- Преподавателю
- Классному руководителю
- Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам через формирование гражданственно-патриотических ценностей в процессе обучения
Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам через формирование гражданственно-патриотических ценностей в процессе обучения
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Захарова Е.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОЕКТ на тему:
Подготовка к ЕГЭ и олимпиадам через формирование гражданственно-патриотических ценностей в процессе обучения.
Автор проекта: Захарова Елена Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 166»
Оглавление
Введение
Основная часть
Заключение
Список литературы
Актуальность: сегодня самый больной вопрос выпускников школ является сдача ЕГЭ. Для лучшей подготовки учащихся к экзамену и к олимпиадам нужно искать методы обучения, которые закрепляют знания, умения, расширяют кругозор детей по истории. Через гражданственно-патриотическое обучение мы формируем мировоззрение учащихся, прививаем патриотическое чувство, чтобы в будущем из ребят вырастают полноценные граждане, знающих свою историю, свои традиции.
Цель: определение путей и способов через гражданственно-патриотическое обучение привить исторические знания и вырастить истинных патриотов, готовить их к олимпиадам по истории.
Задачи:
Умело использовать комплекс мероприятий патриотической направленности на получение знаний по истории нашего Отечества и подготовке к олимпиаде по истории.
Дать возможность учащимся проявить свои творческие способности в исторических конкурсах, детских научных работ в различных отраслях знании, в том числе по истории.
Создание необходимых условий подготовке к олимпиаде по истории через гражданское, профессиональное и патриотическое обучение.
Введение.
Представленный проект - это помощь учащимся развить ориентированность в сложной и быстроменяющейся обстановке в мире, в ближайшем окружении с учетом наших традиций, исторического прошлого и настоящего в нашем государстве. Помочь ориентироваться молодежи в роли и месте нашей страны в многополярном мире, в задачах, стоящих перед нашей страной на современном этапе его развития, и определения своего места в перспективах развития нашего общества. С учетом этих знаний учащихся смогут определить свою будущую профессию и направление деятельности в реализации этих задач, а также определить свою роль в жизни.
Олимпиады по истории проходят на разных уровнях - школьном, районном, городском, республиканском. Их цель поддержать интерес к предмету, выявить способных учеников. В последнее время олимпиады все чаще организуются высшими учебными заведениями и являются одной из форм вступительных испытаний. Участие в такой олимпиаде, а также победа на олимпиаде высокого уровня (городской и республиканской) повысить шансы поступления в институт или университет, так как результаты учитываются при зачислении.
Реализация целей и задач, раскрытых в данной работе, позволит учащимся по новому взглянуть на обучение истории в школе, подготовке к олимпиадам, и к сдаче ЕГЭ. Определить свое место и роль в патриотическом движении нашего общества, путем активного участия в работе кружков по истории, индивидуального изучения дополнительной исторической литературы.
Для достижения этой цели, учитель должен уметь информировать учащихся об истории и культуре нашего народа, о признанных в мире заслугах наших соотечественников, военных победах и подвигах россиян в различных военных баталиях.
Во время проведения торжественных мероприятий мы формируем уважение к традициям и символам нашего государства через наглядность в оформлении помещений, использования гимна, обеспечения взаимодействие молодежи и ветеранских организации в представлении преемственности патриотического воспитания. Учащиеся лучше запоминает события Великой Отечественной войне, если они звучат из уст ветерана войны, который пережил все эти страшные события сами, нежели, когда все время слушает и видит своего учителя. И это способствует улучшать знания по истории.
Темы заданий по истории при подготовке к олимпиадам по истории бывают разными. Они связанны с проблемами отечественной истории и могут быть использованы при сдаче ЕГЭ.
Учащиеся МБОУ «СОШ № 166» принимают активное участие в олимпиадах по истории и обществознанию в школе и районе, а также в различных конкурсах. Кроме того, в школе ежегодно проходит « рыцарский турнир», где ребята показывают свои знания в области истории. «Рыцарские турниры» проходят и во время уроков между классами, например, между 9 и 11 классами, когда изучаем один и тот же блок вопросов по истории. В эти блоки я и включаю вопросы ЕГЭ.
II. Основная часть
Ожидаемые результаты проекта.
Основные направления проекта.
Реализация основных направлений данного проекта, конкретизированных в системе мероприятий позволит решить многие назревшие проблемы, в отношении подрастающего поколения, способствует успешной подготовке к олимпиадам по истории. Одним из методов подготовке к олимпиаде в нашей школе является создание целостной системы патриотического обучения, достаточное обеспечение необходимой исторической информацией и подготовка к олимпиаде через патриотическое воспитание.
В школе мы оформляем стенды, касающихся вопросов Великой Отечественной войны, помощь ветеранам. На стендах показаны дела молодежи, примеры проявления патриотизма. Знакомясь с датами, с основными сражениями, с участниками мы получаем определенные знания о событиях истории нашего Отечества. Под моим непосредственным руководством ученики ежегодно пишут исследовательские рефераты на научно-исследовательские конференции по истории и патриотическому воспитанию. Участвуют в научно-практических конференциях в районе, а затем ежегодно участвуют в олимпиадах по истории.
Все эти работы способствуют отличной подготовкой к Олимпиадам и ЕГЭ.
Большое значение в нашем проекте отводится встречи с ветеранами войны и труда. Ветераны - это одно из важных составляющих нашего исторического сознания, это живой мост между прошлым и настоящим. Это живая история нашей страны.
Встречи с ними обогащают учащихся правдивыми историческими знаниями из первых уст и являются лучшим методом подготовки к Олимпиадам и ЕГЭ по темам: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., Афганская и Чеченские войны, войны в Южной Осетии и Абхазии.
Мы часто встречаемся с нашими ветеранами - Илья Алексеевич Божанов, бывший директор школы. Встречи с ветеранами учат нас патриотизму, а также мы узнаем много интересного по истории, что помогает нам готовиться к олимпиадам по истории.
Знания эти всегда способствуют хорошему написанию Олимпиады по истории. Содержание и организационные формы патриотического обучения основываются на принципах ориентирующих обучение на развитие социально активной личности, нравственно-здорового человека. Среди основополагающих принципов подготовки к Олимпиаде выделяются следующие принципы: научность, гуманизм, приоритетность исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиции, преемственность и непрерывность в развитии детей и молодежи, с учетом особенностей различных категории населения. Реализация этих принципов призвана обеспечить развитие у учащихся высокой культуры и образованности, осознания идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечества.
На уроках мужества, на тематических вечерах, посвященных знаменательным датам в истории нашего отечества. Проведение совместных военно-исторических конференций, патриотических акций по местам боев, сражений; посещение музеев, выставок; подготовка рефератов для участия в научных конференциях - это все живые уроки истории, который способствует расширению кругозора старшеклассников и углубляет знания по истории России. Подготовка таким методом к Олимпиадам и к ЕГЭ дают лучшие результаты, чем зачастую проведения уроков в течение 45 минут.
Со временем понятие «патриотизм» наполнилось новым содержанием.
Привязанность к роду, общине, племени, базировавшаяся на кровных связях, перерастала в более глубокое чувство любви к своей стране, ее традициям, быту, культуре, прош
Учить сравнивать, сопоставлять, определять даты, события, давать определения понятиям, читать тексты и анализировать, аргументировать свое мнение, отношение к тому или иному историческому событию - эта главные задачи для подготовки к Олимпиадам и к ЕГЭ. Большое внимание уделять заданиям с открытыми текстами. Большую пользу при подготовке к Олимпиадам дают мероприятия и задания, которые выстроены в «вопросно-ответном жанре». Это позволяет начать ознакомление с ней с того вопроса, который считается наиболее важным, а затем двигаться по ее содержательному пространству собственным познавательным маршрутам.
Проявить свои творческие способности можно на уроках-диспутах, на уроках ролевых игр, посещая музеи, участвуя в конкурсах научных работ, что и проводиться учителями нашей школы. Для улучшения подготовки к олимпиаде, мы даем конкретные рекомендации для написания рефератов по истории, которыми пользуемся при подготовке к внешним конкурсам и олимпиадам. Даем также полезные советы для подготовки к публичному устному выступлению: как лучше подготовиться и не дать себя в обиду при защите научной работы, на диспуте, в исторической ролевой игре, в олимпиадах.
Безусловно, приводимые задания не исчерпывают всего многообразия тем и вопросов, так как не исчерпаем сам предмет - история.
Олимпиады, как правила, бывают тематические, и предусмотреть все возможные вопросы в рамках одного проекта не реально. Чтобы подготовка стала более качественной, ученику надо самостоятельно обратиться к разным сборникам заданий. Что способствует закреплению знаний и расширению кругозора, развитию навыков творческой и научной деятельности.
Для реализации проекта по подготовке к олимпиадам по истории важную роль играют фильмы под общим названием: «Страницы истории Отечества» средствами кино. Просматриваем следующие фильмы: «Они сражались за Родину», «Враг у ворот», «Первая мировая война», «Вторая Мировая война « и другие, после чего начинается обсуждение кинофильмов. Во время таких обсуждении учащиеся запоминают много интересных исторических фактов, знакомятся с командующим составом наших фронтов, узнают где как сражался советский народ, как вели себя наши соотечественники в тылу.
Главная задача современного образования - воспитание внутренне свободной, творческой личности, успешно решающей сложные интеллектуальные задачи, возникающие в процессе взаимодействия с обществом, Для этого у учащихся необходимо формировать и развивать способность мыслить, применять полученные знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать свои действия, эффективно сотрудничать в разнообразных группах.
При подготовке к олимпиаде по истории большое внимание уделяем на занятиях на выполнение сложных задании, которые позволяют проверить не только качественное владение содержанием курса, но и метопредметных умений - творчески применять полученные знания, формулировать собственные обоснованные суждения целостные высказывания, делать выводы - логично и последовательно излагать свои мысли. Наша работа с учащимися помогает им формировать ключевые навыки для успешного освоения материала по истории.
Учитель должен умело заинтересовать учащегося, чтобы тот заинтересовался своей отечественной историей и тогда готовиться к олимпиаде будет легче и проще.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Олимпиады призваны дать не только объективную, но и разностороннюю оценку учебных достижений учащихся. В частности выявляют, в какой степени школьники овладели знаниями основных научных фактов, теоретических положений, социальных норм, а также способами познавательной деятельности.
Проходят олимпиады в три тура. В олимпиадную работу включаются задания, проверяющие следующие умения:
- распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта элементы его описания;
- сравнивать исторические объекты, выделяя их общие черты и различия;
- оценивать суждения с точки зрения общественных наук;
- анализировать и классифицировать историческую информацию, представленных в таблицах, диаграммах, схемах);
- распознавать понятия и их составляющие;
- устанавливать соответствия между существенными признаками и чертами исторических явлений;
- различать в исторической информации факты и мнения, аргументы и выводы;
- осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию исторической информации из текстов;
- формировать на основе приобретенных исторических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Макиявелли говорил в свое время: «Для достижения своей цели все методы хороши». Для того, чтобы подготовить к историческим Олимпиадам учащихся любые пути хороши - будут ли эти знания получать учащиеся через патриотическое воспитанию, через работу с историческими источниками, через видеоматериалами, индивидуально. Лишь бы они полюбили историю и изучали ее. Наша задача преподавателей заинтересовать детей, привить им любовь к истории родного Отечества, малой родины, поощрять детей, заставлять самостоятельно искать вопросы и находить на них ответы. Учитель-это не человек с указкой, а старший друг и соратник ученика.
Чрезвычайно важно показать учащимся их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы проблема была взята из реальной жизни, являлась знакомой и значимой для ребенка. Моя роль здесь заключается в своевременной подсказке новых источников информации, или просто направить мысль ученика в нужное русло. В современном понимании проектная деятельность-это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится вполне реальным практическим результатам.
Цели любого проекта - воспитание людей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях; развитие коммуникативных, исследовательских навыков, умение работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения: развитие у учащихся критического мышления. Привлечение учащихся к проектной деятельности повышает их интерес к учебе.
Творческие группы учащихся получают знания по истории на классных часах, на уроках, на внеклассных мероприятиях, в которых принимают участие непосредственно учащиеся под чутким руководством учителя.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Э.В. Уткин «Готовимся к олимпиаде по истории». М., «Оникс». 2011г.
-
О.А. Северина «Проектная деятельность», М., »Учитель», 2011г.
-
С.В. Краюшкина «Тесты по истории», М., «Экзамен», 2010г.
-
В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям», М.,1984г.
-
«Как воспитывать настоящего человека». М., 1989г.
-
«Энциклопедический словарь юного историка». М., 1997г.
-
«Обществознание - глобальный мир в двадцать первом веке». М.,. «Просвещение». 2009г.
-
М.Н. Чернова «Работа с документами на уроках истории»2008г. 10-11 кл. М., «Айрис - пресс».
-
О.Г. Веряскин «История России с древнейших времен до конца 19 века. Олимпиада: школьный и муниципальный этапы», Ростов-на-Дону, «Легион», 2009г.
-
В.Ф. Габдулхаков «Одаренность и ее развитие в условиях взаимодействия общеобразовательной школы и университета», Казань, 2011г.