- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовательном пространстве
Статья Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовательном пространстве
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбатова Ю.В. |
Дата | 16.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
саранский гуманитарно-технический колледж имени Абая кунанбаева
Горбатова Юлия Валерьевна
Преподаватель специальных дисциплин
(педагогика, психология)
Использование опыта педагогов-новаторов в современном образовательном пространстве
Стратегические задачи развития образования Республики Казахстан до 2030 года и закона «Об образовании» Республики Казахстан определяют цели образования, учитывающие изменение целей образования от «образования на всю жизнь» до понимания необходимости и возможности «образования на протяжении всей жизни». Поэтому есть необходимость внедрять технологии и методики, использовать новые способы передачи знаний и развития мотивации учения у студентов.
Развитие системы казахстанского образования, демократизация общества направлены на повышение стремления педагогов к максимальному использованию передовых новаторских технологий. Главным ориентиром педагогического процесса на сегодняшний день становится самораскрытие, самовоспитание, самореализация личности в жизни. Развитие индивидуальности каждого студента, гуманного отношения, как к личности студента, так и к личности педагога требуют активного включения его в совместную деятельность с окружающими.
Вся система обучения В.Ф.Шаталова построена на принципе уважения личности студента, гуманного отношения к ней. Он к каждому студенту подходит с оптимистической верой в его учебные способности, возможность усвоения любым учащимся учебного материала на уровне «четверки» и «пятерки». Использование данной технологии сегодня создавая доброжелательную обстановку на занятиях, поддерживает у студентов чувство уверенности в своих силах и успех в учебной деятельности.
«Учиться победно!»- вот девиз педагога-новатора. Успех в учении он считает важным дидактическим принципом.
Использование данной технологии идет по следующему порядку:
1) развернутое объяснение педагога;
2) сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам;
3) изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов);
4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;
5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке;
6) ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.
В.Ф. Шаталов на основе своей практики предложил несколько других, в отличие от традиционных, принципов обучения, которыми и я руководствуюсь в своей работе:
а) принцип успеха и оптимизма (мотивация к обучению);
б) принцип бесконфликтности (умение отстаивать свою точку зрения, иметь собственное суждение);
в) принцип целостности (блочное, опережающее и обучение в быстром темпе).
Используя данную технологию, повышается качество успеваемости у студентов, их активная работа на занятии, они самостоятельно рассуждают, доказывая свое мнение, грамотно оперируя основными понятиями, терминологией изучаемого предмета.
Темы по педагогике и психологии очень обширны. И чтобы работа по их изучению была интересной, и приносила результат, в виде усвоенных и воспроизведенных знаний студентов, в работе помогает данная технология.
Применение данной технологии нашло отражение в создании методического пособия «Педагогика в схемах и таблицах», для преподавателей и студентов педагогических колледжей в соавторстве с преподавателем колледжа Шаповаловой Н.П. В данном учебном пособии раскрываются узловые вопросы и основные понятия предмета педагогика, включающие в себя: общие основы педагогики, содержание и систему воспитания в современной школе, проблемы образования и обучения, вопросы управления образованием. Содержание вышеперечисленных разделов представлено в схемах и таблицах. Такое оформление позволяет, систематизировать полученные знания, способствует лучшему восприятию и запоминанию основных понятий педагогической науки.
Предложенные схемы могут быть использованы преподавателем педагогики для формирования новых знаний в качестве раздаточного материала, позволяющего работать в парах и микрогруппах. Но мало овладеть теоретическими знаниями из области педагогики. Не менее важно вырабатывать умения и навыки их применения в собственной практике. Схемы, предлагаемые в пособии, можно использовать для самостоятельной работы студентов, потому как на сегодняшний день самостоятельная работа занимает в образовательном процессе 50% времени, благодаря чему происходит реализация принципа осознанного осуществления самообразования, а функция педагога на уроке заключается в том, что он координирует и направляет работу студентов.
Использование данной технологии позволяет:
Во-первых: повысить интеллектуальную активность студентов;
Во-вторых: развивает личность студента, способного четко, грамотно, аргументированно отстаивать свои суждения;
В-третьих: повышает качество образования и способствует его самообразованию.