Проект по окружающему миру на тему

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, при...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя образовательная школа № 51

Г. Томск


ПРОЕКТ


« Моя Родина - Сибирь»


Разработчик:

Гиль Елена Геннадьевна

учитель начальных классов






2010-2011






Не навреди, человек, ни березе, ни морю,

влажной тропинке и птице, летящей во тьму.

Вместе со всею немыслимой мощью

не навреди ненароком себе самому.


Не обольщайся цифирью немедленных выгод,

реки корежить и горы срывать погоди.

Вместо того чтоб, не думая, что-то воздвигнуть,

лучше остынь и подумай, не навреди…

Р. Рождественский

Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования. В современном обществе прослеживается явное противоречие между позитивными установками и реальным уровнем экологического воспитания личности. Поэтому в начальной школе идет процесс поиска новых подходов для формирования экологической культуры младших школьников.

Действенность любых мер по спасению природы определяется поведением людей, их отношением к окружающей среде, природе. А основы этого отношения закладываются в детстве, «поэтому дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального внимания и педагогов, и психологов, занимающихся проблемами экологического образования и воспитания» (С. Д. Дерябо).

Обостренные эмоциональность и чувственность младших школьников создают особые предпосылки для проявления интереса к самому себе, окружающим людям, к своему здоровью, природе, что создает определенные условия для эффективного экологического образования на этом возрастном этапе.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.

В качестве основных структурных компонентов экологического образования выделяются:

- экологическая образованность, или система экологических знаний;

- экологическое сознание, мышление, мировоззрение, экологические отношения, система ценностей, культура чувств;

- культура экологически оправданного поведения.

Проект по окружающему миру на тему

Система ведущих идей
экологического обучения и воспитания

Проект по окружающему миру на тему



Проект «Моя Родина-Сибирь» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической, по функциональному предназначению - учебно-познавательной, по форме организации - групповой, по времени - краткосрочной.

Биология - наука о живой природе. А изучать живое очень трудно, но и интересно.

Содержание проекта «Моя Родина-Сибирь» позволяет ребенку в содружестве с учителем познавать мир живой природы, себя, закономерности развития органического мира. Проблемы природы - это проблемы и человека. Поэтому обучение на занятиях проходит под девизом: «Живя в мире, будь его полноценной частью»

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки младших школьников должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

На современном этапе идеи экологического образования активно внедряются в практику обучения и воспитания начальной школы.

Существует много вариантов факультативных курсов по экологии. Новизна этого подхода заключается в том, что возникла необходимость в ведении курса со 2-го по 4-й класс в связи:

  • с актуальностью экологического образования и воспитания в начальной школе;

  • с проявлением большого интереса к данным проблемам учащимися начальных классов;

  • с необходимостью систематизации, углубления экологических знаний.

Содержание программы факультатива основано на краеведческом материале, более близком учащимся; это помогает понять детям, что экологические проблемы существуют не там, далеко от нас, а здесь - рядом. И уже сейчас мы можем охранять природу, экономя воду, энергию и т. д.

Проект по окружающему миру на тему


Экологическое образование и воспитание может осуществляться по следующим направлениям:

- базовое образование: курс «Мир вокруг нас» (автор - А. А. Плешаков) и использование межпредметных связей;

- базовое образование дополняется авторской программой факультативного курса «Экология и краеведение», разработанной А. А. Плешаковым для 1-4 классов;

  • разработка и реализация экологических проектов;

  • организация внеклассной работы по экологии;

  • вовлечение в практическую деятельность по взаимодействию с природными объектами;

  • организация экологической работы в школьном летнем лагере;

  • организация пропедевтических экологических мероприятий для дошкольников;

  • организация работы по популяризации здорового образа жизни среди детей и родителей.

Для достижения лучших результатов по программе курса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» используются разнообразные формы проведения уроков: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-КВН и др.

Краеведческий и экологический материал включается в содержание почти всех предметов, изучаемых в начальной школе.

Русский язык:

- использование текстов из произведений местных авторов для списывания, изложений, диктантов;

- сочинения на темы: «Что меня удивило на экскурсии», «Мой город в будущем», «Могу ли я помочь природе» и др.;

- сочинения сказок, например: «О чем шепчет березка», «Подслушанный разговор животных» и др.

Чтение, внеклассное чтение:

-- конкурсы чтецов стихов о природе родного края

- чтение и обсуждение книг о родном крае;

- чтение рассказов и стихов местных писателей;

- знакомство с русскими поэтами.

Математика:

- решение и составление задач экологического содержания, использование цифровых данных о родном крае.

ИЗО:

- знакомство с картинами И. Левитана, И. Шишкина и др.;

- знакомство с произведениями художников, родиной которых является область (край);

- знакомство с произведениями современных художников проживающих на территории области (края).

Трудовое обучение:

- работа с природным материалом;

- использование ненужной упаковки, старых вещей для поделок.

Программа проекта «Моя Родина-Сибирь» предполагает расширение и углубление знаний курса «Окружающий мир», экологических знаний, знакомство с краеведческим материалом и изучение истории, природы, культуры данной области.

При реализации программы используются различные формы проведения занятий. Главное - как можно больше использовать формы, отличающиеся от классно-урочной системы занятий. Это могут быть экскурсии, занятия в парке, на поляне, на «экологической тропе», в школьном живом уголке и в зимнем саду, практические занятия по уходу за растениями, приготовление «витаминной пищи», экологический тренинг по укреплению здоровья и др.

Проект по окружающему миру на тему

Экологическое воспитание должно обеспечить личности потребность собственного здоровья. Так как проблема здоровьесбережения школьников очень актуальна, в систему работы включен «Экологический лекторий для учеников и родителей».

Работа лектория предполагает:

- занятия факультатива;

- включение в уроки здоровьесберегающих материалов;

- лекции на родительских собраниях;

- индивидуальные беседы с родителями.

Темы лектория охватывают взаимосвязанные компоненты здоровья:

- физический;

- психоэмоциональный;

- социальный;

- личностный;

- духовно-нравственный.

Лекторий в основном предполагает информационные формы проведения занятий, но в работу включаются и оздоровительные мероприятия:

- физкультурные паузы;

- физкультурные минутки:

а) оздоровительные (гимнастика для глаз, гимнастика для пальцев, танцевальные);

б) когнитивные (дидактические игры с движениями, развивающие игры);

в) креативные (оригинальные движения, пантомимическая гимнастика).

Работа по здоровьесбережению осуществляется совместными усилиями педагогов, детей, родителей, медработников. Главная цель этой работы - формирование культуры здоровья, которая является частью экологического мировоззрения, экологической культуры, создание условий сопричастности к решению экологических проблем, расширение экологических знаний учащихся.

Проект по окружающему миру на тему Проект по окружающему миру на тему


Внеклассная работа по экологии продолжает, дополняет процесс обучения, закрепляет полученные экологические знания, умения, навыки. Внеклассная работа помогает более широко приобщать ребенка к природе, дает больше возможностей для практической деятельности.

Проект по окружающему миру на темуПроект по окружающему миру на тему

В процессе этой работы проводятся:

  • участие в городской программе « Моя Родина-Сибирь»

  • экскурсии в музей, центр ИЗО, на станцию юннатов;

  • экскурсии по городу, поездки в другие города и по историческим местам области (края);

  • экскурсии по охраняемым территориям области (края);

  • декады по природоведению;

  • олимпиады;

  • конкурсы стихов о природе;

  • турниры эрудитов;

  • выставки рисунков и творческих работ;

  • праздники (День птиц, День Земли и др.).

Особая форма работы - «Экологический театр». Темы спектаклей: «Лесной огород», «Сказка весеннего леса», «Волшебница-осень» и др.

Проект по окружающему миру на тему



Проект по окружающему миру на тему



Практическая деятельность учащихся.

Это посадка деревьев, озеленение класса, школьных коридоров, школьного двора, уборка территории, сбор макулатуры.



Проект по окружающему миру на тему

В процесс воспитательной работы включаются мероприятия, посвященные знаменательным датам, событиям. Особое внимание уделяется патриотическому и гражданскому воспитанию младших школьников. Проводятся классные часы и беседы на темы:

- «Наши знатные земляки».

- «Наш город в годы Великой Отечественной войны» и др.

Планируемый результат реализации проекта

Свободная творческая личность, осознающая ответственность по отношению к среде своего обитания - к нашему общему дому, обладающая знаниями экологической культуры, соблюдающая нравственные и правовые принципы природопользования, ведущая активную природоохранительную деятельность,

Портрет выпускника:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • владеющий начальными сведениями об экологии;

  • любящий свой город, свой край и свою Родину;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • имеющий представления о красоте родной природы;

  • понимающий ответственность каждого человека за сохранность нашей планеты;

  • обладающий первичным навыкам охраны и защиты родной природы.

Проект по окружающему миру на тему


Задачи проекта

«Моя Родина-Сибирь»

  • Обеспечение более разнообразной деятельности по накоплению опыта общения с природой, социумом;

  • разнообразие форм работы по экологическому воспитанию, повышение материально-технического уровня учебно-воспитательного процесса;

  • изучение истории своего края, его природы, культуры, народных промыслов и этнографических особенностей;

  • внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения. Разработка материала для работы
    с родителями.

Проект по окружающему миру на тему

Цели проекта

«Моя Родина -Сибирь»

  • Расширение экологических знаний;

  • развитие экологического сознания, мышления, мировоззрения;

  • развитие потребностей гармоничного общения с природой;

  • воспитание эстетического отношения к природе;

  • воспитание устойчивого интереса к истории и экологическим проблемам родного края;

  • воспитание потребности поддерживать экологическое здоровье личности.

Проект по окружающему миру на тему

Чтобы добиться наилучшего результата для достижения поставленных целей необходимо использование системы работы четырех взаимосвязанных компонентов: познавательного, ценностного, нормативного, деятельностного. Эти компоненты являются ядром экологического образования. Необходимы и дидактические принципы:

  • гуманизации;

  • культуросообразности;

  • природосообразности;

  • интеграции;

  • системности и целостности;

  • обратной связи.

Необходимым условием становления экологической культуры является связь экологического обучения и воспитания. Она осуществляется за счет системы ведущих идей.

Мониторинг отслеживания результатов.

Отслеживание результатов проводится в 4 направлениях, что соответствует 4 компонентам экологического образования.

1. Познавательный.

Уровень сформированности данного компонента у учащихся выявляется с помощью контрольных работ и тестов, позволяющих определить глубину знаний о родном крае.

Текст контрольной работы можно найти в тетрадях «Проверь себя» (А. А. Плешаков) или составить его самостоятельно.

2. Ценностный.

Уровень сформированности этого компонента экологического образования отслеживается с помощью творческой работы (сочинение). Учитель предлагает детям темы на выбор: «Человек - царь природы?», «Что дает человеку природа?»

3. Нормативный.

Учащимся предлагается заполнить анкету следующего содержания:

1. Загрязняется ли почва в нашем городе (области )?

2. Принимаешь ли ты участие в сохранении почвы? Как?

3. Ты с друзьями приехал на пикник на берег реки. Каковы ваши действия?

4. Придумай запрещающие и разрешающие знаки, связанные с поведением человека у воды.

5. Напиши памятку туристам «Как надо вести себя в лесу».

6. Если бы ты был составителем Красной книги, то кого бы нарисовал на ее страницах?

7. Что ты можешь сделать для сохранения птиц и животных?

4. Деятельностный.

Это самый сложный компонент экологического образования для диагностирования, поэтому используется собственно-эмпирический метод исследования - наблюдение.

Если в 1-2 классах практическую деятельность учащихся направляет учитель, то к концу 3 класса и в 4 классе учащиеся проявляют самостоятельность при осуществлении общественно-полезной практической деятельности экологического характера.

На оборудованном стенде «Панорама добрых дел» отображается практическая деятельность детей. Это участие в поддержании чистоты школьной территории и территории дворов, где живут дети, озеленение класса и школьных коридоров, подкормка птиц и изготовление кормушек, уход за деревьями и кустарниками школьного двора, привлечение внимания к экологическим проблемам своих сверстников, например постановка спектакля «Если природу не будем беречь...»



Направления видов деятельности:

  • просветителькое

  • гражданско - патриотическое

  • организация работы по формированию здорового образа жизни

  • эколого трудовое

Формы деятельности:

  • экскурсия

  • исследование

  • фото- и видеоозарисовки

  • интервьюирование

  • презентация

  • публичное выступление

  • беседы

  • участие в конкурсах

  • трудовые дела

  • спортивные соревнования

  • викторины

  • КВН

  • игры- путешествия

  • мини-сочинения

  • живая газета

  • устный журнал

  • самостоятельная работа с дополнительными источниками информации

  • наблюдение

  • ведение экологического дневника

Сроки реализации программы

2010-2015 годы

Проект по окружающему миру на тему

Формы работы



  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников;

  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы;

  • групповой - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование обучающихся на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Распределение материала по темам

Главное назначение излагаемой на каждом занятии информации состоит в том, чтобы вызвать интерес учащихся, заставить их задуматься о своём образе жизни, пробудить желание активно защищать окружающую среду. Наряду с теоретическими знаниями младшие школьники получат практические умения и навыки, а приобретаться они будут в процессе трудовой деятельности ребят. Практические действия каждого в защиту природы необходимы ещё и потому, что дорогим и любимым становится то, во что вложен личный труд.

1-2 классЫ

Выясняем что такое «экология и краеведение».

 Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

 Краеведение - изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

 Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.

 Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

 Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение.

 Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны (изучение «Красной книги»).

Изучаем способы охраны природы.

 Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны (знакомство с 3-4 конкретными заповедниками).

Выясняем роль неживой природы в жизни живого.

 Солнце как источник тепла и света для живых существ.

 Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.

Выявляем связь между состоянием природы и здоровья человека.

Пути попадания вредных веществ в организм человека (с водой, с пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Практические занятия.

 Уход за парковой зоной школы.

 Конкурсы поделок из природного материала, бытовых отходов.

 Высадка и уход за растениями на пришкольном участке.

 Изготовление кормушек для птиц.

1. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

 Экологические беседы (возможная тематика):

1. Мы - друзья природы.

2. Жалеть надо уметь.

3. Удивительное рядом.

4. Наш друг - лес.

5. Тайны бионики.

6. Звери и птицы зимой.

7. Зеленая аптека.

8. Где живут наши меньшие братья?

9. Как мы помогаем природе?!

10. Растения под нашей защитой.

11. О тех, кого мы не любим.

12. О культуре поведения в природе.

13. Природа - наш дом.

14. Учитесь доброте.

15. Птицы - наши друзья.

16. Природа и искусство.

  • Турнир-викторина «Охраняемые растения Солнечногорска»;

  • Конкурс загадок о природе;

  • КТД «Мой маленький друг» (о животных, содержащихся дома и в живых уголках);

  • Круглый стол «Наш помощник - книга» (знакомство детей с книгами о природе и биологическими журналами);

  • Проигрывание экологических ситуаций. Музей природы на столе. «Зоопарк» на столе. Экологические игры: «Тайны лесной тропинки», «Робинзоны», «Птичья столовая», «Сбор грибов», «По тропе Берендея»;

  • Комплексное мероприятие «Человек - природа - искусство».

  • Фестиваль рисованных фильмов «Экомульт».

  • Экологический КВН.

  • Экскурсии: «Музей природы», «Тропинки, тайны, голоса».

  • Эстафета любимых занятий (уход за растениями, животными, выращивание растений, фотоохота, рыбалка, изготовление поделок из природного материала, сбор марок и открыток о природе и т. п.).

  • Устный журнал «В мире природы».

  • Фенологические наблюдения.

  • Составление и отгадывание ребусов о природе.

  • Игра-путешествие «По заповедным уголкам мира».

2. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.

Участие в выставках «Природа и фантазия». Конкурсы экологического рисунка и плаката. Стихи и сочинения о природе. Выставка «Зимний букет».

3. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ.

КТД «Мастерская Самоделкина» (изготовление кормушек, домиков для птиц). Операция «Первоцвет». Заготовка кормов для птиц. Зимняя подкормка для животных. Операция «Муравейник». Операция «Мой двор - моя забота». Озеленение класса, школы, улицы, двора. Участие в охране памятников природы (изготовление и установка плакатов, табличек, призывов).

4. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов (по произведениям о природе). Праздники Весны, Лета, Осени, Зимы. Праздник Цветов. Праздник птиц. Кукольный экологический театр. Экологический «Театр на столе». Вечер экологической сказки. Утренник «Природа и искусство». Лесной карнавал.

3-4 классЫ

Мир глазами эколога.

 Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греческ. «экос» - дом, «логос» - учение).

 Сущность и значение экологии.

 Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

 Рассматриваем экологические связи на примерах растений и животных родного края.

 Глобальные проблемы экологии.

 Что такое экологическая катастрофа.

 Примеры экологических катастроф.

Мой город.

 Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

 Пути решения экологических проблем своего города.

 Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к роднику, озеленение города).

 Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Птицам наша забота.

 Изучение разнообразия птиц родного края.

 Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

 Составление «Красной книги» исчезающих видов птиц родного края.

 Охрана птиц зимой.

 Практическая деятельность по изготовлению кормушек.

Охрана растений своего региона.

 Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

 Растения, нуждающиеся в защите.

 Особенности их внешнего строения и распространения. Лекарственные растения и их охрана.

 Составление устного журнала «Зелёная книга».

 Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!» (в преддверии новогодних праздников).

Животные, которым угрожает исчезновение.

 Разнообразие животного мира своего региона.

 Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

 Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.

 Немного об охоте и рыбной ловле.

 «Красная книга» животных родного края.

 Заочное путешествие по заповедникам своего края.

Передаём свои знания.

 Изготовление условных знаков, экологических памяток.

 Презентация результатов своей деятельности.

 Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.

Человек в созданной им среде.

 Человек - часть природы.

 Его отношение к окружающей среде.

 Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

 Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

 Экология жилища человека.

 Экология питания.

 Правила личной экологической безопасности.

 Экономика и экология.

 Задачи экологии и две стороны экономики.

 Влияние экономики на экологию.

Подводим итоги работы за год.

 Обобщение основных теоретических знаний, итоги практических дел.

1. БЛОК ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Экологический сбор - «огонек». Разведка экологических бед. Организация экоцентра. Организация экологического общества.

2. БЛОК ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Игра-путешествие «Эколог». Участие в различных экологических конкурсах.Заочное путешествие по заповедным уголкам мира. Экологические игры типа КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?». «Живая газета» - «Экологический вестник». Экологическая викторина (темы или разделы: «Охраняемые растения Солнечногорска», «Заповедные территории», «Редкие и исчезающие животные края», «Предприятия - загрязнители Солнечногорска»). Турнир знатоков житейских премудростей (народных примет, лекарственных растений и др.). «Музей природы» на столе. Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных тайн природы. Конкурс неоконченного рассказа по экологической тематике (в жанре детектива, приключения, сказки, романа). Игры: «Робинзоны», «Лесная аптека», «Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли», Пресс-бой на темы: «охрана природы в нашей и зарубежных странах», «Острые экологические проблемы в мире», «Экология и АЭС», «Искусство и природа», «Молодежь и борьба за чистую Землю». Деловые, ролевые игры. Компьютерные игры. Аукцион экологических знаний. Тематические беседы. Экологические экскурсии. Экологическая тропа (оборудование и проведение экскурсий). Устный экологический журнал. ЭКТД «Экоград» (после посещения: ботанического сада, заповедника, зоопарка, картинной галереи, музей природы). Конкурсы фанпроекта: «Город будущего», «Транспорт будущего», «Человек в подводном мире».

Экскурсии в музеи, в природу, на предприятия. Дискуссии: «Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?», «Нужны ли заповедники?», «Есть ли в природе вредные животные?».

3. БЛОК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ.

Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов. Экологическая агитбригада. Конкурс ораторов в защиту природы. Детские экологические митинги. Выставки филокартические, филателистические, «Природа и фантазия». Конкурсы и выставки рисунков, плакатов. КТД «Полиграфический комбинат» (изготовление для дошкольников книжек-игрушек экологического содержания). Выставки «Зимний букет», «Новогодний букет».

4. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Изготовление гнездовий, домиков, кормушек для птиц. Оборудование экологической тропы. Подкормка птиц и зверей. Рейды «голубых» и «зеленых» патрулей. Экопосты. Разбивка клумб. Фенологические наблюдения. Озеленение классов и улиц. Выявление природных объектов, подлежащих охране. Выявление, охрана и разведение лекарственных растений. Школьный мониторинг (слежение за состоянием воды, воздуха, почвы, растений, животных). Составление экологической карты района, школы. Участие в экологических операциях: « Экологический слёт», «Подснежник», «Первоцвет», «Экоёлка», «Малые реки», «Муравейник», «Родничок», «Птицеград», «Красная тетрадка», «Тропинка», «Зеленый наряд Земли», «Зеленая аптека», «Мой двор - моя забота».

5. БЛОК РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.

Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов. Экологический вечер. Кольцовка песен о природе. Вечер «Человек и природа». Лесной карнавал. Конкурс «Природа и фантазия». Кукольный театр. Конкурсы стихов о природе.

Проект по окружающему миру на тему

Тематическое планирование занятий. 1 класс

Тема

Сроки

Выясняем, что такое «экология и краеведение»

1. Экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.

Сентябрь

2. Краеведение - изучение отдельной местности. Простейшие элементы ориентирования.

3. Связи между природой и человеком.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

1. Экскурсия на природу.

октябрь

2. Учимся видеть и наблюдать.

3. Происхождение названий некоторых видов животных и некоторых видов растений.

4. Дидактическая игра «Природа нужна нам, мы нужны природе».

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение

1. Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны (изучение «Красной книги»).

ноябрь

2. Составление «Красной книги растений Солнечногорска»

Изучаем способы охраны природы

1. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны (в\фрагменты).

декабрь- январь

2. Творческая игра «Живи, ёлочка».

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

1. Солнце как источник тепла и света для живых существ.

февраль- март

2. Экологическая сказка.



Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

1. Пути попадания вредных веществ в организм человека.


апрель


2. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Практические занятия

1. Уход за парковой зоной школы.

май

2. Конкурсы поделок из природного материала, бытовых отходов.

3. Высадка и уход за растениями на пришкольном участке.

4. Изготовление кормушек для птиц.

Тематическое планирование занятий. 2класс

Тема

Сроки

Выясняем, что такое «экология и краеведение»

1. Экология - это наука о связях в природе.

сентябрь

2. Краеведение - изучение отдельных местностей.

3. Простейшие элементы ориентирования.

Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения

1. Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в данной местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания.

октябрь

2. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знания названий рассмотренных растений и животных.

Знакомимся с растениями, которым угрожает исчезновение

1. Местные лекарственные травы. Правила их сбора, употребления. Причины сокращения численности, необходимые меры их охраны. (Изучение «Красной книги».)

ноябрь


2. Продолжение работы по составлению «Красной книги растений Солнечногорска».

Изучаем способы охраны природы

1. Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны (в\фрагменты).


декабрь

2. Творческая игра «Знаток заповедных мест».

Выясняем роль неживой природы в жизни живого

1. Солнце как источник тепла и света для живых существ.

январь

2. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры.

февраль

Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека

1. Влияние вредных веществ на организм человека.

март

2. Конкурс плакатов «Мы в ответе за свое здоровье!»

Практические занятия


1. Уход за парковой зоной школы.

май

2. Конкурсы поделок из природного материала, бытовых отходов.

апрель

3. Высадка и уход за растениями на пришкольном участке.

май

4. Изготовление кормушек для птиц.



Тематическое планирование занятий. 3класс

Тема

Сроки

Мир глазами эколога

1. Экология - наука, изучающая отношения живых организмов с окружающей средой, влияние человека на окружающую среду (греч. «экос» - дом, «логос» - учение).

сентябрь

2. Сущность и значение экологии.

октябрь

3. Простейшие экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

Мой город

1. Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города.

ноябрь

2. Правила поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

декабрь

Птицам наша забота

1. Изучение разнообразия птиц родного края.

январь

2. Составление «Красной книги» исчезающих видов птиц родного края.

3. Охрана птиц зимой.

Охрана растений своего региона

1. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

февраль

2. Растения, нуждающиеся в защите.

Животные, которым угрожает исчезновение

1. Разнообразие животного мира своего региона.

март

2.Особенности их внешнего вида, распространения, поведения.

3. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны.

Передаём свои знания

Изготовление условных знаков, экологических памяток.

апрель

Человек в созданной им среде

1. Человек - часть природы.

апрель



2. Его отношение к окружающей среде.


3. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

4. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье.

Практические занятия

Дополнены материалами блока 2, 3, 4, 5.

май

Тематическое планирование занятий. 4класс

Тема

Сроки

Мир глазами эколога

1. Экологические связи: между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком.

сентябрь

2. Экологические связи на примерах растений и животных Солнечногорской области.

3. Глобальные проблемы экологии.

4. Что такое экологическая катастрофа.

5. Примеры экологических катастроф.

Мой город

1. Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды (экологический десант к озеру, озеленение города).

октябрь

2. Пути решения экологических проблем своего города
(проект).

Птицам наша забота

1. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны.

ноябрь

2. Практическая деятельность по изготовлению кормушек.

Охрана растений своего региона

1. Особенности внешнего строения и распространения растений.

декабрь

2. Лекарственные растения и их охрана.

3. Составление устного журнала «Зелёная книга».

4. Экологическая акция «Не рубите, люди, ёлок!»
(в преддверии новогодних праздников).

Животные, которым угрожает исчезновение

1. Немного об охоте и рыбной ловле.

январь

2. «Красная книга» животных родного края.

3. Заочное путешествие по заповедникам своего края.

Передаём свои знания

1. Презентация результатов своей деятельности.

февраль- март

2. Подготовка и проведение бесед, КВНов экологического содержания для учащихся других классов.

Человек в созданной им среде

1. Экология жилища человека.

апрель

2. Экология питания.

3. Правила личной экологической безопасности.

4. Экономика и экология.

5. Задачи экологии и две стороны экономики.

6. Влияние экономики на экологию

Практические занятия

Дополнены материалами блока 2, 3, 4, 5.

май

Проект по окружающему миру на тему

Циклограмма проводимых мероприятий проекта, характеристика его этапов

Сроки

Направление

Формы деятельности

Первый этап. 1 класс

сентябрь

познавательное

Экологическая беседа «Мы- друзья природы»

эколого- просветительское

Выставка «Природа и фантазия»

организация работы по формированию здорового образа жизни

День здоровья

Беседа «Мой режим дня»

октябрь

эколого- просветительское

Конкурс чтецов о природе

нравственно- экологическое

Сочинение «Мой маленький друг»

трудовое

Озеленение класса «Ухаживаем за растениями в классе»

ноябрь

гражданско- патриотическое

Праздник «День матери»

эколого- просветительское

Выставка рисунков «Природа нашего края»

познавательное

Экологическая беседа «Наш друг- лес»»

организация работы по формированию здорового образа жизни

День здоровья

декабрь

эколого- просветительское

Экологическая игра: «Тайна лесной тропинки»

эколого- просветительское

Выставка «Зимний букет»

трудовое

Изготовление кормушек или домиков для птиц

январь

организация работы по формированию здорового образа жизни

Игры на свежем воздухе «Зимние забавы»

эколого- просветительское

Конкурс знатоков загадок о природе

познавательное

Экологический праздник «Птицы- наши друзья»

февраль

нравственно- экологическое

Посещение музея природы родного края

организация работы по формированию здорового образа жизни

Игры бобра Суперзуба

эколого- просветительское

Операция «Накормим птиц»

март

нравственно- экологическое

Экскурсия в парк города

познавательное

Устный журнал «В мире природы»

трудовое

Озеленение класса «Ухаживаем за растениями в классе»

эколого- просветительское

Конкурс ребусов о природе

апрель

нравственно- экологическое

эколого- просветительское

трудовое

организация работы по формированию здорового образа жизни

Экологический месячник

май

нравственно- экологическое

Праздник сирени

трудовое

Работа на участке

эколого- просветительское

Экскурсия в природу

Второй этап. 2 класс

сентябрь

познавательное

Экскурсия в природу «Жемчужина Солнечногорья»

гражданско- патриотическое

Фотоконкурс «Мое родное Солнечногорье»

октябрь

нравственно- экологическое

эколого- просветительское

трудовое

организация работы по формированию здорового образа жизни

Исследование «Птицы нашего края», сбор данных, интервьюирование, оформление результатов.

Праздник «День защиты животных»

День здоровья

Выставка рисунков «Наши забавные животные»

ноябрь

нравственно- экологическое

эколого- просветительское

трудовое

организация работы по формированию здорового образа жизни

Беседа «Международный день окружающей среды»

Экологическая игра «По тропе Берендея»

Веселые старты «Быстрые, ловкие, смелые»

декабрь

трудовое


«Мастерская Самоделкина» (изготовление домиков для птиц)

нравственно- экологическое


Экологическая викторина «В мире природы»

январь

познавательное

Экологическая беседа « Звери и птицы зимой»

трудовое


Озеленение класса «Ухаживаем за растениями в классе»

февраль-март

нравственно- экологическое

эколого- просветительское

трудовое

организация работы по формированию здорового образа жизни

гражданско- патриотическое

Акция «Поможем нашим птицам»

Праздник «Всемирный день воды»

День здоровья

Фотовыставка «Пейзажи нашего города»

апрель

нравственно- экологическое

эколого- просветительское

трудовое

организация работы по формированию здорового образа жизни

гражданско- патриотическое

Работа на участке

Экологический месячник

май

нравственно- экологическое

Праздник сирени

трудовое

Работа на участке

эколого- просветительское

Круглый стол «Наш помощник- книга»

Третий этап. 3 класс

сентябрь

познавательно-исследовательское гражданско- патриотическое

Творческая работа «Летнее приключение»(на карте России дети обозначают места, в которых побывали летом и рассказывают об отдыхе устно или письменно

организация работы по формированию здорового образа жизни

Спортивный праздник «Пять колец олимпиады»

просветительское

Выставка работ из природного материала

октябрь

познавательно-исследовательское

Праздник «Золотая осень»

эколого- просветительское

Конкурс чтецов «Осенняя пора..»

трудовое

Озеленение класса «Ухаживаем за растениями в классе»

просветительское

Игра «Экспедиция в мир разгаданных и неразгаданных

ноябрь

познавательно-исследовательское

Практическая работа «Где жили мои предки?»

нравственно- экологическое

Игра- путешествие «Эколог»

просветительское

Игра «Что? Где? Когда?»

декабрь

познавательно-исследовательское

Экскурсия в Дарвиновский музей

просветительское

Конкурс чтецов «Зимняя пора…»

организация работы по формированию здорового образа жизни

Викторина «Что такое быть здоровым?»

Сюжетно- ролевая игра по ПДД по стих.С.Михалкова «Упрямый Лягушонок»

январь

нравственно- экологическое

Конкурс работ из природного материала

организация работы по формированию здорового образа жизни

Зимняя полоса препятствий

февраль

трудовое

Акция «Накорми птиц»

нравственно- экологическое

КВН «Лесная аптека»

март -апрель

трудовое

Работа на участке

нравственно- экологическое организация работы по формированию здорового образа жизни

просветительское

Экологический месячник

май

нравственно- экологическое

трудовое

познавательно-исследовательское

Живая газета

Четвертый этап. 4 класс

сентябрь

гражданско- патриотическое

Конкурс творческих работ «Золотая осень»

гражданско- патриотическое познавательно-исследовательское

Акция «Родному городу -наша любовь»

октябрь

познавательно-исследовательское

Игра «Путешествие на машине Времени в прошлое, настоящее и будущее Земли»

трудовое

Участие в субботнике

ноябрь

гражданско- патриотическое познавательно-исследовательское

Конкурс индивидуальных проектов «Чистая вода-источник жизни»

Презентация лучших работ

декабрь

познавательно-исследовательское

Конкурс плакатов «Береги планету»

нравственно- экологическое организация работы по формированию здорового образа жизни

просветительское

Веселые старты Деда Мороза

январь-февраль

гражданско- патриотическое познавательно-исследовательское

трудовое

Выставка рисунков «зимний букет»

День здоровья

Беседа «Что делать с мусором?»

март

все направления

Конкурс газет «Береги свое здоровье»

Конкурс кроссвордов «Человек и его здоровье»

нравственно- экологическое организация работы по формированию здорового образа жизни


Спектакль «Как медведь трубку нашел»

гражданско- патриотическое

Классный час «Истоки»

апрель

все направления

Экологический месячник

май

все направления

Подведение итогов проекта «Экология родного края»

Проект по окружающему миру на тему

ЭКОЛОГО-ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКТОРИЙ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Эколого-валеологический лекторий является одной из форм, используемых в экологическом воспитании учащихся, который направлен на развитие экологических знаний и умений не только у учащихся, но и у их родителей.

Лекции могут проводиться один раз в месяц с учащимися 1-4 классов и их родителями. Каждая лекция может быть разработана с использованием различных игровых форм.

Примерная программа эколого-валеологического лектория

Темы занятий для учащихся

Темы занятий для родителей

1

2

1 класс

Сентябрь

Твое здоровье - что это? Можно ли самому «творить здоровье»?

Сентябрь

Что такое валеология? Зачем нужно знать об этом в современную эпоху?

Октябрь

Твой новый режим дня

Октябрь

Ребенок пошел в школу. Режим дня школьника

Ноябрь

Настроение в школе. Как настроить себя на урок

Ноябрь

С каким настроением ребенок идет

в школу. Мотивация учения

Декабрь

Настроение после школы

Декабрь

Как регулировать настроение ребенка после школы.

Январь

Поведение в школе. Я - ученик

Январь

Здоровье общества, родителя, ребенка. Как относиться к ребенку-школьнику

Февраль

Сменная обувь - зачем она нужна

в школе?

Февраль

Одежда школьника, учебные принадлежности и здоровье

.

Март

Как сделать сон полезным. Сон - лучшее лекарство

Март

Как организовать сон первоклассника. Нужен ли дневной сон?

Апрель

Вредные привычки

Апрель

Курение и здоровье. Экология

и курение в наше время

Май

«Рабочие инструменты человека»
(уход за руками и ногами)

Май

Экологическая проблема сегодняшнего дня - мыть руки как можно чаще

2 класс

Сентябрь

Твое здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение

Сентябрь

Здоровый ребенок - ребенок
со здоровой психикой

Октябрь

Одевайся по погоде

Октябрь

Времена года - одежда - здоровье ребенка. Занятия на воздухе и отношение к ним родителей

Ноябрь

Здоровье и питание

Ноябрь

Осознанный подход к питанию. Экология и питание

Декабрь

Движение - путь к совершенству
(игры дома, в школе, на улице)

Декабрь

Как улучшить показатели двигательной функции. Лыжи и семья

Январь

Инфекция и ее предупреждение

Январь

Предупреждение инфекционных заболеваний

Февраль

Сколько времени можно проводить у телевизора в день

Февраль

Телевизор и дети. Психические расстройства и TV

Март

Дружи с водой!

Март

Вода и здоровье. Закаливание



Апрель

«Тихий вечер». Как организовать вечер в семье

Апрель

Вечер в семье. «Строгие и грубые родители» - как это отражается на здоровье детей

Май

Отдых на природе. Куда выбрасывать мусор?

Май

Отдых на природе. Кого и кто должен воспитывать во время «пикника»

3 класс

Сентябрь

Ты - третьеклассник. Можешь ли

ты сам уже заботиться о своем здоровье?

Сентябрь

Как помочь ребенку адаптироваться к школе после лета. Гимнастика для глаз

Октябрь

Как воздух влияет на здоровье

Октябрь

Экологические проблемы воздуха, которым мы дышим. Что можно сделать?

Ноябрь

Пыль и здоровье. Зачем мы проветриваем класс?

Ноябрь

Экология жилища. Здоровье

и наша квартира

Декабрь

Чистота в твоем доме, на твоем рабочем месте. Чистота и здоровье

Декабрь

Чистый дом. Пыль в доме и наше здоровье. Пыль и дети

Январь

Домашний и школьный ботанический сад

Январь

Цветы в вашем доме

Февраль

Домашний зоопарк

Февраль

Животные дома и их влияние на настроение, воспитание ребенка

Март

Почему нельзя пить воду сразу

из-под крана

Март

Экологические проблемы воды

в городе. Обеззараживание воды



Апрель

Здоровье и цветущие растения

Апрель

Аллергия и цветущие растения. Как себя вести при аллергии у детей

Май

Сохраним природу - сохраним здоровье

Май

Охрана природы - залог здоровья

4 класс

Сентябрь

Следишь ли ты за своей осанкой? Как сидеть красиво при большой нагрузке? А как красиво ходить?

Сентябрь

Режим дня в условиях повышения нагрузки у школьников. Особенности возраста

Октябрь

Хорошее настроение и здоровье. Улыбка - залог успеха и здоровья

Октябрь

Как настроение родителей влияет на здоровье детей. Психологический климат в семье

Ноябрь

Цвет и настроение

Ноябрь

Цветотерапия: одежда, цвет обоев и мебели, ковров

Декабрь

Народные праздники, их традиции и здоровье

Декабрь

Русские традиции и обычаи на зимних праздниках (Новый год, Рождество, Святки)

Январь

Что готовили наши прабабушки

Январь

Блюда русской кухни - залог здоровья

Февраль

Аптека на подоконнике

Февраль

Какие комнатные растения используются для лечения (обмен рецептами)

Март

Витамины рядом с нами (растения, корни растений, используемые в пищу)

Март

Рецепты наших предков из того, что растет рядом



Апрель

Почему нельзя ходить без зонта

в дождь? Как правильно загорать

Апрель

Дождь, загар, озоновый слой

и наше здоровье

Май

Как подготовить себя к школе

2-й ступени (5 класс)

Май

Ребенок идет в 5 класс. Психологическая подготовка детей и родителей к школе 2-й ступени






Проект по окружающему миру на тему






© 2010-2022