Родительское собрание Причины невысоких результатов успеваемости и способы преодоления проблемы

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родительское собрание

«Причины невысоких результатов успеваемости и способы преодоления»

Цели и задачи:

1. Проанализировать учебные достижения каждого ребенка.

2. Выявить причины низких результатов.

3. Наметить пути (способы) преодоления.

1 этап

Родителям раздаютя мини-анкеты, содержащие 5 вопросов

1. Как вы считаете, насколько в % отношении Ваш ребенок реализует свои способности в школе.

2. К каким предметам, по вашему мнению, Ваш ребенок имеет склонности.

3. Как часто Вы проверяете домашнее задание своего ребенка (каждый день, раз в неделю, только письменные и т.д.)

4. К кому Ваш ребенок обратится за помощью, если возникнут сложности в понимании того или иного учебного материала (папа, мама, бабушка, сестра/брат, одноклассники, интернет)

5. Попробуйте вывести формулу успеха для Вашего ребенка. Например: талант + трудолюбие+ режим дня - компьютерные игры … и т.д.

С детьми накануне собрания проводится аналогичная анкета.

2 этап

После того, как родители заполнили анкеты, им раздаются анкеты детей. Это позволяет родителям оценить, насколько хорошо они знают собственного ребенка, его устремления и проблемы.

В целом, исходя из ответов на 1 вопрос анкеты, родители совместно с классным руководителем приходят к выводу, что успеваемость можно и должно поднять на более высокий уровень.

Родителям предлагается ознакомиться с основными причинами, выявленными специалистами:

1 Причина - кислородная недостаточ­ность и малоподвижной образ жизни и как следствие плохая успеваемость, быстрая утомляемость, несобран­ность могут стать прямым следствием, что особенно часто наблюдается у детей, живущих в боль­ших городах, вдали от лесов и парков и с плохой экологией, слиш­ком много сидящих дома, спящих с закрытыми форточками.

Правило: Утренняя зарядка, лучше на свежем воздухе, гимнасти­ческие паузы-разминки во время приготовления.И лучше спортом заниматься вместе с ребенком, подавая пример - это необходимое условие поддержания нормаль­ной работоспособности школьника, закалки воли.

2 Причина - В ребёнке сформировалось чувство страха перед школой.Причины могут быть разными: общий тре­вожный фон в восприятии ребёнком людей и действительности, чьи-то нелестные отзывы о школе, неумные угрозы родителей. Страх перед школой детям могут передать родите­ли, если у них самих в детстве были проблемы в школе.

Правило: Учитывать индивидуальные особенности ребенка. Создавать благоприятный климат в семье. Необходимо проявлять интерес к школьным делам ребёнка, к школе, классу, к каждому прожитому в школе дню. Поддержите в ребёнке его стремление быть школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его достижениям и возможным трудностям помогут подтвердить значимость его положения и деятельности.

3 Причина - особенности подросткового возраста «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках» (И.Гете)

  • Унизительно подрос­тку переминаться с ноги на ногу у доски, краснеть, не зная ма­териала и не понимая каких-то вещей, какие усвоили почти все в классе, когда на него смотрят насмешливые глаза девочек, да ещё учительница того гляди скажет что-нибудь унизительное пе­ред всем классом. И подросток, если ему не удаётся учиться ус­пешно, предпочитает уходить от постыдной ситуации вообще, заявляя всем, что образование ему не так уж и нужно.

Правило:

1. Со всеми детьми происходит это - они все проходят через подростковый период, учатся общаться, ищут свое место в жизни, заводят друзей. Сядьте и подумайте обо всех своих взрослых знакомых и родственниках - они все когда-то были подростками

2. Не только вы испытываете проблемы со своим подростком - огромное количество родителей испытывают тоже самое!

3. У вас может появиться ощущение, что вы бессильны изменить своего ребенка. Но подумайте, что вы хотите изменить? Вы хотите изменить личность другого человека! Направьте свои силы на изменение прежде всего того, кто может измениться благодаря вашим силам - себя самого!

4. Не только у ребенка, но и у вас есть права. На внимание, свободу, уединение, уважение и понимание.

5. Вы не обязаны делать все строго по пунктам. Не бойтесь резко изменить то, что делали до сих пор и попробовать другие методы, тем более если старые не приносят результата.

4 Причина - Плохая успеваемость часто бывает следствием недостат­ка силы воли.

  • Порой подросток даже ругает себя за лень, сла­бость характера, но толку от этого бывает немного (он только сни­жает свою самооценку), поскольку причина слабоволия лежит обычно глубже уровня «захотел и сел за уроки». Гнев, ругатель­ные ярлыки, угрозы способны только усугубить ситуацию и стать причиной «школьной фобии» или «школьного невроза». Мы, взрослые, то и дело бываем неспособны заставить себя делать то, что нужно. Давайте всё-таки будем подходить к нашим детям с той же степенью строгости, что и к самим себе.

Правило: Научить ребёнка управлять собой, обуздывать лень, причём без внешнего давления, дамоклова меча и погонщика - одна из главных и самых сложных задач родителей. Решить её можно вместе с ребёнком, а не в борьбе с ним, и чем раньше, тем луч­ше втягивать в труд, каждый год увеличивая обязанности. Взрослость - это и есть умение управлять собой.

  • родители сами иногда становятся дезорганизующим фактором, когда по не очень уважительным поводам разреша­ют не ходить в школу, пропускать уроки, возвращаются с детьми из отпуска не к 1 сентября, а на неделю позже и т.д., создавая у детей отношение к школе как к чему-то необязательному.

  • отсутствие режима дня и нежелание трудиться. У ребёнка, жизнь - как Бог на душу положит: обед - когда захочется (да и не обед это, а - схва­тил, что повкуснее и пожевал на ходу), просмотр телевизора - без оглядки на часы, уро­ки - когда мама выйдет из себя. Бывает, такая расслабленность исходит от самой мамы (или от обоих родителей), которые тоже живут без какого-то распорядка: в выходные нежатся в постели едва ли не до обеда, в кухне - гора немытой посуды, домашние дела выполняются редко. Недаром говорят, что воспитание детей - это прежде всего самовоспитание. Беза­лаберная, беспорядочная жизнь семьи весьма расслабляет де­тей, убивает усердие, вообще желание трудиться.

Пример: Среди подростков провели опрос: помогают ли они дома по хозяйству? Большинство учеников 4-6-х классов ответили отрицательно. При этом ребята высказывали недовольство тем, что родители не допускают их до многих домашних дел, стирать гладить ходить в магазин. Среди учащихся 7-8 классов оказалось столько же ребят, не занятых в домашнем хозяйстве, однако число недовольных было в несколько раз меньше! Этот результат показывает, как угасает желание детей быть активными, брать на себя различные дела, если взрослые не способствуют этому. Делайте выводы родители!

5 Причина: эмоциональный дефицит. Вообще недостаточный контакт ребёнка и взрослых препятствует активному усвоению основных норм и правил, по которым живут люди. Много душевной энергии отнимает тяжёлая, напряжён­ная атмосфера в семье, частые конфликты, даже просто посто­янное несогласие родителей друг с другом. Пережива­ния детей по поводу дисгармонии супружеских отношений очень глубоки, но не всегда видны внешне. Ребёнок действительно мо­жет не проявлять своей причастности к скандалу, выглядеть ув­лёкшимся , а между тем он от страха боится проявить себя, внутри в нём может всё дрожать от волнения, потому что болез­ненно отзываются и так же непримиримо конфликтуют мамина и папина «половинки». А последствия такого внутреннего противо­стояния, напряжения проявляются, в частности, тогда, когда ре­бёнок плохо усваивает школьный материал. У ребёнка тоже легко меняется настрой, и за уроками ему непросто сосредоточиться, сконцентрироваться на предме­те занятий, вникнуть в материал.

Правило: Ребёнку нужны эмоциональное тепло домашнего очага, ощущение безопасности, уверенности в стабильности своего бытия, в том, что его переживания воспримут с пониманием и сочувствием. Это - основа, на которой строится успешное обуче­ние.

6 Причина- ещё хуже влияет принципиальное различие взглядов отца и матери на учение ребёнка. Например, сын получил двойку, и папа устраивает выволочку, а мама становится горой на защиту своего мальчика. Или мама из-за двойки - в слёзы, а папа не­брежно бросает: «Ну и что, я даже школу не закончил, а живу не хуже людей». Почему при таком разнобое в позициях мамы и папы сын обязательно должен принимать более прогрессивную (на­правленную к получению знаний) линию поведения?

Правило: (ограничения, требования, запреты,) должны быть согласованы взрослыми между собой. Также вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам не понятны, обращайтесь к учителям, администрации.

7 Причина- Интерес к учению может пропасть у ребят с достаточными для школьной программы способностями, если у них каким-то образом подорвана вера в себя (заниженная самооценка). Брошенный в сердцах мамой или учительницей эпитет типа «бестолковый», «тупой» или что-то в этом роде может застрять в памяти надолго и всплывать в самые ответственные моменты. А как ещё он может себя оценивать, если в его способности не верят самые близкие и авторитетные люди? Да­лее - неожиданные для родителей прогулы уроков в школе.

Правило: Человеку нужно, что бы его любили, понимали, признавали, уважали; что бы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него был успех в делах, учебе, на работе; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности, самосовершенствоваться, уважать себя.

8 Причина - не соблюдение баланса «похвала - осуждение». М. Литвак в книге «Если хочешь быть счастливым» сообщает о данных, полученных учёными в ходе практических экспериментов. Их результаты говорят о том, что для благопо­лучного существования человека нужно, чтобы раздражители, вы­зывающие положительные эмоции, составляли 35 процентов, вы­зывающие отрицательные эмоции - 5 процентов, а эмоциональ­но нейтральные - 60 процентов. В связи с этим помимо наказа­ний и поощрений автор книги называет ещё один весьма дей­ственный приём - игнорирование. Когда же не соблюдается со­ отношение положительных и отрицательных раздражителей, про­исходит психологическая катастрофа.

9 Причина: превышение разумного порога строгости родителей по
отношению к отпрыску, нагнетание обстановки вокруг его учеб­ных дел, приготовления уроков меняет эффект воздействия на него с плюса на минус. Страх перед родительскими санкциями парализует мыслительную деятельность.

Правило: Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

10 Причина: хуже обычно учатся выходцы из семей, где не сложился
культ знаний, поиска истины. Там, где папа всё свободное вре­мя проводит перед телевизором или во дворе за домино, а маму никогда не увидишь за книгой, где не читают даже газет, нет тра­диции, непременно получить образование, там и у ребёнка не фор­мируется ощущение учения как чего-то важного, необходимого. Он начинает чувствовать себя «белой вороной» в семье: почему только его заставляют сидеть за книжками Трудно побудить ребёнка прилежно учиться, если родители не показывают пример трудолюбия.

Правило:

  • Будет очень хорошо, если роди­тели в те часы, когда сын (дочь) должен(-на) делать уроки, тоже возьмутся за свою работу, займутся домашним хозяйством, пой­дут на рынок или в магазин, хотя бы сядут за книгу.

11 Причина: родители не приучили ребёнка с малолетства преодо­левать трудности, мама слишком резво бросалась помогать своему чаду при малейших запинках. И вот оно в первые годы учится вполне успешно, а в средних классах, где задачки стано­вятся посложнее, предметов - больше, программа - обширнее, сразу пасует, у него пропадает интерес вообще к познанию.

Правило:

  • Если ребенку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему.

  • При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому.

  • По мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему.

12 Причина: не способствует хорошей успеваемости слабый контакт родителей и учителей. Обычно именно из-за этого не удаётся вовремя упредить срыв ребёнка в учении, пропуски уроков и це­лых учебных дней, отставание по программе, а значит, и помочь устранить пробелы в знаниях.

Существует противоречие. Большинство родителей - частые гости в школе, пока их дети учатся в младших классах, когда они и так, как правило, с воодушевлением учатся, послушны. Родительско - учительский контакт заметно ослабевает в средних клас­сах, когда это воодушевление угасает, появляются трудности в овладении материалом, а стремление к независимости от роди­телей и учителей намного опережает ответственность за себя.

Правило: регулярно поддерживайте контакт с учителями -это поможет вам выявить возникшие проблемы в начале и тем самым своевременно оказать помощь вашему ребенку.

13 Причина: причиной отказа посещать школу может стать преследо­вание ребёнка одноклассниками. Не принять в ребячьей среде, подвергнуть осмеянию, враждебным выпадам могут за что угод­но. Но за внешними признаками, провоцирующими реакции не­приятия, обычно кроется подсознательная неуверенность в себе, низкая самооценка преследуемого. У робкого подростка, даже если он во всём старается быть «как все», при желании обяза­тельно найдут что-либо, к чему можно прицепиться.

Правило: Родители должны ему помочь выстроить стратегию поведения с одноклассниками.

14 Причина: немалое значение имеет программа школьного обучения. Для того, чтобы ребёнок, а потом подросток охотно ходил в шко­лу, он должен ясно представлять, что она ему даёт, зачем ему нужны те знания, которые он получает. Чем чаще он будет осоз­навать «это мне в жизни пригодится», чем больше будет практи­ческого материала, дающего ответ юному гражданину, как жить в современном мире, тем больше вероятность, что он в школе останется до конца.

3 этап

Каждый родитель индивидуально определяется с причинами низкой успеваемости своего ребенка. В зависимости от причин, родители делятся на микрогруппы и пытаются выработать пути решения проблемы, оговариваются сроки, по истечении которых можно будет обсудить достигнутые результаты. За точку отсчета берутся показатели на момент проведения собрания.


© 2010-2022