Классный час «Добро или зло: твой нравственный выбор»

Предлагаемая работа классного часа «Добро или зло: твой нравственный выбор» предназначена для учителей, воспитателей, классных руководителей.      Тема доброты в настоящее время стала настолько актуальной, что я посчитала нужным поднять эту проблему в своей группе.        Классный час побуждает формировать нравственные ценности обучающихся, представление о добре и зле, сущности милосердия. Урок проходит живо и  интересно, так как применяются различные методы: беседа, тестирование, художественное слово, работа в группах, просмотр видеосюжетов и их обсуждение.      Классный час призван развивать коммуникативные, информационные компетенции обучающихся, а главное   следовать одному из правил -- это выражение доброты в поступке.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час на тему:

«Добро и зло: твой нравственный выбор»

Форма проведения:

Классный час-размышление.

Цель:

Формирование нравственных ценностей у обучающихся, представлений о добре и зле; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло.

  • Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.

  • Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, сострадания, стремление совершать добрые дела.

  • Формировать умение делать правильный выбор в сложной ситуации.

Основные понятия:

  • добро и зло

  • доброта

Методы обучения:

  • Беседа

  • Упражнения

  • Тест

Ход классного часа.

Эпиграф.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро творить трудней.

У обучающихся на столе лежат карточки разного цвета с перечнем качеств: бережливость, доброта, ответственность, принципиальность, честность. Обучающимся предлагается расставить слова в порядке значимости для них перечисленных качеств. Слово «доброта» в розовом цвете (для быстрого изучения результатов классным руководителем). Всё остальное используется для последующего анализа значимости нравственных качеств для обучающихся группы.

Звучит стихотворение «Добрые люди» И. Ляпина (в это время классный руководитель изучает результаты).

Там, где судьба подводила,

Жестче косилась и злей,

Голодом, стужей морила,

Мама моя говорила:

- Мир не без добрых людей.

Думаю, словно о чуде:

В те роковые года

Сколько вас, добрые люди,

Добрых по самой сути,

Рядом случалось всегда!

Всех обвывали метели,

Бедами равно грозя,

Но от чужой потери

Вы отводить не умели

В сторону ваши глаза.

Жизнь меня била и мяла

И в круговерти своей

Просто дохнуть не давала,

Но разглядеть не мешала -

Мир не без добрых людей.

Как я хочу, чтоб на свете

Рядом с душою моей,

Слово не бросив на ветер,

Кто-то, хоть кто-то б отметил:

Мир не без добрых людей.

Классный руководитель:

Мне приятно осознавать, что такое качество, как доброта, располагается в вашем перечне далеко не на последнем месте. Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека.

Давайте прочитаем слова М. Пришвина: «Всё хорошее в природе - от солнца, а всё лучшее в жизни - от человека».И поэтому я приглашаю вас к разговору о доброте и зле. Тема нашего классного часа «Добро и зло».

Вопросы для обсуждения:

  • Что такое добро и зло?

  • Кого человека вы считаете добрым?

  • Добро и зло в жизни

Работа с понятиями.

Классный руководитель:

Как вы понимаете значение слов «Добро и зло»? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируем собственное определение понятий «добро» и «зло»

Итак:

  • «Добро - это …»

  • «Зло - это …»

  • «Добрый человек - это …»

Некоторым ребятам было поручено поработать по словарю Ожегова заранее, найти значения слов «добро» и «зло».

(Предоставить им слово).

Классный руководитель:

Ребята, на своём жизненном пути, вы встречаете как добрых, так и злых людей. Надеюсь, что добрых встречаете чаще. Приведите примеры добрых поступков своих близких людей, друзей, знакомых. (Примеры ребят.)

Классный руководитель:

Помните мы проводите с вами анкету, где я просила назвать самого доброго человека в группе?

Большинство назвали следующих ребят (перечислить имена). А задумывались ли вы над тем, насколько вы добры?

Сейчас вы можете себя проверить тестом «Добрый ли вы?».

Инструкция:

Отвечайте на вопросы "да" или "нет".

Вопросы теста:

1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3. Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?

4. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5. Любите ли вы злые шутки?

6. Вы злопамятны?

7. Можете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?

8. Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9. Бросаете ли игру, когда начинаете проигрывать?

10. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли выслушать аргументы оппонента?

11. Вы охотно выполняете просьбы?

12. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты:

А теперь засчитайте себе по 1 очку за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

А) Больше 8 очков. Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдет.

Б) От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

В) Меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения...

Классный руководитель:

Вы можете сверить свои мысли и представления о себе как о человеке с результатами анкетирования. Так ли вы добры, как вам показалось? Или вам ещё нужно много совершить добрых дел, чтобы соответствовать высокому званию «Человек»?

Акцент делается на то что иногда мы оказываем людям благое содействие и этим им помогаем. Поддерживаем людей в их действиях сложных жизненных ситуациях, порой сами не замечаем, как спасаем человека.

Далее идёт просмотр эпизодов художественного кинофильма «Заплати другому» с последующим обсуждением об идее добротворчества американского школьника, его конкретных делах и той цепной реакции доброты, которую они вызвали.

Обратить внимание на эпиграф, написанный на доске. Спросить, почему добро творить трудней?

Классный руководитель:

В последнее время приходят чаще мысли, что добро - это какой-то особый вид энергии, который ещё не изучен в достаточной мере. Энергия вашей доброты не исчезает. Она накапливается и потом вдруг приходит к вам, возвращается благодарностью. Мы иногда это называем удачей. В таких случаях говорим: «Здорово! Мне повезло!» А может к вам просто вернулась доброта?

Считаю, что сегодня мы не имеем никакого морального права просто поговорить о добре и разойтись. Потому что одно из правил добра - это выражение в поступке. У вас в конвертах лежат записные книги. Сейчас для себя вы наметьте в них одно или несколько добрых дел, которые вы обязательно должны выполнить в ближайшее время.

В это время звучит песня Шуры «Твори добро»

Классный руководитель:

Ребята, вот нам и представится такая возможность подтвердить народную мудрость: «МИР НЕ БЕЗ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ»


Литература

1. Г.Г.Кулинич «Классные часы»

2. Научно-методический журнал «Классный руководитель» №3, 2012г.

3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september



© 2010-2022