ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Пособие составлено  в соответствии с требованиями ФГОС СПО И НПО по организации самостоятельной работы . В пособии отмечено, что самостоятельная работа является одним из видов и форм профессиональной деятельности обучающихся, нацеленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций. В пособии представлены  цели и задачи самостоятельной работы в учебном процессе, расcмотрены  различные  формы и методы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которые способствуют формир...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области Государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области

«Семилукский государственный технико-экономический колледж»





Г.Е.Яшина


ФОРМИРОВАНИЕ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИЗМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ







Семилуки

2013

Рекомендовано методическим советом ГОБУ СПО ВО «СГТЭК»

Автор-составитель: Г.Е. Яшина

Научный редактор:


Пособие составлено в соответствии с требованиями ФГОС СПО И НПО по организации самостоятельной работы . В пособии отмечено, что самостоятельная работа является одним из видов и форм профессиональной деятельности обучающихся, нацеленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций. В пособии представлены цели и задачи самостоятельной работы в учебном процессе, расcмотрены различные формы и методы самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы, которые способствуют формированию и развитию профессиональных и общих компетенций обучающихся, определенных во ФГОС СПО и НПО, большое внимание уделено контролю и оценки результатов самостоятельной работы обучающихся, представлены методические рекомендации по работе с дополнительной, справочной, научной литературой, по подготовке тематической презентации, по организации и проведению семинара, по составлению докладов, рефератов, конспекта, по подготовке эссе, рекомендации по выполнению домашней контрольной работы, общие рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся представлены в памятке преподавателю. Пособие предназначено для преподавателей, желающих повысить уровень самостоятельности студентов.



Г.Е. Яшина., 2012

ГОБУ СПО ВО «Семилукский государственный

технико-экономический колледж»

Содержание

Введение 4

1. Цели и задачи самостоятельной работы в учебном процессе 5

2. Формы и методы самостоятельной работы, способствующие формированию самообразовательной компетенции 6

3. Самостоятельная внеаудиторная работа 10

4. Контроль и оценка результатов самостоятельной работы

обучающихся 16

5. Методические рекомендации по организации самостоятельной

работы 19

Заключение 31

Литература 32





















«НЕТ ЛУЧШЕ ОБРАЗОВАНИЯ,

ЧЕМ САМООБРАЗОВАНИЕ»

В.Пикуль



Введение

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего и начального образования ( ФГОС СПО и НПО) в разделе VII. «Требования к условиям реализации основной профессиональной программы» в п. 7.1. определяют, что при формировании ОПОП образовательное учреждение обязано обеспечить самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС СПО и НПО количество часов, отведенное на самостоятельную работу обучающихся, возросло до 50%, что является одним из основных факторов обеспечивающего эффективность процесса обучения, и позволяет достигнуть более высокого качества обучения. Это возможно тогда когда в учебном процессе

уделяется должное внимание профессиональному саморазвитию студентов, организации самостоятельной работы как в аудитории (учебные занятия), так и внеаудиторно (домашняя работа), когда в учебном процессе используются преимущества модульно- компетентностного подхода, позволяющего ориентировать выпускников на освоение общих профессиональных компетенций, это означает направленность обучения не сколько на усвоения обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие способностей обучающихся качественно выполнять будущую профессиональную деятельность, на развитие их самостоятельности, личной ответственности за результаты обучения, мотивации к обучению, активной жизненной позиции.




1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Самостоятельная самообразовательная работа студентов в настоящее время понимается как творческая деятельность обучаемых, способствующая формированию профессиональных и общих компетенций, направленная на усвоение, закрепление, расширение и углубление знаний, навыков, умений, как на занятиях, так и в часы самостоятельной подготовки.

Самостоятельная работа является одним из видов и форм организации учебно-профессиональной деятельности обучающихся, нацеленной на формирование и развитие общих и профессиональных компетенций.

Цели самостоятельной работы в учебном процессе:

реализация совокупности целей задач основных профессиональных образовательных программ по специальностям в соответствии с требованиями ФГОС,

формирование и развитие общих компетенций, определенных во ФГОС СПО и НПО,

формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности выпускников

Задачи самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе:

расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности,

приобрести опыт и развивать умения поиска и получения актуальных знаний, посредством использования информационных технологий,

сформировать проектировочные, конструктивные, аналитические, прогностические умения обучающихся,

сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности,

развивать познавательную способность и активность обучающихся, их

творческую инициативу, самостоятельность, ответственность и организованность,

сформировать самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации,

сформировать исследовательские умения


2.ФОРМЫ И МЕТОДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ФОРМИРОВАНИЮ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Самостоятельная работа - это дидактическое средство обучения, с помощью которого преподаватель организует деятельность обучающегося как на занятиях (аудиторная самостоятельная работа), так и вне занятий

( внеаудиторная самостоятельная работа).

Аудиторная самостоятельная работа - это вид учебной деятельности, которую студент выполняет индивидуально или в группе по заданию и под руководством преподавателя на учебных занятиях по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу профессионального модуля.

Внешне самостоятельная работа как средство обучения выступает в виде самых разнообразных заданий, внутренне она выражается через познавательную или практическую задачу, которая включает студентов в учебный процесс.

Значение самостоятельной работы огромно, самостоятельная работа развивает логическое мышление, любознательность, познавательный интерес, вырабатывает необходимые умения и навыки, способствует усвоению материала, развивает речь, учит вдумчиво работать с книгой - учебником, справочной, научно - популярной литературой.

Самостоятельная работа воспитывает культуру умственного труда - умение рационально организовывать учебу, воспитывает чувство ответственности за выполнение учебного задания, трудолюбия, настойчивости и упорства в достижении цели.

Таким образом, самостоятельная работа завершает задачи других видов учебной работы, она расширяет и обогащает знания, умения и навыки, полученные на уроках; является важной формой воспитания через предмет; развивает творческие способности, формирует навыки самоконтроля и самооценки, готовит студентов к самообразованию.

Необходимо, также отметить что, самостоятельная учебная работа представляет собой овладение научными знаниями, практическими умениями и навыками во всех формах организации обучения, как под руководством преподавателя, так и без него. При этом преподаватель организует целенаправленное управление самостоятельной деятельностью студентов посредством формулировки темы-проблемы, ее расшифровки через план или схему, указания основных и дополнительных источников, вопросов и заданий для самоконтроля осваиваемых знаний, заданий для развития необходимых умений и навыков, сроков консультаций и форм контроля.

Самостоятельную работу студентов классифицируют:

- по дидактической цели ее применения - познавательная,
практическая, обобщающая;

- по типам решаемых задач - исследовательская, творческая,
познавательная и др.;

- по уровням проблемности - репродуктивная, репродуктивно-исследовательская, исследовательская;

- по характеру коммуникативного взаимодействия студентов - фронтальная, групповая, индивидуальная;

- по месту ее выполнения - домашняя, аудиторная;

- по методам научного познания - теоретическая, экспериментальная.

Виды самостоятельной работы студентов зависят от формы организации обучения, что представлено в таблице

Виды самостоятельной работы студентов в зависимости от формы организации обучения

Форма организации обучения

Виды и особенности самостоятельной работы студентов

Уроки

Работа с учебной литературой, самостоятельное решение задач, выполнение упражнений, зада­ний, подготовка к уроку рефератов, докладов, самостоятельная работа с применением ТСО, компьютерных обучающих и контролирующих программ, самостоятельная работа со всевозможными карточками-заданиями

Лекции

Активное слушание и конспектирование лек­ций, самостоятельная работа над предложением, литературой в контексте лекции

Семинары

Работа с литературой по теме семинара, напи­сание реферата, подготовка тезисов для выступ­ления на семинаре

Лабораторно-практические занятия

Экспериментально-исследовательская работа, изучение учебной и справочной литературы, оформление результатов экспериментально-исследовательской работы

Экскурсии

Работа с учебной и справочной литературой на этапе подготовки к экскурсии, написание обобщенных, аналитических отчетов по результатам экскурсии, сбор и систематика новой информации в процессе экскурсии

Игры

Работа по решению ситуативных задач и заданий, самостоятельная работа с компьютер­ными играми, самостоятельная работа с разда­точным дидактическим материалом

Домашняя самостоятельная работа

Выполнение упражнений, задач, подготовка рефератов, докладов, выполнение заданий, в том числе творческих

Гибкое сочетание разнообразных форм и технологий

обучения

Гибкое сочетание и разнообразное применение всех перечисленных выше видов самостоятель­ной работы

В процессе обучения выделяют четыре разновидности самостоятельной познавательной деятельности студента. Каждая из них отли­чается спецификой целеполагания и планирования:

1) постановку цели и планирование предстоящей деятельности студент осуществляет с помощью преподавателя.

2) только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется студентом самостоятельно;

  1. постановка цели и планирование предстоящей
    работы осуществляются студентом самостоятельно в рамках предъявленного преподавателем задания;

  2. работа осуществляется студентом по собственной
    инициативе; он без помощи преподавателя, сам определяет содержание, цель, план работы и самостоя­тельно ее выполняет.

Важнейшим средством формирования у студентов всех перечисленных разновидностей познавательной деятельности является выполнение ими различных типов и видов самостоятельных работ. Используются следующие виды самостоятельных работ, самостоятельные работы по образцу - репродуктивные самостоятельные работы, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную внутри-предметную ситуацию выполняются на основе «конкретных алгоритмов», ранее продемонстрированных преподавателем и опробованных студентами при выполнении предыдущих заданий. Другими словами, речь здесь идет о самостоятельном решение примеров и задач по способу, показанному преподавателем или подробно описанному в учебном пособии. Самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения задачи в непосредственно аналогичную или отдаленно аналогичную межпредметную ситуацию, сходны с работами первого вида. Однако для их выполнения требуются знания способов решения задач из смежных учебных дисциплин, поэтому все действия студента при выполнении самостоятельных работ по образцу служат только основой формирования умений планировать собственную познавательную деятельность, основой формирования опыта познавательной самостоятельности.

. Репродуктивные задания слабо способствуют развитию мышления и не формируют творческую самостоятельность. Однако они обладают рядом положительных сторон: быстрое формирование практических навыков и умений; под непосредственным управлением преподавателем процессом усвоения, что позволяет достаточно быстро выявить типичные ошибки и работать над их исправлением.

Частично - самостоятельно поисковые работы могут носить историко-исследовательский характер, что весьма успешно используются при организации внеклассной работы.

Для формирования новых знаний и для углубления их используются частично - самостоятельные поисковые работы. Такие занятия проводятся после того, как даны основные понятия и определения программной темы.

При изучении нового материала самостоятельная работа организуется различными приемами:

  1. Использование активных методов обучения;

  2. Работа с учебной литературой.

Например, семинарские занятия опережающего обучения. Подготовка к таким занятиям начинается задолго до проведения семинара. Для того чтобы охватить на семинаре как можно больше теоретического материала группа разбивается на микрогруппы и каждой из них предлагается отдельное задание по теории. Каждая микрогруппа изучает соответствующие разделы учебника, работает с дополнительной литературой и готовит решение 1-2 типичных задач по заданной теме. Для семинара желательно приготовить карточки задания (по одной на стол) с вопросами по каждому сообщению. Тогда студенты внимательно слушают докладчиков, чтобы в их сообщениях отыскать ответ на вопрос с карточки. Номер вопроса на карточке ставится произвольно.

Самостоятельные исследовательские работы показывают самый высокий уровень познавательной работы, приучают студентов видеть в необычных ситуациях уже известные им законы, явления и являются серьезным шагом к привитию навыков самообразования, важность которого нужно постоянно подчеркивать. К исследовательским работам можно отнести задания такого типа: составление задач по исходным данным, решение нестандартных примеров и задач, решение ситуационных задач профессиональной направленности, самостоятельное овладение материалом, подготовка проектов исследовательского характера, подготовка к семинарским занятиям, к конференциям, выполнение курсового проекта исследовательского характера. При выполнении самостоятельной работы студенты сталкиваются с определенными трудностями, преодоление которых развивает их познавательную самостоятельность, приучает контролировать каждый шаг. Таким образом, самостоятельная работа обучащегося и её уровень находится в тесном контакте с уровнем познавательной деятельности. Характер и объем самостоятельной работы должен быть тщательно продуман и обоснован. Задания должны быть четко сформулированы, а самостоятельная работа должна быть организована таким образом, чтобы всякий раз она не только формировала навыки самостоятельности, но и воспитывала самоконтроль и самооценку своих действий, что является предпосылкой в подготовке студентов к самообразованию.

Осуществлению дифференциации и индивидуализации при подготовке и проведению самостоятельной работы студентов, в настоящее время придается особое значение. В связи с этим возникает необходимость создать соответствующие дидактические материалы для самостоятельной работы, в которых бы были учтены индивидуализация усвоения материала каждым студентом и дифференцированный подход к ним. Без собственной деятельности обучающегося материал урока не будет ни усвоен, ни закреплен. Поэтому преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности каждого студента при работе по усвоению и закреплению знаний, а также при проверке усвоения. Необходимо отметить, что следует дифференцировать не обучающихся и не варианты самостоятельных работ, а учебный материал и компоновать каждый вариант самостоятельной или контрольной работы заданиями разной степени сложности. Иначе говоря, каждый вариант работы содержит задания для так называемых, «слабых», «средних» и «сильных» студентов. Например, если в одном варианте работы пять примеров, то первые из три из низ могут содержать задания, рассчитанные на усвоение обязательного минимума, а четвертое задание уже более сложное, а пятое еще сложнее. Таким образом, студент, справившийся с первыми тремя примерами, получает оценку «3», с первыми четырьмя - «4», а справившийся со всеми заданиями «5». Дидактические материалы, составленные с учетом дифференцированного подхода к студентам, могут успешно использовать на всех этапах урока и при выдаче домашних заданий.

В ходе занятий на разных его этапах могут быть представлены разные уровни познавательной деятельности обучающихся.

При создании и использовании самостоятельных и контрольных работ, предусматривающих дифференциацию заданий в каждом варианте, необходимо учитывать следующие положения:

-работы должны соответствовать рабочим программам по дисциплинам, составленными в соответствии с требованиями ФГОС СПО и требований работодателей

-работы должны охватывать все темы курса и содержать четыре (или более) равноценных варианта; степень трудности заданий в рамках одного варианта должна возрастать в соответствии с уровнем усвоения знаний обучающихся.

При проведение лабораторной работы, практиче­ского занятия, семинара, консультации, составление опорного конспекта , выполнение студентами упражнений , решение ситуационных задач профессиональной направленности на уроке приходится считаться и с таким фактом, как не­способность многих студентов самостоятельно рабо­тать.

При выполнении самостоятельной работы ставится задача - научить студентов приемам организации самостоятельной работы и приучить студентов самостоятельно анализировать, систематизировать, делать выводы, выработать у них навыки, умения и любовь к учебному труду.

Самостоятельная работа студентов может проходить как составная часть урока. Преподаватель объясняет, рассказывает, показывает, а затем 20-30 минут уделяет самостоятельной работе.

Это мо­жет быть решение задач, подготовка плана, реферата, письменного ответа на вопрос, выполнение упражне­ний, работа с книгой и т.д. с последующим подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы - самый эф­фективный и распространенный.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий являются специальные уроки, или уроки для закрепления знаний, полностью посвященных самостоятельному труду студентов.

Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие виды самостоятельной деятельности:

  1. для освоения теоретических знаний:

    • чтение текста ( учебника, первоисточника, дополнительной ,

    • графическое изображение структуры текста,

    • анализ, структурирование и логически последовательное изложение текста в виде конспекта, выписки из текста,

    • получение информации с использованием словарей и справочников,

    • изучение и осмысление нормативных документов,

  2. для закрепления и систематизации знаний:

    • анализ конспекта лекций, учебного материала,

    • поиск литературных источников, их систематизация, изучение и обобщение литературного материала (учебников, пособий, первоисточников, электронных ресурсов, аудио и видеозаписей),

    • составление плана и тезисов ответа,

    • систематизация учебного материала посредством составления таблиц,

    • составления ответов на контрольные вопросы,

    • аналитическая обработка текста ( аннотирование, рецензирование),

    • составление аннотированного каталога по литературе по теме/ проблеме,

    • составление терминологического словаря по теме,

    • составление тематического портфолио,

    • составление фокусированного списка основных проблем, связанных с темой,

    • подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции,

    • подготовка и оформление рефератов, докладов,

    • составление библиографии, тематических кроссвордов,

    • анализ современного опыта в профессиональной сфере,

  3. для формирования компетенций:

    • решение задач по образцу,

    • решение вариативных задач и упражнений,

    • выполнение чертежей, схем,

    • выполнение расчетно- графических работ,

    • решение ситуационных задач производственных

( профессиональных) задач,

  • подготовка к деловым играм,

  • проектирование и моделирование разных видов компонентов профессиональной деятельности,

  • ведение рефлексивного дневника, самоанализа изучения курса,

  • анализ результатов выполненных исследований по рассматриваемым проблемам,

  • проведение и представление мини-исследованияв виде отчета по теме,

  • подготовка и оформление курсовых и дипломных проектов (работ),

  • подготовка и оформление презентаций, в т.ч. в электронном виде,

  • экспериментально-конструкторская работа ,

  • опытно-экспериментальная работа.

Использование многообразия традиционных и современных форм и способов организации самостоятельной работы , включая способы , предусматривающие новые поколения тренажеров, автоматизированные обучающие и контролирующие системы способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся.






3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА

Своеобразной формой организации обучения являются внеаудиторные самостоятельные занятие обучающихся. Они представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует студентов и устанавливает сроки выполнения заданий. Затраты времени на выполнение этой работы регламентируются рабочим учебным планом. Режим работы выбирает сам обучающийся в зависимости от своих способностей и конкретных условиях. Это требует от него не только умственной, но и организационной самостоятельности.

Дидактические цели самостоятельных внеаудиторных занятий: -закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий,

-самостоятельное овладение новым учебным материалом,

-формирование профессиональных и общих компетенций,

-формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда

-мотивирование регулярной целенаправленной работы по освоению

cпециальности

-развитие самостоятельности мышления;

-формирование убежденности, волевых черт характера, способности к самоорганизации

Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящие время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у студентов профессиональных, общих компетенций, формирование потребности к постоянному самообразованию, предполагающему способность к самостоятельной познавательной деятельности.

Домашняя работа может быть рассчитана на воспроизведение знаний, их закреплений, углубление, на формирование умений. Могут быть использованы домашние задания опережающего, перспективного характера. Применение опережающих заданий позволяет преподавателю пробуждать и развивать познавательные интересы, с большой эффективностью проводить на занятиях беседы, дискуссии.

Цель

Виды домашнего задания

Первичное овладение знаниями(усвоение нового материала)

Чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы, составление плана текста, конспектирование прочитанного, графическое изображение структуры текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, наблюдение.

Закрепление и систематизация знаний

Работа с конспектом лекции, повторная работа над материалом учебника, первоисточника, дополнительной литературы, составление плана ответа на специально подготовленные вопросы, составление таблиц, графиков, схем, изучение нормативных документов, ответы на контрольные вопросы, подготовка к выступлению на семинаре, а так же рефераты и доклады, составление биографии.

Применение знаний, формирование умений

Решение задач и упражнений по образцу, вариативных задач и упражнений, выполнение расчет - графических, проектированных работ, ситуационных производственных задач, подготовка к деловым играм, подготовка курсовых, дипломных проекторов, экспериментально-конструкторская, опытная работа и работа на тренажёре.

В средних специальных учебных заведениях используют следующие основные виды домашних заданий в зависимости от поставленной цели:

Эта форма обучения сочетается с другими формами организации учебного процесса, такими, как урок, лабораторные и практические занятия, курсовое проектирование, учебная практика. Наряду с домашними заданиями, общими для всех студентов, могут применяться индивидуальные задания. Практика показывается, что индивидуальное домашние задание чаще даются с целью восполнения пробелов, имеющихся у студентов в усвоении учебного материала. Следует шире практиковать индивидуальные задания студентов, которые проявляют особый интерес к той или иной учебной дисциплине. Такие задания не только стимулирует развитие творческих способностей студентов, но и содействуют обмену знаниями на учебных занятиях, создают творческую атмосферу, радость интеллектуального общения. Индивидуализация домашних заданий может быть осуществлена путём частичной индивидуализации общего для всей учебной группы задания; применения вместо (или помимо) фронтальных заданий индивидуальных или групповых домашних заданий; использование наряду с обязательными домашними заданиями также необязательных (желательных) заданий. Педагогическое руководством внеаудиторной самостоятельной работы заключается в том, чтобы правильно определить объем и содержание домашнего задания. Студентам важно знать и то, как следует выполнять эти задания, какими приёмами и методами пользоваться, какова методика самостоятельной работы. Здесь очень важны систематические задания, а так же упражнение студентов в применении тех или иных методов самостоятельной работы. В последнее время широкое распространение получили различные виды инструктивно-методических указаний к самостоятельной работе; общие, относящиеся в одинаковой мере к любой дисциплине, и конкретные - для отдельных дисциплин. Например, общие методические рекомендации о том, как разработать с текстом конкретного параграфа учебника, формулируется так: внимательно прочитать весь параграф, внимательно прочитать параграф по частям (абзацам), выделите главное, разберитесь с тем, что означаются новыми термины, названия, используйте для этого кроме учебника и словари; тщательно изучите рисунки, схемы, поясняющие данные текста; внесите в тетрадь записи важных определений, терминов, названий.

Наряду с общими указаниями важно место имеет инструктаж, ориентирующими студентов на самостоятельную работу по конкретному материалу. Внимание студентов обращается прежде всего на объем работы, который следует выполнить; на повторение ранее изученного; методы работы, целесообразнее использовать; на организацию самоконтроля. Руководство самостоятельными внеаудиторными занятиями преподавателя осуществляет и при проверке выполняемой работы. Такая проверка может проводиться в ходе опроса, самостоятельной работы на уроке, в виде беглого просмотра выполненных дома письменных работ, при решении студентами задач, упражнений и т.д. Количество выполненных домашних заданий зависит от планирования самостоятельной работы студентов. Часто планирование самостоятельной работы не дает возможности обеспечит рациональную загрузку студентов, так как объём учебного материала по дисциплине для самостоятельно проработке планируется независимо от объёма работы по другим дисциплинам и не редко без учёта бюджета времени студентов. Это приводит к тому, что объём самостоятельной внеаудиторной работы оказываться либо чрезмерно большим, либо очень незначительным. Научно обоснованно планирование самостоятельной внеаудиторной работы студентов предполагает совместную работу преподавателей различных дисциплин. Оно включает выделение обязательных домашних заданий по каждой дисциплине, определение норм времени на выполнение отдельных видов заданий и объектов самостоятельной работы с учётом бюджета времени студентов.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Контроль и оценка самостоятельной работы является частью процесса текущего и итогового контроля и оценки сформированности компетенций по программе.

Для организации и контроля самостоятельной работы обучающихся

Преподаватель:

  • планирует совместно с другими преподавателями самостоятельную работу обучающихся по междисциплинарному курсу или учебной дисциплине в соответствии с рабочей программой профессионального модуля или рабочей программой дисциплины

( план рекомендуется разрабатывать в форме технологической карты);

  • разрабатывает методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении содержания учебной дисциплины или профессионального модуля;

  • знакомит обучающихся с методикой самостоятельной работы, с ее целями, средствами, трудоемкостью, сроками выполнения, критериями оценки результатов и формами контроля выполняемой самостоятельной работы;

  • оказывает помощь обучающимся в организации самостоятельной работы;

  • организует и проводит групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения заданий самостоятельной работы во время аудиторных занятий и во вне аудиторное время;

  • составляет заказ учебной и учебно-методической литературы, необходимой для качественного выполнения обучающимися заданий в рамках самостоятельной деятельности;

  • привлекает студентов к использованию современных информационных систем и технологий, технических средств обучения (электронную почту, интернет-форумы, и д.р.);

  • организует общение обучающихся в ходе выполнения заданий самостоятельной работы в различных формах группового взаимодействия для формирования способности к эффективным межличностным коммуникациям и командной работе;

  • разрабатывает пакет контрольно-измерительных материалов и определяет периодичность контроля результатов самостоятельной работы обучающихся;

  • проводит анализ и дает оценку самостоятельной работы и доводит до обучающихся информацию о результатах анализа.

  • совместно с обучающимися определяет систему индивидуальной коррекционной работы.

Контроль и оценка результатов самостоятельной работы должны отвечать следующим требованиям:

  • систематичность проведения;

  • максимальная индивидуализация контроля;

  • средства оценки должны быть адекватные, т.е. оценивать именно ту деятельность или компетенцию, освоение которой является целью самостоятельной работы. Все лица, проводящие оценку, должны руководствоваться едиными критериями;

  • для всех обучающихся должны создаваться одинаковые условия для оценивания. Преподаватели и другие лица, проводящие контроль и оценку должны убедиться, что результат достигнут именно данным обучающимся, а не другим. Оценка должна быть направлена на проверку не механической памяти, а умений использовать знания в конкретных ситуациях трудовой деятельности.

  • процедура оценивания должны быть обеспечены необходимыми ресурсами;

  • оценка должна проводиться по мере подготовленности обучающегося, когда он готов продемонстрировать результат самостоятельной работы, но в пределах установленного времени на выполнение самостоятельной работы.

Формы контроля самостоятельной работы:

  • просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем;

  • самопроверка, взаимопроверка выполнения задания в группе;

  • обсуждение результатов выполненной работы на занятии;

  • письменный опрос;

  • устный опрос;

  • индивидуальное собеседование;

  • собеседование с группой;

  • коллоквиум;

  • отчет о проделанной работе;

  • защита рефератов или курсовой работы (проекта)

  • творческий конкурс;

  • интернет - конференции;

  • олимпиада;

  • зачет;

  • Экзамен, в том числе на предприятии.

Рекомендуемые средства оценки: нетестовые средства оценивания знаний и умений: практические ситуации, задания и упражнения, проекты и т.п, которые позволяют интегрировано применить освоенные в знания, практические умения и опыт, а также демонстрировать профессионально значимые качества в деятельности и комплексно оценивать все компетенции по модулю.

  • Для оценки теоретических знаний (фактологических, процедурных, причинно-следственных или системных) могут использоваться тестовые средства.

Памятка преподавателю по организации самостоятельной работы студентов


  • Четко ставить задачу, предстоящей самостоятельной работы, для осознания ее студентами.

  • Добиваться, чтобы обучающиеся выполняли самостоятельную работу осознанно, т.е ясно представляли теоретические основы выполняемы действий.

  • Вовремя оказывать помощь студентам, не вмешиваться в их работу без необходимости.

  • При допущении студентами ошибок подводить их к осознанию и пониманию сути и причин ошибок с тем, чтобы студенты самостоятельно нашли способ их предупреждения и устранения.

  • Не опекать студентов по мелочам, не доделывать работу за ними самому и не позволять это делать более «сильному» товарищу по учебе, стремиться, чтобы каждый студент самостоятельно довел свою работу до конца, стимулировать проявление воли и настойчивости учащихся.

  • Практиковать промежуточный контроль хода и результатов работы студентов.

  • Рационально распределять упражнения (самостоятельную работу) по сложности с учетом сильных и слабых сторон студентов, индивидуальных их особенностей и способностей.

  • Стимулировать и поощрять проявления творческого подхода студентов к выполнению задания.

  • Умело сочетать индивидуальную и коллективную работу студентов.

  • При оценке хода и итогов работы студентов исходить, прежде всего, из положительных моментов в их работе.

  • Постоянно приучать студентов в ходе работы обращаться к разным источникам информации.

  • Систематически приучать студентов к аккуратности в работе и систематическому самоконтролю.

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ


Рекомендации по работе с литературой

Тезисы - сжатое изложение основных мыслей, постановка изучаемых вопросов. Здесь нет примеров, фактографического материала. В тезисах должна быть отражена вся логическая структура работы, все основные мысли. В них вырисовывается красная нить содержания работы исследователя.

Доклад - развернутое изложение всего материала с выводами, обобщениями. Здесь приводятся примеры, весь фактографический материал.

Реферат - краткое изложение содержания книги, иногда включающее критический обзор нескольких источников по одному вопросу, редко даётся оценка изложенного материала.

Аннотация - очень краткое изложение содержания. Её можно написать только после прочтения и глубокого осмысления всего текста. В ней обычно даётся оценка книги, статьи. В книгах она обычно помещается в самом начале.

Отзыв - оценка прочитанного. Обычно излагаются ключевые вопросы с оценкой и характеристикой исследования. Отзывы обычно пишутся с целью рекомендации или отклонения обсуждаемых работ к печати, к использованию в практической работе. В отзыве необходимо давать глубоко аргументированные выводы.

Рецензия - это тоже критический отзыв о книге, статье, спектакле, фильме и пр. в рецензии обычно более подробно излагаются основные мысли автора и их критическая оценка. Также даются положительные или отрицательные рекомендации, отклонения.

Резюме - краткая оценка прочитанного, с выводами, главными итогами работы. Оно часто даётся в заключении работы.

Эссе - прозаичное сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее ту или иную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с ним связанные.

Записи на карточку - важная составляющая в работе с научно-педагогической литературой. Обязательно указывается фамилия, имя, отчество автора, название книги, место издания, название издательства, год издания и общее количество страниц. Если в карточку записывается статья из научного сборника или периодической педагогической печати, то необходимо указать год и номер издания, страницы, указывающие начало и окончание статьи.

Дословные выдержки из научного текста с указанием источника, страницы и автора. Эта форма используется иногда, когда какие-то мысли особенно хорошо изложены и впоследствии предполагается дословно цитировать данный отрывок текста.

Иногда эти выписки делаются с комментариями, когда предполагается выступление с критикой читаемого текста, при написании отзыва или рецензии. Такая форма записей положительно зарекомендовала себя при работе над темой научного исследования.

Библиографический список составляется, как правило, в алфавитном порядке, начиная с фамилии автора книги (статьи)

Рекомендации по организации и проведению семинара

Семинар как организационная форма обучения представляет собой особое звено процесса обучения. Его отличия от других форм состоит в том, что он ориентирует студентов на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности, так как в ходе семинара углубляют, систематизируются и контролируют знания студентов, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работе над первоисточниками, документами и дополнительной литературой.

Дидактические цели семинарских занятий состоят в углублении, систематизации, закреплении знаний, превращении их в убеждение; в проверке знаний; привитии умении и навыков самостоятельной работы с книгой; в развитии культуры речи, формировании умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы слушателей, слушать других, задавать вопросы.

Семинарские занятия тесно взаимосвязаны с лекцией, уроками изучения нового учебного материала и самостоятельной работой студента, и в этом их существенная особенность. Учебный материал семинаров не дублирует материал, изложенный преподавателем на лекции и уроки, но сохраняет тесную связь с его принципиальными положениями.

Руководящая семинаром роль преподавателем проявляется в тщательном планировании учебной работы, вычленении существенных вопросов для обсуждения, в подборе литературы для самостоятельного изучения, в управлении процессом обсуждения.

Вопросы плана семинарского занятия должны охватывать основной материал темы и быть краткими, четкими, понятными всем обучающимся. Они могут формулироваться как в утвердительной, так и в вопросительной форме. Как правило, на семинарские занятия выносятся не более 4-6 вопросов, так как большее количество рассеивает внимание студентов и ведет к поверхностному рассмотрению.

В зависимости от способа проведения выделяют следующие виды семинаров.

Семинар-беседа - наиболее распространенный вид, проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и заключением преподавателя, предполагает подготовку к занятию студентов по вопросам плана семинара, позволяет вовлечь большинство студентов в активное обсуждение темы. Достигается это путем заслушивание развернутого выступления нескольких студентов по вопросам плана, дополнений других, рецензирование вступлений, постановки проблемных вопросов.

Семинар-заслушивание и обсуждение докладов и рефератов предполагает предварительное распределение вопросов между обучающимися и подготовку ими докладов и рефератов.

В докладе выделяют три основных части: вступительную, в которой определяется тема, ее значимость; основную, в которой излагается содержание темы; заключительную, в которой обобщается тема, делаются выводы. Особые внимание обращается на убедительность и доказательность докладов. По продолжительности он должен быть не более 20 мин. Центральным на семинаре подобного вида является обсуждение докладов (прения), после ответов на вопросы и обсуждения доклада докладчик выступает с заключительным словом.

Подготовка реферата - более сложная форма творческой работы студента. По сути, реферат представляет собой сочинение, законченный труд.

Выполнение творческих работ, например, рефератов, благотворно воздействует на развитие способностей студентов, повышает интерес к учебному предмету, учит связывать теорию с практикой. При работе над рефератами, как правило, проявляются особенности личности обучающегося, его отношение к событиям окружающей жизни, понятие об этических нормах. Такие работы требуют более детального и обстоятельного разбора, поэтому при распределении тем рефератов одновременно назначаются оппоненты. Они должны заранее ознакомиться с содержанием реферата и подготовить отзыв: отметить его достоинства и недостатки, сделать замечания и дополнения по его содержанию. После выступления оппонентов в обсуждение включаются студенты. В заключение преподаватель даёт оценку реферату, оппоненту и другим выступающим.

Семинар-диспут предлагает коллективное обсуждение какое-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения. Семинар-диспут проводится в форме диалогического общение его участников. Он предлагает высокую умственную активность, прививает умения вести полемику, обсуждать материал защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Для оптимального проведения семинара-диспута необходимы определенные социально-психологические условия, доброжелательное отношение между участниками, коммуникативные умения, культура мышления.

Смешанная форма семинара - это сочетание обсуждения докладов, свободных выступлений студентов, а также дискуссионных обсуждений.

Подготовкой студентов к семинару руководит преподаватель, который помогает им подготовить план выступления, обучает составлению конспектов статьи, показывает, как сделать выписки из текста, найти цитаты для обоснования выводов и утверждений, сформулировать тезисы выступления, наблюдает за самостоятельной работой, консультирует студентов по другим вопросам.

осуществляться непосредственно на уроке ( решение задач, выполнение упражнений, анализ производственных ситуациях, используемых как для форматирования практических умений, так и для закрепления знаний); материал, который может быть эффективно использован для активизации познавательной деятельности студентов и развития творческого мышления. Тогда новый учебный материал осваивается на процессе эвристической беседы, проблемного изложения с созданием проблемной ситуации. Стройно и полно изложенный в обучающих программах, программированных и учебных пособиях материалы студенты могут изучать на уроке самостоятельно, в результате чего приобретая не только знания, но и умения и навыки самостоятельного умственного труда.

Семинарские занятия по содержанию максимально согласовывают с лекционным курсом, не опережая и не отставая от него. Планы семинаров составляются на весь семестр. Каждый план сообщают студентам в начале учебной темы, чтобы у них было достаточно времени для подготовки. Для помощи в подготовке к семинарам в учебных кабинетах или в библиотеке оформляют стенды-выставки рекомендуемой литературы, организуют дежурства преподавателей для проведения групповых и индивидуальных консультаций.

Для обобщения и, систематизации знаний и умений целесообразно в систему лекций и семинаров включать учебно-обобщающие уроки по отдельным разделам программы и сквозным проблемам курса. На них используют специально отобранный учебный материал, касающийся самых важных вопросов, основных связей, центральных понятий, правил и закономерностей. Большое внимание уделяют сложному учебному материалу, который недостаточно глубоко и прочно усваивается учащимися.

Такое обобщающее повторение при лекционно-семинарской системе преподавания делает учебный процесс более целенаправленным и плодотворным.

Рекомендации по подготовке реферата

Реферат (от лат. rеfеrо - «сообщаю») - краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или нескольких работ, научного труда, литературы по общей тематике.

Реферат является самостоятельной научно-исследовательской работой обучающегося, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Учебные рефераты задаются студентам в качестве самостоятельных работ. Их главное предназначение - научить человека навыкам подготовки рефератов, чтобы в будущем он смог написать что-либо более стоящее.

Содержание материала должно быть логичным, изложение материала носить проблемно-поисковый характер.

Тематика рефератов определяется преподавателем, а право выбора темы реферата предоставляется самому обучающемуся.

Прежде чем выбрать тему реферата, автору необходимо выяснить свой интерес, определить, над какой проблемой он хотел бы поработать, более глубоко ее изучить.

Преподаватель должен ознакомить обучающихся с требованиями, предъявляемыми к форме написания реферата, определить его примерный объем, количество первоисточников, которые будут проанализированы в работе. Помощь в выборе литературы для реферата также входит в компетенцию преподавателя.

Классификация рефератов

Различают два вида рефератов: продуктивные и репродуктивные.

1. Репродуктивный реферат воспроизводит содержание первичного текста.

Репродуктивные рефераты можно разделить еще на два вида: реферат-конспект и реферат-резюме.

Реферат-конспект содержит фактическую информацию в обобщённом виде, иллюстрированный материал, различные сведения о методах исследования, результатах исследования и возможностях их применения.

Реферат-резюме содержит только основные положения данной темы.

2. Продуктивный реферат содержит творческое или критическое осмысление реферируемого источника.

В продуктивных рефератах выделяют реферат-доклад и реферат-обзор.

Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу.

В реферате-докладе, наряду с анализом информации первоисточника, есть объективная оценка проблемы; этот реферат имеет развёрнутый характер.

Содержание реферата должно отражать:

  • знание современного состояния проблемы;

  • обоснование выбранной темы;

  • использование известных результатов и фактов;

  • полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой;

  • актуальность поставленной проблемы;

  • материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в

  • настоящее время.

Структурные элементы реферата

Страницы реферата должны быть скомпонованы в следующем порядке:

Титульный лист;

Содержание (оглавление) реферата;

Введение;

Основная часть;

Заключение;

Список использованных источников;

Приложения.

I Содержание (оглавление) реферата

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов, заключение, список литературы, а также приложения с указанием номеров начальных страниц.

Формулировки оглавления должны точно повторять заголовки глав и подглав, параграфов в тексте, быть краткими и понятными.

II Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Во введении дается краткая характеристика изучаемой темы, обосновывается ее актуальность, личная заинтересованность автора в ее исследовании, отмечается практическая значимость изучения данного вопроса, где это может быть использовано. Здесь же называются и конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Объем введения составляет примерно 1/10 от общего объема работы.

Введение - ответственная часть работы, своеобразная ее визитная карточка. Но полный текст введения лучше написать после окончания работы над основной частью, когда будут точно видны результаты реферирования.

III Основная часть

В основной части раскрывается сама тема, решаются поставленные во введении задачи и достигаются определенные цели, необходимо раскрыть все пункты составленного плана, связно изложить накопленный и проанализированный материал. Как правило, основная часть разделяется на главы и параграфы. Глав должно быть как минимум две, причем желательно, чтобы они были соразмерны друг другу. Хорошая работа не должна ограничиваться простым пересказам литературы, автор должен постоянно делать свои выводы, сравнивать и анализировать существующие точки зрения на какую-либо проблему, приводить цитаты мыслителей и т.д.

Важно добиться того, чтобы основная идея, выдвинутая во введении, пронизывала всю работу, а весь материал был нацелен на раскрытие главных задач. Каждый раздел основной части должен открываться определенной задачей и заканчиваться краткими выводами.

IV Заключение

В заключении подводятся итоги по всей работе, суммируются выводы, содержащие ясные ответы на поставленные в цели исследования вопросы, делаются собственные обобщения (иногда с учетом различных точек зрения на изложенную проблему), отмечается то новое, что получено в результате работы над данной темой. Заключение по объему не должно превышать введение. Следует избегать типичных ошибок: увлечение второстепенным материалом, уходом от проблемы, категоричность и пестрота

Рекомендации по подготовке тематической презентации

При подготовке тематической презентации следует помнить, что существуют требования к созданию и предъявлению слайдов. Слайды в презентации должны быть простыми и не содержать более чем семь строчек текста в каждом. Перегрузка текстом приводит к тому, что слайды становятся трудночитаемыми, особенно для тех, кто сидит далеко: это вызывает у людей разочарование и антипатию к лектору или его выступлению.

1. Требования к тексту

  1. не пишите длинно;

  2. разбивайте текстовую информацию на слайды;

  3. используйте заголовки и подзаголовки;

  4. для повышения удобочитаемости используйте: форматирование, списки, подбор шрифтов.

2. Требования к фону

Рекомендуется использовать:

  • синий на белом,

  • черный на желтом,

  • зеленый на белом,

  • черный на белом,

  • белый на синем,

  • зеленый на красном,

  • красный на желтом,

  • красный на белом,

  • оранжевый на черном,

  • черный на красном,

  • оранжевый на белом,

  • красный на зеленом.

3. Требования к иллюстрациям

  • Чем абстрактнее материал, тем действеннее иллюстрация.

  • Что можно изобразить, лучше не описывать словами.

  • Изображать то, что трудно или невозможно описать словами.

  • Используйте анимацию, как одно из эффективных средств привлечения внимания пользователя и управления им.

  • Используйте видеоинформацию, позволяющую в динамике демонстрировать информацию в режиме реального времени, что недоступно при традиционном обучении.

  • Помните, что видеоинформация требует больших затрат вычислительных ресурсов и значительных затрат на доставку и воспроизведение изображения.

4. Требования к звуку

  • Избыток звука недопустим, т.к. может раздражать обучаемого.

  • Наилучший результат достигается при использовании коротких озвученных текстов, усиливающих ключевые моменты курса.

  • Одновременное наличие речевого сопровождения и читаемого текста на экране, как правило, воспринимается негативно. Большинство обучаемых читают текст гораздо быстрее, чем говорит диктор, что быстро начинает раздражать.

  • Наличие длинных текстов, которые читаются диктором не дословно, с различными вариациями, очень сильно отвлекает обучаемого от собственно темы обучения на поиск несоответствий, что крайне вредно для процесса обучения.

  • Использование текстов, произносимых от первого или второго лица, в значительной степени способствует вовлечению обучаемого в процесс.

  • Если есть возможность использовать в курсе виртуальных персонажей (агентов), способных «общаться» с обучаемым от первого лица, то эффективность восприятия темы значительно возрастает.

Рекомендации по составлению докладов.

Доклад представляет собой тезисное изложение исследуемой темы и свидетельствует о знаниях студента в этой области. Этот вид работы способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. Ориентировочный объем доклада - до 5 рукописных страниц или 3 страницы машинописного (компьютерного) текста.

Доклад должен содержать подробное описание вопроса темы. Содержание доклада освещается в устной форме путем выступления не более 3 минут.

После выступления студенты могут высказать свое мнение или дополнить выступление докладчика.

Рекомендации по составлению конспекта.

Один из видов чтения - углубленное - предполагает глубокое усвоение прочитанного и часто сохранение информации в целях последующего обращения к ней. Эффективность такого чтения повышается, если прочитанное зафиксировано не только в памяти, но и на бумаге. Чередование чтения и записывания уменьшает усталость, повышает работоспособность и производительность умственного труда.

Конспектирование - процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.

Результат конспектирования - запись, позволяющая конспектирующему немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.

Для того чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:

  • Сориентироваться в общей композиции текста (уметь определить вступление, основную часть, заключение).

  • Увидеть логико-смысловую канву сообщения, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.

  • Выявить «ключевые» мысли, т.е. основные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.

  • Определить детализирующую информацию.

  • Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.

Как конспектировать текст

Выделение главной мысли - одна из основ умственной культуры при работе с текстом.«Отбирать полезнейшее, - писал великий чешский педагог XVII века Я.А.Коменский, - дело такой важности, что немыслим толковый читатель, без умения отбирать. Единственно надежный плод чтения - усвоение прочитанного, выбор полезного. Поистине только это держит ум в напряжении, запечатляет воспринятое в памяти и озаряет ум все более ярким светом. Не пожелать выделить из книги ничего, значит все пропустить».

Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная.

Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.

Основную - записываем как можно полнее, вспомогательную, как правило, опускаем. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить - значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов и т.п. Читая, мы интуитивно используем некоторые слова и фразы в качестве опорных. Такие опорные слова и фразы называются ключевыми. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста.

Выбор ключевых слов - это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала.

Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.

Рекомендации по подготовке расширенного эссе

Написание эссе предполагает активность и креативность студента в выполнении поставленной в учебном процессе задачи. Эссе позволяет включать студента в процесс самооценки, рефлексии достигнутых результатов. Эссе, как правило, бывает посвящено какому-то спорному, дискуссионному положению, явлению, событию. Текст эссе является персонифицированным способом реагирования на заявленную проблему.

Таким образом, эссе - это реферативная работа, при выполнении которой на первый план выступает личное отношение автора к исследуемой проблеме. Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные любой проблеме. Студенту необходимо проанализировать материал, оперируя различными понятиями, терминами. Логика изложения материала должна отражать видение автором специфики исследуемой проблемы.

Известны различные виды эссе. Как правило, эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:

  1. Краткое содержание, в котором:

- определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы (это может быть один тезис);

- дается краткое описание структуры и логики развития материала;

- формулируются основные выводы.

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.

3. Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в результате исследования.

4. Библиография.

Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000-5000 слов.

Эссе как жанр отличается от других видов реферативных работ. Л.Г. Антонова определяет следующие признаки эссе:

- особый, оригинальный способ представления текста (обобщение или детализация; метаморфизация и субъектизация содержательного плана), что оправдано осведомленностью автора и его личной ориентированностью в вопросах темы высказывания;

- повышенная авторская модельность текста; «открытость» автора, свобода в оценках и комментариях;

- использование прецедентных текстов, что обеспечивает высказыванию метасмысловой контекст;

- свободная, «текучая» форма записи, допускающая соединение различных жанровых вариантов (письма к самому себе, обращения к читателям и приглашения к соразмышлению, публичного покаяния, психологического этюда или критического разбора и т.п.) в рамках одного высказывания;

- «устность», «разговорность» письменного текста, что обеспечивает особую непринужденность, естественного тона рассуждения, не претендующего на определяющую трактовку предмета высказывания.

Оценивание эссе осуществляется в соответствии с критериями.

  1. Краткое содержание - 10% оценки, если название выбрано адекватно теме, цель ясно определена, предмет исследования представляет интерес с точки зрения науки, установлена связь предмета исследования или выдвинутого тезиса с известными фактами и исследованиями, структура эссе и главные выводы ясно сформулированы.

  2. Основная часть и заключение - 75% оценки, если адекватные и уместные свидетельства (из первичных и вторичных источников) в поддержку аргументации отобраны критически и впечатляюще, избранные доказательства, включая различные толкования вопроса там, где это необходимо, критически проанализированы и оценены, аргументация стройна и высказывается логично и последовательно, идеи выражены ясно, выводы соответствуют цели и подкреплены доказательствами.

  3. Источники (библиография, примечания) - 15 % оценки, если адекватные, нужные источники определены и использованы эффективно в связи с текстом; ссылки и примечания сделаны и оформлены правильно.

Рекомендации по выполнению домашней контрольной работы

Цель выполнения контрольной работы:

- закрепление знаний по основным вопросам дисциплины;

- проверка полноты и качества усвоения студентами дисциплины;

- выработка у студентов навыков самостоятельной работы с учебной, научной, учебно-методической литературой и нормативной документацией, умения применять теоретические знания для решения практических вопросов.

Задание на контрольную работу выдается преподавателем в соответствии с программой курса и может включать:

- перечень вопросов по дисциплине, на которые необходимо дать подробный, обоснованный ответ;

- задачи;

- тему для самостоятельного исследования по изучаемой дисциплине.

Структура работы зависит от задания и включает:

- титульный лист;

- оглавление (содержание, план);

- текст вопроса, задания, задачи;

- основную часть;

- заключение;

- список используемой литературы;

- приложения.

Основная часть работы состоит из разделов, в которых раскрывается содержание работы в соответствии с оглавлением (планом). Разделы могут иметь заголовки. В заключении приводятся выводы по работе.

Работа должна быть аккуратно оформлена, грамотно изложена с точки зрения стилистики и орфографии.

Объем работы -5-10 листов.

Вопросы, задания, тексты задач переписываются полностью и отделяются от ответов, решений.

Ответы должны быть точными, подробными, подкрепленными, где необходимо, таблицами, диаграммами, ссылками на литературные источники.

Работа выполняется в соответствии с учебным графиком и сдается на проверку по мере подготовки в установленные сроки.

Критерии оценки работы:

- соответствие содержания материала теме работы;

- самостоятельность выполнения работы;

- правильность, полнота и обоснованность решения поставленных вопросов, глубина проработки материала;

- степень усвоения материала по дисциплине;

соблюдению требований по оформлению работы.

Студент, не выполнивший контрольную работу по дисциплине или получивший по ней неудовлетворительную оценку, не допускается до сдачи зачета (экзамена) по этой дисциплине.

Работа дорабатывается, устраняются замечания или выдается новое задание.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самостоятельная работа обучающихся является инструментом формирования профессиональных и общих компетенций в процессе реализации ОПОП по профессиям и специальностям ФГОС, целью самостоятельной работы является формирование и развитие профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности, проработка учебного материала, изученного на лекциях, семинарах, практических занятиях, пополнение, углубление и систематизация знаний, выполнение конкретных заданий -работа с книгой, составление конспектов, докладов, рефератов, подготовка к семинарским занятиям, конференциям, деловым играм, решение ситуационных задач профессиональной направленности, проектирование моделирование видов и компонентов профессиональной деятельности, выполнение расчетно-графических заданий на компьютере, подготовка и оформление презентаций, в т.ч. электронной форме, конструирование технического узла или устройства, выполнение курсовых и дипломных проектов (работ), работа с технической, справочной, научной литературой, учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа.

Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику профессии, специальности, изучаемой учебной дисциплины, профессионального модуля, индивидуальные особенности обучающегося.

Самостоятельная работа должна разумно сочетаться с другими видами деятельности обучающегося и должна проводится в соответствии с тематическим и поурочным планированием.





Литература

1. Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ - «Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования»

2. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 212 с.

3. Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. Учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 368 с.

4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: Учеб. пособие для преподавателей учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство, 2010.-272с.

5. Крупинина И.В., Ивлева Г.Д. Методическая поддержка молодых учителей. - М.: ACADEMIA АПК и ППРО, 2008. - 120с.


© 2010-2022