Классный час по теме Русский романс

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС

"Р У С С К И Й Р О М А Н С"

Минувших дней очарованье,

3ачемопять воскресло ты?

В.А.Жуковский

Сценарий

1.Вступление: звучит романс О.Фельцмана на слова И.Кохановского "Возвращение романса" в исполнении Анны Герман.

Романс … Есть в этом слове магическое волшебство. Оно способно унести нас в иное время, вызвать волнение, желанную мечту…В воображении представляется уютная гостиная, узкий круг близких людей…Гитара или раскрытый рояль, на котором белеют ноты, - и рождается из самых сокровенных глубин души певицы или певца песнь любви.

2.Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

А.Фет

Звучит романс «Хризантемы» (Н. Харито - В.Шумский)

- Сегодня мы собрались здесь, друзья, для задушевной беседы о русском романсе. Очень редко в наше время звучат романсы, а сегодня у нас есть возможность услышать их на уроке. Где бы ни застала вас музыка, остановитесь на минутку, отложите дела и прислушайтесь - с вами говорит музыка! Давайте же начнем разговор о романсе, а продолжать будет сам романс.

Звучит романс "Ямщик не гони лошадей" (Я.Фельдман, Н.Риттер)

З.Ранние русские романсы называют романсами бытовыми. Романс-это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким - нибудь инструментальным сопровождением.

«Бытовые», значит связанные с бытом, с повседневной жизнью людей. Поэтому давайте сейчас заглянем в гостиную русского дворянина начала 19 в. В гостиную так называемой пушкинской эпохи и снова вспомним о вечерах домашнего музицирования.3десь стоит рояль и на стене висит гитара. На рояле лежат ноты. Прочтем … "Черная шаль".Романс. Музыка Beрстовского, слова Пушкина. Здесь же лежат ноты романсов с французским текстом.

А теперь представим вечер в гостиной нащокинского дома.Хозяин дома человек гостеприимный, в гостиной много народа. Кто-то снял гитару со стены и сказал: «Споем романс Булахова "Тройка"

Звучит романс.

4.Русские композиторы того времени, сочиняя свои романсы, использовали в них крестьянскую народную мелодию. А так как аккомпанемент гитары или рояля

не подходил к этой мелодии, она, естественно, изменялась. Зачем обращались

к народным песням? Да затем, что, создавая свои произведения, настоящие музыканты, талантливые композиторы того времени, не хотели и не могли за6ыть о музыке, без которой не было бы настоящего музыкального искусства - о музыке народа. Вслушайтесь в мелодии многих 6ытовых романсов - в них живет душа русской народной песни.

Композиторы, создавая романсы, ищут наиболее правдивого, точного

выражения мыслей и чувств, о которых говорится в тексте романса, а поэтому стараются передать в музыке даже интонации разговорной речи.

5. (На экране картина Тропинина "Гитарист")

Перед нами миловидный молодой человек, одетый в шелковый халат, распахнутый на груди. Этот парень, скорее всего, из знатной семьи, о чем мы догадываемся по чертам лица, нежным пальцам и его одежде. В руках у него гитара с причудливо завивающимися концами струн, рядом ноты. Он как бы изливает в романсе чувствительность своей души. С этим образом невольно связывается представление о небольших уютных московских гостиных I половины 19 в., где в тишине и полумраке раздаются проникновенные звуки гитары.

Зародившийся в это время бытовой романс был широко распространен в разных слоях общества.

Гитарист - со6ирательный образ. Он подкупает нас мягким лиризмом, теплотой. Гитаре, как любимому инструменту, выражаемому сокровенные чувства многие поэты посвятили свои стихи, о ней сложены песни.

6. Русский романс долгое время оставался узко камерным жанром, его исполняли в гостиных, домашнем кругу, но уже в 1827г. в недавно открывшемся Большом театре в Москве романсы зазвучали на eго сцене. Их исполнял талантливый артист Бантышев. Его знали и любили москвичи в оперных партиях, в водевилях и вот теперь Бантышев своим приятным тенором с большой задушевностью стал петь только начинавшие входить в моду романсы и имел громкий успех. Он пел романсы знаменитого Алябьева. За знаменитого соловья его окрестили "московским соловьем" .

Пел в концертах свои романсы композитор В.Варламов. Невозможно перечислить имена талантливых исполнителей русского романса - это и Петр Булаков и А.Вяльцева, Антонина Нежданова, Надежда Обухова, И.С.Козловский, Сергей Лемешев, Валентина Левко и много- много других.

Среди романсов второй половины I9 в. хочется назвать один, связанный с именем писателя И.С.Тургенева. Мы знаем Тургенева как прозаика, необыкновенно тонкого лирика .Полина Виардо, которая была для него то же ,что Лаура для Петрарки, по воспоминаниям современников обладала изумительным по красоте голосом. Оперная певица, она чудно пела и романсы ,осо6енно "Соловья"Алябьева .

Звучит романс А.Абаза, стихи И.С.Тургенева "Утро туманное"

7.Романсами становятся стихи известных поэтов и менее именитых ,порою

дилетантов. Конечно же, романс становится вершиной музыкального искусства, когда воедино сливается поэзия и музыка, взаимно обогащая друг друга, что случилось с романсами М.И.Глинки, П.И.Чайковского , С.И.Рахманинова, Г.С .Свиридова, на стихиА.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Фета,Ф.Тютчева и др. известных поэтов.

Звучит романс Г. Свиридова, А.С. Пушкина "Зимняя дорога"

8 Bозможно, вы слышали печальный, нежный и горький романс "Нет, не любил он". Многие знакомы с ним по блестящему фильму Якова Протазанова "Бесприданница", поставленному в I936 году, где этот романс проникновенно спела Нина Алисова, игравшая роль Ларисы.Этот романс поет , погибая, Женька из фильма «А зори здесь тихие». Но не многим известно, что своей популярностью романс обязан великой русской актрисе В.Ф.Комиссаржевской

Звучит романс А.Гуэрчиа, Е.Дельпрейте ( рус.текст М.Медведева) "Нет ,не любил он."

Романсы I-ой трети I9 в. о страданиях измученного сердца, о лю6ви, разлуке, измене называли еще" жестокими романсами". Впоследствии в название вкралась ирония. Но вот явился Эльдар Рязанов и слова "жестокий романс " наполнились подлинным смыслом. Историю о бесприданнице рассказывает Э.Рязанов: «Название «Жестокий романс" возникло буквально в первые же дни, когда я принял решение о работе над фильмом. Невозможно было назвать картину "Бесприданницей", она уже была. Мне показалось, что «Жестокий романс» - название верное и eмкoe».

Звучит романс Б.Ахмадулиной , А. Петрова "А напоследок я скажу".

Заключительное слово

Сегодняшняя встреча, конечно же, не научит многих из нас музыке. Но,

Надеюсь, вы поймете, какие мысли и чувства вызывает музыка, как нужно

ее слушать, и что значит - любить ее .



© 2010-2022