Методичкая разработка классного часа Воспитание эстетики быта

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитание эстетики быта

Цели: способствовать формированию понятия «эстетика быта»; воспитывать эстетическое отношение к действительности.

Предварительная подготовка: презентации групп на темы - русский национальный быт, городской быт, сельский быт, индивидуальный быт.

Материалы: необходимые материалы для рукоделия, клей ПВА, разноцветные кусочки материи, синтепон, бумага.

Ход занятия

Беседа.

Учитель. Вещи, которые нас постоянно окружают, дом, в котором мы живём, - всё это так или иначе вовлечено в эстетическое поле культуры. Обращение людей с повседневными вещами диктуется определёнными правилами, то есть подчинено культуре.

Наш классный час сегодня посвящен эстетике быта.

Что такое быт?

Уклад повседневной жизни, который включает удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, доме, поддержании здоровья.

Отличается ли быт людей разных стран? Почему? Чем? Приведите конкретные примеры.

Какие факторы оказывают влияние на быт человека? Как?

Уровень производства, отношения в обществе, культура, географические условия.

Какую роль играет быт в жизни человека?

Как быт влияет на личность?

Меняется ли быт с течением времени? Почему? Как?

Одинаков ли быт в городе и сельской местности? Какие ещё бывают разновидности быта? Национальный, общественный, семейный, индивидуальный.

Выступления групп.

Группа 1.

• Национальный быт.

• Русский национальный быт. Группа 2.

• Городской быт.

Группа 3.

• Сельский быт.

Группа 4.

• Индивидуальный быт.

Беседа.

Учитель. Что вы вкладываете в понятие «эстетика быта»?

Эстетика быта - это не просто обои, мебель, шторы, хотя, в конечном итоге, в каждом доме все это примерно одинаковое. Что же придает каждому дому в отдельности неповторимое, индивидуальное звучание?

Учитель. Что зажигает очаг, греет, укрывает от невзгод, придает бодрости и сил? Дом издревле считался священным местом, не случайно у каждого народа есть своя традиция оформления жилища, включающая в себя множество элементов, опыт, накопленный веками. Национальный быт - неотъемлемая часть культуры нации. Безусловно, каждый промежуток времени накладывал свой отпечаток на быт людей, но неизменным остается одно - быт всегда являлся отражением индивидуальности, внутреннего мира хозяев дома, будь то особняк, квартира или комната в коммуналке.

Согласны ли вы с утверждением о том, что жилище есть зеркало обитателя, его автопортрет?

Комната проходит с хозяином все ступени его возраста, с ним взрослеет и старится, отражает черты его характера. Детская с ее парадом игрушек и комната бабушки - затесненная кладовая ее памяти, хранилище сувениров; кабинет делового человека и дамский будуар - какие разные образы, но вовсе не архитектурные, а человеческие.

Быт включен, таким образом, в сложную систему человеческих отношений. Он формируется ими.

Какие можно выделить типичные примеры жилища в зависимости от вкуса, «чувства дома» хозяина и от характера его домашних контактов с внешним миром?

Это может быть «приличный дом», где «все, как у людей» - образ, постоянно изменяемый чужим мнением, которое может оказаться неблагоприятным. Поэтому здесь всегда есть некоторая церемонность, ответ на предполагаемый вызов. Иной образ - «гнездышко», где тоже все обдумано, чистенько, но без холодности. Оно уютно для себя, а также для друзей, сближает допущенных сюда в тесный кружок. «Берлога» же - для себя одного. Сюда можно забраться, спрятаться, тяжело ворочаясь внутри. Если гости здесь и бывают, то ничто не рассчитано прямо на них. Ничего напоказ, никакого порядка, Его заменяет привычный беспорядок: хозяин знает, где у него что может оказаться. Еще бывает дом-клуб, не очень чистый, но яркий. Сорочий взгляд хозяйки обогатил его всевозможными пестроватыми украшениями - от иконы и медного самовара до тряпичной куклы и плаката. Здесь все хочет произвести впечатление, рассчитано на демонстрацию вкуса и оригинальности.

Все составляющие жилого интерьера - от его пространства до мебели, посуды и украшений - связаны с духовным миром челове-чека, служат выражению его характера.

Информационный век подарил возможность каждому человеку заглянуть в различные эпохи, страны, культуры, места и ситуации, заприметить там что-то понравившееся для себя и пытаться потом воплотить эти фрагменты в своем жилище. Сознание человека нового тысячелетия перегружено зрительными образами. Поэтому совсем неудивительно, что все отражается и в эстетике быта. Приветствуются оригинальные, сложные, смелые, яркие решения.

Если сделать сегодня мысленный разрез современного жилого дома, внутри мы увидим немало квартир в стиле средневекового замка или дворца Людовика, с колоннами внутри квартиры, соседствующими с массой современной техники и современных предметов.

Работа в группах.

Задание. Опишите средства для создания неповторимого быта.

Растения. Стоит только в комнате появиться самому крошечному цветочку, как комната существенно преображается, а если не крошечному, з если пальме?

Домашние животные: птицы, рыбки. Братья наши меньшие, бесспорно, не просто элементы интерьера, это не безделушки, которые можно за ненадобностью выкинуть, и уход за ними - целая наука.

Декоративные украшения: картины, статуэтки, часы, рукоделие.

Учитель. Декоративные узоры украшают многие предметы. Красивая вещь радует нас, ею приятно пользоваться. Дома у вас тоже много красивых вещей: изящно расписанный чайный сервиз, узорчатые драпировки, вышитые подушки, керамическая посуда... Попробуем и сами украсить их.

В старину не каждый мог купить красивую вещь, особенно в деревнях, вдали от больших городов. Люди сами делали необходимые предметы - деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи - и сами их украшали.

Учащиеся рассматривают эти предметы.

Такие вещи сохранились и до нашего времени; многие из них выполнены с большим искусством. Теперь эти вещи хранятся в музеях. Имен и фамилий умельцев мы не знаем, а их искусство называем народным искусством.

Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных. Посмотрите, как расписано блюдо: тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как это все красиво переплетается в узоре!

Рассматриваются таблица «Хохломская роспись» и подлинные изделия.

- Какое изумительное сочетание красок!

Как же этот народный мастер смог создать такой прекрасный узор?

Кто ему мог подсказать, как надо делать?

Подсказала ему природа, все это он видел в лесу, в саду. Посмотрите внимательно на эту веточку.

Рассматривается узор - ветка рябины.

Посмотрите внимательнее, как расположены эти кружочки, на форму листьев. Ведь это рябина. Только рисунок немного изменен, он упрощен. Сочетание красок заимствовано у природы, это она подсказала их.

«Без вышивки в доме не обойтись. Она и наградит, и помилует, и от болезней исцелит...» -так говаривали бабушки-рукодельницы

в старину.

Рассмотрим внимательно полотенца на ваших столах. Обратите внимание на то, где расположен узор, каким цветом пользовалась мастерица, что изображала.

Учащиеся рассматривают полотенца, среди которых есть старинные. Учитель слушает двух или трех учеников.

Каждый элемент узора о чем-то говорит, оберегает, помогает, соединяя мир земли и неба. Девушки себе в старину в приданое расшивали до 100 полотенец. Полотенца дарили, развешивали в красном углу избы, им молились, словно иконам.

Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки дома. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство оберегать дом и хозяев от беды. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Расшивали и одежду.

Если в деревне случались мор или падение скота, верным спасением было «обыденное» полотенце, которое вышивали всей деревней, всем миром, в один день или в одну ночь, в надежде, что оно избавит их от общей беды.

Вот о чем может рассказать полотенце из бабушкиного короба и еще о многом - грустном и веселом. Если вы научитесь понимать узоры на полотенцах, научитесь сами их расшивать и расписывать, то узнаете много чудесных легенд, н не только их. Вы узнаете, как жили раньше люди, что им помогало беду развести, радость в дом

принести.

Давайте н мы учиться радость дарить. Ведь глаз радуется и душа отдыхает, когда глядишь на красоту такую.

Прежде чем приступить к выполнению какого-либо изделия, необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора, его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного произведения входит в общее понятие - композиция.

В переводе с латинского «композиция» означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого,

так как красота и цельность рисунка потеряются и композиция утратит свою гармонию.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное - это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция бывает объемной и плоскостной. Вышивка относится к плоскостной композиции. Построение композиции - творческий процесс, процесс создания произведения искусства от начала до конца, от его замысла до завершения. Начиная вышивку, необходимо помнить, что она относится к прикладному искусству, любое вышитое изделие, будь то скатерть, блузка или панно, является не только произведением искусства, но и предметом обихода. Так, размеры и форма скатерти, ее цвет, структура ткани и узор вышивки на ней будут зависеть от размеров и формы стола, для которого она предназначена, а также от того, из какого материала сделан этот стол, какого он цвета. Скатерть будет частью интерьера, поэтому она должна гармонично сочетаться со всеми остальными предметами, находящимися в помещении, для которого она предназначена.

Чтобы научиться правильно строить композицию в вышивке, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием «орнамент».

«Орнамент» в переводе с латинского означает украшение. В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску.

Учитель приводит примеры. Дети приводят свои примеры, наиболее запомнившиеся из пройденного учебного материала.

Сообщения учащихся по теме классного часа.

Учащийся 1. Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой - воду, а вертикальной волнистой - дождь, треугольником - горы, скрещивающимися линиями - огонь и молнию. Солнце и Луну - источники света -обозначали фигурками в виде круга, квадрата и ромба.

Учащийся 2. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь, считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия. .

Учащийся 3. Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки обозначали плодородные земли; траву, цветы, кусты и деревья называли «волосами земли». Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» - солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Учащийся 4. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «дерево жизни». Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т. п.

Учащийся 5, Особого рода орнаменты вышивались на свадебной и погребальной одежде, одежде воинов, землепашцев, на предметах домашней утвари и т. д. Орнаментами покрывали посуду', печи, мебель. Для каждой местности были характерны свои традиционные орнаментальные узоры. Русский орнамент всегда можно отличить от башкирского или эстонского. Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавая узоры-рисунки. Теперь орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Учитель. Орнамент - это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

Демонстрируется таблица со схемой раппорта.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

• ленточным - в виде прямой или криволинейной орнаментальной полосы, которая украшает середину изделия или окаймляет его (фриз, бордюр).

Демонстрируется таблица «Орнаментальные узоры в полосе».

• сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;

• центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия.

Демонстрируются таблицы: «Орнаменты, заключенные в квадрат», «Орнамент в круге».

Различают следующие орнаментальные мотивы.

Демонстрируются таблицы орнаментов с различными мотивами.

• геометрический, состоящий из различных элементов;

• меандровый - в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;

• растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т. п.;

• животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

• птичий;

• с изображением человеческих фигур и полуфигур;

• шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи. Построение орнаментального узора всегда связано с понятием

симметрия, которая характерна для узоров народной вышивки. Узор можно построить с одной, двумя или несколькими осями симметрии.

Рассматриваются таблицы: «Узор, построенный с одной осью симметрии», «Узор, построенный с двумя осями симметрии»).

Самый простой вид симметрии (одна ось) - это зеркальное отражение, когда какой-либо элемент узора может быть разделен прямой линией на две равные, абсолютно одинаковые части.

Задание 1. Построение композиции в вышивке. Составьте узор в квадрате для какого-нибудь предмета: тарелки, салфетки, подушки, блюда. Задание это интересное и сложное. Прежде всего надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы

предмета, у нас он будет зависеть от квадрата. Поэтому вначале нужно наметить поле, где будут расположены узоры, то есть нарисовать квадрат и разделить его на две части. Разделим квадрат на четыре части и наметим место для узора.

Учитель выполняет рисунок на доске.

- Дня чего мы делим квадрат на четыре части? Для того, чтобы легче было наметить узор.

Можно разместить повторяющиеся узоры в каждой четверти (рисуется схема расположения узора), но можно нарисовать узор и расположенным по всему квадрату - как кому нравится. В центре нашего квадрата можно изобразить цветок или даже букетик.

Намечается в центре звезяочка. Дальше дается возможность детям свободно придумывать свою композицию.

Учащиеся выполняют работу в цвете.

Задание 2. Изготовление куклы.

М а т е р и а л ы:

1) Цветная ткань для выполнения юбки.

2) Тесьма или кружево для отделки.

3) Небольшие кусочки ткани: канва для фартука, белый для рубашки.

4) Синтепон или поролон.

5) Ткань для нижней юбки.

6) Яйцо (пустая скорлупа) для изготовления головы куклы.

7) Нитки шерстяные для волос куклы.

8) Иголка, нитки, вата или синтепон, ножницы, клей ПВА, газеты, наждачная бумага № 0, гуашевые краски, булавки.

1. Последовательность действий при изготовлении головы и

шеи:

- подготовить скорлупу: вылить, вымыть, высушить;

- отрезать полосу газеты шириной 4 см, смазать клеем, скатать

трубочку;

- подсоединить трубочку к яйцу и закрепить кусочками газеты

в технике папье-маше;

- оклеить всю голову и шею тремя слоями газеты, высушить;

- немного отшлифовать наждачной бумагой, можно только лицевую часть;

- смешать белый и розовый цвета гуашевых красок с небольшим количеством клея ПВА и покрыть краской заготовку;

- подготовить из ниток волосы. Пришить швом «иголкой назад» к небольшой полоске ткани;

- приклеить волосы к голове и сформировать прическу (пучок, коса или 2 косы);

- нарисовать черты лица.

2. Последовательность действий при изготовлении туловища куклы:

- выкройка туловища-рубашки;

- приколем выкройку булавками к изнаночной стороне ткани и аккуратно обведем карандашом, вырежем по намеченной линии;

- сложим ткань лицевыми сторонами внутрь и прометаем по боковым срезам швом «вперед иголка» (от края отступаем по 5 мм);

- наметочный шов недостаточно прочен, поэтому еще раз прошьем по тем же линиям более надежным швом «назад иголка», он иначе называется «строчкой», т. к. похож на машинную строчку;

- ладошки для куклы можно изготовить из газеты: склеить несколько слоев газеты клеем, высушить и вырезать ладошки, раскрасить, как голову;

- наметочным швом прошить горловину туловища и нижние края рукавов, отступив от края 5 мм;

- в горловину и рукава вставить соответствующие детали (голова, ладошки), нитки наметочных швов стянуть, обернуть вокруг деталей, края деталей можно предварительно смазать клеем ПВА для прочности, деталь вывернуть;

- деталь набить ватой или синтепоном, низ детали стянуть ниткой.

3. Последовательность действий при изготовлении юбки куклы:

- взять ткань размером 25 х 60 см и сшить, согнув пополам по большей стороне (сначала наметочный шов, потом «строчкой»), получилась труба;

- нижний край юбки можно продернуть, т. е. сделать бахрому, чтобы низ юбки смотрелся эстетично, над бахромой можно пришить или наклеить (для быстроты выполнения) кружево или тесьму;

- верхний край юбки прошить наметочным швом и соединить с туловищем куклы, как соединяли ранее голову с туловищем куклы, далее присоединяем нижнюю юбку куклы (см. пункт 4).

4. Изготовление нижней юбки куклы:

- взять ткань размером 40 х 50 см и сшить, согнув пополам по меньшей стороне (сначала наметочный шов, потом «строчкой»), получилась труба;

- сложить сшитую деталь пополам, изнанкой внутрь и вложить полоску синтепона размером 18 х 50 см;

- верхний край изделия (все слои вместе, кроме синтепона - он внутри) прошить наметочным швом и стянуть его на талии куклы.

Кукла готова, но может быть дополнена аксессуарами:

- платок на голову, края которого могут быть обработаны об-меточным швом или бахромой. Сам платок можно украсить вышивкой по желанию учителя;

- фартук, который может быть выполнен из канвы с украшением вышивкой счетными швами или тесьмой. Края фартука обработать обметочным швом или бахромой по желанию учителя;

- также ученики могут украсить куклу украшениями из бисера (бусы, серьги, браслет и т. д.).

Возможное домашнее задание: написать эссе «Дом есть сосредоточение духа семьи, ее своеобразия».


© 2010-2022