- Преподавателю
- Классному руководителю
- Мастер-класс на тему: Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочной деятельности
Мастер-класс на тему: Формирование коммуникативных УУД на уроках и во внеурочной деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова И.С. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Здравствуйте! Я Михайлова Ирина Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ «Ярковская СОШ».
СЛАЙД 1. Тема моего мастер- класса: «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности».
СЛАЙД 2. Цель: создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.
СЛАЙД 3. Я считаю тему актуальной, так как младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента УУД. На начальном этапе обучения особенно важно научить ребенка слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, работать в команде, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Сначала я хочу вам рассказать, какие приемы я использую для формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.
ВИДЕО.
1. На кружке «Юным умникам и умницам» дети учатся слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. На каждом занятии я использую прием сингапурской системы- ТИМ ЧИР, что обозначает «кричалка, девиз»- это короткое, веселое упражнение для поднятия духа аудитории. С помощью этого приема, даже самый скромный ученик будет вместе со всеми его выполнять.
2. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, доносить свою позицию до других ребята учатся на кружке «Лего- конструирование». Использую прием технологии критического мышления- синквейн. Только дети его не пишут, а проговаривают устно. Например, тема занятия «Воздушный транспорт». После того, как ребята
выполнят работу в группах, они презентуют ее с помощью синквейна. Хочу зачитать лучший, который получился.
САМОЛЕТ
БОЛЬШОЙ, ПАССАЖИРСКИЙ
ЛЕТАЕТ, ГУДИТ, ПРИЗЕМЛЯЕТСЯ
САМОЛЕТ, КАК ПТИЦА
АЭРОПЛАН
3. Кружок «Народные сказки». Здесь дети беседуют о прочитанном произведении, выражают свое мнение, учатся оценивать поведение героев, выполняют различные роли.
Очень часто учащиеся работают по времени. Например, чтобы прочитать сказку я даю 10 минут, после чего использую прием сингапурской системы ХАЙ ФАЙВ - дословно «дай пять» - это сигнал тишины и привлечения внимания.
4. На кружке «Волшебная кисточка» ребята учатся согласованно работать в команде и распределять работу между ее участниками. Использую такой метод, как самостоятельное объединение в группы.
Это позволяет ребятам самостоятельно выбрать ту команду, в которой им будет комфортно.
Вообще, все внеурочные занятия построены таким образом, что учащиеся находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Работая в группах, дети учатся контролировать действия партнера, учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.
Ну, а сейчас я попробую показать, как коммуникативные УУД я формирую на учебных занятиях. Я попрошу мне немного помочь. Некоторые из вас видят перед собой цветочки.
Возьмите их и объединитесь в команды. Красные- команда №1, желтые - команда № 2.
Встаньте, пожалуйста.
Поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу- ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. Такой прием сингапурской системы называется МЭНЭДЖ МЭТ.
Вы видите у себя в команде лист А4. №1 возьмите его, разделите на 2 части, одну передайте партнеру по плечу. А теперь №1 и №2 разделите лист пополам и передайте одну половину партнеру по лицу. Сейчас каждый участник делит лист на 4 части.
Теперь каждый член команды должен написать на своих листочках, что он может рассказать о букве Ю- 1 команда, о букве Н- 2 команда. На это я вам даю 1 минуту, после чего говорю «хай файв» и вы прекращаете работу. Поехали! (Засекаю) ХАЙ ФАЙВ! Теперь в течении 30 секунд вы обсуждаете ответы, одинаковые откладываете в сторону. Работаем! (Засекаю) ХАЙ ФАЙВ! Участник 2Б читает результат. Молодцы! Присаживайтесь. (Дети дают более разнообразные варианты ответов) А теперь оцените свою работу в группе. Если вы поработали на отлично- личико желтого смайлика, если у вас несовсем все получилось- личико зеленого смайлика, ну уж если вы плохо работали- фиолетового. Прям внутри цветочка нарисуйте. Даю 5 секунд. Время пошло. ХАЙ ФАЙВ! Если вы все поработали здорово, на отлично, возьмитесь все за руки и поднимите их. Молодцы! Все, что мы с вами сейчас делали - это тоже прием сингапурской системы- ДЖОТ ТОТС. Всем спасибо! Можете вернуться на свои места.
СЛАЙД 4. С помощью этих приемов ребята учатся самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. В ученике развивается не только коммуникация, но и сотрудничество,
критическое мышление, креативность. А это необходимые качества в наше время.
СЛАЙД 5. Спасибо за внимание!
Креативные (творческие способности) - способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. (креативное мышление- это творческое индивидуальное мышление, отличающееся от традиционного) Понятие креативность включает не только творчество, но и умение решать задачи нестандартными способами.
Критическое мышление (англ. critical thinking) - система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.