Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС ОО Портфолио обучающегося (5 класс)

Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка


Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897). ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2012 год;

3.Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена Федеральным учебно-методическим объединение по общему образованию, протокол №1/15 от 8.04.2015г.)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от от 31.03.2014 №253.«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год.

5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования (Письмо Минобрнауки РФ от 24.11.2011 N МД-1552/03"Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием"(вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

6. Учебного плана МОБУ СОШ № 18 г. Сочи на 2015-2016 учебный год.

7. Письмо Министерства Образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015г № 47-12606/15-14 Рекомендации по составлению рабочих программам учебных предметов, курсов.

8.Инструктивно - методического письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС».

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Государство и общество ставят перед педагогами следующие задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей. Учебная самостоятельность школьника, переход от чисто исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь, начинается со способности рефлексировать, т.е. различать: «это я уже знаю и умею», «я еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться». Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности. Поэтому именно действия контроля и оценки можно назвать стартовыми действиями в формировании учебной деятельности. Именно на начальную школу ложится особая задача - формирование основ рефлексии у школьников, которая является основой умения учиться. Одним из средств формирования действий самоконтроля и самооценки является портфолио ученика.

Цель программы - создание индивидуального образовательного рейтинга, основанного на компетентностном подходе, в котором отражены истинные, реальные достижения обучающегося.

Основные задачи программы:

- создать эмоционально-комфортную образовательную среду;

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; -

- изучить интересы, потребности и склонности учащихся;

- изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;

- информировать учащихся и их родителей о различных вариантах выбора образовательного маршрута;

- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

- изучить возможности учащихся: способность к общению и саморегуляции, достижения в учебной и досуговой деятельности;

- способствовать формированию и развитию у учащихся навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.

2. Общая характеристика учебного курса



Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формировать умение учиться ставит цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

Введение портфолио может повысить образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей, а это сделает более достоверным и ответственным выбор дальнейшего направления и формы обучения в будущем. Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

«Портфолио ученика» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности. Программа рассчитана в 5 классе на 34 часа в год,1 час в неделю.

Реализация программы позволяет составить "картину" значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребѐнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения. Работа с портфолио должна быть систематической и постоянной. Для этого учителю необходимо чётко планировать свою деятельность, чтобы в процессе заполнения портфолио эффективно руководить работой каждого ученика, развивая универсальные учебные действия.

Актуальность данной рабочей программы заключается в том, что она обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные способности каждого учащегося.

Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования. Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность.

Программа способствует формированию «Я - концепции» ребенка. Ребенок периодически участвует в разных видах учебной и внеурочной деятельности, и он начинает видеть свой рост, свое движение. При реализации программы используется взаимосвязь «Ученик - родитель - учитель», личностно - ориентированный подход, являющиеся важным в развитии личности младшего школьника.

Роль педагога в создании портфолио:

  1. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио.

  2. Производить своевременную оценку заполнений всех разделов.

  3. Подготовить выставки, конкурсы, которые позволят ученикам проявить себя.

Всё это помогает формироваться личности ребенка.Главное то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

Формы организации образовательного процесса:

- урочная форма;

- консультации;

- самостоятельная работа;

- проектная работа;

- презентация.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса


Личностные УУД:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения;

  • учебно-познавательный интерес;

  • чувства прекрасного и эстетические;

  • умение адекватно воспринимать причину своего успеха/неуспеха/;

  • развитие морально-этического сознания;

  • формирование основ социально ценных личностных качеств: трудолюбие, любознательность, уважение к культурному наследию страны, края, города, семьи, класса.


Регулятивные УУД:

  • умение учитывать установленные правила в планировании;

  • умение решать проблемы творческого характера;

  • умение адекватно воспринимать оценку;

  • умение давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;

  • умение понимать причины своего успеха/неуспеха/ и находить способы выхода из этой ситуации.


Познавательные УУД:

  • умение добывать новые знания;

  • умение перерабатывать информацию;

  • умение строить суждения в простой форме;

  • умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

  • интерес к познанию окружающей действительности.


Коммуникативные УУД:

  • умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • умение договариваться;

  • умение работать в паре, группе, коллективе, индивидуально;

  • умение адекватно использовать речевые средства;

  • умение отстаивать при необходимости свою точку зрения.

Функции портфолио в образовательном процессе:

1) диагностическая - позволяет показать те аспекты развития ученика, которые необходимо формировать, а также те стороны, которые являются проблемными точками в его обучении;

2) целеполагания - развивает у ученика умение ставить перед собой цели и задачи, планировать и выполнять свою деятельность;

3) мотивационная - способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету за счет включения разнообразных учебных заданий (творческих, инновационных, юмористических);

4) информационная - помогает обобщить и систематизировать значительное количество учебно-профессиональной информации по изучаемой теме, создать целостное представление об изучаемом предмете;

5) оценивания - дает возможность получения обратной связи и включения процессуальной оценки, раскрывающей не только результат, но и характер его достижения;

6) контролирующая - позволяет отслеживать этапы и качество овладения учениками учебным материалом.



  1. Содержание учебного курса



Тема 1.Что такое портфолио? 10ч.

Виды портфолио. Моё портфолио .Структура портфолио. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио. Типы портфолио. Какой тип выбрать?

Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».

Знакомство с разделами портфолио. Как оформить презентацию? Правила оформления портфолио. Работа с разделом «Мой портрет». Работа с разделом «Моё имя». Первый день в школе. Первое сентября.

Тема 2. Моя семья. 3ч.

Происхождение моей фамилии. Моё родовое дерево. Тайны моего характера.

Тема 3. Мой мир. 11ч.

Мой город. Моя школа. Мои учителя. Мои друзья. Наши младшие друзья (звери и птицы).

Презентация по теме. Работа с разделом «Мои увлечения». Мои кружки, секции, клубы

Знакомство с миром профессий. Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы». Мои добрые дела.

Тема 4. Достижения. 10ч.

Мои учебные достижения. Мои спортивные достижения. Работа с разделом «Мои мечты». Работа с разделом «Мое творчество». Работа с разделом «Мои проектные работы». Как я провожу каникулы. Копилка советов. Подведение итогов работы с портфолио. Индивидуальные консультации по оформлению портфолио. Публичное выступление.

Тематическое планирование


Тема

Количество часов


Тема 1.Что такое портфолио?


10

  1. Виды портфолио. Моё портфолио .Структура портфолио.

1

  1. Примерный перечень разделов и работ, входящих в портфолио.

1

  1. Типы портфолио. Какой тип выбрать?


1

  1. Примерный перечень творческих работ, входящих в раздел «Портфолио работ».


1

  1. Знакомство с разделами портфолио.

1

  1. Как оформить презентацию?

1

  1. Правила оформления портфолио.

1

  1. Работа с разделом «Мой портрет».

1

  1. Работа с разделом «Моё имя».

1

  1. Первый день в школе. Первое сентября.

1


Тема 2. Моя семья.

3

  1. Происхождение моей фамилии.

1

  1. Моё родовое дерево.

1

  1. Тайны моего характера.



Тема 3. Мой мир.


11

  1. Мой мир.


  1. Мой город. Моя школа.

1

  1. Мои учителя.

1

  1. Мои друзья.

1

  1. Наши младшие друзья (звери и птицы).


1

  1. Презентация по теме.

1

  1. Работа с разделом «Мои увлечения».

1

  1. Мои кружки, секции, клубы


1

  1. Знакомство с миром профессий.

1

  1. Работа с разделом «Мои любимые школьные предметы».

1

  1. Мои добрые дела.


1

Тема 4. Достижения.


11

  1. Мои учебные достижения.

1

  1. Мои спортивные достижения.

1

  1. Работа с разделом «Мои мечты».

1

  1. Работа с разделом «Мое творчество».

1

  1. Работа с разделом «Мои проектные работы».

1

  1. Как я провожу каникулы.

1

  1. Копилка советов.

1

  1. Подведение итогов работы с портфолио.

1

  1. Индивидуальные консультации по оформлению портфолио.

1

  1. Публичное выступление.

1


Итого

34













  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  • Портфолио школьника. solnet.ee/parents/p1_61.html

  • Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Портфолио ученика. Москва Просвещение 2001г.

  • Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севастьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через портфолио. / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. - Самара: Изд-во «Профи», 2002.

  • Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М: Просвещение, 2012.

  • Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с.


  • Интернет-материалы

  • Компьютер

  • Телевизор

  • Интерактивная доска


  1. Планируемые результаты изучения курса


В результате изучения курса ученик должен

знать:

  • Собственные индивидуально-психологические особенности

  • Что такое портфолио и для чего его нужно

уметь:

  • Уметь проводить самоанализ

  • Искать информацию в различных источниках и грамотно их оформлять

  • Осуществлять речевой самоконтроль

  • Создавать устные и письменные монологические высказывания различных типов и жанров, использовать основные приемы информационной переработки текста;




© 2010-2022