Урок мужества Великая Отечественная война в истории моей семьи

Данная разработка была написана к 70-летию Сталинградской битвы.  Целью и задачами моей работы является воспитание чувства патриотизма, любви к родному городу, научить детей чтить и помнить героев Сталинградской битвы, участников и свидетелей Великой Отечественной войны. В работе использованы сообщения детей о родственниках - участниках Великой Отечественной войны и детях Сталинграда. В оформлении используется выставка из личных вещей участников войны - немых свидетелей того времени, выставка кн...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок мужества на тему «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

Автор Смирнова Людмила Михайловна

Цель: воспитать чувство патриотизма, любви к родному городу; научить детей чтить и помнить героев Сталинградской битвы, участников и свидетелей Великой Отечественной войны.

Оформление: сообщения детей о родственниках-участниках или детях ВОВ, оформленные в виде боевых листков; выставка из вещей времен ВОВ; выставка книг о ВОВ; заранее изготовленные детьми из бумаги «голуби мира» с надписями «Я помню…».

Ведущий: Память о прошлом держится крепко. Вы, дети XXI века, не знаете, что такое война. Для вас это - история. В июне 1941 года началась страшная огненная страница в истории нашей страны - Великая отечественная война.

1 ученик: Двадцать второго июня

Ровно в четыре утра

Киев бомбили, нам объявили,

Что началась война.

(Строки из песни)

Ведущий: Солнечный воскресный день для всей страны стал вдруг черным.

2 ученик: Тот, самый длинный день в году,

С его безоблачной погодой,

Нам выдал общую беду

На всех, на все четыре года.

Она такой вдавила след,

И столько наземь положила,

Что двадцать лет, и тридцать лет

Живым не верится, что живы.

(К.Симонов)

Ведущий: Огненный шквал войны докатился и до Сталинграда.

3 ученик: Сталинградская битва состояла из оборонительной (17 июля - 18 ноября) и наступательной (19 ноября 1942 года - 2 февраля 1943 года) операций, проведенных советскими войсками с целью обороны Сталинграда и разгрома крупной стратегической группировки немецко-фашистских войск.

4 ученик: План контрнаступления под кодовым названием «Уран» был разработан представителями Ставки Г.К.Жуковым, А.М.Василевским, Н.Н.Вороновым, А.А.Новиковым, А.Е.Головановым и Я.Н.Федоренко. План контрнаступления состоял в том, чтобы ударами с плацдармов на Дону в районах Серафимовича и Клетской из района Сарпинских озер южнее Сталинграда разгромить войска, прикрывавшие фланги ударной группировки противника и, развивая наступление по сходящимся направлениям на Калач, Советский, окружить и уничтожить его главные силы, действовавшие под Сталинградом.

5 ученик: Контрнаступление начали ранним утром северо-западнее Сталинграда ударные группировки Юго-Западного и Донского фронтов (командующие фронтами генералы Н.Ф.Ватутин и К.К. Рокоссовский). На следующий день к югу от города перешли в наступление армии Сталинградского фронта (командующий генерал А.И.Еременко). Прорвав вражескую оборону, танковые и механизированные корпуса стремительно двинулись навстречу друг другу. На пятый день контрнаступления они, преодолев с боями до 100-150 км. Соединились в районе хутора Советский и города Калач. В окружении оказались главные силы немецко-фашистских войск, действовавших между Волгой и Доном,-22 дивизии и более 160 отдельных частей общей численностью 330 тысяч солдат и офицеров.

6 ученик: Мощные удары советских войск по сходящимся направлениям и быстрое развитие наступления не позволили врагу принять действенные меры по локализации прорыва. Решающую роль в осуществлении операции на окружение сыграли четкое и согласованное взаимодействие родов войск, смелое использование подвижных соединений, прежде всего танковых и механизированных. Героизм и мужество бойцов и командиров, их высокий наступательный порыв и возросшее боевое мастерство.

7 ученик: 16 декабря развернулось наступление советских войск на среднем Дону. К концу месяца войска Юго-Западного фронта и левого крыла Воронежского фронтов разгромили основные силы 8-й итальянской армии, оперативной группы « Холлидт» и остатки 3-й румынской армии. Войска Советской Армии продвинулись на 150-200 километров, создав благоприятные условия для ликвидации окруженных под Сталинградом войск врага.

8 ученик: Операция «Кольцо», целью которой была ликвидация окруженной группировки, стала завершающим этапом Сталинградской битвы. 10 января войска Донского фронта приступили к ликвидации вражеской группировки. В обращении Военного совета к личному составу фронта говорилось: « Весь наш советский народ с нетерпением ждет от нас радостного известия о ликвидации окруженных войск, полном освобождении из кровавых рук подлого врага родного, героического города…»

9 ученик: После напряженных боев операция «Кольцо» 2 февраля закончилась полным разгромом противника. В ходе ее войска фронта взяли в плен более 91 тыс. человек, в том числе 2,5 тыс. офицеров и 24 генерала во главе с генерал-фельдмаршалом Паулюсом, а на полях сражений было подобрано около 140 тыс. убитых и раненых солдат и офицеров.

Ведущий: 200 дней и ночей не утихала ожесточенная Сталинградская битва. По размаху, напряженности и последствиям она не знала себе равных в истории.

10 ученик: Сталинградская эпопея завершилась решительной победой Советской Армии. В результате контрнаступления под Сталинградом советские войска разгромили 6-ю и4-ю танковые немецкие армии, 3-ю и 4-ю румынские и 8-ю итальянскую армии, которые потеряли свыше 800 тыс. человек, до 2 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. орудий и минометов, около 3 тыс. боевых и транспортный самолетов. Общие потери вермахта за время Сталинградской битвы составили около 1,5 млн. человек. В связи с катастрофой под Сталинградом, в Германии был объявлен трехдневный траур. Ее население вместо бравурных маршей слушало погребальный звон церковных колоколов.

Ведущий: В результате контрнаступления советских войск враг был отброшен на сотни километров. Началось его массовое изгнание с территории СССР.

Мы с вами. Ребята, живем в особенном городе, городе-герое.

11 ученик: Гудками теплоходов

Тревожа синеву,

Стоит над Волгой город,

В котором я живу.

Я знаю, есть на Волге

Другие города,

Но над моим сияет

Солдатская звезда.

Над ним зимой и летом

И в ночь, и среди дня

Горит, не гаснет пламя

Солдатского огня.

Я вырасту, уеду

В далекие края.

Но то, что я отсюда.

Навек запомню я.

(М.Агашина)

Ведущий: У каждого человека есть своя звезда-звезда. Под которой он родился и вырос. Вы, ребята, живете на волгоградской земле, и солдатская звезда горит над каждым из вас. Вы-дети великого города и пусть солдатская звезда освещает вашу дорогу.

Нет в России ни одной семьи, которой бы не коснулась своим черным крылом война. В каждой семье хранят и берегут память об отцах, братьях и дедах, не вернувшихся с войны: солдатские письма-треугольники. Фотографии, немногочисленные вещи-немые свидетели того времени.

(Ученики зачитывают сообщения о родственниках-участниках войны, показывают вещи, представленные на выставке.)

Ведущий: Пройдут года, сменятся поколения людей, проживающих в Волгограде,, но не прервется связь поколений. И этой связующей ниточкой, передающей память о подвиге людском. Станете вы, ребята.

(Дети крепят на доске «голубей мира» с надписью «Я помню…».)

И закончить нашу сегодняшнюю встречу хочется словами еще одного стихотворения М. Агашиной «Мальчишкам Волгограда»:

1 ученик: Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский-

Вечная слава тех,

Кем фашизм, покоривший Европу,

Был остановлен здесь.

2 ученик: В суровые годы битвы

Здесь насмерть стояли люди-

Товарищи и ровесники

Твоего отца.

3 ученик: Они здесь стояли насмерть!

И были средь них солдаты-

Мальчишки в серых шинелях

Со звездами на ушанках,

Простые наши мальчишки-

Немного старше, чем ты

4 ученик: К нам приезжают люди-

Жители всей планеты-

Мужеству их поклониться,

У их могил помолчать.

5 ученик: И пусть люди мира видят:

Мы помним и любим погибших!

И пусть люди мира знают:

Вечный огонь Волгограда

Не может померкнуть, пока

Живет на земле волгоградской

Хотя бы один мальчишка!

6 ученик: Запомни эти мгновенья!

И если ты встретишь в жизни

Трудную минуту,

Увидишь друга в беде

Или врага в пути-

7ученик: Вспомни, что ты не просто мальчик,

Ты - волгоградский мальчишка,

Сын солдата,

Сын Сталинграда,

Капля его бессмертия,

Искра его огня.

Список использованной литературы:

1.Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия .

2.Вторая мировая война. Итоги и уроки.

3.Самсонов А.М. Сталинградская битва.

4.Василевский а, М. дело всей жизни.

5. Жуков Г.К. воспоминания. Размышления.

6. Рокоссовский К.К.Солдатский подвиг.

7. Чуянов А. С. Сталинградский дневник.

8. Чуйков В. И. от Сталинграда до Берлина.

9.Красавин В.С. подвиг Сталинграда.



© 2010-2022