Внеклассное мероприятие по истории на тему: Страницы истории, освященные образом Богородицы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие на тему:

«Страницы истории, освященные образом

Божией Матери»


Учитель истории и обществознания

МКОУ Бобровская СОШ №2

Андреева Анна Федоровна.

Ф. М. Достоевский в свое время сказал: «Ребенок знает иногда о Боге или о добре и зле такие удивительные вещи и такой неожиданной глубины. Что поневоле заключишь, что ему даны природой какие-нибудь другие средства приобретения знаний…» И с этим, наверное, стоит согласиться.

«Всё начинается с детства» - это известно каждому, и очень важно именно в детстве не упустить и не пропустить те важные моменты, которые станут фундаментом развивающейся личности.

В современной школе происходит переориентация целей исторического образования с усвоения содержания на развитие личности уч-ся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умения ориентироваться в системе существующих социальных норм.

В наше время приходит осознание того, что изучение истории - это не только запоминание фактов, но и освоение ценностей разных исторических эпох, мысленная реконструкция в своём воображении поступков и взглядов людей, умение встать на определенную позицию конкретного человека, понять чем она обусловлена.

На уроках дети особенно эмоционально переживают страницы истории связанные с библейскими сказаниями, с жизнью и чудесной помощью святых, с заступничеством и покровительством Богородицы, осуществляемым через ее многочисленные иконы. Став взрослее ребята все чаще задают себе вопросы:

- Кто же такой Бог?

- Может ли человек постичь его?

- Да и есть ли Он в этом мире, где порой беспредельно господствует несправедливость?

Может быть, одной из попыток ответить на этот вопрос, и одним из способов формирования эмпатии у детей, была исследовательская работа, проведенная моими десятиклассниками. На уроках истории ребята заметили - как часто Богородица поддерживает, защищает русский народ в тяжелое для него время, посредством разных икон. И они задались вопросами:

- Почему? Как были приобретены самые почитаемые иконы? Какими особенностями они обладают?

Чем отличаются друг от друга?

У Е. Поселянина в его стихотворении «Богоматерь» есть такие строки:

Однообразен цвет икон,

И дремлет краска вековая … Но в этом греческом письме,

Но в этой простоте старинной

Есть тайна, внятная душе,

С приветом для мольбы невинной!

Небольшой уголок этой тайны мы решили приоткрыть вместе с десятиклассниками.

На мое предложение провести небольшую исследовательскую работу и оформить ее в виде презентаций ребята ответили согласием.

В процессе работы мы узнали много интересного. Ребята сделали вывод о том, что в почитании Божией Матери русскими людьми - особая тайна. Кроется она в надежде на всесильное материнское заступничество перед Богом. У русских, имеющих в характере такую черту, как покаяние, всегда с «Боголюбовью» соседствовала «Богобоязнь». Как у матери родной, просит богобоязненный грешный человек покрова Богородицы, идя на суд Божий.

Самой главной Защитницей, Заступницей, Спасительницей на Руси - всегда считалась Пресвятая Богородица Дева Мария.

Только в церковном месяцеслове числиться около 300 почитаемых икон Божией Матери. Каждая имеет свое имя.

С чудотворным влиянием икон Богородицы связан исход великих исторических событий. В Куликовской битве помогла Донская икона,в спасении Москвы от Тамерлана и хана Ахмата - Владимирская, при утверждении династии Романовых - Феодоровская, в Полтавской битве - Каплуновская. В день отречения Николая II- в 1917 году - чудесным образом была обретена Державная икона, в образе которой как бы Сама Богородица взяла на себя преемственность власти Державы Российской.

Ребята отметили, что для русского человека спасительное свойство Богородицы всегда было чтимо, как благословение родной матери.

В своих работах десятиклассники не только отразили исторические события, связанные с той или иной иконой Богородицы, но и показали особенности разных образов и их списков, их отличия и своеобразие почитания. Работая над составлением презентации и продумывая её защиту, дети использовали не только разнообразную литературу, но и возможности интернет ресурсов. В результате во время защиты наши презентации сопровождались и песнями-балладами, и отрывками из новостей, и тематическими видеороликами. Работа получилась объемной, интересной и познавательной. Многие из полученных презентаций можно использовать как учебное пособие для подходящих элективных курсов. Это исследование заставили нас более глубоко заглянуть в историческое прошлое нашего народа и еще раз сравнить его с особенностями современности.

Работая над темой дети обратили внимание на то, что Богородица и сейчас не оставляет нас, оказывая помощь, направляя нас на верный путь, исцеляя и удивляя нас своими чудесами. Это и образы на стекле, и мироточение и кровоточение икон, и появление самой Богородицы и в видениях и на фото. Много чудесных историй связано с небольшим храмом в селе Кулевча Одесской области. В этом храме несколько икон известных всему миру.

Возможно, это будет темой одной из следующих исследовательских работ… В заключении мне бы хотелось прочитать вам строки из письма одной матери, которая долгое время обращалась с молитвенной просьбой к одному из образов Богородицы, потеряв всякую надежду другим способом изменить что-либо в своей жизни: «Сын уже больше не года не употребляет наркотики. Пустота в душе, которая заполнялась наркотиками, заменилась верой в Бога и теми радостями и трудностями, которые испытывают верующие люди. Он женился на чудесной девушке.»

Хотелось бы, что бы наша работа не только способствовала духовно-нравственному воспитанию детей, но и способствовала бы заполнению той страшной пустоты в душе, которая может появиться в наше непростое время. Ведь не случайно у А. Ахматовой есть такие строки:

В каждом древе распятый Господь,

В каждом колосе Тело Христово,

И молитвы пречистое слово

Исцеляет болящую плоть.


© 2010-2022