Разработка классного часа Как остаться личностью в коллективе

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка классного часа Как остаться личностью в коллективеКлассный час «Как остаться личностью в коллективе»

Цели:

  • углубление понятия «человек - личность»;

  • воспитание лучших человеческих качеств;

  • формирование стремления к самопознанию, погружение в свой внутренний мир и ориентация в нем;

  • формирование возможностей распознавать собственные личностные качества и качества других людей.

Ход классного часа:

Учитель: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о том, что такое «личность», коллектив и как остаться личностью в коллективе.(СЛАЙД).Представьте себе ночное небо. (СЛАЙД) Когда на небе нет туч, на нем становятся видны звезды. Много звезд. Миллиарды звезд. Они светят, призывно манят к себе. Но звезды есть не только на небе. На земле их тоже много и каждая излучает свое тепло и свет. Имею в виду человека , как личность. Предлагаю начать наш разговор с определения: что же такое личность?

Обратимся к видеофрагменту. (3м 49с)

Личностью не рождаются, личностью становятся. Человек не может развиваться без других людей, без окружения. Вы могли бы обойтись без коллектива 1 день? Неделю? Месяц? Год? Вообще ? А для чего нам нужен коллектив? (Ответы детей)

В коллективе мы общаемся, развиваемся, проявляем свою активность. Наша жизнь-это постоянное хождение по коллективам.

Скажите, как расширяется круг общения ребенка от рождения до того момента , как он вырастет. С кем он находится во взаимодействии?

  • До 1 года - его круг общения составляют «мама-папа»;

  • В 1- 3 года - семейное сообщество расширяется другими родственниками;

  • 3 - 7 лет - детсадовский возраст - ребенок развивается в группе однолеток;

  • 7-11 лет - учебная группа - класс начальной школы;

  • 11-17 лет - участие в нескольких различных группах (класс, кружок, друзья, взрослые);

Итак наши коллективы :семья, класс, коллективы творческих кружков, секций, дружеские компании. А что получает от этих коллективов человек? ( знания, опыт, любовь, уважение, признание) А что личность этим людям? (то же самое) .

А какое влияние оказывает коллектив на формирование и развитие личности?

Я хочу вам рассказать шуточную притчу о коллективности.(слайд)

Клетка. В ней пять обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, вы открываете кран и из шланга поливают ВСЕХ обезьян очень холодной водой.
Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Опять те же действия с ледяной водой.

Третья обезьяна, испытывая сильный голод, пытается достать банан, но остальные хватают её, не желая холодного душа. А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените её новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она увидела злые морды остальных обезьян атакующих её. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки ещё одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали её, причем и та, которую заменили первой (да ещё с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придёте к ситуации, когда в клетке окажутся пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.
Почему?

ПОТОМУ, ЧТО ТУТ ТАК ЗАВЕДЕНО !!!

В каждом коллективе есть свои традиции, нормы поведения, с которыми надо считаться. Время, когда каждый сам по себе уже прошло. Наши действия получают от коллектива оценку.

В коллективе мы самоутверждаемся, самовыражаемся. Да и личности в коллективе тоже бывают разные: самостоятельные ( имеют собственную позицию)

Гибкие( подбирают стиль поведения )

Пассивные (конформистные) не имеют собственного мнения.

Индивидуальная работа«Познай самого себя, и ты познаешь мир», - твердят мудрецы всех тысячелетий, всех времен и народов. Спросите и вы себя: «Что я за личность?». (СЛАЙД )

«Какой я?», «Где моё место в обществе?». Сейчас каждый из вас подумает и запишет 2-3 качества характера, которые вам нравятся в себе.

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

Рефлексия- Просто ли было определить свои достоинства?
- Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
Дискуссия

- Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

Ответы детей

- По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я назову вам эти черты. Это - бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость. Попробуйте дать определение каждому из этих понятий. Я предлагаю вам выполнить следующее задание - соотнесите понятие и его определение. (Слайд)

Разработка классного часа Как остаться личностью в коллективе

Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, то мы бы жили в идеальном мире.

Чтобы человеку было комфортно в коллективе, должны быть правила общения, свои законы.

Закон правды

Запомни! Правда нужна не только для тебя, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

Закон добра

Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

Закон заботы

Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, потребностях, нуждах!

Закон уважения

Хочешь чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других

Закон смелости

Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

Закон чести Закон чести. Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве

3акон милосердия. Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

Упражнение-игра «Социометрический опрос»

Позволяет выявить и оценить картину личностных отношений и распределения ролей в группе.

Задание. Представьте себе воображаемую ситуацию: весь существующий класс распускается и формируется новый - на основе желаний. Каждый должен предложить одноклассников (не более трех), которых вы хотели видеть в составе новой группы. Ответ на этот вопрос все учащиеся дают в письменном виде, перечисляя в порядке предпочтения тех, кого они выбирают.

Обработка результатов состоит в определении числа выборов, которые получит каждый из участников. Результаты надо сделать анонимными и каждый узнает только то, как к нему относится группа и что представляет вся группа как коллектив.

Давайте посмотрим ролик о человеке, родившемся инвалидом, без рук и ног, но и в итоге он не только смог получить всемирное признание, но и стал дарить людям любовь, веру, надежду, счастье.Он проделал большой путь работы над собой, чтобы стать Личностью. Это Ник Вуйчич. (видеоролик: «Нет, ни рук, ни ног, нет проблем.», видеоролик: « Ник Вуйчич дарит надежду)
Учащимся предлагается подумать и ответить на вопросы: «Как он добился того, что его имя стало известно всем в мире?», «Можем ли мы назвать его успешной личностью? Почему?»

Ролики.

Дискуссия с детьми:«Как он добился того, что его имя стало известно всем в мире?», «Можем ли мы назвать его успешной личностью? Почему?» Поделитесь мыслями, как стать успешным?

Закончить наш разговор я хочу обращением к вам, дорогие ребята.

Чтобы сказать самому себе: «Я - личность», мало собственного признания. Надо, чтобы это признание сделали люди, которые тебя окружают. Никогда не забывайте, что личность - это звезда, которая призвана светить. (СЛАЙД )

-Кто воздвигнет тебя к небесам?

-Только сам.

-Кто низвергнет тебя с высоты?

-Только ты.

-Где куются ключи к твоей горькой судьбе?

-Лишь в тебе.

-Чем расплатишься ты за проигранный бой?

-Лишь собой!

Подведение итога

Быть и оставаться личностью в коллективе - это значит………

-

-

( возможные варианты ответов: быть ответственным, инициативным, настойчивым; вести себя достойно; иметь честь и совесть; быть справедливым; быть в ладу с окружающими; помогать другим; быть уважаемым человеком и т.д.)

2) Памятка (каждому ученику).

Дорогой друг!

Всегда и везде помни об основных нормах нравственности!

Обязанности человека делятся на 4 рода:

обязанности перед самим собой,

перед семьёй,

перед государством, перед другими людьми вообще.

(Гегель)

1.Ты живёшь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твоё желание отражается на окружающих тебя людей. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что тебе можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай всё так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.

2.Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди дают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3.Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. Народ учит: кто не работает, тот не ест. Навсегда запомни эту заповедь. Учение - твой первый труд. Идя в школу, ты идёшь на работу.

4.Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищам в беде. Не причиняй людям зла, уважай и родителей - они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5.Не будь равнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримирим к тому, кто стремится жить за счёт других людей, причиняя зло другим людям.

6.Люби людей, если хочешь, чтобы люди тебя любили.




© 2010-2022