Программа школьного лесничества Зелёный дом

Программа детского объединения  "Школьное лесничество" является актуальной, так как предусматривает ознакомление обучающихся с основными направлениями лесного хозяйства и экологии. Основное внимание сосредоточено на подготовку из числа обучающихся будущих кадров лесного хозяйства, с использованием имеющегося опыта и вековых российских традиций. При разработке программы учитывалось, что работа школьников по охране леса - одна из основных для сельских школ, расположенных в лесной зоне. Новизна про...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

ВИД:

НАЗВАНИЕ УЧЕБНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ:

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПАЗОН

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

т

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ: УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:

Модифицированная

'Школьное лесничество"

Короткова Галина Олеговна

Естествознание, словесность

Два года

7-10 класс, групповые, подгруппа, индивидуальная

практическая, исследовательская деятельность, самоопределение учащихся

профессионально-ориентировочный

ГОД РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ:

2009 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного объединения "Школьное лесничество" является актуальной, так как предусматривает ознакомление обучающихся с основными направлениями лесного хозяйства и экологии, основное внимание сосредоточено на подготовку из числа обучающихся, будущих кадров лесного хозяйства, с использованием имеющегося опыта и вековых российских традиций. При разработке программы учитывалось, что работа школьников по охране леса - одна из основных для сельских школ, расположенных в лесной зоне.

Новизна программы заключается в том, что не только способствует знакомству школьников с особенностями природы, но и формирует оценочные суждения и умения прогнозировать в системе "природа - человек - общество".

Содержание программы предусматривает получение не только теоретических и практических знаний, но и массу познавательных, развлекательных и игровых моментов, что позволяет лучшему усвоению теоретического материала. В содержании программы заложены следующие идеи: - природа в своем естественном развитии находится в динамическом равновесии;

  • непосредственным результатом взаимодействия человека и природы становится изменение состава компонентов окружающей среды, приводящие к смещению природного равновесия;

  • осмысленное познание особенностей живых организмов в биоценозах, убеждают обучающихся, что состояние природы можно регулировать (возобновление, охрана лесов);

  • формирование у подростков ценных черт характера (настойчивость в достижении целей, вера в успех своего дела);

  • знания лесоведения - неотъемлемая часть знаний об основах природы.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Бережное отношение к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  • обобщение, углубление и расширение знаний по лесному делу, формирование целостного представления о взаимодействии природы, человека, общества;

  • воспитание экологической культуры, обеспечивающий прогресс общества в гармонии с природной средой;

  • обучение специальным навыкам исследования природы леса, привлечение к участию опытно-исследовательской работы;

  • углубление знаний о лесном хозяйстве Амурской области;

оказание практической помощи органам управления лесным хозяйством в деле воспроизводства, охраны, защиты лесов;

  • профессиональная ориентация учащихся, пропаганда среди населения знаний

о лесе.

Программа рассчитана на два года обучения для обучающихся 7-10 классов. При разработке программы учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Программа базируется на знании учащихся, полученных по естественным дисциплинам (экологии, биологии, географии). Первый год обучения, учитывая психологические особенности детей предусматривает игровые моменты, увлекательные экскурсии, второй год - практические, лабораторные занятия, походы.

Предлагаемая программа имеет междисциплинарный характер и практическую направленность. В нее включены вопросы охраны природы, лесоведения, экологии. Их рассмотрение позволяет сформировать у учащихся представление о лесном деле, о взаимодействии природы и общества, о мерах защиты и восстановления природной среды. Практические работы проводятся на краеведческом материале. Учебные занятия проводятся в разных формах, для чего используются различные приемы и методы. Основные методы работы - это построение логических цепочек, аналогии, сказки (7 класс), образности применяются не только при объяснении отдельных понятий (экосистема, сукцессия и т.д.), но и переложить таким образом на язык доступный и занимательный более сложный материал. Еще больше можно заинтересовать учащихся, использую разнообразные конкурсы проектов (подрост и др.), и изучая природоохранные традиции разных народов (поверья, фольклор), газетные акции, пропаганда природоохранных знаний среди населения, разнообразные игры ("Лесные кубики", "Лесные Робинзоны", "На экологической полянке"). На второй год обучения рекомендуется использовать такие формы, как имитационные игры (сессии, аукционы, семинары и др.). В ходе занятия учащиеся делают сообщения, рефераты, учатся делать выводы, обобщения, прогнозы. Для снятия физической усталости используются подвижные игры на природе. Программа данного курса не только способствует знакомству с особенностями природы родного края, но и формирует оценочные суждения, умения прогнозировать отношения в системе "природа - человек - общество", воспитывает чувство сопереживания к природе, содействует становлению гражданской зрелости и ответственности по отношению к природе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия о лесе и лесоводстве;

  • причины нарушения лесных экосистем;

  • о последствиях нарушения окружающей среды;

  • о роли биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере;

  • основные направления восстановления и охраны лесных экосистем.

Учащиеся должны уметь:

  • применять знания на практике;

  • проводить опытническую работу, учет и изучение природных ресурсов своего края, растительного и животного мира;

  • вести учет и изучение редких видов растений и животных;

  • изготавливать и развешивать скворечники, кормушки;

  • вести подкормку птиц и зверей;

  • собирать и использовать лекарственные растения;

  • организовывать массовое участие в проведении различных месячников, праздников, связанных с охраной и воспроизводством лесных ресурсов;

  • осуществлять контроль за использованием природных богатств;

  • организовывать лекции, беседы, конкурсы по данной тематике;

  • выпускать лозунги, листовки, газеты, освещать свою работу в печати;

  • организовывать выставки, отражающие участие в охране и воспроизводстве лесных ресурсов.

Средства, необходимые для реализации программы:

  1. Методическая литература.

  2. Художественная литература.

  3. Видеофильмы.

  4. Инвентарь для проведения практических мероприятий.

  5. Оборудование для лабораторных работ.

  6. Территория школьного лесничества.

  7. Питомник.

  8. Договор с лесничеством.

  9. Положение о школьном лесничестве и другие материалы.

Финансирование деятельности школьного лесничества осуществляется за счет собственных средств школьного лесничества.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  • А.С.Агеенко. Леса Дальнего Востока. М.: "Лесная промышленность", 1969.

  • С.В.Алексеев. Практикум по экологии. М.: АОМДЕ, 1996.

  • А.С.Боголюбов. Методы геоботанических исследований. М.: 1996.

  • Р.К.Гусев. Экологическое право.

  • Л.Е.Дмитриева, Л.С.Загурская. Экологическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Благовещенск, 1991.

  • Р.В.Бобров. Зеленый патруль. М.: Просвещение, 1984.

  • Б.Г.Иоганезов, Н.А.Городецкий. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976.

  • В.И.Себин.Природа Амурской области в вопросах и ответах. Благовещенск, 1996.

  • Л.И.Сверлова. Засуха и лесные пожары на Дальнем Востоке. Хабаровск, 1985.

  • Д.Л.Теплов. Экологический практикум. М.: Устойчивый мир, 1999.

Журналы "Биология в школе.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • Л.П.Астанин. Охрана природы. М.: Колос, 1984.

  • Н.В.Грищенко. Школьный определитель растений Амурской области. Благовещенск, 1997.

  • Н.В.Грищенко, Г.А.Груздев. Охрана природы Амурской области. Благовещенск, 1989.

  • А.И.Захлебный, Г.Ф.Дарман, И.И.Шаповал. Редкие исчезающие растения Амурской области. Благовещенск, 1995.


ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

  1. Знакомство с основными частями экосистемы.

  2. Ознакомление с видами общественного полезного труда по охране и воспроизводству леса.

  3. Экскурсия в сосновый бор, березовую рощу для ознакомления с растительным и животным миром и представителями редких и исчезающих растений.

  4. Через игру показать значение и использование леса человеком.

1.ЗНАКОМСТВО С ЛЕСОМ

1. Обобщить знания учащихся о лесе, значении лесных экосистем.

2. Ознакомление с составными частями леса, типологией.

  1. Знакомство с разнообразием и распространением лесов Амурской области.

  2. Научить определять морфологические особенности хвойных и лиственных пород.

  3. Беседы со специалистами лесхоза, лесниками о лесоводственных проблемах и их разрешениях.

  4. Практическая работа:

  5. Сбор семян, заготовка корма для птиц, изготовление кормушек, раскладка корма;

  6. Чистка леса от валежника и бытового мусора.

  7. Экскурсии в сосновый бор и лиственный лес, где в игровой форме ("Узнай дерево", "Лесное лото" и др.) проводится определение пород деревьев.

2.ЛЕСОСЕМЕННОЕ ДЕЛО

1. Знакомство с видами лесоразведения, плодоношением древесных пород, методикой заготовления, сушки и хранения семян.

  1. Практические и лабораторные работы предусматривают сбор сосновой шиш ки. Во время изучения материала, проходят лекции для населения, с целью ознакомле ния жителей с технологией заготовки сосновой шишки, рейды по соблюдению правил заготовки шишки, выпуск листовок.

  2. ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА

1.Знакомство с лесными питомниками, видами, структурой.

2.Ознакомление с классификацией лесных почв, видами удобрений, расчетами в потребностях семян при различных способах сева.

3.Практическая работа:

4.Закладка школьного питомника; посев семян;

5.Заготовка посадочного материала;

6.Посадка декоративных растений;

7.Охрана леса.

8.Проведение бесед с младшими школьниками и местным населением по охране природы, выпуск бюллетеней, патрулирование.

Прогнозируемый результат первого года обучения.

  1. Обучающиеся должны знать:

  • основные понятия о лесе;

  • причины нарушения лесных экосистем;

  • классификацию лесных почв;

  • редкие и исчезающие растения Амурской области.

  1. обучающиеся должны уметь:

  • определять породы деревьев, кустарников по коре, хвое, листьям, семенам;

  • заготавливать семена хвойных деревьев;

  • собирать и использовать лекарственные растения;

  • производить сев семян сосны;

  • ухаживать за сеянцами;

  • изготавливать и развешивать кормушки, скворечники;

  • вести подкормку птиц;

  • выпускать листовки.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ№

Разделы и темы

Количество часов

-Общее

Теория

Практич.

Экскурс.

Лабор.

работа

Походы

Культ,- масс

ВВЕДЕНИЕ: "ЛЕС -НАШ ДРУГ"

6

2

1

2

1

1

Лес - наш друг

1


2

Значение леса в природе

1


3

"Здравствуй, лес"


1

4

Сезонные изменения в лесу

1

5

Для чего нам лес

1


6

Знакомство с редкими растениями леса

1

ЗНАКОМСТВО С ЛЕСОМ

74

20

24

4

4

3

19

1

Понятие о лесе

2

1

2

Составные части леса

1

1

3

Распространение и разнообразие лесов в Амурской области

1


4

Определение хвойных пород широколиственного леса по коре, хвое, шишкам

1

1

1

5

Характеристика хвойных пород амурской области

1


6

Морфологические признаки хвои, шишек

1

1

7

Игра "В гостях у Лесовичка"


1

8

Определение лиственных пород Широ- кологских лесов по коре, листьям, семенам

2

1

1

9

Характеристика лиственных пород Амурской области

1


10

Морфологические признаки листьев


1

11

Игра "Лесной аукцион"


1

12

Лесная типология

2


13

Лесоводственная характеристика и хозяйственное значение других пород

2


14

Виды пользования лесом

1

1


15

Рубки ухода за лесом

1

4


16

Побочное пользование лесом

1

1

17

Лесоводственные проблемы леса и их разрешение

1

4

1

18

"Лес - наш друг"


1

19

Следопыт


1

20

Заготовка корма для птиц

1

3


21

Изготовление и ремонт кормушек

3


22

Раскладка кормов в кормушки

Через неделю

23

Очистка леса от валежника, захламления

6


24

Сбор лекарственных растений

1

3


25

"Наш знакомый - незнакомец"

1

1

26

Ролевые игры


5

27

Выпуск листовок, газет


5

28

Лекции для населения


д4^

ЛЕСОСЕМЕННОЕ ДЕЛО

18

6

4

3

5

1

Лесоразведение

2


2

Плодоношение древесных пород

1

1

3

Анализ лесокультурного фонда

1


4

Сбор, переработка, хранение семян и плодов

1

2


5

Экскурсия в Белогорский лесхоз

2

6

Применение сушилок

1


7

Подготовка семян к посеву

2


Ролевые игры, беседы для населения


8


5


ВЫРАЩИВАНИЕ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА

46

5

26

6

2

7

1

Лесные питомники. Виды, структура

1

1

2

Лесная генетика и селекция, получение новых пород

2


3

Организация школьного питомника

5


4

Характеристика и классификация лесных почв

1

1

5

Определение типа лесной почвы


1

6

Обработка почвы. Удобрения.


2

1

7

Определение удобрений по внешним признакам


1

8

Расчет потребности в семенах при различных способах сева


1

9

Способы сева, нормы, глубина посева (посев семян сосны)

1

2


10

Уход за сеянцами (прополка, полив, рыхление, подкормка)

10


11

Заготовка посадочных материалов

5


12

Посадка декоративных растений

4


13

Охрана зеленых насаждений, птиц, муравейников

Ежед.


14

Охрана леса от пожара

Ежед.


15

Игры (лекции, беседы)


Итого:

144

33

55

9

10

5

32

ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

  1. Проводится краткий обзор истории лесоведения.

  2. Знакомство с выдающимися жителями русского лесоведения.

  3. Проводится беседа по ознакомлению с профессиями, связанными с лесным хозяйством.

  4. Экскурсия в лесхоз с ознакомлением работы специалистов.

ЛЕСНЫЕ КУЛЬТУРЫ

  1. Ознакомление со способами создания лесных культур: чистые, сплошные, смешанные, частичные, принципами планирования лесокультурных работ. Продолжить работу по посадке леса, уходу за лесными культурами.

  2. Экскурсия "Многообразие лесных культур и технология их создания".

  3. Практические работы: подготовка почвы под лесные культуры. Посадка леса, уход.

  4. Проведение лесной сессии с приглашением главы администрации, лесников, местных жителей с целью решения проблем восстановления леса (посадка).

ЭКОЛОГИЯ ЛЕСА

  1. Дать общие сведения об экологии.

  2. Познакомить с классификацией экологических факторов.

  3. Обобщить знания детей, полученных на уроках экологии (по теме экологические системы).

  4. Создание и работа на экологической тропе. С целью организации экскурсий для ознакомления всех желающих с природными объектами, для правильного понимания грамотного использования окружающей природы, показа при чинно-следственных связей с природой.

  5. Научить практическим действиям в лесу "Один на один с лесом" (правила поведения, выживания в лесу).

  6. Проведение акции в защиту природы.

  7. Лабораторная работа: изучение и описание лесного биоценоза.

  8. Практическая работа: методы геоботанических исследований.

ЖИВОТНЫЙ МИР:

  1. Знакомство с многообразием животного мира местного леса.

  2. Показать взаимосвязь леса и животных.

  3. Охрана животных.

  4. Учет зверей, птиц, муравейников.

  5. Поход: "Птицы - наши друзья!"


ЗАЩИТА ЛЕСА

  1. Характеристика наиболее опасных и распространенных вредителей ле-
    сов. Общая характеристика грабов, вызывающие гнили стволов и корней.

  2. Характеристика основных ядохимикатов и биопрепаратов.

  3. Экскурсия: "Вредители и болезни леса" (с целью выявления вредителей
    и болезней леса и охрана леса).

  4. Лабораторная работа: Определение и изучение местных вредителей леса
    по коллекциям. Изучение по гербариям и коллекциям местных болезней древес-
    ных пород.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСА

  1. Знакомство с видами использования леса (промышленное, атмосферное,
    побочное).

  2. Экскурсия: "Чудесные превращения дерева" и организация выставки.
    Развитие навыков по традиционным народным промыслам.

ПЕРЕЧЕНЬ РАБОТ

В ОСЕННЕ-ЛЕТНИЙ, ЗИМНИЙ ПЕРИОДЫ (практикум)

  1. Посадка лесных культур (сосна, береза)

  2. Уход за лесными культурами

  3. Заготовка посадочного материала (питомник)

  4. Прополка сорняков, рыхление

  5. Подготовка питомника к зиме

  6. Очистка леса от валежника и бытового мусора

  7. Сбор сосновой шишки

  8. Сбор семян растений

  9. Закладка опытов
    10. Оформление гербариев и коллекций

(апрель - май)

(май - сентябрь) (апрель)

(июнь - август) (октябрь)

(один раз в месяц) (декабрь - февраль) (сентябрь - октябрь)

(май)

(лето - осень)

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ДОКЛАДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

t

  1. Разнообразие и значение лесных экосистем.

  2. Основные нарушения принципов рационального использования лесных экосистем.

  3. Лесные пожары.

  4. Влияние отдыха и туризма на лесные экосистемы.

  5. Экологическая и экономическая эффективность лесной промышленно

ста.

  1. Пробочное и рекреационное лесоиспользование.

  2. Рациональное природопользование - путь к сотрудничеству человека и природы.

  3. Поэты и писатели о красоте русского леса.

  4. Лес в изображении художников.


Прогнозируемый результат второго года обучения.

  1. Обучающиеся должны знать:

  • историю русского лесоведения и Широкологского лесничества;

  • технологию создания лесных культур;

  • о последствиях нарушения окружающей среды;

  • основные направления восстановления и охраны лесных экосистем.

  1. Обучающиеся должны уметь:

  • применять знания на практике;

  • проводить опытническую работу и изучать природные ресурсы своего края;

  • организовывать лекции, беседы, конкурсы поданной тематике;

  • выпускать газеты, освещать свою работу в печати;

  • организовывать выставки, отражающие участие в охране и воспроизводстве лесных культур.

1

ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ№.

Разделы и темы

Количество часов -

всего

теория

практика

экскур

сии

Лабор.

Раб.

походы

К/м


ВВЕДЕНИЕ

6

4

2

1

История русского лесоведения

1


2

Профессии, связанные с восстановлением и охраной леса

1

2

3

Экскурсия в Белогорский лесхоз


4

Встреча с работниками лесного хозяйства

1


5

История Широкологского лесничества

1


ЛЕСНЫЕ КУЛЬТУРЫ

16

6

8

2

1

1

Способы создания лесных культур

2


2

Подготовка почвы под лесные культуры

1

2


3

Технология создания лесных культур и уход за ними

2

3


4

Многообразие лесных культур

1

1


5

"Лесная сессия"


1

6

Оформление гербария лесных культур, произрастающих в окрестностях села

3

1


ЭКОЛОГИЯ ЛЕСА

62

18

20

12

2

6

4

1

Понятие об экологии

2


2

Лес и его средства существования

2

1

1

3

Взаимоотношения в лесу между растениями и животными

2

2

1

4

Экологические системы

2

3

5

Лес как экологическая система

2

2

6

Враги леса

3

2

1

2

7

Государственная охрана лесов

2

2


8

Один на один с лесом

1

3

2

9

Создание экологической тропы и работа на ней

1

10

5

2

3

10

"Человек в лесу" (акция в защиту леса)

1

L


11

Конкурс "Юные Робинзоны"


1

ЖИВОТНЫМ МИР

30

7

17

1

1

1

3

1

Многообразие животного мира местных лесов

2


2

Насекомые

1

1

3

Птицы

1

3

1

4

Млекопитающие

1

1

5

Охрана животных

1


1

6

Учет диких зверей и птиц, муравейников

1

2


7

Игра "Зов тайги"


1

8

День птиц


1

9

Изготовление кормушек и скворечников

4


10

Подкормка птиц

В течение зимнего периода

11

Сбор корма

6


12

Выпуск листовок

2



ЗАЩИТА ЛЕСА

18

5

4

2

4

2

1

1

Вредители леса и борьба с ними

2

1

1

2

1

2

Болезни леса и борьба с ними

2

1

1

2

1

3

Комплексная защита от вредителей, болезней, сорняков

1

2


4

Игра "Мой друг - лес"


1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСА

12

5

2

2

1

2

1

Чудесные превращения

2

1

2

Лес - нашему столу

1

2

1

1

3

Значение растущего леса

2


4

Пресс-конференция "Профессия романтиков"


1

5

Выставка


1

ИТОГО:

144

45

50

21

7

10

11


© 2010-2022