- Преподавателю
- Классному руководителю
- Патриотический час Память сердца
Патриотический час Память сердца
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пищенко А.Н. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Музыкально - поэтическая композиция
«ПАМЯТЬ СЕРДЦА!»
ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:
-
Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.
ЗАДАЧИ:
-
Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.
-
Донести мысль о необходимости преемственности поколений.
Общие методические указания:
Встреча может быть приурочена к празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне или проведена в рамках месячника оборонно-массовой работы.
Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:
-
литературно-музыкальная композиция;
-
мультимедийная презентация (показ слайдов);
-
выступление ветеранов войны.
Место проведения: школа (иное учреждение )
Оформление зала:
-
Флаги, цветы, гирлянды, флаги.
-
Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).
-
Аудиозапись с произведениями Р. Шумана «Грёзы», Ремо Джадзетто «Адажио Альбинони». Фонограммы песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли», Л. Ошанина и К. Листова «Дороги», Е. Лучникова и В. Попова «Не отнимайте солнца у детей» и другие
-
Плакаты, рисунки детей.
Гости встречи: Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны педагогического труда, педагоги школы, учащиеся и другие официальные лица.
Продолжительность встречи - 1 час 40 минут
(Перед началом торжественного мероприятия в зале
звучат песни военных лет)
(Звучит фонограмма: Р.Шуман «Грёзы» или Ремо Джадзетто «Адажио Альбинони»
На сцене двое ведущих)
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Все дальше мы уходим от войны. От раскатов, вздыбивших землю, от огня и черного дыма пожарищ. От скорбных лиц матерей и плача обездоленных детей.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Все меньше на Земле тех, кто завоевал Священную Победу. И рассветы кажутся не такими яркими, и тишина не столь спокойная и долгожданная. Это закономерно и понятно -65 лет на нашей земле мир.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Умеем ли мы беречь его? Задумываемся ли о его бесценности и беззащитности? Скорбим ли до сих пор о невероятных потерях, о тех мужественных героях, что «смерть попрали смертию своей»? Или нам выгодно не помнить страшную правду о прошлой трагедии?
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Нет. Нам нужна Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас оглянуться: так ли мы живем? Именно она, Память, встанет на пути новой кровавой бойни и не допустит порваться связи поколений…
Чтецы:
-
Для трёх,
Для двух
Для одного
Обиженного человека
Есть память лет,
А ПАМЯТЬ ВЕКА -
Для человечества всего!
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости! По праву ПАМЯТИ мы сегодня склоняем головы перед мужеством и стойкостью ветеранов Великой Отечественной войны.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Перед генералами и рядовыми, танкистами и пехотинцами, лётчиками и артиллеристами, матросами и связистами, медсёстрами и санитарами.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы чтим мужество жителей блокадного Ленинграда. Преклоняемся перед взрослыми и подростками, ковавшими победу в тылу. Скорбим вместе с матерями и вдовами погибших.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Мы помним о замученных в фашистских концлагерях и низко склоняем головы перед бывшими малолетними узниками фашизма, чьё детство унесла война.
ВЕДУЩИЙ - УЧИТЕЛЬ: ПО ПРАВУ ПАМЯТИ РАЗРЕШИТЕ ТОРЖЕСТВЕННУЮ ВСТРЕЧУ СЧИТАТЬ ОТКРЫТОЙ.
(Звучит Гимн России)
ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «Прерванная тишина»
Чтецы:
-
День угасал, и ночь в права вступала.
Земля моя готовилась ко сну.
Пел соловей, кукушка куковала.
Заря зажгла полночную звезду.
-
Спала земля, Спала моя Россия.
Детишкам снились радостные сны.
Бродила ночь в накидке тёмно-синей
Последней предвоенной тишины…
(Возможен показ слайдов с фотографиями из жизни предвоенной поры)
МИЗАНСЦЕНА «22 июня 1941 года»
(Звучит музыка предвоенных лет. Из разных концов зала поочерёдно выходят три пары выпускников. Одна пара поднимается на сцену)
ДЕВУШКА: Серёжка! Ты посмотри: кажется, уже рассвет наступает! Красота-то какая! Вот и окончена школа! Что там впереди нас ожидает? О чём ты мечтаешь?
ЮНОША: Ты знаешь, Танюша, я всегда мечтал приносить людям пользу. Пойду в медицинский.
ДЕВУШКА: А ты, Андрюша, наверное, лётчиком будешь или открывателем новых земель? Ты ведь всегда мечтал о подвиге.
ЮНОША: Да, Валюша! Подвиг - это моя мечта. Настоящий, понимаешь, чтобы жизнью рисковать.
ДЕВУШКА: Ты совершишь свой подвиг, Андрей, обязательно. Я верю. А я детишек люблю, таких маленьких, непоседливых. У них тысяча вопросов! Пойду в педагогический. Ой, «классики»!
(Девушка прыгает на одной ноге по детским «классикам», вторая продолжает разговор)
ДЕВУШКА: А я ещё не решила, кем хочу стать. Мечтаю о простом женском счастье. Любить. Верить. Ждать любимого…
(Играет мелодия 40-х годов. Пары танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается аккордами. Все замирают)
ТАНЕЦ БЕДЫ
(Девушка с чёрной накидкой в вихре танца обходит обе пары выпускников, на лицах которых смятение, тревога, обвевает их покрывалом. Уводит юношей. Девушки, застыв на месте, машут им вслед косынками.)
(Звучит первый куплет песни «Священная война» - как вариант «Ах, война, что ты, подлая, сделала». На сцену поднимается юноша с цветами.)
(На заднем плане сцены растягивается холст - «1941»)
ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Я шёл с цветами…
Было двадцать мне.
Такое утро. Не сидится дома.
По скверу, спотыкаясь, как во сне,
Навстречу однокурсник шёл знакомый.
(Навстречу торопливо идёт друг)
ОДНОКУРСНИК: Слыхал? Война!
ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Сказал тревожно друг.
ОДНОКУРСНИК: Бомбили. Нет примера вероломней…
ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Не помню, уронил цветы я вдруг
Иль бросил их в отчаянье,
Не помню.
(Часть цветов падает со сцены. Юноша решительно уходит)
(Слайды с кадрами начала войны)
(Фонограмма песни Л. Ошанина и К. Листова «Дороги» - Звучит тихо)
ЧТЕЦЫ-ДЕВУШКИ:
-
Уходили мальчики - на плечах шинели,
Уходили мальчики - храбро песни пели
Отступали мальчики - пыльными степями.
Умирали мальчики, где - не знали сами.
-
Увидали мальчики - храбрые солдаты.
Волгу - в сорок первом.
Шпрее - в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа
(На сцену выходят пятеро юношей, одетых в гимнастёрки, и читают от имени погибших)
ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы…
ВТОРОЙ СОЛДАТ: Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
ТРЕТИЙ СОЛДАТ: Жизнь
Обещала.
Любовь
Обещала,
Родина?
ЧЕТВЁРТЫЙ СОЛДАТ: Разве для смерти рождаются
Дети,
Родина?
ПЯТЫЙ СОЛДАТ: Разве хотела ты
Нашей смерти,
Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…» -
Родина.
(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»- Звучит тихо)
ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Наши очи померкли… (поворачивается спиной)
ВТОРОЙ СОЛДАТ: Пламень сердца погас…
ТРЕТИЙ СОЛДАТ: На земле на поверке
Выкликают не нас…
Четвёртый: Нам свои боевые
Не носить ордена…
ПЯТЫЙ: Вам - всё это, живые.
Нам - отрада одна:
ПЕРВЫЙ: Что недаром боролись
Мы за Родину-мать.
ВТОРОЙ: Пусть не слышен наш голос -
Вы должны его знать.
(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»- Звучит тихо.)
ДЕВУШКА: Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки -
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки -
Внуки, братики, сыновья!
(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»- Звучит громко.
Солдаты тихо уходят со сцены.)
ВЕДУЩИЙ - УЧИТЕЛЬ: Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 млн. солдат. Сделала миллионы калеками. 55 млн. уничтожила - половина из них граждане бывшего Советского Союза.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: 1418 дней и ночей длилась война, за годы которой полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший - ребёнок
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война - это горе. Война - это слёзы. Война - это смерть!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Война и юность… Война и матери… и вдовы… Но самое страшное, самое бесчеловечное - это ВОЙНА И ДЕТИ.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война вырвала из рук матерей младенцев. Война погасила радость в детских глазах. УБИЛА ДЕТСТВО.
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: ДЕТИ ВОЙНЫ…Они были на всех её дорогах. В партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: А можно ли представить детей за колючей проволокой концлагерей»? Разум отказывается воспринимать подобное!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети» войны…
ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «ДЕТИ ВОЙНЫ»
(Д.Шуман. «ГРЁЗЫ» (как вариант «Вокализ») -
звучит на протяжении чтения стихотворений о детях войны)
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших
ни единого шага…
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, прошедших сквозь газовые душегубки
и печи крематория фашистских концлагерей…
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, безымянных, напоминаем живущим,
потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Да и можно ли называть жизнью то, что лишено Памяти?!
ЧТЕЦЫ: В Память врезалась беда лихим столетьем
И сыра земля военных пустырей,
Где, как пальцы на руке, терялись дети,
Отлучённые от мёртвых матерей.
Остановлюсь, -
И вздрогнет сердце,
Когда почудится в глазах
Двухгодовалого младенца
Печаль, похожая на страх.
Как будто он такое слышит,
Что не могу представить я…
Земля огнем смертельным дышит -
Ни человека. Ни зверья…
И некому утрат измерить -
Слепые окна. Едкий дым…
Глазам детей нельзя не верить,
Ещё больнее - верить им.
Они глядят и словно судят.
На дне бездонных этих глаз -
И тайна тех, кто после будет,
И горечь тех, кто был до нас.
КОМПОЗИЦИЯ «ШЛА ДЕВЧОНКА ДОРОГОЙ ВОЙНЫ»
Маленькая девочка - дочь в пуховом платке читает первое четверостишие и, медленно спускаясь со сцены, уходит в глубину зала.
Взрослая девушка - мать в черном одеянии после чтения третьего четверостишия спускается с другой стороны сцены и уходит в противоположную сторону
ДОЧЬ: Разбросала война, по земле раскидала,
Разлучила, изранив сердца.
По дорогам войны дочка маму искала,
А дорогам не видно конца.
Уцелев, чуть живая, в кромешном аду,
Всё изведав в пути не по-детски,
Уцелела девчонка себе на беду -
Словно мстила судьба ей в отместку
МАТЬ: Разбросала война, по земле раскидала,
Обездолив детишек-сирот,
А дорогой другой мама дочку искала,
Вслед ей ветер шептал: «Не найдет»…
(На слова следующего стихотворения поднимается холст «КОНЦЛАГЕРЯ»)
(Звучит «Вокализ». На фоне музыки слова)
ЧТЕЦЫ: Ни месяца, ни звёзд,
Черна, аморфна ночь,
Лишь ржанка в темноте
Птенцов зовёт
Да тёплый дождь идёт, идёт…
- Земля, о чём ты плачешь?
Дай ответ!
- По детям плачу я,
По тем, которых нет.
Нет покоя моей планете,
Пока слышен на ней
Детский крик!
КОМПОЗИЦИЯ «Я ОБВИНЯЮ»
(По центральному проходу медленно идёт девочка в стареньком платье, поднимается на сцену)
- Откройте, я это стучу,
Стучу у каждого крыльца,
Невидима для ваших глаз:
Нельзя увидеть мертвеца.
Я в Саласпилсе умерла,
Года прошли, года пройдут.
Мне было пять и нынче пять -
Ведь дети мёртвые не растут.
Огонь мне волосы спалил,
Потом глаза заволокло,
И горстью пепла стала я,
И пепел ветром унесло…
Прошу Вас, но не для себя,
Не нужен мне ни хлеб, ни рис,
Не может даже сахар есть
Ребёнок, что сгорел, как лист,
Поставьте подпись, я прошу,
Прошу Вас люди всей Земли,
Чтоб сахар есть они могла.
(Звучит Песня «Саласпилс» (не полностью). Девочка медленно опускается на колени.
С другой стороны на сцену поднимается вторая девочка)
- И я имею право обвинить
За то, что не могу я жить
И что цветы цветут не для меня -
Меня сковала холодом земля,
Мне руки палачей сдавили грудь…
А я б хотела в небо заглянуть,
Хотела б звёзды посчитать
И быть любимой,
Но тяжек груз земли родимой.
Крупинка я замученных детей.
Я - только в памяти людей.
Я обвиняю Насилие! Зло!
Жестокость любых мастей!
И взрослых виню я.
Да, взрослых!
За то, что не сберегли детей! (опускается на колени)
(Выступление 1-2-х бывших малолетних узников фашистских концлагерей)
ЧТЕЦЫ: Дети войны - и веет холодом.
Дети войны - и пахнет голодом.
Дети войны - и дыбом волосы:
На челках детских…седые полосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами, -
В Дахау, Лидице или в Освенциме?!
Их кровь алеет на плацах маками.
Трава поникла, где дети плакали!
Дети войны - и боль отчаянна!
О! Сколько надо им минут молчания…
Церемония «РЕКВИЕМ»
(Звучит «Аве-Мария» Шуберта или «Лакримоза» Моцарта)
(Девушки со свечами из разных концов зала постепенно подходят к сцене. Две группы поднимаются на сцену и выстраиваются клином, опускаясь на колено)
(Мелодия затихает)
М И Н У Т А М О Л Ч А Н И Я
(возможен метроном)
(«Аве-Мария» - продолжение мелодии. Девушки со свечами медленно уходят)
ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «П О Б Е Д А! ВЕЧНО ЖИВЫЕ!»
ЧТЕЦЫ: Не было и горше нет войны,
Той, что завершилась в сорок пятом.
Мне слышны, да и тебе слышны,
До сих пор слышны её раскаты.
И сегодня в Памяти храня
Все, что было так неповторимо,
Проверяешь ты войной меня,
Ждёшь, чтоб возвратиться невредимым…
ПАМЯТЬ СЕРДЦА мне не остудить.
Снова обращаюсь к ней. И снова.
Что мне делать? Как мне дальше жить,
Если Память Сердца просит Слова?..
(Звучит песня «ПАМЯТЬ» - (1 куплет)
(На слова следующего стихотворения поднимается холст «ПОБЕДА»)
(Выступление 1-2-х ветеранов Великой Отечественной войны)
ЧТЕЦЫ: ПОБЕДА!
Во имя Отчизны - ПОБЕДА!
Во имя живущих - ПОБЕДА!
И не было гордости выше,
И не было доблести выше -
Ведь, кроме желания выжить,
Есть ещё мужество ЖИТЬ…
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли -
По всей России обелиски,
Как души, рвутся из земли...
Они прикрыли жизнь собою, -
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава!..
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в Памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Не всем достались ордена.
Но знаю: МАЯ миг изведав,
Всему народу
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Вручила орденом страна!
(Д.Хворостовский. «На сопках Маньчжурии») - (Постепенно убавить)
ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ: Отпылало мировое пожарище, но дальнее эхо горя и Подвига «ради жизни на земле» отзывается в каждом сердце и поныне, напоминая и предупреждая: «Война прошла, но не дайте ей повториться!»
(И.Кобзон. «Поклонимся великим тем годам» - 1 куплет)
ЧТЕЦЫ: Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,
Ветераны, отцы,
Вы - бессмертны по праву.
И Победе сиять!
И салютам греметь!
И грядущим певцам
Петь Вам ВЕЧНУЮ СЛАВУ!
(Звучит песня «Майский Вальс» - Выходят три пары и танцуют вальс.
Юноши приглашают женщин-ветеранов на вальс)
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы поём Вечную Славу и
Мы храним Вечную Память!
ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Мы должны нести эту Память
Как Святой Крест во имя живущих!
ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы должны…
ЧТЕЦЫ: Нести свой крест - с надеждой слиться,
Могущей сбыться в день любой.
Нести свой крест - не усомниться
В дороге, выбранной тобой.
На злой меже не оступиться -
И в неба купол голубой
Нести свой крест - не поскупиться
Ни на Добро, ни на Любовь.
И Память сотни раз поранив,
Дня не предать ни одного.
Нести свой крест - всё знать заранее -
И не отречься от него!
На сцене выстраиваются чтецы-учащиеся начальных классов
ПЕРЕКЛИЧКА
1-й: Нам нужен мир - тебе и мне, и всем на свете детям,
И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.
2-й: Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,
Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.
3-й: «Нет!» - заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…
Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..
4-й: Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.
На замечательной земле нам довелось родиться.
5-й: Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами.
Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами!
(На последние слова на сцене выстраивается детский хор)
(Звучит песня Е. Лучникова и В. Попова «Не отнимайте солнца у детей»)
(В зал заводят детей с шарами - учеников начальных классов. Они проходят, огибают ряды и образуют хоровод. Затем бросают шарики гостям)
Ведущий благодарит всех за внимание и закрывает мероприятие
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
-
Голодяевская Л.М. Память сердца… И всем, кого люблю. Сб. стихов. - Самара: ООО «Культурная инициатива», 2006, 116 с.
-
Калиниченко В.Г. Фонограмма сердца: Стихотворения. - М.: Советский писатель, 1990. - 176с.
-
Кривоболоцкий В., Поликанина В. Поэма «Память». - Минск: ИП «Логвинов», 2009. 45 с.
-
Обелиски: Сб. стихов - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1985. - 184 с.
-
Разин В. А помнишь?.. Сб. стихов. - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1992. - 58 с.
-
Родина А. В. Тише, ветры, Женщина идёт…: лирические стихотворения, поэмы. - Саратов, Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», 2003
-
Родина А.В. Я Память протрубить хочу. Лит.-худож. издание. Избранное. - Саратов, 2009. - 58 с.
-
Тимощенко Л.Н. Дети и война. Документальное повествование. - Даугавпилс, 1999.
-
Тобольский И.Г. Линия огня: Стихи и поэмы. - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1988. - 264 с.