Родительское собрание «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться»

 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ  В 3 КЛАССЕ    «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться».   ЛУЧШАЯ ФОРМА НАСЛЕДСТВА, ОСТАВЛЯЕМАЯ РОДИТЕЛЯМИ СВОИМ ДЕТЯМ,  ЭТО НЕ ДЕНЬГИ, НЕ ВЕЩИ И ДАЖЕ НЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А ВОСПИТАНИЕ БЕЗГРАНИЧНОГО ТРУДОЛЮБИЯ. К. Д. УШИНСКИЙ   ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:   1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье. 2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.   ФОРМА ПРО...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ


В 3 КЛАССЕ






«Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться».





ЛУЧШАЯ ФОРМА НАСЛЕДСТВА, ОСТАВЛЯЕМАЯ РОДИТЕЛЯМИ СВОИМ ДЕТЯМ, ЭТО НЕ ДЕНЬГИ, НЕ ВЕЩИ И ДАЖЕ НЕ ОБРАЗОВАНИЕ, А ВОСПИТАНИЕ БЕЗГРАНИЧНОГО ТРУДОЛЮБИЯ.

К. Д. УШИНСКИЙ

ЗАДАЧИ СОБРАНИЯ:

1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

2. Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: беседа

Вопросы для обсуждения:

- Труд и его значение в жизни ребёнка.

- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка.

- Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

- Любит ли ваш ребёнок трудиться?

- Что он любит делать по дому?

- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

- Как долго может трудиться ваш ребёнок?

- Работа выполняется увлечённо или неохотно?

- Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

- Поощряете ли вы своего ребёнка за выполненную домашнюю работу?

- Наказываете ли вы своего ребёнка, если он выполнил работу плохо?

- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни своего класса?

- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей № 2.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах.

Я знаю, что мой ребёнок в школе: Мой ребёнок дома:

Дежурит по классу выносит мусор

Дежурит в столовой моет посуду

Имеет трудовые поручения убирает свою комнату

Участвует в трудовых делах классах убирает квартиру

Занимается в кружке делает покупки

Занимается в секции ухаживает за младшими

Если какие-то трудовые поручения ребёнка в анкете не указаны, необходимо их дописать.

Анкета для учащихся № 1.

Дома я: всегда часто иногда никогда

Убираю свою постель

Убираю свою комнату

Мою посуду

Хожу в магазин

Стираю мелкие вещи

Помогаю в уборке квартиры

Ухаживаю за младшими

Умею кое-что готовить

Помогаю родителям по их

просьбе во всех делах

помогаю родителям на даче

Анкета для учащихся № 2.

- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

- Что тебе нравится больше всего из домашних дел?

- Что тебе не нравится делать по дому?

- Хвалят ли тебя за выполненную работу?

- Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?

- Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

- Как ты думаешь, домашние дела - это трудная работа?

- Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

2. Классный час с учащимися «Домашние машины 21 века».

Конкурс проектов «Домашние машины 21 века».

Учащиеся разделяются на группы (по желанию) и получают задание для выполнения проекта. Им необходимо сконструировать домашние машины 21 века, которые смогут облегчить домашний труд и сделать затраты на него минимальными.

Проекты выставляются на родительском собрании, и родительское жюри подводит итоги конкурса проектов.

Примеры работ учащихся 3 класса.

«Кастрюля 21 века»

- все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;

- после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;

- кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;

- приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их запросу);

- кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги;

- каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека.

3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дачи. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».

4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»:

- Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то, как по-другому о ней будет судить ваш ребёнок?

- Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?

- Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?

- Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком, то откуда у него появится желание делать привычные дела ещё лучше?

- Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистического человека?

В дневник мальчика и девочки.

Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя это не всегда получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае - давай попробуем.

Сначала представь себе такую картину - приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!

- Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.

- Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.

- Выполнив какую-то часть работы, оцени её, и … похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.

- Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть отдохни.

- Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.

- Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.

- Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное - ты сумел преодолеть себя, свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всё всегда получится.

ХОД СОБРАНИЯ:

1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении - умении иметь семью и быть счастливым.

Вы можете задать мне вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится это напрямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те жи обязанности, не спать ночами, качая ребёнка - такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку квартиры 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела быстро и качественно.

Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

2. Анализ полученных результатов по анкетам (лучше это сделать в виде плаката)

3. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4. Приглашение в класс учащихся.

Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века». Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят, и родители путём голосования определяют лучший проект.

5. Продолжение выступления классного руководителя.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители и идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки - тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня непросто. Просто будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задача сегодняшнего собрания - показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.

Домашнее задание.

1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.

2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.

3. Составьте с ним план уборки квартиры.

4. Научите его стирать собственное бельё.

5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.

6. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.





© 2010-2022