Компетентность и образ современного учителя

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентность и образ современного учителя образовательного учреждения.

Завалюева Евгения Львовна, учитель английского языка, лицея №8 г. Томска

В проекте Национальная инициатива «Наша новая школа» одним из направлений является совершенствование учительского корпуса. А это значит не только привлечение к учительской профессии молодых талантливых людей, не имеющих базового педагогического образования, масштабный и действенный механизм материальной поддержки лучших учителей, новая система оплаты труда и др., но и аттестация педагогических кадров - периодическое подтверждение квалификации педагога, её соответствия задачам, стоящим перед школой. Принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики учителей, центральное место в них занимают профессиональные педагогические компетентности. В соответствии с концепцией модернизации российского образования развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Меняется роль учителя. Из всеведающего, непререкаемого наставника он постепенно превращается в компетентного коллегу, старшего партнера по исследованию и разработке проекта, инициатором интересных начинаний, бросившего вызов сообразительности, изобретательности и творческой фантазии учеников. В такой роли выступать нелегко и к ней нужно готовиться.

Современной школе нужен новый учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическими знаниями, обладающий профессиональными компетенциями, способный помочь учащимся найти свой путь самореализации, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, "репертуар" поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др.

Ситуация модернизации образования предъявляет учителям ключевые компетенции в сфере проектирования развития учащихся, педагогического сопровождения личностно-ориентированного и развивающегося обучения, создания условий становления ключевых компетенций обучающихся.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:

  • овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);

  • овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);

  • овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);

  • овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);

  • овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).

  • компетенции информационных технологий и др.

Исследование педагогической и психологической литературы выявило, что большая часть рабочего дня педагога (66,2%) протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с обучащимися (позиция Р.А. Макаревича), поэтому сейчас представляется наиболее значимой проблема развития коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога.

Коммуникативный компонент личности учителя включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной и организаторской деятельности и эмоциональное благополучие школьника в процессе обучения.

Коммуникативная сторона педагогической деятельности проявляется во всем педагогическом процессе. Осуществление индивидуального подхода, как одной из сторон коммуникативной деятельности человека, также определяет успех его работы. Учитель должен заметить и учесть особенности школьника, которые мешают или помогают ему, и соответственно реагировать на них. Так, медлительность ученика, связанная с его темпераментом, требует терпения и такта учителя. Надо помнить, что именно коммуникативные компоненты деятельности учителя в большинстве случаев являются причиной отклонений в результатах обучения.

Педагогическое общение - это важный компонент труда учителя, создающий атмосферу психологического развития личности учащегося. Педагогическое общение должно быть личностно развивающим, эмоционально-комфортным и решать следующие задачи:

взаимообмен информацией между учителем и учащимися;

взаимопонимание, умение смотреть на себя глазами партнера по общению;

мобилизация резервов участников общения, выявление наиболее сильных и ярких качеств учеников и учителя;

взаимодействие и организация совместной деятельности;

разумная, педагогически целесообразная самопрезентация личности учителя и учащихся;

взаимная удовлетворенность участников общения.

Взаимодействие учителя с учащимися - один из важнейших путей воспитательного влияния взрослых. Учитель, в принципе, достаточно подготовлен к организации и поддержанию взаимоотношений с учащимися. Однако на практике взаимоотношения учителя с учащимися складываются не всегда оптимально. Во многом это зависит от стиля руководства педагога (т.е. от характерной манеры и способов выполнения воспитателем тех функций, из которых складывается его взаимодействие с учащимися)

Сегодня для школы уже недостаточно обеспечивать выпускника знаниями на десятилетия вперёд. На рынке труда и с точки зрения жизненных перспектив более востребованными становятся способность и готовность всю жизнь учиться и переучиваться. По подсчётам специалистов, человек меняет свою специальность не менее семи раз за время профессиональной карьеры, и его конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от его способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

А для этого нам с вами необходимо обучать по-иному, другими способами, поэтому новое качество образования связано, прежде всего, со сменой характера взаимоотношений между школой, семьёй, обществом, государством; между учителем и учеником. Вот почему новое качество образования требует внедрения в образовательный процесс компетентностного подхода.

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и, прежде всего, педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества?

Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие?

1. Социально-психологическая компетенция;

2. Профессионально-коммуникативная компетенция;

3.Общепедагогическая профессиональная компетенция;

4.Предметная компетенция;

5.Управленческая компетенция;

6.Рефлексивная компетенция;

7.Информационно-коммуникативная компетенция;

8.Компетенция в сфере инновационной деятельности;

9.Креятивная компетенция.

Таким образом, компетенция является результатом образования в широком смысле слова

А теперь давайте попробуем ответить на вопрос «Кого мы называем компетентным современным учителем?»

Изменения, происходящие в последнее десятилетие в технологиях производства, экономических и социальных отношениях, обусловили качественно новые требования к кадровому ресурсу. Сегодня успешная профессиональная и социальная карьера невозможна без готовности осваивать новые технологии, адаптироваться к иным условиям труда, решать новые профессиональные задачи. Образование должно быть нацелено на формирование компетентностей, поэтому «компетентность» может рассматриваться как личностная категория.

Компетентностного учителя с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т.е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиоанальных задач «здесь и сейчас».

Следовательно, компетентность:

1. Cпособность результативного действия, эффективного решения проблем.

2. Готовность делать осознанный и ответственный выбор:

• проанализировать ситуацию;

• определить свои приоритеты;

• поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей;

• спланировать результат своей деятельности;

• разработать алгоритм его достижения;

• оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными достижениями.

3. Технологическая компетентность:

• понять инструкцию, описание технологии, алгоритма действия;

• действовать согласно инструкции, описания технологии, алгоритма;

• иметь установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.

• оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности;

• осуществлять информационный поиск с использованием различных средств;

• извлекать информацию из источников разных видов, представленных на разнообразных носителях.

Современное образование не может успешно функционировать в прежних содержательных, организационных и педагогических формах. Это означает, что главной сегодняшней задачей является достижение нового качества образования, которое для нас определяется тем, насколько его результат соответствует потребностям заказчика.

В связи с этим, к личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.

Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой.

Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись. Можно представить, например, не очень общительного математика, знания и преподавательские способности которого настолько хорошо развиты, что при отсутствии этого в общем полезного для людей качества, он тем не менее вполне может оставаться хорошим учителем. И наоборот, можно вообразить себе общительного, с хорошим вкусом, артистичного человека, которому явно не хватает педагогических способностей. Такой человек вряд ли может стать хорошим учителем и воспитателем.

Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность. Несколько более сложен для решения вопрос о главных и второстепенных, изменчивых качествах педагога, которые от него требуются в данный момент истории общества, в данное время и на данном рабочем месте. Для того, чтобы сделать учащегося личностью - а сейчас нам как никогда нужны именно личности, соответствующие требованиям времени, - сам педагог должен обладать независимостью, грамотностью, индивидуальностью, самостоятельностью и многими другими качествами, систематически развивать их у себя. Для того чтобы успешно справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные педагогические способности. Под педагогическими способностями мы понимаем определенные психологические особенности личности, которые являются условием достижения его в роли учителя высоких результатов в обучении и воспитании детей. К специальным педагогическим способностям, прежде всего, относят педагогический такт, способности к воспитанию детей и педагогическому общению. Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

не подчеркивать неудачи обучающихся;

не противопоставлять сильных слабым;

не критиковать ребенка при всем классе, чаще беседовать наедине;

замечать даже небольшие успехи слабых учеников, но не подчеркивать это резко;

воспринимать всерьез все, что происходит с ребятами;

формировать понимание, что способность к хорошему учению есть лишь одно из многочисленных качеств личности.

Профессия педагога особенная, ведь он всегда на виду у большой аудитории и должен находиться в центре внимания. Ему, как публичному человеку, необходимо понимать, что внешний вид - это мощный инструмент выстраивания отношений с людьми (тем более молодыми). Именно поэтому учителю просто необходимо хорошо выглядеть: строго и опрятно. Большое значение имеет и умение общаться, искусство говорить и (важно!) слушать. Жаль, что в пединститутах не учат правильно выбирать тон разговора, тембр голоса и следить за жестикуляцией - очень полезные навыки при проведении занятий. Бывает, у учителя все это присутствует, но нет народного признания, симпатии учеников. Как стать привлекательным человеком? Простые приемы:

  • улыбайтесь (но помните: фальшивую улыбку за искреннюю может выдать только очень хороший актер, потому улыбка должна идти от души). Улыбка словно «открывает» человека, делает доброжелательнее;

  • старайтесь смотреть на разные ситуации с юмором и умейте посмеяться над собой;

  • будьте естественны;

  • делайте комплименты;

  • ознакомьтесь с правилами этикета и следуйте им;

  • поработайте над самооценкой;

  • будьте дружелюбны;

  • поймите, что у вас нет ответов на все вопросы, и не будьте заносчивы с более слабыми.

Есть проблема: если ваше поведение соответствуем всем пунктам, но не соответствует вашему внутреннему миру, то успеха не добиться. А потому важно, чтобы было желание меняться. Возможно, вам придется задуматься над тем, что пора менять свою жизненную установку и мнение по поводу людей в лучшую сторону.

Каждый человек любит, когда его называют по имени. Это касается и подростков. Учитель, который через несколько недель работы с классом будет не в состоянии вспомнить имени, уважения не вызовет.

Не будут уважать и учителя, для которого не все равны, иначе говоря, который выделяет любимчиков.

Теряет авторитет среди подопечных педагог и потому, что не интересен как личность, а значит, и предмет ребят не заинтересует.

Часто все начинается с интереса к педагогу и перерастает в интерес к предмету.

2В заключение хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви, ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Литература;

1.Войнаровский Н. Пять главных проблем школьного образования. //Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 2.

2. Могутова Н.Е. Корпоративная культура: понятие, подходы. //Социологические исследования 2005, № 4.

3.Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения.//Педагогика, 2006. № 10.

4. Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие.- М., 2008.

5. "Методическая работа в школе", №2, 2010 г.


© 2010-2022