- Преподавателю
- Классному руководителю
- Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Курапина Н.В. |
Дата | 24.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Подготовили и провели: преподаватель истории
Курапина Н.В.
Мастер п/о Воронова И.Е.
2012 г.
Цели:
- расширять кругозор обучающихся;
- систематизировать знания обучающихся в различных областях науки;
- развивать самостоятельность мышления у обучающихся;
- активизировать любознательность подростков;
- воспитывать чувство патриотизма;
- развивать чувство коллективизма и коммуникабельности;
- развивать умения и навыки работы с дополнительной литературой.
Методические рекомендации.
В игре принимает участие только одна команда. Это не группа случайных людей, а проверенный игрой и хорошо сработанный коллектив, в котором каждый игрок выполнят свою функцию. Ошибочно думать, что "Что? Где? Когда?" - это игра для эрудитов. Чтобы ответить на каверзные вопросы, которые являются отличительной чертой данной игры, одной эрудиции недостаточно! В каждой команде должны быть:
1) "генератор идей" - игрок с буйной фантазией, на котором лежит груз ответственности за "генерирование" как можно большего количества версий, в том числе бредовых;
2) "умник" - игрок с хорошо развитым логическим мышлением, который анализирует вопрос, выделяет в нём самое существенное и сопоставляет это с версиями, предложенными "генератором идеи;
3) "критик" - игрок, сомневающийся во всём, даже в наиболее удачных версиях.
Особое слово следует сказать о капитане команды. Это не всегда самый знающий и эрудированный игрок в команде. В его задачи входит координация деятельности остальных членов команды, а также необходимость выбора окончательной версии из нескольких, предложенных командой. Последнее требует от капитана развитой интуиции.
Главной головной болью организаторов игры нередко становится подбор вопросов. Дело в том, что это не должны быть обыкновенные вопросы на знание и эрудицию. Почти каждый вопрос, используемый в игре "Что? Где? Когда?", - небольшой "шедевр". Он интересен, он заставляет игроков напрячь не только логику и память, но и активизировать творческое мышление. Каждый вопрос строится таким образом, чтобы ответ на него можно было найти даже в том случае, если игроки его заранее не знали. В нашей игре - 20 вопросов.
Другие узнаваемые атрибуты игры "Что? Где? Когда?" - волчок
и круг, разделённый на сектора. Круг можно сделать из картона
и при помощи линейки разделить на энное количество секторов.
Каждый сектор необходимо пронумеровать. Готовый круг кладут
в центр стола. В свою очередь, в центре круга устанавливают волчок, к которому необходимо прикрепить стрелку.
Ход игры:
Команда «Знатоков» играет против команды «Эрудитов» (зрители). Командам предлагаются вопросы. Для обдумывания ответа - 1 минута:
1. На бретонском языке слово "башня" звучит как "таур", а слово "огонь" - "тан". Переведите на русский язык бретонское слово "тауртан".
Ответ: Маяк.
2. На языке хантов "кёт" означает "сердце, а "сэм" - "рука". Переведите на русский язык слово "кётсэм".
Ответ: Пульс.
3. Узбеки дают очень точные и красочные прозвища. Например, "шайтан-арба" означает среднеазиатскую железную дорогу. А кого узбеки называют "колотун-бабай"?
Ответ: деда Мороза.
4. В японском языке есть слово "махобин". "Махо" - значит "волшебный, магический", а "бин" - "бутылка". Так что же японцы называют "волшебной бутылкой"?
Ответ: Термос.
5. От какого немецкого выражения произошёл русский глагол "лебезить", что значит "льстить, угождать"?
Ответ: "Iсh liеЬе Siе" - "Я Вас люблю ".
6. Царь Алексей Михайлович, отец Петра Первого, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на "высокое" имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском особый ящик, куда каждый мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы царь иметь возможность их ежедневно получать. Ответы шли через приказы, и дождаться решения было нелегко. Иногда проходили не только месяцы, но и годы. Вся эта ситуация нашла отражение в крылатом выражении, которое оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим: "положить под сукно". В наши дни это выражение часто применяют к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. Что это за выражение?
Ответ: "Положить в долгий ящик".
7. В цехах фордовского автомобильного завода висит плакат:
"Господь Бог неплохо создал человека, но он забыл…» Что забыл сделать Господь Бог, по мнению Форда?
Ответ: Запасные части.
8. Кто вошёл в историю человечества всего за 108 минут?
Ответ: Ю.А. Гагарин.
9. В Саудовской Аравии запрещено выдавать женщинам водительские права. Почему?
Ответ: Они должны носить паранджу, а паранджа мешает вести машину.
10. С какой целью знатные дамы в 16 веке носили подвешенные на цепочке к поясу шкурки животных?
Ответ: На этих шкурках должны были собираться вши и блохи, заводившиеся в складках одежды.
11. Какого представителя фауны европейцы называют "солнечным телёнком"?
Ответ: Божью коровку.
12. В Южной Америке пастухи, подходя к реке, прежде чем перейти её, пускают одно животное вброд. И только потом перегоняют всё стадо. Или не перегоняют. Зачем они это делают?
Ответ: Проверяют, нет ли в реке пираний.
13. В традиционном китайском театре мало декораций. Например, стол обозначает мост, весло - корабль. А что значит, если актёра накрывают голубым полотнищем?
Ответ: Его персонаж утонул.
14. В середине 18 века поэт Антиох Кантемир, российский посол в Англии, впервые перевёл это на русский язык. И вот что у него получилось: "фиалковый, пурпуровый, голубой, зелёный, жёлтый, рудо-жёлтый, красный". Что же перевёл Кантемир?
Ответ: Название цветов спектра Ньютона.
15. На Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста. Почему?
Ответ: В старину ткань измеряли локтями. Локоть - это расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У продавца маленького роста локоть, как правило, был короче, поэтому денег за отрез ткани можно было получить больше.
16. На языке коми "син" означает "глаз", а "лыс" - "хвоя". Переведите на русский язык слово "синлыс".
Ответ: Ресницы.
17. В одной европейской стране был проведён конкурс красоты в начале 16 века. В нём приняли участие полторы тысячи девушек. Что это за страна?
Ответ: Россия. Великий князь Василий Иванович выбирал себе будущую жену.
18. В развалинах одного дворца нашли приспособление, чей возраст определяется в тысячу лет. Оно состояло из двух тыкв и туго натянутой между ними верёвки. Что это было за приспособление?
Ответ: Телефон.
19. В Красной книге есть и зелёные страницы. Что за животные на них упомянуты?
Ответ: Которых удалось спасти.
20. Этот строительный материал, который есть на месте в изобилии, не понравился строителям Асуанской плотины в Египте, - и они заказали несколько тысяч тонн этого материала в Англии.
О чём идёт речь?
Ответ: О песке.
Подведение итогов: подсчёт баллов, награждение победителей.
Литература:
-
Левин Борис «Что? Где? Когда? для чайников». - Донецк: «Сталкер», 1998 г.
-
Хайчин Ю.Д. «Книга для умных и находчивых». Книги 1, 2, 3. - Донецк: «Сталкер», 1996 - 1998 г.
-
Тюрикова Ирина, Пехлецкий Сергей, Бражников Владимир, Молчанов Владимир «Своя игра». Выпуски 1 - 10. Москва: «Тера», 1995 - 1999 г.
-
Анашина Нина Юрьевна «Энциклопедия интеллектуальных игр». Книги 1, 2, 3. - Ярославль: «Академия развития», 2006 г.
-
Алексеев Е.В., Белкин В.Г., Курмашева Н.А., Поташев М.О., Тюрикова И.К. «Что? Где? Когда? Ваш путь к успеху». - Москва: «Айрис пресс», 2000 г.
-
Баландин Б.Б. «10 000 вопросов для очень умных». - Москва: «Риполк классик», 2006 г.
-
Шаульская Наталья Александровна «Школьный досуг», «Поиграем в эрудитов». Серия «Здравствуй школа!». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2009 г.
-
Рокачевская Н.В., Беркович И.В., Шолле В.Д. «Справочник эрудита. Как решать кроссворд?». - Москва: «Классик стиль», 2004 г.
-
Кадневский Валерий «Тесты по истории России». - Москва: «Айрис пресс», 2008 г.