Выступление на семинаре Формирование патриотизма, гражданственности и толерантности как приоритетное направление воспитания школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на семинаре

«Формирование патриотизма, гражданственности и толерантности как приоритетное направление воспитания школьников»

Доброе утро! Мы рады вас приветствовать у нас в школе! Надеемся, что наша встреча пройдёт плодотворно. Постараемся, чтобы время вы провели с пользой и интересно.

Воспитать патриота и гражданина

можно только через активную деятельность.

Лихачев Д.С.

Во все времена основой духовного единства нашего государства были и остаются гражданственность и патриотизм.

Актуальность воспитания гражданственности, патриотизма, толерантности обусловлена процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотического сознания и гражданской позиции личности. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности, происходит переоценка жизненных ценностей, что актуализировало нравственный аспект в гражданском развитии личности, в формировании гражданина-патриота.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашей школы.

(Слайд 2) В школе принята и действует программа воспитательной работы «Я - гражданин».

Основной целью Программы является становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание человека, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства, социальной активности, любви к Родине, способного проявить их в созидательном процессе в интересах общества, в укреплении и совершенствовании его основ, в том числе в тех видах деятельности, которые связаны с его защитой.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и общественными организациями по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, школьные традиции. Направления воспитательной работы: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, работа с родителями, профилактика правонарушений.

Духовно-нравственные параметры программы:

- повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся;

- повышение интереса к историческому прошлому города, страны;

- утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов;

- проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • оптимальная система работы педагогического коллектива, направленная на гражданско-патриотическое воспитание;

  • повышение уровня воспитанности учащихся на 10-15%;

  • повышение качества знаний учащихся по предметам общественных дисциплин;

  • увеличение количества учащихся, охваченных системой кружков и клубов, ориентированных на формирование гражданско-патриотической и национальной культуры;

  • увеличение активности учащихся, участвующих в общешкольных и городских мероприятиях.

(Слайд 3) Управление программой

(Слайд 4) Взаимодействие

Большое внимание уделяется развитию школьного ученического самоуправления. Успешно функционирует Совет старшеклассников (Парламент школы), президент школы Никитенкова Наталья, работают отряды детской организации «Радуга». (Слайд 5). Основными направлениями деятельности этих объединений являются информационное просвещение, оформление различных материалов, организация и проведение спортивных мероприятий, праздничных мероприятий, дискотек, поздравлений, акций и, конечно же, участие во всех городских мероприятиях. В сентябре 2014 года был объявлен конкурс на лучшую разработку Гимна школы, Герба и Флага. В эту работу активно включились старшеклассники, и в результате мы теперь имеем свой флаг, Гимн и Герб, которые были одобрены всем педагогическим коллективом нашей школы в День учителя. (Слайд 6). Автором слов Гимна является Никитенкова Наталья, автором Герба - Леймоева Диана и авторами Флага - 9 класс.

Парламент, детская организация «Радуга» помогают в подготовке и проведении линейки, посвящённой Дню знаний (Слайд 7), активно участвуют в акциях «Спеши творить добро!»: помощь центру «Семья», обществу инвалидов, помощь детям Донбасса (Слайд 8); в сборе макулатуры: мы собрали и сдали более полутонны бумаги.

Героические события истории России, достижения страны в области политики, экономики, культуры и спорта создают реальные предпосылки для проведения мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию. Поэтому в школе используются такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, воинской славы, мира, встречи с ветеранами войн, а также акции, месячники, концерты, поздравления ветеранов, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы (Слайды 9-23). Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества учащихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма.

В соответствии с городскими программами, школьной программой воспитания «Я - гражданин России», комплексной программой противодействия употреблению наркотических средств, проводится работа по профилактике правонарушений и предупреждения детской безнадзорности, ведется работа по формированию толерантного сознания и профилактике экстремизма среди несовершеннолетних. Большое внимание уделяется коллективным формам работы с детьми, таким как, классные часы, общешкольные линейки, беседы с общей тематикой, посещение выставок в городских музеях, посещение концертов, экскурсии.

По вопросам охраны прав детства, социальной защиты учащихся школы, профилактики правонарушений ведёт работу школьный уполномоченный по защите прав детства, социальный педагог Фомина Ю.В.

Профилактикой вредных привычек, наркомании и токсикомании, суицидального поведения, пропагандой здорового образа жизни занимаются школьные педагоги-психологи Тимошина Т.Ю. и Бабакина Н.В.

Регулярно проводятся беседы школьной медсестры и узких специалистов с целью привлечения внимания учащихся к своему здоровью и формирования здорового образа жизни. В свободное время учащиеся посещают различные спортивные кружки на базе школы и вне школы. Занятость учащихся в сфере дополнительного образования составляет 78%.

Регулярно проводятся заседания МО классных руководителей, где рассматриваются важные вопросы воспитательной деятельности в классных коллективах; анализируются проведенные внеклассные мероприятия и тематические классные часы; осуществляется обмен опытом работы с детьми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка; в марте проведен педсовет на тему: «Роль воспитательной работы школы в развитии мотивации к познанию и творчеству».

Любовь к Родине начинается с семьи. Френсис Бекон

Патриотическое воспитание школьников всегда являлось одним из главных факторов повышения качества образования, максимального его приближения к требованиям времени.

Взаимодействие семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни, но особую остроту, особое значение оно имеют в первые годы учёбы. В это время ребёнок ещё очень тесно связан с семьёй, он ещё не приобрёл нужной способности к управлению своими чувствами, своим поведением и пока ещё пытается, конечно, неосознанно искать в школе то, в чём он нуждается.

Важнейшая функция семьи - воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи - это часть жизни страны. Уважение в семье и школе достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним - важные условия воспитания гражданственности. Гражданин - это личность нравственно свободная.

Главный фактор успешного воспитания детей - гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и учителей. Истоки гражданственности и патриотизма детей - в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны - в этом А.С.Макаренко видел важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и школы, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности. Об этом говорим на родительских собраниях, на индивидуальных встречах с родителями, на мероприятиях с участием родителей.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов: труда, ветеранов войны в Афганистане, Чечне (Слайды 23-26).

Очень тёплой, познавательной, интересной была встреча с моряками-подводниками с подводной лодки «Подольск» (Слайд 27-28). Они же участвовали и в смотре строя и песни, который проходил 19 февраля (Слайд 29-32).

(Слайд 33) День безопасности

В рамках реализации Комплексной программы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в течение проведены мероприятия в рамках Всероссийского месячника «Внимание, дети!», Недели безопасности дорожного движения и Дни безопасности, классные часы по ПДД, праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы», викторины по ПДД, конкурсы стенгазет «ЮИДовское движение», «Выучи ПДД и живи спокойно», радиопередачи, инструктажи, встречи с инспекторами ГИБДД (Слайд 34), родительские собрания «Безопасные дороги - детям!», «Предупредить - значит спасти!», во Всемирный день памяти жертв ДТП ученики 4 класса приняли участие в акции «Безопасные дороги - детям»; была проведена общешкольная линейка «Памяти жертв ДТП, агитбригада «Всегда в движении!» приняла участие в городском конкурсе агитбригад по правилам дорожного движения, а также ежегодно принимает участие в традиционных соревнованиях отрядов ЮИД «Безопасное колесо».

Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействия в творческих объединениях: будь это кружок «Юный художник», танцевальный коллектив, «Умелые руки» или спортивная кружки. Учащиеся школы участвуют в спортивных объединениях. В школе созданы необходимые условия для занятий спортом. Огромная роль в воспитание гражданственности и патриотизма у школьников лежит на плечах классных руководителей, которые координируют деятельность детского коллектива и, организуя совместно с активом класса, в соответствии с годовым планом, общешкольные мероприятия по данному направлению работы, знакомят учащихся с символикой России, города Подольска, школы, проводят классные часы, уроки мужества, организуют встречи с ветеранами и военнослужащими, проводят большую экскурсионную работу по памятным и историческим местам, знакомя учащихся с памятниками культуры (Слайд 42-43).

(Слайды 44-58)

Общий уровень воспитанности и культуры учащихся значительно вырос. (Слайды 59, 60) Учащиеся активнее участвуют в конкурсах, фестивалях, проектах, соревнованиях разных уровней. Взаимоотношения учитель - ученик - родитель строятся на взаимном доверии, уважении и понимании.

Воспитательная работа образовательного учреждения, ориентированная на гражданское воспитание подростков дает возможность отвлечения их от негативного воздействия уличной среды и привлечение к общественно-полезной деятельности, формирование правовой и нравственной культуры подрастающего поколения, профессионализма и гражданской активности.

Таким образом, гражданственность, нравственность, толерантность - важные компоненты жизненной позиции личности. И воспитывать их нужно не только на уроках и внеклассных мероприятиях, но и личным примером: «Вся жизнь и деятельность учителя в современных условиях - это пример высокого гражданского служения, проявления истинной любви к своему Отечеству».

В.В.Путин говорил, что «для России - с её многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос носит фундаментальный характер. Одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие». В решении данного вопроса, считает Президент, «огромная роль принадлежит образованию».

Все сейчас готовятся и готовы встречать 70-летие Великой Победы. Школа, мы считаем, активно включилась в такой святой для нас процесс.У нас был проведён конкурс рисунков, плакатов, поделок, часть из которых вы сейчас видите на этажах школы. Все победители, призёры и участники конкурса будут награждены, а награды будем вручать на традиционной итоговой линейке в конце мая. (Слайд 61) Ребята уже изготовили 90 открыток-треугольников к празднику Победы, и ещё эта работа продолжается.

Я постаралась показать и рассказать о нашей работе, о наших детях. Какие они, вы увидите сейчас на отдельных мероприятиях и концерте. У нас к вам просьба: у каждого в папке находится анкета, пожалуйста, в процессе работы и по окончании по возможности заполнить её и предоставить нам для дальнейшего совершенствования нашей воспитательной работы.

Спасибо за внимание! Успехов в сегодняшней работе! (Слайд 62)

© 2010-2022