Классный час «Быть на земле Человеком!»

Закончился учебный год, ребята расстаются со школой навсегда. Хочется, чтобы расставание со школой было приятным и запоминающимся. Данный классный проведен в конце учебного года как напутствие ученикам. На классный час приглашались родители учащихся. Красная нить мероприятия - каждому предопределена своя судьба, своя дорога, но бесспорно остаётся одно – нужно быть на земле человеком! Человеку многое дало, по он за все платит сам, и с него за многое спросится. Человеку надо иногда останавливать...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эпиграф:

Недостаточно родиться человеком.

Надо ещё им стать. Вся жизнь может уйти на это …

М. Танич.

Кл. руководитель. Закончился учебный год, вы расстаётесь со школой навсегда. Хочется, чтобы расставание со школой было приятным и запоминающимся.

Большая и таинственная книга - жизнь. И сколько бы не рассуждали мудрые философы о смысле жизни, мы уверены, что жизнь сама по себе радость, большое счастье, бесценный дар. Наверное, ни у одного человека жизнь не бывает простой и лёгкой. Недаром народная мудрость гласит: «Жизнь прожить - не поле перейти».

И на самом деле, понять жизнь, её смысл не всегда бывает просто. Многое в ней зависит от самого человека.

Самая интересная книга на свете - это жизнь. И пишет эту книгу и читает сам человек. А насколько интересной будет эта книга жизни , зависит от нас с вами.

Вставал вопрос в любые времена -

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звёзд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале -

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К извечно не решаемой задаче.

И суть в другом аспекте изложить -

Раз есть она, то как её прожить?

Давайте обратимся к эпиграфу. (Ученик читает эпиграф.) А что же такое человек? Что значит, надо стать человеком? Вспомните слова из пьесы М.Горького «На дне».

Ученик. Человек - это звучит гордо …

Кл. руководитель. Ещё один из писателей советского времени Н.А.Островский писал: «Жизнь даётся человеку …только один раз и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Мы все умрём,

Людей бессмертных нет.

Ведь это всем известно и не ново,

Но мы живём, чтобы оставить след:

Тропинку, дерево иль слово.

Р.Гамзатов

Ученик.(читает стихотворение Е.Евтушенко.)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет судеб, похожих на неё.

И если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самою незаметностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в этом мире самый лучший миг,

Есть в этом мире самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художников холсты.

Да, многому остаться суждено,

Но, что-то ведь уходит всё равно.

Таков закон безжалостной игры.

Не люди исчезают, а миры.

Людей мы помним, грешных и земных.

А что мы знали, в сущности о них?

Кл. руководитель. Прежде всего каждый человек - это индивидуальность, особый неповторимый мир.

С чего начинается Человек? С Матери. С её ласки, её нежности, её неустанной заботы. С первого дня жизнь мать становится надёжным спутником и в детстве, и в старости.

Когда ребёнок вскрикнет в первый раз

И мать его коснётся осторожно,

Её любовь … О как она тревожна,

Тревожна каждый день и каждый час.

Матери тревожатся о нас постоянно: «Ты не устал? Ты не замёрз? Ты не ушибся?..» Никто нас так не жалеет и не любит, как мама. Никто так не умеет горько и тихо переживать в одиночестве, как мама. Никто так не умеет ждать, как она. Никто, так как мама, не умеет терпеть и прощать. И сразу вспоминается притча про юношу, который по приказу своей любимой, принёс ей в жертву сердце матери.

Ученик. Дивчину пытает казак у плетня:

- Когда ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для милой своей

И светлых цехинов, и звонких рублей! -

Дивчина в ответ, заплетая косу:

- Вчера мне цыганка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей,

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю.

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Кинжалом рассёк он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Д.Кедрин «Сердце»

Кл. руководитель. Сила материнской любви! Кто измерит её? Есть старая поговорка: «Мать носит дитя девять месяцев под сердцем и всю жизнь в сердце». Именно из глубины материнской любви у детей рождаются лучшие человеческие качества. Дорогие мамы, эти стихи звучат для вас.

Ученик. Мальчишка горький, я несносным

Слыл неслухом в своём в кругу семьи.

И отвергал с упрямством взрослым

Все наставления свои.

Но годы шли, и, к ним причастный,

Я не робел перед судьбой,

Зато теперь робею часто

Как маленький перед тобой.

Вот мы одни сегодня в доме.

Я боли в сердце не таю,

И на твои клоню колени

Седую голову свою.

Мне горько, мама, грустно, мама,

Я пленник глупой суеты,

И моего так в жизни мало

Вниманья чувствовала ты.

Кружусь на шумной карусели

Куда-то мчусь, но вдруг опять

Сожмётся сердце: «Неужели

Я начал маму обижать?»

А ты с любовью, не с упрёком

Взглянув тревожно на меня,

Вздохнёшь, как будто ненароком,

Слезинку тайно оброня.

Звезда, сверкнув на небосклоне,

Летит в конечный свой полёт.

Тебе твой мальчик на ладони

Седую голову кладёт.

Р.Гамзатов

Кл. руководитель. Вырастают дети и выбирают себе дороги, а дома остаётся их ждать мать. Она смотрит им вслед и вместе с ними смотрит вперёд. Пока жива мать и тебе в дни успеха и в годину лишений есть кому сказать певучее и нежное слово «мама», ты молод и силён. Чем дольше будет с тобой мать, тем ярче будет гореть твоё сердце.

Сын уходит в дорогу. Мужчина. Строитель. Творец.

Всё, что сделает он, - это всё материнские всходы.

Пусть увидят все люди, как вырос её молодец!

Он родительский факел теперь пронесёт через годы.

Ты его научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово он дал - это, значит, навеки. Гранит.

Если в гору идет - понимаясь, других не толкает.

Вот за это за всё - твой сын! И пока он живёт,

Мама, имя твоё пронесёт через жизнь как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать - человеку даётся однажды.

С.Островский.

Человек начинается с матери. Но не может он обойтись и ещё без одного человека. Недаром земля, на которой мы живём, называется землёй отцов, Отчизной. Именно отец учит нас любить и защищать Родину, быть честным, мужественным. Именно отец учит человека быть Человеком.

Пока живут отец и мать

На этом свете весело дерзать.

Пока нас озаряет их улыбка,

Обязаны мы вровень с ними встать.

Отрывок из повести Н Гоголя «Тарас Бульба» - «Казнь Остапа».

Человеку нужны любовь и нежность матери, мужество и верность отца. Человек не может прожить без любви к ним, как и без любви к Родине.

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано до века

По воле Бога самого

Самостоянье человека -

Залог величия его.

А.Пушкин

Для каждого из нас Родина начинается с маленького, неприметного уголка на земле, где мы родились. И куда бы не забросила жизнь, в каких бы сказочных краях мы не бывали, нас всегда тянет вернуться туда, что мы называем малой родиной.

Ты вспоминаешь не страну большую,

Какую ты изъездил и узнал,

Ты вспоминаешь родину - такую,

Какой её ты в детстве увидал.

Ту где нам посчастливилось родиться.

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годиться,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Безусловно нельзя обойти стороной такую вечную тему, как любовь. Сколько будет жить род человеческий, столько жизнь будет держаться и двигаться любовью. А поэтому, как сказал С.Щипачёв: «Любовью дорожить умейте, с годами дорожить вдвойне».

Ученик. Любовью дорожить умейте,

С годами дорожить вдвойне.

Любовь не вздохи на скамейке

И не прогулки при луне.

Всё будет: слякоть и пороша.

Ведь вместе надо жизнь прожить.

Любовь с хорошей песней схожа,

А песню нелегко сложить.

Ученик. Всё начинается с любви…

Твердят:

«Вначале было слово».

А я провозглашаю снова:

Всё начинается с любви!

Всё начинается с любви:

И озаренье, и работа,

Глаза цветов, глаза ребёнка -

Всё начинается с любви.

Всё начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Всё, даже ненависть -

Родная и вечная сестра любви.

Всё начинается с любви:

Мечта и страх,

Вино и порох.

Трагедия. Тоска и подвиг -

Всё начинается с любви.

Весна шепнёт тебе:

«Живи».

И ты от шёпота качнёшься.

Всё начинается с любви.

Кл. руководитель. Любовь - великое чувство. Мы говорим о любви к Родине, родителям, противоположному полу. Но, я думаю, что в жизни каждого из нас должен быть ещё один человек, которого нужно любить и уважать - это верный, преданный друг.

Ученик. Говорят, что друзья познаются в беде.

Что ж! В беде он как раз настоящий товарищ!

Даст взаймы, если ты оказался в нужде,

За ночь глаз не сомкнёт, если ты захвораешь.

Если горя хлебнул или сбился с пути,

Ты поймёшь, что он может быть истинным другом…

Но попробуй к нему ты счастливым, влюблённым прийти -

Загрустит, поглядит с непонятным испугом,

Так, как будто тебе твоё счастье в вину,

Так, как будто присвоил ты что-то чужое,

Так, как будто увёл от него ты жену

И ему теперь нету покоя!

Да, он может помочь, если будешь в нужде,

За ночь глаз не сомкнёшь, если ты захвораешь…

Говорят, что друзья познаются в беде,

Но порою лишь в счастье ты друга познаешь!

Н.Доризо

Ученик. Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай,

Провинился друг и повинился -

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его - вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много,

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Сколько в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало,

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощённые однажды

Или не простившие меня.

Р.Гамзатов «Берегите друзей»

Кл. руководитель. Любое чувство, любая мысль ценны не только тогда, когда человек выражает их в делах. Для окружающих ещё очень важны чувства, выраженные и донесённые до них в словах, ибо вначале всё-таки было слово. Язык - одно из самых великих творений человечества. Это важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль. Трудно даже представить, что стало бы, если бы язык по каким-то причинам перестал существовать.

Ученик. Много слов на земле. Есть дневные слова -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова - словно раны, слова - словно - суд, -

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Словом можно в разящий свинец перелить.

…………………………………………………………………..

Но слова - всем словам - в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь!

Пусть разменной монетой не служат они -

Золотым эталоном их в сердце храни!

И не делай их слугами в мелком быту -

Береги изначальную их чистоту!

Когда радость - как буря иль горе - как ночь;

Только эти слова тебе могут помочь.

В.Шефнер

Кл. руководитель. Человек стал человеком потому, что увидел глубину лазурного неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней зари, багровый закат перед ветреным днём, бесконечную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиную стаю в голубом небе, отражение солнца в каплях утренней росы, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника - увидел и, изумлённый, пошёл по земле, создавая новую красоту. Мы должны помнить, как прекрасна наша Земля и как хрупок мир на ней.

Глаза земли. Душа земли…

Да, Земля живая. И у неё есть душа. И эта душа болит. И глаза У Земли есть. И эти глаза полны слёз. Ведь чего только не делали люди со своей маленькой и хрупкой Землёй! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой.

Долго терпела Земля. Она Вздыхала и стонала, но люди не слышали её стонов. Земля кричала: «Спасите меня! Я гибну!»

И люди наконец услышали. Они поняли, что если погибнет Земля, то всё живое погибнет и они сами погибнут тоже.

Ученик. Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На поляне тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю! Берегите

Чудо песен, городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий.

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу,

И в бессмертье верящую душу -

Всех судеб связующие нити…

Берегите Землю! Берегите!

М.Дудин.

Кл. руководитель. Человек должен очень многое: он должен любить и почитать родителей, любить и защищать Родину, любить и охранять свою землю. И когда это становится осознанной потребностью человека, он может сделать многое. Только нам подчас не хватает времени. Не хватает времени на то, чтобы сказать хорошее слово, совершить доброе дело. Мы спешим и очень многое не успеваем. А человеку просто необходимо иногда побыть наедине с самим собой. Человеку многое дано - но он за всё платит сам, и с него за многое спросится.

Вступающим в мир

Говорю наперёд:

Железо кузнец, а не молот куёт,

Птицу сбивает не дробь, а стрелок,

Хлеб выпекает не печь - хлебопёк…

Так было и будет; в атомный век

Не атом владычит, а человек!

Человек рождён для счастья, как птица для полёта. Правда, счастье тоже каждый понимает по-своему. Один из героев Толстого сказал: «Я знаю только два несчастья - болезнь и угрызения совести. Отсутствие одного из них - это уже счастье». Так будьте здоровы нравственно и физически, будьте счастливы. И пусть каждый из вас сможет сказать себе:

У самого кромешного предела

И даже за него теснимый веком,

Я делал историческое дело:

Упорно оставался Человеком.

И.Губерман.

Итак, наш урок подходит к концу. Но не заканчивается наш путь к себе, к Человеку. И путеводной звездой на этом пути пусть будет сознание того, что главное украшение Земли - человек: умный, порядочный, добрый, целеустремлённый, трудолюбивый, мужественный, нравственный.

Помните:

Человек, как звезда, рождается,

Чтобы светлее стала Вселенная.

Старайтесь быть людьми с большой буквы, а мне остаётся пожелать вам удачи на экзаменах и счастливого пути в нелёгкую, но интересную жизнь. Безусловно, каждому предопределена своя судьба, своя дорога, но бесспорно остаётся одно - нужно быть на земле человеком!

© 2010-2022