Родительское собрание: Поощрение и наказание

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ляшевская основная общеобразовательная школа, филиал МБОУ «Ленинская средняя общеобразовательная школа» Первомайского района Оренбургской области


Родительский всеобуч.


Тема: «Поощрения и наказания».


Родительское собрание: Поощрение и наказание.



Учитель биологии Жуванышева Р.Т.




Октябрь. 2011год.



Сценарий проведения родительского собрания

«Поощрения и наказания»

Форма проведения: групповая работа по обмену мнениями.

Цель: формирование у родителей культуры поощрения и наказания.

Задачи: обсудить проблему поощрения и наказания в семье; определить значение этих методов воспитания; обобщить и дополнить знания родителей о видах наказания и поощрения.

Вопросы к собранию:

  1. Роль и значение поощрения и наказания ребёнка в семье.

  2. Какие методы и приёмы поощрения и наказания приемлемы в семье?

  3. Какова их эффективность?

Ход собрания.

  1. Подготовительный этап.

    1. Подготовка анкет для родителей.

    2. Продумывание и подготовка ситуаций для анализа.

    3. Продумывание и подготовка упражнений для тренинга.

    4. Подготовка цитат - высказываний известных педагогов о поощрениях и наказаниях.

    5. Диагностика уровня тревожности у детей.


  1. Организационный этап.

Раздать листы с готовыми результатами обработки диагностики уровня тревожности у детей. Приготовить памятки, листы - опросники для родителей.

  1. Проведение родительского всеобуча.

Беседа.

Проблемы, которые мы сегодня рассмотрим на собрании, являлись злободневными всегда. И в настоящее время они волнуют всех: учителей, родителей, психологов и самих воспитанников. Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов. Но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.

К родительскому собранию мы провели в коллективе детей диагностику уровня личной тревожности. Результаты теста показали, что у 15% наших детей тревожность высокая, у 25% - умеренная, у 60% - низкая. Это неплохие результаты для класса в целом. Однако не стоит успокаиваться. Многие дети проявили повышенный уровень тревожности при переживании неудач, что может быть связано и с боязнью непонимания родителей, с возможным наказанием.

Проблема наказания - неисчерпаемая тема самых распространенных и бурных дискуссий, которые возникают и на встречах с родителями, и на педсоветах. Выборы предпочитаемых методов закладываются у будущих пап и мам еще в детстве. И несмотря на эмоциональные потрясения, переживаемые многими в школьные годы, традиции наказания с большим трудом претерпевают изменения в течение жизни. Как часто приходится слышать от родителей, оправдывающих свою жестокость, подобные фразы: «Меня воспитывали в строгости, и мой ребёнок не вырастет избалованным», «Я всегда слушалась маму, и моя дочь обязана меня слушаться» и т. Д.. Бывает, правда и иначе: взрослый с неприязнью вспоминает опыт, полученный им от своих родителей. Сохранив горечь обиды и разочарования после телесного наказания, понимает, что никогда, ни под каким предлогом не ударит, не оскорбит ребёнка.

Столько книг, кинофильмов, радио- и телепередач посвящено этой теме, но зачастую родители пренебрегают мнением специалистов, воспитывая по принципам: «Чужая семья - потёмки», «Мой ребёнок, мне и решать, как наказывать». Итак, проблема, которую мы будем обсуждать, довольно распространенная, но всё - таки сложная.

Выделяют следующие виды наказаний:

  • словесное (угрозы, оскорбления, унижения и т.п.);

  • физическое (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. п.);

  • наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и пр.);

  • наказание трудом или, что ещё парадоксальнее, уроками, чтением;

  • наказание лишением (лишением прогулок, сладостей, пользования компьютера и т.п.).

Разберём каждый вид наказаний в отдельности, причины их возникновения и последствия.

Итак, подытожим, каковы рекомендации психологов в выборе методов воспитания:

  • При выборе методов наказания ребёнка контролируйте свои эмоции и действия: если вы считаете возможным в качестве дисциплинарной меры причинить боль ребёнку, то возможно и сами не заметите, как переступите черту и перейдёте к жестокостью

  • Ни в коем случае нельзя наказывать ребёнка чтением (музыкальными занятиями, физическими упражнениями), трудовыми обязанностями - тем, что он должен делать добровольно, от чего может и должен получать радость. Будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте наказаниями, применяйте их, только если проступок действительно серьезный, по-настоящему вас огорчивший.

  • Прежде чем применять наказание, остановитесь и спросите себя о целях, прогнозируйте возможный результат (т.е. насколько этот результат будет эффективным

Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка, как поощрение. Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.

Похвала, может быть, простой и сложной. Простое «спасибо" и улыбка покажет, что вы заметили его усилия. Действенная похвала должна быть конкретной. Нужно ценить его усилие, его действия, так же как и при наказании, а не самого ребёнка. Похвала будет эффективной, когда звучит не слишком часто.

Подробно рассматриваем виды поощрений.

Как же быть, если есть необходимость поощрять детей более активно? Это можно выработав систему поощрений? Родители обычно сами придумывают формы поощрения в зависимости от склонностей и предпочтений сына или дочки.


  1. Тренинг для родителей:

  1. «Упражнение «Виды поощрений».

  2. Упражнение «Правильно ли».

  1. Этап социологического опроса родителей.

  2. Заполнение анкет.

  3. Подведение итогов родительского собрания.

  4. Анализ итогов родительского собрания.

  1. Классный руководитель анализирует результат анкет родителей, фиксирует результаты анализа.

  2. При проведении воспитательного процесса, учитывать последствия, которые может понести та или иная отрицательная информация о ребёнке.

  3. Родителей, применяющих жестокие наказания, пригласить для дальнейшей работы психологом.












Диагностика для определения методов наказания

Заполните в таблице 2-й, 3-й, 4-й столбики, поставив "*" напротив используемых методов:

Методы наказания

Как вас наказывали ваши родители

Как вы наказываете ваших детей

Отметьте из них действенные

1.

Ставили в угол

2.

Прекращали общаться на длительное время

3.

Применяли телесные наказания

4.

Ограничивали свободу

5.

Лишали любимого занятия

6.

Читали бесконечные нотации

7.

Стыдили при посторонних

8.

Оскорбляли и ругались

9.

Лишали любимых лакомств

10.

Ограничивали в покупках

11.

Выгоняли из дому

Наказания в семье

Родительское собрание: Поощрение и наказание.

© 2010-2022