Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью «Откровенный разговор»

Тема: Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью «Откровенный разговор» Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; искать оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива. Форма проведения: две рабочие группы.   Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деловая игра для педагогов по эффективному взаимодействию с родительской общественностью

«Откровенный разговор»

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; искать оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы.

Теоретическая часть

На мгновение представим себе следующую картину.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» - и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование, в котором мы обо всем рассказали. А педагоги могут ответить: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!»

Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И конечно так не должно быть. Однако трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно или даже пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

Но ведь у педагогов и родителей одна цель, единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. И многие из родителей хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Успех общения зависит от желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

В процессе общения, возникают трудности следующего характера:

- родители не проявляют интереса к сотрудничеству;

- избегают контакта с педагогами;

- не активны в жизни группы;

- проявляется непонимание со стороны родителей;

- наблюдается безответственное отношение к собственным детям;

- нехватка времени для взаимодействия с родителями;

- проявление скрытности в разговоре;

- не все родители прислушиваются к советам, пожеланиям и просьбам педагога.

Ведущая роль в организации такого продуктивного общения, конечно, принадлежит воспитателю. И чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

В содержание профессиональной компетентности входят:

  • личностные качества и установки (личностный компонент);

  • знания (содержательный компонент);

  • умения и навыки (деятельностный компонент).

Составляющими личностного компонента являются:

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.

  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями

  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с родителями

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность...

Содержательный компонент включает в себя знания:

  • о семье, об особенностях семейного воспитания

  • о специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания

  • о методах изучения семьи

  • о современных формах организации общения

  • о методах активизации родителей.

Составляющие деятельностного компонента - это:

  • Владение методами изучения семьи

  • Умение преодолевать психологические барьеры общения

  • Умение прогнозировать результаты развития ребенка в семье

  • Умение ориентироваться в информации

  • Умение конструировать программу деятельности с родителями

  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями

  • Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им; предвидеть результаты общения; управлять своим поведением; проявлять гибкость в общении с родителями; владеть этикетными нормами речи и поведения.

Таким образом, педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников - это педагог который, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Но над профессиональной компетентностью педагога в общении с родителями нужно постоянно работать. Нужно уметь видеть причины возникающих затруднений - и не только в родителях, но и в себе.

"Деловая игра"

Перед началом игры проводится тест

Тест для самооценки затруднений в работе с родителями.

Сейчас проведём тест, который поможет вам оценить свои затруднения в общении с родителями. Он будет использоваться не для контроля, а для осознания вами ваших трудностей. Поэтому, отвечайте максимально искренне, ничего не скрывая. Если вы согласны с суждением, подчёркивайте ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет». (Воспитатели получают бланк с тестом)

Обработка результатов:

Я называю номера вопросов. Если вы ответили на них отрицательно, обведите эти номера кружком. № 1, 10, 11, 13, 16, 17. Если у вас получилось три и более кружка, значит, вы испытываете трудности в умении учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей.

Я называю следующие номера, если в этих вопросах у вас отрицательный ответ, ставьте рядом с номером вопроса точку. № 3, 4, 5, 6, 7, 8. Если у вас оказалось три и более точки, значит, вы испытываете трудности в гибкости стиля общения, в умении сопереживать родителям.

Если у вас отрицательные ответы в вопросах № 2, 9, 12, 14, 15, 18, отметьте их галочкой. Если у вас получилось три и более галочки, вы испытываете трудности в умении использовать активные методы и формы общения с родителями. Об искренности ответов говорят вопросы №19, 20. Если в этих вопросах у вас одинаковые ответы, значит, вы были искренни с собой.

Ход игры.

Одной группе дается задание, назвать традиционные формы работы с родителями. Другой - нетрадиционные.

Озвучиваются четыре направления работы с родителями:

  • Информационно - аналитическое

  • Познавательное направление

  • Наглядно - информационное направление

  • Досуговое направление

Каждая группа работает по двум направлениям. Педагоги прописывают, какие формы работы с родителями по данным направлениям можно использовать.

Игровое упражнение "Современная семья - какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.

Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.

(Ведущий подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

Психологическая пауза

- Развитие коммуникативной культуры - непременное условие эффективности взаимодействия педагога с родителями, поскольку низкий уровень коммуникативности, а также отсутствие у воспитателей способности к эмпатии, рефлексии и самоконтролю - основные механизмы, сдерживающие развитие ориентации на качественное взаимодействие с семьей.

Цель: активизация творческого потенциала педагогов; развитие эмпатии.

Всем педагогам раздаются полоски бумаги с написанными на них словосочетаниями:

  • Стыд. Поза

  • Обида. Губы.

  • Грусть. Лицо.

  • Огорчение. Лицо.

  • Радость. Ноги.

  • Удивление. Глаза.

  • Любопытство. Голова.

  • Злость. Руки.

  • Гордость. Спина.

  • Страх. Глаза.

  • Высокомерие. Голова.

  • Страх. Зубы.

  • Усмешка. Губы.

  • Недовольство. Поза.

  • Интерес. Походка.

  • Самодовольство. Походка.

  • Огорчение. Губы.

  • Испуг. Глаза.

  • Недовольство. Губы.

  • Огорчение. Спина.

Все педагоги, прочитав написанное, должны это изобразить.

Упражнение «Произнеси фразу»

Педагогам одной группы раздаются карточки:

  1. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.

  2. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.

  3. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.

  4. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.

  5. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.

  6. Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.

Второй группе раздаются карточки:

  1. Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и обувающую ему сапоги. Вы удивлены. Покажите своё удивление.

  2. Вы решили посетить заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивлённая мать. Покажите, как вы её успокоите.

  3. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно («Наконец-то!»)

  4. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно («Что-нибудь случилось?»)

  5. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо («Не ожидала»)

  6. Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись!»)

Игра-инсценировка «Как поступить?»

Каждая команда придумывает конфликтную ситуацию «воспитатель - родитель», объявляет её другой команде. Каждой команде необходимо проиграть данную ситуацию и найти выход из создавшейся ситуации.

(мама предъявляет претензию, воспитатель находит выход).

Упражнение «Решение педагогических ситуаций».

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.


  • Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?


  • Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

  • Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?

- В процессе работы с родителями нередко возникают конфликтные ситуации. (Воспитателям предлагаются рекомендации «Как вести себя в конфликтной ситуации», приложение № 3)

Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание текста на карточках.

Для первой группы.

  • Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

  • Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

  • С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

  • Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

  • Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

  • Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

  • Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

  • Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

  • Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

  • Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

Ответы групп анализируются. Далее педагогам сообщается о том, что в беседах с родителями тоже важна последовательность, и предлагается «Алгоритм ведения беседы с родителями» (Приложения № 4, № 5, № 6)

Подведение итогов

Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым можно поделиться, не опасаясь осуждения. В этом вам поможет кодекс общения.

- А теперь хотелось бы получить ваше мнение по проведенной деловой игре.

Как вы считаете, все ли сегодня удалось?

На столе лепестки. Требуется сложить цветы - красный цвет - удалось, желтый - не совсем удалось, зеленый - совсем не удалось.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Формы организации взаимодействия педагогов и родителей

Традиционные формы взаимодействия



Коллективные

Индивидуальные

Наглядно-информационные



Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
(по О.Л. Зверевой, Т. В. Кротовой)


Наименование

С какой целью используется эта форма

Формы проведения
общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических опросов, «Почтовый ящик»

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей.

Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек

Различные формы взаимодействия

Массовые - совместные мероприятия педагогов и родителей

Массовые - совместные мероприятии педагогов, родителей и детей


Индивидуальные

Наглядно-информационные

  • родительские собрания

  • конференции

  • консультации

  • вечера для родителей

  • кружки для родителей

  • школа для родителей

  • клубы по интересам


  • Дни открытых дверей

  • кружки

  • КВН. викторины

  • совместное творчество

  • праздники

  • род. собрания

  • выпуск Газеты

  • концерты

  • соревнования


  • беседы

  • посещения на дому

  • выполнение индивидуальных поручений


  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)

  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)



Новинки ! (формы работы с родителями

  • День ребёнка Раз в месяц проводить день достижений одного ребёнка: вывешивать фотографию, поделки, рисунки, достижения в поведении, в занятиях. Важно следить, чтобы каждому из детей группы был посвящён один день в году.

  • Стенд с заданиями и достижениями Стенд, на котором имеется кармашек для каждого ребёнка, куда вкладывается информация о достижениях, задания, над которыми нужно поработать дома и т.д.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями

Вам предлагаются суждения, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении. Если Вы согласны с суждением, подчеркните ответ «Да», если не согласны - ответ «Нет».

  1. В общении с родителями учитываю условия семейного воспитания каждого ребёнка, структуру семьи, уровень развития родителей. Да. Нет.

  2. Регулярно знакомлю родителей с организацией, содержанием воспитания и обучения детей, вовлекаю их в обмен мнениями об успехах и трудностях в развитии ребёнка. Да. Нет

  3. В общении с родителями нахожу индивидуальный подход к ним, устанавливаю с ними партнёрские отношения. Да. Нет.

  4. Владею умением эмоционально поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических силах. Да. Нет.

  5. Умею посмотреть на ситуацию взаимодействия с родителями их глазами, понимаю их чувство и поведение. Да. Нет.

  6. Владею техникой диалогического (безоценочного) общения. Да. Нет.

  7. Проявляю достаточную гибкость в конфликтных и затруднительных ситуациях общения с родителями. Да. Нет.

  8. Как правило с пониманием отношусь к педагогическим заблуждениям и ошибкам родителей. Да. Нет.

  9. Владею способами общения с родительской аудиторией, умением вовлечь родителей в активное обсуждение проблемы. Да. Нет.

  10. Удаётся развивать активный интерес родителей к воспитанию своего ребёнка, осознанное отношение к родительству. Да. Нет.

  11. Помогаю родителям овладевать навыками анализа собственных затруднений в общении с ребёнком и причин трудностей в его развитии. Да. Нет.

  12. Использую разные способы активизации потребности родителей наблюдать ребёнка в различных жизненных ситуациях (в детском саду и дома), размышлять над мотивами его поведения. Да. Нет.

  13. Обогащаю родителей умением организовывать эмоционально насыщенное взаимодействие с ребёнком в семье. Да. Нет.

  14. Владею методами изучения опыта семейного воспитания, обладаю достаточными знаниями о семье, которые использую в индивидуальном (и дифференцированном) общении с родителями. Да. Нет.

  15. Развиваю интерес родителей к чтению научно - популярной, художественной и прочей литературы по семейному воспитанию. Да. Нет.

  16. Учитываю мнения и просьбы родителей по вопросам организации жизни детей в группе, опираюсь на их точку зрения при принятии педагогических и организационных решений. Да. Нет.

  17. Удаётся объединять родителей при решении различных вопросов, создавать атмосферу общности интересов (родителей и педагогов). Да. Нет.

  18. Использую в контактах с родителями наглядно - текстовые средства с оперативной информацией о жизни детей в группе и её перспективах. Да. Нет.

  19. Могу подготовить и провести для коллег открытый показ фрагментов общения с родителями. Да. Нет.

  20. Владею навыками планирования, анализа и обобщения результатов взаимодействия с родителями. Да. Нет.

Рекомендации для воспитателей

«Как вести себя в конфликтной ситуации»

  1. Если между вами и родителями воспитанников возникают противоречия, не старайтесь избегать их или обвинять во всём родителей, вызовите человека на общение;

  2. Если вы понимаете, что собеседник будет скандалить, сделайте так, чтобы ваше общение проходило наедине;

  3. Во время общения жёстко контролируйте свои эмоции, не срывайтесь на крик, не позволяйте себе неэтичных высказываний; нужно сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение за счет осознания положительных качеств и черт родителя;

  4. Подавите в себе отрицательное отношение к собеседнику и попробуйте понять, в чём причина его недовольства; реагируйте не на сами действия и поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение; на этой основе нужно принять родителя таким, каковым он является;

  5. Оцените своё поведение, может вы действительно в чём- то не правы;

  6. В спокойной форме постарайтесь высказать собеседнику ваше мнение по данной ситуации; попробуйте воздействовать на мотивацию родителя с целью изменения ее.

  7. Общайтесь с собеседником на равных, не показывайте своего превосходства, одинаково оценивайте свои поступки и поступки собеседника

  8. Оцените ситуацию и попробуйте найти решение, которое будет устраивать вас обоих.

Алгоритм ведения беседы с родителями

Предварительный этап - создание условий для эффективной беседы.

• Необходимо оборудовать специальное место (отдельное помещение или специально отгороженное пространство). Мебель лучше располагать так, чтобы соблюдался принцип "на равных", "глаза в глаза": два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 м друг от друга); желательно неяркое освещение. Также там должны быть вешалка и зеркало.

• Предварительная договоренность о встрече

• Подготовка педагога к беседе: приготовить результаты диагностики, рисунки, работы по аппликации, ручному труду, тетради ребенка; аудио - видеозаписи наблюдений его деятельности.

Технология (правила) ведения беседы.

1. Приветствие. Цель: создать доброжелательную обстановку.

Встретить родителя, проводить в комнату предложить выбрать удобное место. Перед тем как начать беседу, можно пошутить, высказать свое мнение о погоде и т.д. Если раньше люди не встречались, происходит официальное знакомство: "Как ваше имя и отчество? Как вы хотите, чтобы я вас называла?"

В дальнейшей беседе необходимо каждый раз обращаться к человеку по имени. Это создает условия для индивидуализации контакта, как бы сближает людей.

В ходе разговора нужно обязательно учитывать культурные, национальные особен­ности человека, его образовательный уровень.

2. Беседа.

Во время беседы педагог сидит на стуле, прислонившись к спинке, в удобной позе, голова немного наклонена вперед. Если инициатором беседы является педагог, то он начинает свое сообщение с положительных откликов о ребенке, затем переходит к цели и предмету разговора.

Для лучшего понимания собеседника рекомендуется, внимательно, но незаметно наблюдая за ним, подстраиваться под его позу, темп речи.

Полезно научиться использовать положительные "открытые" жесты для успешного общения с людьми и избавиться от жестов, несущих негативную окраску. Это поможет вам чувствовать себя уютно в обществе людей и сделает вас привлекательным для них.

Педагог должен проявлять эмпатию в разговоре (эмпатия - вхождение в душев­ный мир другого человека), что помогает объективнее оценить ситуацию и разобраться в ней.

В ходе беседы используется простой, доступный язык, желательно без оценочных фраз (случилось, беспокоит, произошло и т.д.) и без научных терминов.

Очень важно уметь держать паузу, чтобы собеседник смог разобраться в своем переживании, осмыслить сказанное.

Если вы "правильно" слушаете собеседника, то у него ослабевают отрицательные переживания, он начинает рассказывать о себе все больше и в результате сам "продвигается" в решении своей проблемы.

При ответе на вопрос собеседника иногда полезно повторить, как вы поняли то, что случилось, и "обозначить" его чувства.

В основе этих навыков общения лежат гуманистические принципы: уважение к личности собеседника, признание его права на собственные желания, чувства, ошибки, внимание к его заботам.

Во время диалога применяется технология обратной связи (повторение и обобще­ние сказанного). Это дает возможность человеку понять, как его воспринимает собе­седник. При этом используются следующие вводные фразы:

  • Правильно ли я Вас понял?

  • Если я ошибусь, Вы меня поправьте.

У родителей есть право не соглашаться с педагогом. Если воспитатель чувствует та­кое сопротивление, он отмечает это: "Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться ..." Таким образом педагог отказывается от стремления переориентировать собесед­ника и показывает свое желание в чем-то признать его правоту.

Не следует бояться отрицательного отно­шения родителей к результатам беседы. Главное - вызвать их интерес, переживания и понимание предмета разговора.

Дальнейшая совместная работа поможет достигнуть единого положительного решения.

3. Окончание беседы.

Заканчивая разговор, можно сделать ком­плимент собеседнику: "Вы умеете разби­раться в ситуации", дать понять, что беседа была успешной. Можно порекомендовать встретиться со специалистом, почитать не­обходимую литературу, пригласить понаблюдать за ребенком в детском саду ("Мастерская добрых дел", открытые занятия). Желательно договориться о повторной встрече.

Если беседа затягивается, можно посмотреть на часы и остановить разговор фразой: "А вот этот момент требует особого внимания. О нем мы поговорим в следующий раз. Сегодня наше время заканчивается. Спасибо, что пришли". После этого встать и проводить собеседника до дверей.

Анализ встречи с родителями

  1. Какова цель встречи с точки зрения её педагогической значимости для родителей

  2. Насколько удачной оказалась организация встречи: этапы её проведения, используемые методы активизации родителей, вызывающие их отклик, интерес и пр.

  3. Проанализируйте свой стиль общения с родителями во время встречи. Он был одинаковым на протяжении всей встречи или нет? Общение с родителями носило диалогический характер или свелось к вашему монологу?

  4. С какими трудностями вы столкнулись во время встречи? Они не зависели от вас или к ним привели ваши собственные действия? Что помогало или мешало вам с ними справляться?

  5. Охарактеризуйте эмоциональную сторону встречи (общая эмоциональная атмосфера, элементы юмора, «развлечения», непринуждённость и пр.)



ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ

  • Доверительное общение между воспитателем и родителями воспитанников не может быть навязано, оно должно возникнуть как естественное желание другой стороны

  • Преобладание оценочного стиля общения становится серьёзным источником конфликтов между воспитателем и родителями

  • Нельзя сразу приступать к предмету разговора, если он неприятен родителям

  • Если вы видите лицо собеседника без улыбки, улыбнитесь ему сами

  • Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на родительские собрания и мероприятия.

  • Уважай свое и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.

  • Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформляйте папки, альбомы , отчеты об участии в мероприятиях. детского сада, о занятости детей, о родительской активности и т.д.

  • Как можно больше рассказывай об инновационном в области дошкольного образования.

  • При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения.

  • Почаще хвалите родителей за воспитание ребенка. Вручайте от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.

  • К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.

  • При мимолетной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребенка.

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

Информационно - аналитическое

Познавательное направление






Информационно - аналитическое

Познавательное направление






Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком иронии.

Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком упрёка.

Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком вызова.

Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком безразличия.

Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком требовательности.

Произнесите фразу «Мне не безразличны успехи вашего ребёнка» с оттенком доброжелательности.



Вы вошли в раздевальную комнату и увидели мать шестилетнего воспитанника, стоящую на коленях и обувающую ему сапоги. Вы удивлены. Покажите своё удивление.

Вы решили посетить заболевшего ребёнка. Звоните в квартиру. Дверь открывает удивлённая мать. Покажите, как вы её успокоите.

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего радостно («Наконец-то!»)

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего вопросительно («Что-нибудь случилось?»)

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего удивлённо («Не ожидала»)

Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто-то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего требовательно («Быстрей садись!»)



Стыд. Поза

Обида. Губы.

Грусть. Лицо.

Огорчение. Лицо.

Радость. Ноги.

Удивление. Глаза.

Любопытство. Голова.

Злость. Руки.

Гордость. Спина.

Страх. Глаза.

Высокомерие. Голова.

Страх. Зубы.

Усмешка. Губы.

Недовольство. Поза.

Интерес. Походка.

Самодовольство. Походка.

Огорчение. Губы.

Испуг. Глаза.

Недовольство. Губы.



Решение педагогической ситуации

Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?

Решение педагогической ситуации

Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам. Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?



ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ "ОПРЕДЕЛИ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ".


  • Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.

  • Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.

  • С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.

  • Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.

  • Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.

  • Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.


ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ "ОПРЕДЕЛИ ЛОГИЧЕСКУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ".


  • Трансляция родителям положительного образа ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

  • Трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

  • Ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

  • Совместное исследование и формирование личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами


© 2010-2022