Патриотический час Память сердца

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Патриотический час Память сердца

Музыкально - поэтическая композиция

«ПАМЯТЬ СЕРДЦА!»



ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ:


  1. Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения, формирование чувства сопричастности с происходившими историческими событиями в годы войны.

ЗАДАЧИ:


  1. Показать масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

  1. Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

Общие методические указания:

Встреча может быть приурочена к празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне или проведена в рамках месячника оборонно-массовой работы.

Для проведения мероприятия используются следующие методические приёмы:

  • литературно-музыкальная композиция;

  • мультимедийная презентация (показ слайдов);

  • выступление ветеранов войны.

Место проведения: школа (иное учреждение )

Оформление зала:

  1. Флаги, цветы, гирлянды, флаги.

  2. Демонстрационный материал (слайды с материалами о ВОВ).

  3. Аудиозапись с произведениями Р. Шумана «Грёзы», Ремо Джадзетто «Адажио Альбинони». Фонограммы песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли», Л. Ошанина и К. Листова «Дороги», Е. Лучникова и В. Попова «Не отнимайте солнца у детей» и другие

  4. Плакаты, рисунки детей.

Гости встречи: Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны педагогического труда, педагоги школы, учащиеся и другие официальные лица.

Продолжительность встречи - 1 час 40 минут

(Перед началом торжественного мероприятия в зале

звучат песни военных лет)

(Звучит фонограмма: Р.Шуман «Грёзы» или Ремо Джадзетто «Адажио Альбинони»

На сцене двое ведущих)


ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Все дальше мы уходим от войны. От раскатов, вздыбивших землю, от огня и черного дыма пожарищ. От скорбных лиц матерей и плача обездоленных детей.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Все меньше на Земле тех, кто завоевал Священную Победу. И рассветы кажутся не такими яркими, и тишина не столь спокойная и долгожданная. Это закономерно и понятно -65 лет на нашей земле мир.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Умеем ли мы беречь его? Задумываемся ли о его бесценности и беззащитности? Скорбим ли до сих пор о невероятных потерях, о тех мужественных героях, что «смерть попрали смертию своей»? Или нам выгодно не помнить страшную правду о прошлой трагедии?

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Нет. Нам нужна Память. Пусть она будоражит умы, пусть она леденит наши сердца. Именно она, Память, заставляет нас оглянуться: так ли мы живем? Именно она, Память, встанет на пути новой кровавой бойни и не допустит порваться связи поколений…

Чтецы:

  1. Для трёх,

Для двух

Для одного

Обиженного человека

Есть память лет,

А ПАМЯТЬ ВЕКА -

Для человечества всего!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости! По праву ПАМЯТИ мы сегодня склоняем головы перед мужеством и стойкостью ветеранов Великой Отечественной войны.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Перед генералами и рядовыми, танкистами и пехотинцами, лётчиками и артиллеристами, матросами и связистами, медсёстрами и санитарами.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы чтим мужество жителей блокадного Ленинграда. Преклоняемся перед взрослыми и подростками, ковавшими победу в тылу. Скорбим вместе с матерями и вдовами погибших.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Мы помним о замученных в фашистских концлагерях и низко склоняем головы перед бывшими малолетними узниками фашизма, чьё детство унесла война.

ВЕДУЩИЙ - УЧИТЕЛЬ: ПО ПРАВУ ПАМЯТИ РАЗРЕШИТЕ ТОРЖЕСТВЕННУЮ ВСТРЕЧУ СЧИТАТЬ ОТКРЫТОЙ.


(Звучит Гимн России)


ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «Прерванная тишина»


Чтецы:

  1. День угасал, и ночь в права вступала.

Земля моя готовилась ко сну.

Пел соловей, кукушка куковала.

Заря зажгла полночную звезду.

  1. Спала земля, Спала моя Россия.

Детишкам снились радостные сны.

Бродила ночь в накидке тёмно-синей

Последней предвоенной тишины…

(Возможен показ слайдов с фотографиями из жизни предвоенной поры)

МИЗАНСЦЕНА «22 июня 1941 года»

(Звучит музыка предвоенных лет. Из разных концов зала поочерёдно выходят три пары выпускников. Одна пара поднимается на сцену)

ДЕВУШКА: Серёжка! Ты посмотри: кажется, уже рассвет наступает! Красота-то какая! Вот и окончена школа! Что там впереди нас ожидает? О чём ты мечтаешь?

ЮНОША: Ты знаешь, Танюша, я всегда мечтал приносить людям пользу. Пойду в медицинский.

ДЕВУШКА: А ты, Андрюша, наверное, лётчиком будешь или открывателем новых земель? Ты ведь всегда мечтал о подвиге.

ЮНОША: Да, Валюша! Подвиг - это моя мечта. Настоящий, понимаешь, чтобы жизнью рисковать.

ДЕВУШКА: Ты совершишь свой подвиг, Андрей, обязательно. Я верю. А я детишек люблю, таких маленьких, непоседливых. У них тысяча вопросов! Пойду в педагогический. Ой, «классики»!

(Девушка прыгает на одной ноге по детским «классикам», вторая продолжает разговор)

ДЕВУШКА: А я ещё не решила, кем хочу стать. Мечтаю о простом женском счастье. Любить. Верить. Ждать любимого…

(Играет мелодия 40-х годов. Пары танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается аккордами. Все замирают)



ТАНЕЦ БЕДЫ


(Девушка с чёрной накидкой в вихре танца обходит обе пары выпускников, на лицах которых смятение, тревога, обвевает их покрывалом. Уводит юношей. Девушки, застыв на месте, машут им вслед косынками.)






(Звучит первый куплет песни «Священная война» - как вариант «Ах, война, что ты, подлая, сделала». На сцену поднимается юноша с цветами.)



(На заднем плане сцены растягивается холст - «1941»)

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Я шёл с цветами…

Было двадцать мне.

Такое утро. Не сидится дома.

По скверу, спотыкаясь, как во сне,

Навстречу однокурсник шёл знакомый.

(Навстречу торопливо идёт друг)

ОДНОКУРСНИК: Слыхал? Война!

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Сказал тревожно друг.

ОДНОКУРСНИК: Бомбили. Нет примера вероломней…

ЮНОША С ЦВЕТАМИ: Не помню, уронил цветы я вдруг

Иль бросил их в отчаянье,

Не помню.

(Часть цветов падает со сцены. Юноша решительно уходит)


(Слайды с кадрами начала войны)



(Фонограмма песни Л. Ошанина и К. Листова «Дороги» - Звучит тихо)


ЧТЕЦЫ-ДЕВУШКИ:

  1. Уходили мальчики - на плечах шинели,

Уходили мальчики - храбро песни пели

Отступали мальчики - пыльными степями.

Умирали мальчики, где - не знали сами.


  1. Увидали мальчики - храбрые солдаты.

Волгу - в сорок первом.

Шпрее - в сорок пятом.

Показали мальчики за четыре года,

Что такое мальчики нашего народа


(На сцену выходят пятеро юношей, одетых в гимнастёрки, и читают от имени погибших)


ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли, недолюбив,

Не докурив последней папиросы…

ВТОРОЙ СОЛДАТ: Разве погибнуть ты нам завещала,

Родина?

ТРЕТИЙ СОЛДАТ: Жизнь

Обещала.

Любовь

Обещала,

Родина?

ЧЕТВЁРТЫЙ СОЛДАТ: Разве для смерти рождаются

Дети,

Родина?

ПЯТЫЙ СОЛДАТ: Разве хотела ты

Нашей смерти,

Родина?

Тихо сказала:

«Вставайте на помощь…» -

Родина.

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»- Звучит тихо)



ПЕРВЫЙ СОЛДАТ: Наши очи померкли… (поворачивается спиной)

ВТОРОЙ СОЛДАТ: Пламень сердца погас…

ТРЕТИЙ СОЛДАТ: На земле на поверке

Выкликают не нас…

Четвёртый: Нам свои боевые

Не носить ордена…

ПЯТЫЙ: Вам - всё это, живые.

Нам - отрада одна:

ПЕРВЫЙ: Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

ВТОРОЙ: Пусть не слышен наш голос -

Вы должны его знать.

(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»- Звучит тихо.)



ДЕВУШКА: Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»,

Незатейливые парнишки -

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки -

Внуки, братики, сыновья!


(Фонограмма песни Я. Френкеля и Р. Гамзатова «Журавли»- Звучит громко.

Солдаты тихо уходят со сцены.)



ВЕДУЩИЙ - УЧИТЕЛЬ: Великая Отечественная война самая страшная в истории человечества. Война, втянувшая 61 государство, 110 млн. солдат. Сделала миллионы калеками. 55 млн. уничтожила - половина из них граждане бывшего Советского Союза.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: 1418 дней и ночей длилась война, за годы которой полностью или частично разрушено и сожжено 1710 городов и посёлков, 70 тысяч сёл и деревень.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Гибли сыновья, дочери, братья, сёстры, мужья, жёны. Каждый четвёртый погибший - ребёнок

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война - это горе. Война - это слёзы. Война - это смерть!

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Война и юность… Война и матери… и вдовы… Но самое страшное, самое бесчеловечное - это ВОЙНА И ДЕТИ.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Война вырвала из рук матерей младенцев. Война погасила радость в детских глазах. УБИЛА ДЕТСТВО.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: ДЕТИ ВОЙНЫ…Они были на всех её дорогах. В партизанских отрядах и в воинских частях. Дети войны надрывались у станков, хоронили своих близких, замерзали, умирали с голоду в блокадном Ленинграде.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: А можно ли представить детей за колючей проволокой концлагерей»? Разум отказывается воспринимать подобное!

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Дети за колючей проволокой. Без имени. Без матери. С застывшим страхом в глазах. Дети-доноры. Дети-изгои. «Седые дети» войны



ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «ДЕТИ ВОЙНЫ»

(Д.Шуман. «ГРЁЗЫ» (как вариант «Вокализ») -

звучит на протяжении чтения стихотворений о детях войны)

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не увидевших солнца и неба, не услыхавших пения птиц…

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, не узнавших вкус материнского молока, не сделавших

ни единого шага…

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: О них, прошедших сквозь газовые душегубки

и печи крематория фашистских концлагерей…

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: О них, безымянных, напоминаем живущим,

потому что, если забудем такое, проклята будет наша жизнь!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Да и можно ли называть жизнью то, что лишено Памяти?!

ЧТЕЦЫ: В Память врезалась беда лихим столетьем

И сыра земля военных пустырей,

Где, как пальцы на руке, терялись дети,

Отлучённые от мёртвых матерей.

Остановлюсь, -

И вздрогнет сердце,

Когда почудится в глазах

Двухгодовалого младенца

Печаль, похожая на страх.

Как будто он такое слышит,

Что не могу представить я…

Земля огнем смертельным дышит -

Ни человека. Ни зверья…

И некому утрат измерить -

Слепые окна. Едкий дым…

Глазам детей нельзя не верить,

Ещё больнее - верить им.

Они глядят и словно судят.

На дне бездонных этих глаз -

И тайна тех, кто после будет,

И горечь тех, кто был до нас.


КОМПОЗИЦИЯ «ШЛА ДЕВЧОНКА ДОРОГОЙ ВОЙНЫ»

Маленькая девочка - дочь в пуховом платке читает первое четверостишие и, медленно спускаясь со сцены, уходит в глубину зала.

Взрослая девушка - мать в черном одеянии после чтения третьего четверостишия спускается с другой стороны сцены и уходит в противоположную сторону

ДОЧЬ: Разбросала война, по земле раскидала,

Разлучила, изранив сердца.

По дорогам войны дочка маму искала,

А дорогам не видно конца.

Уцелев, чуть живая, в кромешном аду,

Всё изведав в пути не по-детски,

Уцелела девчонка себе на беду -

Словно мстила судьба ей в отместку

МАТЬ: Разбросала война, по земле раскидала,

Обездолив детишек-сирот,

А дорогой другой мама дочку искала,

Вслед ей ветер шептал: «Не найдет»…

(На слова следующего стихотворения поднимается холст «КОНЦЛАГЕРЯ»)


(Звучит «Вокализ». На фоне музыки слова)

ЧТЕЦЫ: Ни месяца, ни звёзд,

Черна, аморфна ночь,

Лишь ржанка в темноте

Птенцов зовёт

Да тёплый дождь идёт, идёт…

- Земля, о чём ты плачешь?

Дай ответ!

- По детям плачу я,

По тем, которых нет.

Нет покоя моей планете,

Пока слышен на ней

Детский крик!

КОМПОЗИЦИЯ «Я ОБВИНЯЮ»


(По центральному проходу медленно идёт девочка в стареньком платье, поднимается на сцену)


- Откройте, я это стучу,

Стучу у каждого крыльца,

Невидима для ваших глаз:

Нельзя увидеть мертвеца.

Я в Саласпилсе умерла,

Года прошли, года пройдут.

Мне было пять и нынче пять -

Ведь дети мёртвые не растут.

Огонь мне волосы спалил,

Потом глаза заволокло,

И горстью пепла стала я,

И пепел ветром унесло…

Прошу Вас, но не для себя,

Не нужен мне ни хлеб, ни рис,

Не может даже сахар есть

Ребёнок, что сгорел, как лист,

Поставьте подпись, я прошу,

Прошу Вас люди всей Земли,

Чтоб сахар есть они могла.

(Звучит Песня «Саласпилс» (не полностью). Девочка медленно опускается на колени.

С другой стороны на сцену поднимается вторая девочка)


- И я имею право обвинить

За то, что не могу я жить

И что цветы цветут не для меня -

Меня сковала холодом земля,

Мне руки палачей сдавили грудь…

А я б хотела в небо заглянуть,

Хотела б звёзды посчитать

И быть любимой,

Но тяжек груз земли родимой.

Крупинка я замученных детей.

Я - только в памяти людей.

Я обвиняю Насилие! Зло!

Жестокость любых мастей!

И взрослых виню я.

Да, взрослых!

За то, что не сберегли детей! (опускается на колени)

(Выступление 1-2-х бывших малолетних узников фашистских концлагерей)

ЧТЕЦЫ: Дети войны - и веет холодом.

Дети войны - и пахнет голодом.

Дети войны - и дыбом волосы:

На челках детских…седые полосы.

Земля омыта слезами детскими,

Детьми советскими и не советскими.

Какая разница, где был под немцами, -

В Дахау, Лидице или в Освенциме?!

Их кровь алеет на плацах маками.

Трава поникла, где дети плакали!

Дети войны - и боль отчаянна!

О! Сколько надо им минут молчания…


Церемония «РЕКВИЕМ»


(Звучит «Аве-Мария» Шуберта или «Лакримоза» Моцарта)

(Девушки со свечами из разных концов зала постепенно подходят к сцене. Две группы поднимаются на сцену и выстраиваются клином, опускаясь на колено)


(Мелодия затихает)



М И Н У Т А М О Л Ч А Н И Я


(возможен метроном)

(«Аве-Мария» - продолжение мелодии. Девушки со свечами медленно уходят)






ПОЭТИЧЕСКИЙ БЛОК «П О Б Е Д А! ВЕЧНО ЖИВЫЕ!»


ЧТЕЦЫ: Не было и горше нет войны,

Той, что завершилась в сорок пятом.

Мне слышны, да и тебе слышны,

До сих пор слышны её раскаты.

И сегодня в Памяти храня

Все, что было так неповторимо,

Проверяешь ты войной меня,

Ждёшь, чтоб возвратиться невредимым…

ПАМЯТЬ СЕРДЦА мне не остудить.

Снова обращаюсь к ней. И снова.

Что мне делать? Как мне дальше жить,

Если Память Сердца просит Слова?..

(Звучит песня «ПАМЯТЬ» - (1 куплет)


(На слова следующего стихотворения поднимается холст «ПОБЕДА»)


(Выступление 1-2-х ветеранов Великой Отечественной войны)

ЧТЕЦЫ: ПОБЕДА!

Во имя Отчизны - ПОБЕДА!

Во имя живущих - ПОБЕДА!

И не было гордости выше,

И не было доблести выше -

Ведь, кроме желания выжить,

Есть ещё мужество ЖИТЬ…

Забыть тот горький год неблизкий

Мы никогда бы не смогли -

По всей России обелиски,

Как души, рвутся из земли...

Они прикрыли жизнь собою, -

Жизнь начинавшие едва,

Чтоб было небо голубое,

Была зеленая трава!..

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в Памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?..

Не всем достались ордена.

Но знаю: МАЯ миг изведав,

Всему народу

ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Вручила орденом страна!

(Д.Хворостовский. «На сопках Маньчжурии») - (Постепенно убавить)

ВЕДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ: Отпылало мировое пожарище, но дальнее эхо горя и Подвига «ради жизни на земле» отзывается в каждом сердце и поныне, напоминая и предупреждая: «Война прошла, но не дайте ей повториться!»

(И.Кобзон. «Поклонимся великим тем годам» - 1 куплет)

ЧТЕЦЫ: Пусть рыдает оркестров тяжёлая медь,

Ветераны, отцы,

Вы - бессмертны по праву.

И Победе сиять!

И салютам греметь!

И грядущим певцам

Петь Вам ВЕЧНУЮ СЛАВУ!



(Звучит песня «Майский Вальс» - Выходят три пары и танцуют вальс.

Юноши приглашают женщин-ветеранов на вальс)


ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы поём Вечную Славу и

Мы храним Вечную Память!

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ: Мы должны нести эту Память

Как Святой Крест во имя живущих!

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ: Мы должны

ЧТЕЦЫ: Нести свой крест - с надеждой слиться,

Могущей сбыться в день любой.

Нести свой крест - не усомниться

В дороге, выбранной тобой.

На злой меже не оступиться -

И в неба купол голубой

Нести свой крест - не поскупиться

Ни на Добро, ни на Любовь.

И Память сотни раз поранив,

Дня не предать ни одного.

Нести свой крест - всё знать заранее -

И не отречься от него!

На сцене выстраиваются чтецы-учащиеся начальных классов












ПЕРЕКЛИЧКА


1-й: Нам нужен мир - тебе и мне, и всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет, который завтра встретим.

2-й: Нам нужен мир, трава в росе, улыбчивое детство,

Нам нужен мир, прекрасный мир, полученный в наследство.

3-й: «Нет!» - заявляем мы войне, всем злым и чёрным силам…

Должна трава зелёной быть, а небо синим-синим!..

4-й: Ты слышишь, друг, звенят ручьи, поют на ветках птицы.

На замечательной земле нам довелось родиться.

5-й: Так пусть она цветёт всегда, пускай шумит садами.

Пусть люди смотрят на неё влюблёнными глазами!

(На последние слова на сцене выстраивается детский хор)


(Звучит песня Е. Лучникова и В. Попова «Не отнимайте солнца у детей»)


(В зал заводят детей с шарами - учеников начальных классов. Они проходят, огибают ряды и образуют хоровод. Затем бросают шарики гостям)


Ведущий благодарит всех за внимание и закрывает мероприятие


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ



  1. Голодяевская Л.М. Память сердца… И всем, кого люблю. Сб. стихов. - Самара: ООО «Культурная инициатива», 2006, 116 с.

  2. Калиниченко В.Г. Фонограмма сердца: Стихотворения. - М.: Советский писатель, 1990. - 176с.

  3. Кривоболоцкий В., Поликанина В. Поэма «Память». - Минск: ИП «Логвинов», 2009. 45 с.

  4. Обелиски: Сб. стихов - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1985. - 184 с.

  5. Разин В. А помнишь?.. Сб. стихов. - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1992. - 58 с.

  6. Родина А. В. Тише, ветры, Женщина идёт…: лирические стихотворения, поэмы. - Саратов, Регион. Приволжск. изд-во «Детская книга», 2003

  7. Родина А.В. Я Память протрубить хочу. Лит.-худож. издание. Избранное. - Саратов, 2009. - 58 с.

  8. Тимощенко Л.Н. Дети и война. Документальное повествование. - Даугавпилс, 1999.

  9. Тобольский И.Г. Линия огня: Стихи и поэмы. - Саратов: Приволжск. кн. изд-во, 1988. - 264 с.


© 2010-2022