Разработка урока-экскурсии Культурное наследие моего села

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


У р о к э к с к у р с и я

на тему «Культурное наследие моего села»




Тема урока: Культурное наследие моего села

Тип урока: Урок экскурсия.

Место проведения: Школьный краеведческий музей.

Оборудование и материалы:

-одежда местного населения

-орудия труда

-домашняя утварь

-предметы ткачества и вышивки

-альбомы и стенды об истории школы и

села

Цели урока:

-ознакомление с местным фольклором;

с видами декоративно-прикладного искусства

и его применение местным населением

-формирование исследовательских умений и

навыков у учащихся; чувства сопричастности

к культурно-историческому наследию башкир-

ского народа

-воспитание любви к Родине, чувства гордости

за свой народ.




План урока.


1. Организационный момент.

«Мы утки Югамаш горы!»

  1. Культурное наследие моего села.

а) Легенды и предания моего края

-происхождение названия деревни

-легенда о Югамаш тау

-легенда о Кала тау

б) Мастерство моих односельчан.

в) Обычаи и традиции.

3. Итоги урока.






Сегодня, ребята, мы пройдемся с вами по нашим истокам. Откуда мы пришли, какова наша история, какого культурное наследие нашего села. И хочу начать наше занятие со слов нашего земляка Ильдара Юзеева: «Почему же на Янаульской земле много рождаются деятелей культуры. А может есть какая-нибудь волшебная причина. Какие же тайны скрывают от нас наши горы, долины, леса. Одну из причин этой тайны я нашел из легенды про Югамаш тау, которую оставили нам наши деды…»

- Ребята , кто расскажет легенду о Югамаш горе, где мы с вами часто отдыхаем, проводим встречи… С высоты, этой горы можно увидеть многие населенные пункты района. И наконец наша гора известна всей республике.

Ученик (рассказывает легенду) Когда-то наша гора очень высокой. На самой её вершине было озеро голубое и прозрачное. И на нем жили две утки. Люди ими любовались и берегли. Но один злой охотник по имени Ризван из нашего края подстрелил одну из них, подумав сварить из утки суп, положил в котел на костре. Один день варился, второй день варился, третий день. Никак утка не сварилась и на седьмой день загадочная утка улетела из котла в голубое небо. И с этого дня на горе Югамаш тау озеро высохла, а гора становится все ниже и ниже.

Если в древности башкирские племена нарекли священной эту гору, то вся земля в округе обязательно освещается этим глубокого смысла словом. Если земля священна, то люди бывают счастливыми.

Учитель. Да ребята, по словам И. Юзеева « Охотник застреливший последнюю утку и раненная утка - символы нашего края. В течении века шла борьба между злом и красотой . Люди, которые думали только о еде, стреляли в красивых птиц. Но все ровно красота осталась жива, в конце - концов победила. Поднялась загадочной уткой в небо.

Вот кто мы!

Мы утки Югамаш горы!

Мы из этого рода!»

Сегодня мы проведем урок экскурсию в школьный краеведческий музей. Ведь каждый человек должен знать и изучать традиции обычаи и культуру своего народа, свой родной язык, должен знать свою родословную. История и культура нашего села тесно связаны с историческим прошлым Башкортостана. В 19 веке деревня Югамаш входила в состав Кызыляровской волости Бирского уезда Уфимской губернии. В деревне в основном проживали башкиры. О названии деревни существует предание .

Ученик (рассказывает) Недалеко от места, где расположена нынешняя деревня, жил один богатый скотовод. Он был очень богатым и содержал красивый сад. Табун лошадей, отру овец и несколько амбаров полные зерна. Народ его не любил, так как он был скупым и злым.

Однажды у него из табуна потерялись несколько лошадей. Он со своими людьми помчался искать их. Но по дороге оборонили уздечку - юган. Потом долго искали его, но не могли найти. В один прекрасный день эту уздечку нашел кочевник, который долго искал место, где можно было бы поселится и начать оседлую жизнь. А место, где нашел юган, назвал Юганбаш, позднее

переименовалась в Югамаш. Построил здесь свой дом и начал жить. Затем к нему примкнули люди из других земель. А название преобразовалось историческое наследие моей деревни.

Учитель. Из окон нашей школы видна гора Кала-тау. На карте Янаульского района это место обозначено как археологический памятник. При исследова-нии 70-ых годах прошлого века Уфимскими археологами Кала-тау и клад-бища в середине деревни, было установлено, что здесь проживали бахмутин-ские племена. О чем свидетельствовало их тамга в виде трех точек.

Ученик (рассказывает легенду о Кала-тау).

Учитель. Подробно о раскопках и его находках мы ознакомимся из альбома составленного вашими старшими братьями.(Показывает)

Учитель. Как видите ребята каждая тропа местность, речушка нашей дерев-

ни носить название, которое дали наши предки. Давайте перечислим их.

Ученики. (перечисляют) «Юкэ топ», «Чегэн чокыры», «Булэк», «Мулла тобэге», «Иске Юл тавы», «Чаган тау», «Нэлекте чокыры», «Ялан капка тобе», « Кашкак чыбыклыгы», «Казак эрэмэсе», «Доя сырты», «Янган жыр», «Харис чишмэсе», «Нургали Купере», «Коек елга», «Коры елга», «Мук елга», «Хамида тау», «Бур тау», «Куян тау», «Ташлы тау», «Эжэл булэк», «Ахат ерык», «Салкын шишмэ», «Иске йорт», «Кисэк ялан», «Жэукелдэн»…

Учитель( у стенда «История села») Жители деревни издавна занимались охотой, рыболовством. Своё мастерство они передают из поколения в поколение. И в наши дни охотой и рыболовством занимаются кто?

Ученики Салават, Ильяс, Ленар, Вагиз абыйлар.

Учитель. Секретами пчеловодства делятся….

Ученики Захит бабай, Назим абый, Ангам бабай

Учитель. Так как деревню освоили в лесной зоне, то необходимо было сжи-гать леса и расчищать под поля. Отсюда и сохранилось название местности Янган жир. О местности « Казак эрэмэсе», « Доя сырты» назвали так, потому что там некогда останавливались кочевники казахи на верблюдах.

Учитель. Наша деревня славится также мастерами декоративно-прикладного искусства. Среди них особенно уважаемым, талантливым считался ветеран Великой Отечественной войны Сахаув Ахнаф бабай. Он декоративно оформ-лял и отделывал бытовые деревянные предметы ( показывает фотографии). Его творчество украшает каждый дом села. Это тумбочки, шкафы, стенки, шкатулки, узорчатые зеркала. Каждую невесту он одаривал своим подарком - резным сундуком, желая ей семейного счастья и благополучия. А если новоселье то делал тумбочки, а новорожденным резные колыбельки. Его дело сегодня продолжают Сармановы, Сахаувы, Ахатовы.

Сохраняется также традиции изготовления предметов убранства с коня, имеющая большое значение в повседневной жизни сельчан. Эту традицию опыт изготовления саней, дуг, хомутов, изделия из лыка передали своим внукам Гайнуллин Захит бабай, Сафиулллин Лотфий бабай. В нашем музее хранятся вещи сделанные их руками. (Показывает)

Учитель. В нашем школьном музее хранятся много экспонатов, которые нам ещё раз напоминают культуру нашего народа. Это домашняя утварь предме-ты обихода, орудия труда, предметы ткачества и вышивки.

( Ознакомление с экспонатами)

Учитель. Подводя итоги урока отметим. что следуя традициям башкирского народа у нас проводятся праздники « Бэбэй туе», свадьбы, поминальные обряды. Жители соблюдают пост и ходят по вечерам « авыз ачарга» во время месяца Рамазан. Празднуется в народе Курбан байрам. И мы с вами с удовольствием участвуем в башкирских народных праздниках-

Ученики. Сабантуй, карга туй.

Учитель. В каких зимних торжествах участвуйте?

Ученики. Сугым ашы, каз омэсе. Собираются в аулак ой и кис утырыу.

Учитель. Ребята, я надеюсь, что и вы после себя оставите яркий след в истории села и в будущем наша деревня не раз еще прославится своими талантами, традициями, мастерами, выдающимися людьми. Кто знает, что когда - нибудь вы тоже как писатель И.Юзеев прославите наш край своими произведениями, песнями. И закончим урок его же словами: « Пусть будут сыты твои охотники и жива твоя загадочная птица, Янаул! Я хоть и голод, хоть и сыт, но желаю чтобы ты оставалась загадочной птицей Югамаш -горы».

Мы, ребята, живущие в этом благодатном крае Башкортостана, поддавшись зову предков живем единой, дружной семьей, стремимся строить свою жизнь благополучной и придерживаемся опыта предков. Все, что накопили, нашли и сберегли, что создали трудом на протяжении веков и советское время считаем ценным кладом и давайте приумножим его.












© 2010-2022