Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам через формирование гражданственно-патриотических ценностей в процессе обучения

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:







ПРОЕКТ на тему:

Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам через формирование гражданственно-патриотических ценностей в процессе обучения.





Автор проекта: Захарова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 166»













Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы































Актуальность: сегодня самый больной вопрос выпускников школ является сдача ЕГЭ. Для лучшей подготовки учащихся к экзамену и к олимпиадам нужно искать методы обучения, которые закрепляют знания, умения, расширяют кругозор детей по истории. Через гражданственно-патриотическое обучение мы формируем мировоззрение учащихся, прививаем патриотическое чувство, чтобы в будущем из ребят вырастают полноценные граждане, знающих свою историю, свои традиции.

Цель: определение путей и способов через гражданственно-патриотическое обучение привить исторические знания и вырастить истинных патриотов, готовить их к олимпиадам по истории.

Задачи:

Умело использовать комплекс мероприятий патриотической направленности на получение знаний по истории нашего Отечества и подготовке к олимпиаде по истории.

Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в исторических конкурсах, детских научных работ в различных отраслях знании, в том числе по истории.

Создание необходимых условий подготовке к олимпиаде по истории через гражданское, профессиональное и патриотическое обучение.

Введение.

Представленный проект - это помощь учащимся развить ориентированность в сложной и быстроменяющейся обстановке в мире, в ближайшем окружении с учетом наших традиций, исторического прошлого и настоящего в нашем государстве. Помочь ориентироваться молодежи в роли и месте нашей страны в многополярном мире, в задачах, стоящих перед нашей страной на современном этапе его развития, и определения своего места в перспективах развития нашего общества. С учетом этих знаний учащихся смогут определить свою будущую профессию и направление деятельности в реализации этих задач, а также определить свою роль в жизни.

Олимпиады по истории проходят на разных уровнях - школьном, районном, городском, республиканском. Их цель поддержать интерес к предмету, выявить способных учеников. В последнее время олимпиады все чаще организуются высшими учебными заведениями и являются одной из форм вступительных испытаний. Участие в такой олимпиаде, а также победа на олимпиаде высокого уровня (городской и республиканской) повысить шансы поступления в институт или университет, так как результаты учитываются при зачислении.

Реализация целей и задач, раскрытых в данной работе, позволит учащимся по новому взглянуть на обучение истории в школе, подготовке к олимпиадам, и к сдаче ЕГЭ. Определить свое место и роль в патриотическом движении нашего общества, путем активного участия в работе кружков по истории, индивидуального изучения дополнительной исторической литературы.

Для достижения этой цели, учитель должен уметь информировать учащихся об истории и культуре нашего народа, о признанных в мире заслугах наших соотечественников, военных победах и подвигах россиян в различных военных баталиях.

Во время проведения торжественных мероприятий мы формируем уважение к традициям и символам нашего государства через наглядность в оформлении помещений, использования гимна, обеспечения взаимодействие молодежи и ветеранских организации в представлении преемственности патриотического воспитания. Учащиеся лучше запоминает события Великой Отечественной войне, если они звучат из уст ветерана войны, который пережил все эти страшные события сами, нежели, когда все время слушает и видит своего учителя. И это способствует улучшать знания по истории.

Темы заданий по истории при подготовке к олимпиадам по истории бывают разными. Они связанны с проблемами отечественной истории и могут быть использованы при сдаче ЕГЭ.

Учащиеся МБОУ «СОШ № 166» принимают активное участие в олимпиадах по истории и обществознанию в школе и районе, а также в различных конкурсах. Кроме того, в школе ежегодно проходит « рыцарский турнир», где ребята показывают свои знания в области истории. «Рыцарские турниры» проходят и во время уроков между классами, например, между 9 и 11 классами, когда изучаем один и тот же блок вопросов по истории. В эти блоки я и включаю вопросы ЕГЭ.







II. Основная часть

Ожидаемые результаты проекта.

Основные направления проекта.

Реализация основных направлений данного проекта, конкретизированных в системе мероприятий позволит решить многие назревшие проблемы, в отношении подрастающего поколения, способствует успешной подготовке к олимпиадам по истории. Одним из методов подготовке к олимпиаде в нашей школе является создание целостной системы патриотического обучения, достаточное обеспечение необходимой исторической информацией и подготовка к олимпиаде через патриотическое воспитание.

В школе мы оформляем стенды, касающихся вопросов Великой Отечественной войны, помощь ветеранам. На стендах показаны дела молодежи, примеры проявления патриотизма. Знакомясь с датами, с основными сражениями, с участниками мы получаем определенные знания о событиях истории нашего Отечества. Под моим непосредственным руководством ученики ежегодно пишут исследовательские рефераты на научно-исследовательские конференции по истории и патриотическому воспитанию. Участвуют в научно-практических конференциях в районе, а затем ежегодно участвуют в олимпиадах по истории.

Все эти работы способствуют отличной подготовкой к Олимпиадам и ЕГЭ.

Большое значение в нашем проекте отводится встречи с ветеранами войны и труда. Ветераны - это одно из важных составляющих нашего исторического сознания, это живой мост между прошлым и настоящим. Это живая история нашей страны.

Встречи с ними обогащают учащихся правдивыми историческими знаниями из первых уст и являются лучшим методом подготовки к Олимпиадам и ЕГЭ по темам: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Афганская и Чеченские войны, войны в Южной Осетии и Абхазии.

Мы часто встречаемся с нашими ветеранами - Илья Алексеевич Божанов, бывший директор школы. Встречи с ветеранами учат нас патриотизму, а также мы узнаем много интересного по истории, что помогает нам готовиться к олимпиадам по истории.

Знания эти всегда способствуют хорошему написанию Олимпиады по истории. Содержание и организационные формы патриотического обучения основываются на принципах ориентирующих обучение на развитие социально активной личности, нравственно-здорового человека. Среди основополагающих принципов подготовки к Олимпиаде выделяются следующие принципы: научность, гуманизм, приоритетность исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиции, преемственность и непрерывность в развитии детей и молодежи, с учетом особенностей различных категории населения. Реализация этих принципов призвана обеспечить развитие у учащихся высокой культуры и образованности, осознания идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечества.

На уроках мужества, на тематических вечерах, посвященных знаменательным датам в истории нашего отечества. Проведение совместных военно-исторических конференций, патриотических акций по местам боев, сражений; посещение музеев, выставок; подготовка рефератов для участия в научных конференциях - это все живые уроки истории, который способствует расширению кругозора старшеклассников и углубляет знания по истории России. Подготовка таким методом к Олимпиадам и к ЕГЭ дают лучшие результаты, чем зачастую проведения уроков в течение 45 минут.

Со временем понятие «патриотизм» наполнилось новым содержанием.

Привязанность к роду, общине, племени, базировавшаяся на кровных связях, перерастала в более глубокое чувство любви к своей стране, ее традициям, быту, культуре, прош

Учить сравнивать, сопоставлять, определять даты, события, давать определения понятиям, читать тексты и анализировать, аргументировать свое мнение, отношение к тому или иному историческому событию - эта главные задачи для подготовки к Олимпиадам и к ЕГЭ. Большое внимание уделять заданиям с открытыми текстами. Большую пользу при подготовке к Олимпиадам дают мероприятия и задания, которые выстроены в «вопросно-ответном жанре». Это позволяет начать ознакомление с ней с того вопроса, который считается наиболее важным, а затем двигаться по ее содержательному пространству собственным познавательным маршрутам.

Проявить свои творческие способности можно на уроках-диспутах, на уроках ролевых игр, посещая музеи, участвуя в конкурсах научных работ, что и проводиться учителями нашей школы. Для улучшения подготовки к олимпиаде, мы даем конкретные рекомендации для написания рефератов по истории, которыми пользуемся при подготовке к внешним конкурсам и олимпиадам. Даем также полезные советы для подготовки к публичному устному выступлению: как лучше подготовиться и не дать себя в обиду при защите научной работы, на диспуте, в исторической ролевой игре, в олимпиадах.

Безусловно, приводимые задания не исчерпывают всего многообразия тем и вопросов, так как не исчерпаем сам предмет - история.

Олимпиады, как правила, бывают тематические, и предусмотреть все возможные вопросы в рамках одного проекта не реально. Чтобы подготовка стала более качественной, ученику надо самостоятельно обратиться к разным сборникам заданий. Что способствует закреплению знаний и расширению кругозора, развитию навыков творческой и научной деятельности.

Для реализации проекта по подготовке к олимпиадам по истории важную роль играют фильмы под общим названием: «Страницы истории Отечества» средствами кино. Просматриваем следующие фильмы: «Они сражались за Родину», «Враг у ворот», «Первая мировая война», «Вторая Мировая война « и другие, после чего начинается обсуждение кинофильмов. Во время таких обсуждении учащиеся запоминают много интересных исторических фактов, знакомятся с командующим составом наших фронтов, узнают где как сражался советский народ, как вели себя наши соотечественники в тылу.

Главная задача современного образования - воспитание внутренне свободной, творческой личности, успешно решающей сложные интеллектуальные задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом, Для этого у учащихся необходимо формировать и развивать способность мыслить, применять полученные знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах.

При подготовке к олимпиаде по истории большое внимание уделяем на занятиях на выполнение сложных задании, которые позволяют проверить не только качественное владение содержанием курса, но и метопредметных умений - творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения целостные высказывания, делать выводы - логично и последовательно излагать свои мысли. Наша работа с учащимися помогает им формировать ключевые навыки для успешного освоения материала по истории.

Учитель должен умело заинтересовать учащегося, чтобы тот заинтересовался своей отечественной историей и тогда готовиться к олимпиаде будет легче и проще.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Олимпиады призваны дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений учащихся. В частности выявляют, в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.

Проходят олимпиады в три тура. В олимпиадную работу включаются задания, проверяющие следующие умения:

- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта элементы его описания;

- сравнивать исторические объекты, выделяя их общие черты и различия;

- оценивать суждения с точки зрения общественных наук;

- анализировать и классифицировать историческую информацию, представленных в таблицах, диаграммах, схемах);

- распознавать понятия и их составляющие;

- устанавливать соответствия между существенными признаками и чертами исторических явлений;

- различать в исторической информации факты и мнения, аргументы и выводы;

- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию исторической информации из текстов;

- формировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Макиявелли говорил в свое время: «Для достижения своей цели все методы хороши». Для того, чтобы подготовить к историческим Олимпиадам учащихся любые пути хороши - будут ли эти знания получать учащиеся через патриотическое воспитанию, через работу с историческими источниками, через видеоматериалами, индивидуально. Лишь бы они полюбили историю и изучали ее. Наша задача преподавателей заинтересовать детей, привить им любовь к истории родного Отечества, малой родины, поощрять детей, заставлять самостоятельно искать вопросы и находить на них ответы. Учитель-это не человек с указкой, а старший друг и соратник ученика.

Чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являлась знакомой и значимой для ребенка. Моя роль здесь заключается в своевременной подсказке новых источников информации, или просто направить мысль ученика в нужное русло. В современном понимании проектная деятельность-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится вполне реальным практическим результатам.

Цели любого проекта - воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения: развитие у учащихся критического мышления. Привлечение учащихся к проектной деятельности повышает их интерес к учебе.

Творческие группы учащихся получают знания по истории на классных часах, на уроках, на внеклассных мероприятиях, в которых принимают участие непосредственно учащиеся под чутким руководством учителя.





СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Э.В. Уткин «Готовимся к олимпиаде по истории». М., «Оникс». 2011г.

  2. О.А. Северина «Проектная деятельность», М., »Учитель», 2011г.

  3. С.В. Краюшкина «Тесты по истории», М., «Экзамен», 2010г.

  4. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», М.,1984г.

  5. «Как воспитывать настоящего человека». М., 1989г.

  6. «Энциклопедический словарь юного историка». М., 1997г.

  7. «Обществознание - глобальный мир в двадцать первом веке». М.,. «Просвещение». 2009г.

  8. М.Н. Чернова «Работа с документами на уроках истории»2008г. 10-11 кл. М., «Айрис - пресс».

  9. О.Г. Веряскин «История России с древнейших времен до конца 19 века. Олимпиада: школьный и муниципальный этапы», Ростов-на-Дону, «Легион», 2009г.

  10. В.Ф. Габдулхаков «Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета», Казань, 2011г.

© 2010-2022