ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

Цель проекта – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). Задачи проекта: -Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы. -Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения. -Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине. -Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика. -Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей. -Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения. -Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. -Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники. -Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАОУ ВПО «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ОБРАЗОВАНИЯ ПРИВОЛЖСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГООВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ




КУРС: «Содержание и методика преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».




ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников

на основе

православной культуры»



Научный руководитель курсов:

Королев Валерий Васильевич-доцент кафедры религиоведения философского факультета КФУ кандидат философских наук


Автор разработки:

Манурина М. М. учитель начальных классов МБОУ Сокуровская СОШ Лаишевского района Республики Татарстан



Казань - 2014

Проект

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.

Н.И.Пирогов

Паспорт проекта

1. Название проекта

Проект «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

2. Разработчик проекта

учитель начальных классов Манурина М.М. МБОУ Сокуровская СОШ Лаишевского района Республики Татарстан

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Задачи:

  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы.

  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика.

  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

  6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

  8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.

  9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

4. Сроки и этапы реализации проекта

Проект рассчитан на реализацию в течение 1 учебного года(2014-2015 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Этапы реализации проекта:

  1. Предпроектный (подготовительный)- 2014 г. (апрель-сентябрь)

  2. Диагностический - 2014 г. (апрель-сентябрь)

  3. Организационный - 2014г. (сентябрь)

  4. Практический - 2014-2015гг.

  5. Итогово-аналитический - 2015г (4 май)

5. Исполнители проекта и основных мероприятий

Педагоги, учащиеся, родители.

6. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

7. Целевые группы проекта

Педагоги, учащиеся, родители

Актуальность

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и физических, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В младшем школьном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в этом возрасте - с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!

Школа - это тот островок в нашем прагматичном и сложном мире, где учат добру, справедливости, честности и любви к ближнему». Кто как не школа должна заботиться о нравственном становлении личности. На помощь приходит нам православие. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю русскую культуру, историю, народные традиции. Особенность моего проекта в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с учащимися. Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром.
В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие школьника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Цель проекта - содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-младшего школьника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и физического здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).

Задачи проекта:

-Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности начальной школы.

-Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

-Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

-Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ученика.

-Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.

-Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

-Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

-Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.

-Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 1 учебный год)

Предлагается:

- Познакомить детей с культурой Православия;

- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.

  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти - довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.

  4. Вызвать интерес к изучению Православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Задачи:

  1. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности.

  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.

  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.

  4. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.

  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

  6. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.

Для реализации проекта используются следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

Наглядно-действенный метод используется во время:

  • показа сказок (дети совместно с педагогами);

  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;

  • наблюдений;

  • экскурсий;

  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений учителем;

  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);

  • сообщения дополнительного материала учителем;

  • загадывания и отгадывания загадок;

  • рассматривания наглядного материала;

  • рассказов детей о своих впечатлениях;

  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности

  • проведение игр: дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»), и др.

Для работы с детьми 10 лет разработан перспективный план по духовно-нравственному воспитанию школьников на основе православной культуры.

«Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

№ п/п

Содержание работы

Срок проведения

Предполагаемый результат

Методическая работа

1.

Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию

2014год

Собрать православную литературу

2.

Составление плана работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на учебный год

август

Составить план работы

3.

Оформление буклетов «Православная культура России»

В течении года

Оформить буклеты

5.

«Духовно-нравственное воспитание школьников посредством знакомства с православными праздниками»

По плану

Выступление на педагогическом совете

6.

Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

В течении года

Оформить фотоальбом

Работа с детьми

1.

Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану

В течение года

Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

2.

Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

В течение года

Разработать конспекты уроков, сценариев, внеклассных занятий

3.

Проведение праздников:

- Покров Пресвятой Богородицы

-Рождество

-Масленица

-Пасха

-Троица

В течении года


Подготовка праздничных мероприятий

4.

Проведение видеоуроков «В начале было слово»

В течение года

5.

Изготовление поделок для праздников

В течение года

Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

6.

Проведение конкурса рисунков

октябрь, апрель

Провести конкурс

Работа с родителями

1.

Анкетирование родителей

Октябрь, апрель

Провести анкетирование

2.

Родительская конференция «Духовно-нравственное воспитание

декабрь

Провести конференцию

3.

Проведение родительских собраний

Октябрь, май

Провести родительское собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

4.

Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

В течение года


5.

Посещение храма

2 раза в год

Посещение храма


Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

I. Предпроектный (подготовительный)

2014 г.

(апрель - сентябрь)

  1. Подготовка документации по проекту.

II. Диагностический

2014 г.

(апрель - сентябрь)

  1. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.

  2. Проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса мероприятий по проекту.

III. Организационный

2014г.

(сентябрь)

  1. Создание нормативно-правовой базы проекта.

  2. Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.

  3. Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание младших школьников на основе православной культуры»

IV. Практический

2014-2015 гг.

Реализация основных мероприятий

V. Итогово-аналитический

2015г

(май)

  1. Анализ и обобщение результатов проекта;

  2. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании учащихся

В проекте выделены несколько направлений работы:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

Самостоятельная деятельность детей:

- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Беседы, беседы-обсуждения;

- Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Вербное воскресенье, Пасха, Троица);

-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

-Организация музыкальных занятий, концертов;

-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

Ресурсы:

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовые:

1.Конвенция о правах ребенка

2.Конституция Российской Федерации

3.«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. №124-ФЗ

4.Закон Российской Федерации «Об образовании» от 21 декабря 2012 года

5. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А. Я Данилюк - 2011 год

имеется

Сентябрь 2014

Материально-технические:

1.Интерактивная доска

2.Мультимедийный проектор

3.Видеокамера

4.Фотоаппарат

5.Телевизор

6.DVD плеер

7.Музыкальный

центр

8.Компьютер

имеется

1 сентября 2014-31 мая 2015

Кадровые:

1. Педагог-организатор

2. ЗДВР

3. Классные руководители

4.Школьное самоуправление

5. Социальные институты

имеется

1 сентября 2014-31 мая 2015

Научно-методические:

1.Методические разработки по духовно-нравственному воспитанию.

2.Лекционный материал по данной тематике

1.Журнал «Классный руководитель», «Воспитание школьников», 2. Пригласить специалиста

имеется

1 сентября 2014-31 мая 2015

Информационные:

1.Работать со школьным сайтом.

2. Участвовать в разработке школьной газеты.

Пригласить программиста.

имеется

1 сентября 2014-31 мая 2015

Мотивационные:

Включить в коллективный договор пункт о поощрении педагогов за работу по реализации проекта.

имеется

1 сентября 2014-31 мая 2015

Организационные:

1.Создание рабочей группы.

имеется

Сентябрь 2014-май 2015

Финансовые:

Собственные средства школы, средства родителей

имеется

1 сентября 2014-31 мая 2015

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Работа духовно-нравственному воспитанию поможет осознать коллективу школы, родителям и обучающимся, что воспитание гражданина определяется духом школы ,семьи, школьной культурой, уважением и признанием прав своих воспитанников, участием обучающихся в проведении различных мероприятий, включением их в разные виды деятельности, взаимосвязи различных социальных институтов.

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.
Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, физическое и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.
В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня.
Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).
Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.


Продолжение работы над проектом

Работа над образовательным проектом будет продолжена по всем направлениям программы ОРКСЭ и дополнена новыми материалами.


© 2010-2022