Статья Психологические особенности школьников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Для хорошего учителя все ученики разные,

одинаковых нет, а для плохого - все ученики одинаковые»

П.П. Блонский.

Целью современного образования является развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психологического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы, представлена возможность выбора педагогической системы. Вместе с тем в настоящее время теория и практика начального образования столкнулась с проблемой эмоционального неблагополучия младших школьников в обучении. Эмоционально благополучный человек, - это, прежде всего, человек понимающий себя и окружающих, радостный и весёлый, открытый и познающий себя и окружающий мир, не только разумом, но и чувствами, интуицией.

Причинами эмоционального неблагополучия могут быть: срыв первичного стереотипа поведения, неправильное построение режима, неправильные воспитательные приёмы, отсутствие единого подхода к ребёнку, неспособность справиться с учебной нагрузкой, отношение учителя, непринятие детским коллективом. В этой ситуации необходима психологическая поддержка (сопровождение) обучающихся. Сопровождение опирается на те психологические, личностные достижения, которые реально есть у ребёнка. Это должны быть такие условия, которые позволяли бы ребёнку в наиболее благоприятной форме совместить решаемые задачи собственного психологического развития, образования, социализации.

Формы работы могут носить как развивающий характер (если нет выраженных проблем обучения и развития), так и коррекционно-формирующей (при наличии проблем).

Можно выделить направления:

- общая развивающая работа по отношению ко всем обучающимся класса.

- коррекционно-развивающая работа по отношению к обучающимся, с выявленными психологическими проблемами обучения и развития.

- консультирование родителей по вопросам обучения и развития обучающихся.

Вопрос о психологической готовности ребёнка к школьному обучению, её сущности, структуре, а также влиянии на успешность обучения, как на начальном, так и на последующих этапах, всегда интересовал психологов и педагогов.

В настоящее время в науке существует много подходов к исследованию этой проблемы, что свидетельствует о её важности и очевидной сложности. Изучение готовности- это попытка спрогнозировать возможности, особенности обучающегося. Поэтому готовность к обучению целесообразно рассматривать как сформированность предпосылок к овладению учебной деятельностью. С 2005 года в нашей школе работает ПМП консилиум. За это время было обследовано 327 дошкольников и обучающихся. Работа ведётся с дошкольниками начиная с 1,5 лет, что позволяет выявить проблемы на более раннем этапе, обратиться за консультацией к специалистам ПМПК.

В настоящее время из 137 обучающихся 76% обучающихся обучаются по программе массовой школы, 15 обучающихся (11%)- с индивидуальным подходом, 14 обучающихся (10%)- по специальной(коррекционной) программе 7 вида, 3 обучающихся (2%) по специальной (коррекционной) программе 8 вида, 1 - по программе для детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью.

По результатам ПМПК в 2012 году только у 25% будущих первоклассников речевое и интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме.

Перед первым обследованием будущих первоклассников, которое проводилось в октябре, 90% родителей были убеждены в том, что их ребёнок готов к обучению в школе. Очень часто критерием готовности для родителей является то, дошкольник умеет читать, или хорошо знает буквы. По проведённым исследованиям только 20% будущих первоклассников осознают важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность. 60% -цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения. 20% - цели учения не осознают, ничего привлекательного в школе ребёнок не видит.

Личностно-ориентированное обучение предполагает прежде всего активизацию внутренних стимулов учения. Такой внутренней побудительной силой является мотивация учения. Разработаны различные способы изучения школьной мотивации учащихся. На первом подготовительном занятии детям было предложено сделать рисунки на тему «Что мне нравится в школе». При соответствии рисунков заданной теме учитывался сюжет.

  1. учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у ребёнка познавательных процессов. (10%)

  2. Ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации.(30%)

  3. Игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации. (20%)

Несоответствие рисунков теме указывает на:

  1. мотивационную незрелость ребёнка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других. (10%)

  2. Детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (10%)

  3. Непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития. Чаще всего эти дети ничего не рисуют или копируют у других детей. (20%)

Исходя из результатов тестирования, при подготовке подготовительных занятий использовались: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуаций опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

На первом родительском собрании родителям была предложена анкета. После анализа было выявлено расхождение между результатами диагностики обучающегося и результатами анкетирования. После этого проведены индивидуальные консультации для родителей.

При проведении стартовой диагностики учитывалось:

-социальное развитие;

- организационная деятельность;

- общее развитие;

-развитие внимания, памяти;

- речевое развитие;

-развитие движений и пространственной ориентации;

- зрительно-пространственное восприятие;

-личностное развитие;

-здоровье от 1 до 5 лет.

По результатам диагностики:

Высокий уровень - 6%

Средний уровень - 58%

Низкий уровень - 36%.

При организации учебной деятельности на уроке идёт работа над формированием мотивационного цикла. Этот цикл имеет ряд этапов:

1 этап. Возникновение мотивации.

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений _»Мы хорошо поработали над предыдущей темой», вызвать мотивы относительно неудовлетворённости- «Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы»; усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность- «А между тем для будущей жизни это будет необходимо, например, в таких ситуациях»

2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

Здесь используется чередование разных видов деятельности, материала различной трудности, отметок, вызывающих положительные и отрицательные эмоции,- удовлетворённость и неудовлетворённость; целесообразно активировать поиск самих учащихся, подключать их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершения.

Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая её с развёрнутой дифференцированной отметкой учителя.

Проводимые исследования позволили определить основные затруднения в понимании учебного материала обучающимися:

- затруднения в понимании, связанные с нарушением развития таких мыслительных операций, как синтез, анализ, обобщение, абстрагирование, а также склонность к стереотипным способам выполнения заданий, актуализацией имеющихся знаний, несоответствующих задаче;

- затруднения в понимании, связанные с ослаблением познавательной активности школьников;

- затруднения в понимании, обусловленные низким уровнем владения техникой чтения обучающимися.

Главной задачей является- создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы.

Для осуществления помощи необходимо:

- правильно оценивать психологическое состояние обучающихся.

- вызывать у ребёнка желание и стремление быть лучше.

- находить нужный стиль общения с каждым учащимся.

- уметь запустить механизм успеха для каждого учащегося с первых дней существования детского коллектива.

Эффективность построения учебной работы с индивидуальным подходом к детям с разным уровнем интеллектуального развития достигается за счёт резервов, скрытых в отборе содержания, распределения учебного материала.

Направляющими принципами являются:

- усиление практической направленности изученного материала;

- опора на жизненный опыт ребёнка, на объективные внутренние связи в содержании изучаемого;

-определение и соблюдение объёма изучаемого материала, выполнение требований необходимости и достаточности;

- включение в содержание учебного материала коррекционно-развивающего блока, предусматривающего выполнение опыта познавательной деятельности;

- развитие интеллектуальных умений (фонематическое восприятие, анализ и синтез, пространственное восприятие, координация движений)

Благодаря психологическому сопровождению происходит развитие познавательных интересов, возникает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения.





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Старцева Александра Петровича с. Калинники муниципальный район Бирский район РБ




ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОВЕЩАНИИ

ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ ДИРЕКТОРОВ.


«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»







23 ноября 2012г.

© 2010-2022