Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно – нравственного воспитания младших школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Бичевая

Муниципального района имени Лазо Хабаровского края















Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно - нравственного воспитания младших школьников.









Козлова Марина Ивановна,

учитель начальных классов, заместитель директора по ВР

МБОУ СОШ с. Бичевая


2015г.


Взаимодействие семьи и школы в процессе духовно - нравственного воспитания младших школьников.

Свое выступление я хотела бы начать с притчи.

Это произошло давным - давно. В одном городе жил мудрец. Все люди города обращались к нему с вопросами, на все он давал свой мудрый ответ. Как-то один человек решил перехитрить мудреца. Поймал он бабочку, легко зажал ее в свой кулак и пошел к мудрецу. Думает: «Спрошу я: какая у меня в руке бабочка - живая или мертвая? Если мудрец, скажет, что живая, то я зажму сильнее кулак, придавлю ее и покажу, что вот, мол, мертвая. А если мудрец скажет, что мертвая, то выпущу ее, пусть летит». Так и сделал: поймал человек бабочку и пошел к мудрецу. Пришел и говорит: «Мудрец, ты у нас все знаешь, тогда скажи, живая у меня в руке бабочка или мертвая?» Мудрец подумал и сказал: «Все в твоих руках».

Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас, забывших, откуда мы родом. Именно детский, жизненный опыт эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делает нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки и их поступков, объяснения их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них отражения наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к своему ребенку, чтобы проверить, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Любовь, Справедливость, Доброта, Понимание.

31-й год я работаю в школе учителем начальных классов. Общаясь с коллективом детей, считаю, что главное в работе классного коллектива - воспитать духовно-нравственного человека. Формирование нравственности начинается с малого возраста - в семье, в группе детского сада, в стенах школы. И мы, взрослые, родители, учителя ответственны за то, каким человеком выйдет в жизнь каждый ребенок. Подтверждают эту мысль замечательные слова В.А Сухомлинского: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний ребенок».

Народная мудрость гласит: «Воспитывать ребенка надо пока он лежит поперек лавки».

Поэтому именно в семье закладываются основы воспитания. Родители - главный авторитет, пример для подражания у ребенка. Все слова и поступки учителя не принесут желаемого результата, если родители не будут принимать участия в жизни ребенка. По данным многочисленных социологических опросов около 8 % педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в ней не воспитывается. В то же время родители не очень радужно оценивают действия педагогов. Некоторые родители считают своей обязанностью одеть и накормить ребенка, а все остальное за них сделает школа. К сожалению, в современном мире, когда родители «слишком заняты», это не такая редкость. Попав в ножницы между школой и семьей, дети вынуждены приспосабливаться. Принимая детей в 1 класс, учитель должен провести работу с родителями, объяснив им необходимость плотного сотрудничества со школой. Возможно, что учителю придется в первую очередь воспитывать родителей. Чем серьезнее они будут подходить ко всем вопросам школьной жизни своего ребенка, тем больших результатов достигнет каждый ученик и весь класс в целом. Учитель должен не только давать советы и рекомендации по воспитанию, но и предупреждать возможные ошибки.

Задача каждого классного руководителя - стать для родителей помощником и советчиком в вопросах воспитания, создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра и взаимопомощи. Это особенно важно в начальной школе, когда ребенок только начинает обучение в школе. Учителю проще работать с теми родителями, у которых в школу идет первый ребенок. В этом случае они еще не имеют опыта в воспитании школьника, прислушиваются к рекомендациям учителя, легко идут на контакт, принимают активное участие в жизни не только своего ребенка, но и всего класса. Однако, и на плечи учителя ложится важная задача - таким образом организовать работу с родителями, чтобы посещение школы стало для них не тяжелым бременем, а полезной необходимостью.

Чем больше уделяют родители времени своему ребенку, тем больше у них шансов получить любовь и заботу от взрослых детей. В своей любви к ребенку родители порой не обращают внимания на человеческие качества своего малыша. Защиту своего ребенка они ставят на первое место, не обращая внимание на то, прав ребенок или нет. Иногда напротив, родители совершенно отстраняются от проблем своего ребенка и не принимают активного участия в его жизни. Главным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. В планировании воспитательной работы, я стараюсь уделять больше внимания участию самих родителей класса во всех мероприятиях. Родителей младших школьников легче привлечь к совместному посещению театров, выставок, музеев.

В своей работе я использую разные формы сотрудничества с родителями, направленные на духовно-нравственное воспитание:

  1. Родительское собрание.

Проводится 1 раз в четверть обязательно и при необходимости дополнительно 1-2 собрания. Все собрания можно разделить на группы:

  • организационные (при зарождении класса 1кл., при переходе на новую ступень обучения -5кл.)

  • тематические (выбор темы зависит от возраста учащихся, от актуальности темы)

  • текущие (решение вопросов успеваемости, воспитательной работы, благоустройство класса и др.)

  • итоговые (подведение итогов класса по различным направлениям за определенный промежуток времени)

Работа родительского комитета.

В его состав входят наиболее активные родители, способные помочь учителю в организации учебно-воспитательного процесса, в решении хозяйственно - бытовых вопросов. Родители занимаются закупкой подарков к праздникам, принимают активное участие в привлечении всех родителей к участию в жизни класса и школы.

3. Внеурочная деятельность

Любой, увлеченный родитель, может организовать помощь в организации мероприятия («Праздник Осени», выставка «Дары Осени», шоу - программа «Битва хоров». Родители, умеющие шить, помогают в шитье костюмов.

4. Поход в лес.

Однодневный поход в лес в начале и конце учебного года стал традиционным во многих классах. Родители не только сопровождают детей, но и организуют привал, следят за соблюдением основных правил поведения в лесу, организуют конкурсы.

Это мероприятие дети ждут с нетерпением, заранее обсуждают, как оно пройдет. Поход в лес имеет большое воспитательное значение. Прежде всего: приобщение к природе, бережное к ней отношение, умение слышать «голос природы». В походе воспитывается чувство товарищества: дети помогают друг другу нести сумки, следят за отстающими, делятся сухим пайком во время привала. Развивается умение общаться со взрослыми в неформальной обстановке.

5. Заочные конкурсы.

Многие родители из-за занятости не могут часто посещать школу, не все соглашаются принять участие, в каком - либо мероприятии. Заочные конкурсы вовлекают в работу всех, дают детям возможность равняться на родителей. Родители принимают участие в школьной жизни ребенка, не выходя из дома. Передать эмоции детей, когда они приносят работы своих близких, просто невозможно. Они смотрят работы других, сравнивают, дают оценку, обсуждают дома с родителями.

6. Родительские конференции

Родительская конференция является такой формой взаимодействия, при которой обсуждение нравственных, общечеловеческих, социальных и других проблем сближает семью и школу и не позволяет взрослым оставаться равнодушными к будущему нашего общества.

На такие конференции приглашаются не только представители образовательного учреждения, но и служители церкви. В прошлом году такая конференция прошла на духовно-нравственную тему, на которой рассматривались вопросы о русской культуре и её влияние на формирование нравственности.

7. Исследовательская работа.

В современном образовании, исследования занимают важное место. Уже в начальной школе, мы пробуем, учимся проводить и правильно оформлять проекты, исследовательские работы.

В начальных классах, когда у детей нет достаточного опыта работы по сбору информации, работе с дополнительной литературой, умении оформлять материал, роль родителей велика. Исследовательскую работу можно поручать как отдельным семьям, так и всему классу. Учитель является наставником, руководителем и соавтором работы. Родители помогали детям в поиске информации (библиотеки, Интернет), в подборе экспонатов для выставки, в оформлении выставки фотография «Остановись, мгновенье!», которая сейчас занимает почётное место в школьных коридорах. В прошлом году с помощью родителей мы приняли участие в исследовательской работе, посвящённой 70-летию ВОВ и заняли почётное первое место.

8. Праздники.

Одной из форм реализации преемственных связей педагогов и родителей в духовно- нравственном воспитании школьников являются праздники. Их проведение позволяет родителям и педагогу находить нетрадиционные подходы взаимодействия с детьми. Дети, в свою очередь, смотрят на родителей, как на интересных, творческих людей. Праздник создает особую, доверительную атмосферу. Если в первом случае учитель основную подготовку берет на себя, то во втором учитель только направляет родителей. В конце 4 класса родители уже могут самостоятельно организовать «Прощание с начальной школой».

В каждом классе, есть свои традиционные праздники. Часто родители сами предлагают, какие мероприятия они хотят для своих детей, в чем они могут оказать помощь. Перед каждым праздником, родительский комитет обсуждает детали (чаепитие, оформление класса, призы и т.д.) Учитель и родители сами определяют степень участия в мероприятии каждой стороны. Опыт показывает, что родители могут не только решать организационные вопросы, но и быть активными участниками (артистами, членами жюри и др.)

9. Классные вечера.

При такой форме работы участвуют отдельные семьи. Это может быть конкурс «Читающая семья», спортивное мероприятие «Мама, папа, я - спортивная семья». Отличие этих мероприятий в том, что участвуют непременно оба родителя. К сожалению, папы очень редко посещают школу по собственной инициативе. Их необходимо настроить, заинтересовать в мероприятии. Участие старших членов семьи, бабушек и дедушек, так же приветствуется («Бал поколений», «Любимые бабушки наши», «Я хочу быть похожим на дедушку» и др.) Такие мероприятия тоже имеют большое воспитательное значение, прежде всего - связь поколений.

10. День открытых дверей.

Такое название носит символический характер, так как двери школы всегда открыты для учеников и родителей. Но все же, родители чаще всего бывают участниками внеклассных мероприятий, являются помощниками учителя в воспитательной работе. Однако, есть родители, которые высказывают свое желание увидеть как ребенок работает на уроке. «День открытых дверей» дает возможность родителям посетить уроки в течение дня. Этот день не требует от учителя большой подготовки. Нужно лишь согласовать этот вопрос с администрацией школы, приготовить места для гостей и оповестить родителей с помощью приглашения. Из практики могу сказать, что далеко не все родители приходят в этот день в школу: кто-то занят на работе, кто-то не испытывает в этом необходимости. Дети в такой день стараются показать себя с лучшей стороны. Такая работа позволяет родителям увидеть образовательный процесс изнутри.

11.Участие родителей в благотворительных акциях.

Родители в моих классах всегда принимают активное участие в жизни классного коллектива. С удовольствием участвуют и сами предлагают поучаствовать в благотворительных акциях: акция «Ветеран живёт рядом», целевой аудиторией которой являются труженики тыла, участники ВОВ, акция «Помоги собраться в школу», акция «Спеши творить добро» (сбор денежных средств на лечение детей с ограниченными возможностями) и т. д.

В своей практике я сталкивалась с такими случаями, когда родители полностью абстрагируются от школьной жизни ребенка, но это единичные случаи. В любом родительском коллективе есть «костяк», те на кого можно положиться, именно они должны привлечь всех остальных родителей.

На территории нашего поселения наши дети имеют возможность посещать воскресную школу, где детей вводят в мир национальной русской культуры и искусства, рассказывают об истории Отечества, формируют у детей национально-патриотические чувства. Дети постигают красоту Божьего мира через музыку, изобразительное искусство и театр. Ребята знакомятся также с церковными праздниками, основами православного богослужения, параллельно постигая многовековые традиции Русской Православной Церкви. Воспитанники воскресной школы с радостью принимают участие в подготовке к большим церковным праздникам, участвуют в спектаклях и концертах на Рождество и Пасху.

Совместно с воскресной школой дети и родители выезжали в г. Хабаровск на экскурсию, принимали участие в соревнованиях с воскресной школой г. Хабаровска.

Таким образом, семья и школа - это два звена в одной цепи. Их общая задача: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности.

(по окончании выступления включить видео ролик «Вместе дружная семья»)

© 2010-2022