- Преподавателю
- Классному руководителю
- Игровая программа для учащихся 1 – 11 классов «Азбука профессий»
Игровая программа для учащихся 1 – 11 классов «Азбука профессий»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ясинко Ю.Н. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игровая программа для учащихся 1 - 11 классов
« Азбука профессий»
Учитель:
«Профессиональное самоопределение - одна из важнейших задач в жизни человека. Вопрос выбора профессии встает перед каждым человеком неоднократно. И для того, чтобы убрать страх перед выбором профессии , сейчас мы с вами поиграем в профессии.
На каждом возрастном этапе профессиональное самоопределение имеет свои особенности.
Ученики 1- 4 классов знают о тех профессиях, которые они могут увидеть непосредственно.
И сейчас для наших малышей задание:
ученики 1-4 классов показывают профессии, которые им известны и
стараются их изобразить так, чтобы другие догадались, о чём речь.
Остальные учащиеся отгадывают профессии.
Подсказка: учитель, воспитатель, няня, врач, медсестра, строитель, парикмахер, повар, водитель, контролёр, продавец, почтальон, кассир, швея, прачка, слесарь,
Учитель:
« Для учащихся 5-7 классов характерен поиско-зондирующий этап. В этот период решаются задачи формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, ценностных ориентаций, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
С 11 лет у Вас начинается поиск той профессии, к которой вы явно имеете способности. Для этого вы наверняка сначала интересуетесь, какие вообще есть профессии…
И теперь очередь учащихся 5 -7 классов. Для них задание:
показать профессии, которые им известны.
Остальные учащиеся отгадывают профессии.
Подсказка: учитель, воспитатель, няня, врач, медсестра, строитель, парикмахер, повар, водитель, контролёр, продавец, почтальон, кассир, швея, прачка, слесарь…
Стоматолог, пекарь, пилот, космонавт, высотник, водолаз. Военные, юрист, адвокат….
В мире насчитывается более 40 тысяч профессий.
Раздать ученикам список профессий, выслушать их реакции
Учащимся 1 - 4 классов раздать листки с карандашами,
чтобы они нарисовали, кем они видят себя в будущем.
Ребята, а как вы определяете, какая профессия вам нравится? Какими критериями вы руководствуетесь при выборе профессии?
Выслушать ответы.
Раздать учащимся таблицы с типологией профессий .
Коррекция знаний учащихся о профессиях
Наиболее часто применяются на практике два метода определения типологии профессий:
- типология Е.А. Климова, классифицирующая профессии по предмету труда;
- типология профессий Голланда, связывающая тип личности и тип профессиональной среды, выбираемой человеком.
Типология профессий Е.А. Климова
Климов выделил пять объектов труда: человек, техника, художественный образ, знак, природа. В первой части названия типа профессии обозначен субъект труда, которым всегда является человек.
Человек - человек - все профессии, связанные с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие.
Человек - техника - все профессии, связанные с созданием, обслуживанием и эксплуатацией техники. Это такие профессии как: инженер-конструктор, автослесарь, системный администратор и другие.
Человек - художественный образ - все профессии, связанные с создание, копированием, воспроизведением и изучением художественных образов. К этой группе относятся такие профессии как: художник, актер, певец, реставратор, искусствовед и другие.
Человек - природа - все профессии, связанные с изучением, охраной и преобразованием природы. К этой группе относятся такие профессии как: ветеринар, садовник, агроном, эколог и другие.
Человек - знак - все профессии, вязанные с созданием и использованием знаковых систем ( цифровых, буквенных, нотных). К этой группе относятся переводчики художественных и технических текстов, аналитики, финансисты и другие.
Особенность применения данной классификации в наше время состоит в том, что простые профессии с одним объектом труда уходят в прошлое и на смену им приходят профессии с несколькими объектами труда, или со сложным объектом труда. Например, профессия ландшафтного дизайнера одновременно относится и к типу человек-природа и к типу человек-художественный образ.
Типология профессий Дж. Л. Голланда
Голланд исходил в своей классификации из того, что выбор человеком профессионального пространства является выражением его личности.
Достижения человеком в том или ином виде карьеры зависят от соответствия характеристик личности и характеристик профессиональной среды.
Он выделил шесть типов личности и шесть типов профессиональной среды.
Реалистический тип. Такие люди характеризуются общей эмоциональной стабильностью, они ориентированы на настоящее. Отдают предпочтение профессиям, связанным с конкретными объектами (техника, машины, инструментами) и их практическим применением. Профессии: механики, техники, конструкторы, инженеры, моряки и пр.
Конвенциальный тип. Эти люди хорошие исполнители. Они придерживаются стереотипного, консервативного подхода. Есть способности к обработке числовой информации, легко справляются с монотонной, рутинной работой, работой по инструкции. Успеха такие люди добиваются в работе, где необходима точность, собранность, чёткость и внимательность. Профессии: машинист, бухгалтер, товаровед, экономист, финансовый служащий и т.п.
Интеллектуальный тип. Люди этого типа склонны к умственной деятельности. У них хорошо развиты аналитические способности и теоретическое мышление. Предпочитают решать сложные интеллектуальные задачи, чем решать конкретные практические вопросы. Профессии: обычно математики, физики, астрономы, программисты и т.п.
Предприимчивый тип. Такие личности стремятся к сферам деятельности, где можно проявить свою изобретательность. Они полны энтузиазмы, инициативны и импульсивны. Выбирают обычно руководящие роли - это позволяет им проявить се6я, удовлетворить потребность в доминировании и признании. Активны и предприимчивы. Профессии: директор, предприниматель, администратор, журналист, юрист, дипломат и т.п.
Социальный тип. Цели и задачи этих людей направлены на сближение с людьми, максимальное взаимодействие с обществом. Стремятся учить, воспитывать. Нуждаются в контактах, могут быть зависимы от мнения окружающих. Хорошо умеют общаться, сопереживать. При решении проблем опираются, в основном на эмоции, чувства и ощущения. Профессии: педагог, воспитатель, психолог, врач, социальный работник и т.п.
Артистический тип.Эти люди далеки от статичного графика работы и деятельности, где необходимо применение физической силы. Им трудно следовать правилам, они живут, опираясь на свои ощущения и эмоции, интуицию. Обладают хорошо развитым воображением. Профессии: музыкант, художник, дизайнер, литературный деятель, фотограф, артист и пр.
Существуют определенные закономерности сочетания типа личности и типа среды
Тип личности
Тип среды
Р
И
А
С
П
К
Реалистический
++
+
-
--
-
+
Исследовательский
+
++
+
-
--
-
Артистический
-
+
++
+
-
--
Социальный
--
-
+
++
+
-
Предпринимательский
-
--
-
+
++
+
Конвенциональный
+
-
--
-
+
+
«+» - благоприятно
«++» - очень благоприятно
«-» - неблагоприятно
«- -» - очень неблагоприятно
Учитель: «Для определения типа личности психологи (кстати, одна из профессий) разработали тесты. Предлагаю Вам сейчас пройти один из них »
Собрать у малышей рисунки.
Все учащиеся 1 - 11 классов принимают участие в тестировании.
Раздать бланки.
Объяснить правила выполнения тестов.
Провести тестирование.
Помочь учащимся в определении результатов тестирования.
Напоминание:
- каждый ребёнок должен сосредоточиться на своём внутреннем мире;
- тест можно выполнять через некоторое время (месяц, год, …). Результаты могут не совпадать, так как ребёнок развивается, познаёт мир, его приоритеты могут изменятся.
Рефлексия
-
Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-
Совпадают ли ваши представления о своём типе личности с результатами тестирования?
-
Согласны ли вы с результатами тестирования?
-
Кем вы хотели быть до прохождения теста?
-
Кем бы вы хотели быть сейчас? Какие профессии вас привлекают? Почему?
-
Какие профессии вас отталкивают? Почему?
-
Знаете ли вы, какие действия нужно предпринять, чтобы исполнять ту профессию, которая нравится вам?
-
Какую профессию вы считаете самой полезной? А самой бесполезной? Почему?
-
Представьте мир (и нарисуйте его), в котором никто не имеет никакой профессии…
-
Представьте и нарисуйте мир, в котором каждый занимается любимой профессией…
-
В каком мире вы бы пожелали жить вашим детям? В каком мире хотели бы жить Вы?