть их другими, возможно незаконными путями.

В некоторых семьях детей поощряют мало или совсем не поощряют. Родители стараются воздействовать на них строгостью, наказаниями. А всегда ли нужно детей наказывать? Нельзя ли вообще обойтись без наказаний?

Семейная педагогика недвусмысленно рекомендует не оставлять без внимания ни одного проступка ребенка. Безнаказанность может привести к тому, что отдельные проступки ребенка со временем могут превратиться в систему его поведения. Разумная система наказаний необходима. Она помогает формированию характера, воспитывают чувство ответственности, тренирует волю, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Однако это не значит, что за каждым, даже незначительным, проступком должно следовать взыскание, наказание. Наказание оказывает воспитательное влияние лишь, когда оно не превращается в повседневность, когда оно соответствует степени вины, когда оно своевременно. Наказание не должно применяться в пылу раздражения, без учета объяснений ребенка и всех обстоятельств, сопутствующих проступку.

Какие же меры наказания допустимы в семейном воспитании? В каждом отдельном случае мера наказания должна быть своя, наиболее целесообразная. В одном случае это может быть замечание, выражение неудовольствия, выговор. В другом - лишение права на развлечение, награду, удовольствие (театр, кино, компьютер и т.п.). А может быть, и комплекс мер в их разумном сочетании. Однако не следует превращать одно и то же наказание в систему, их нужно разнообразить по форме. Наказывать следует только за определенный проступок, а не за плохое поведение вообще. Не нужно напоминать ребенку о его плохих поступках и о том, как он был наказан за них в прошлый раз. Это вызывает ожесточение ребенка, приводит к упрямству как форме самозащиты, стремлению все делать назло.

Всегда, в любой ситуации уважайте в ребенке личность. Даже наказывая его за какой-то проступок, проявляйте тактичность и сдержанность.


© 2010-2022