Разработка на патриотическую тему Нам есть чем гордиться

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней № 21

Методическая разработка сценария

классного часа

«Нам есть чем гордиться »

Разработка на патриотическую тему Нам есть чем гордиться

Подготовила

Мартынова Н.М.

кл.рук.10 класса

ДОШ № 21

Донецк 2015



Тема Нам есть чем гордиться

Задачи 1. Воспитывать у подрастающего поколения

патриотические чувства на лучших примерах

служения своему народу, уважение к

подвигам старшего поколения.

2. Формировать представление учащихся о

гражданском долге, мужестве, героизме;

3. Прививать чувство гордости и восхищения

за свой родной край и людей, живущих в

нем.

Оборудование Тематические картинки с видами памятников,

магнитозапись песен «С чего начинается

Родина?», «Давным - давно была война»,

презентация, мультимедийный проектор,

выставка книг о войне.

Форма проведения Устный журнал





Ход классного часа

Учитель. Дорогие ребята ! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память тех, кто освобождал наш родной Донбасс от немецко-фашистских захватчиков. Память - это то святое, что есть у каждого человека. Память нужна всем нам, чтобы помнить святые страницы нашей истории.

Мы проведем его в форме устного журнала.

1страница «Моя Родина - мой Донбасс»

(Звучит песня "С чего начинается Родина?" музыка М. Блантера)

Ученик

"Родина" - мы произносим тихо,
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в поселке нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев

М. Пляцковский "Родина".

Учитель. Ребята,с чего, по-вашему, начинается Родина? Что для вас значит

Родина?

Учащиеся

- Родина - это страна, в которой мы родились и живем.

- Наша Родина - это леса, поля, моря и реки.

- Это земля, на которой жили, трудились наши предки.

- Земля, которую наши предки защищали от врагов.

- Родина - это наш край, город, поселок.

- Родина - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама,

папа, бабушка, дедушка.

- Это место, где стоит, наша школа.

- Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю, на

чужой стороне и которым гордятся.

Чувство Родины прорастает, как все большое, из малого зернышка. Этим зернышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый косогор с березами. Это могла быть лесная опушка, дикий запущенный сад за околицей, овраг с душистыми травами и холодным ключом на дне.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землей. Корни - это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад, это история - где превыше всего ценилось мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами…»

Учитель. Да, действительно, только покинув свою малую Родину. человек начинает понимать, что это такое. У него появляется ностальгия по природе родного края, по родителям, друзьям и они готовы лететь на крыльях туда, где они провели свое детство, где встретили первую любовь: туда, чем они гордятся и что им снится во сне.

Для нас Родина - это Донбасс. Какой прекрасный наш край. Утро... Над городом парит лёгкая туманная дымка. На траве блестят крупные капли росы. Цветы, умытые росой, благоухают природным ароматом. Небольшая берёзовая роща манит к себе тихим шелестом листвы. А вот за лесочком блестит в рассветных лучах солнца голубая ленточка реки Хорошо, красиво! Но, пора просыпаться. Как приятно просыпаться утром под гудки ДМЗ, паровозов. Как приятно идти по улицам города на работу вдыхая воздух, пропитанный углем, дымящимися терриконами и речной прохладой.. Как приятно сенью ходить по разноцветному ковру из листьев, а зимой - прогуливаться по серебристому снегу. А весной любоваться ярко-красным закатом, вдыхать свежесть распускающихся деревьев и зеленеющей травы. Какая красота! Как же ею не гордиться? Как же ее не любить? И совсем не хочется думать о том, что всё это может исчезнуть. А ведь именно так и было 70 лет назад.

2 страница «Давным - давно была война»

Учитель. Эта страница посвящена нашим землякам, которые с первых дней войны записавшись добровольцами, ушли на фронт защищать свой родной Донбасс.

Тот самый длинный день в году

С его безоблачной погодой

Нам выдал общую беду

На всех. На все четыре года.

Она такой вдавила след,

И стольких наземь положила,

Что 20, 30 … 70 лет

Живым не верится, что живы.

Разработка на патриотическую тему Нам есть чем гордиться

(Звучит песня « Давным - давно была война»)

Учащиеся

Давным - давно была война, но мы до сих пор не можем забыть тех, кто защищал наш Донбасс в годы ВОВ. Мы гордимся Шурой Васильевой, студенткой Донецкого медицинского института, которая была казнена фашистами за организацию побега военнопленных из концлагеря.

Двадцать лет! Открыты все дороги.

Только бы стихи писать, любить…

Ночью звезды хочется потрогать,

Как закладки в книгу положить.

Шумные ватаги в институте,

В книге жизни - белые листы…

На рассвете мощный гром орудий

Разорвал все планы и мечты.

Ночь. Мороз. Нахохлились сараи.

Беспощаден комендантский час.

Девушка без страха выполняет

Родины и совести приказ.

Пролегли за городом окопы,

Как морщины на уставшем лбу,

И не важно, кем ты был и кто ты,

Лишь бы со страной делил судьбу.

На столбах расклеены бумаги

«Низшей расе выделен удел:

За непослушание - концлагерь,

За сопротивление - расстрел.

Рядом - лагерь для военнопленных,

Пулеметы смотрят с высоты.

Шура доставляет ежедневно.

Хлеб, табак, лекарства и бинты.

У бежавших были документы,

Что подделать Шуре удалось…

А затем - салютом на полсвета

Поезда летели под откос.

Вылез из убежища предатель

Заявил на пятерых подруг

Только пытки и угрозы не сломили

Их бойцовский дух.

Имя П.Ф. Батулы хорошо известно в Куйбышевском районе города Донецка как организатора и руководителя подпольно - патриотической группы на территории Донецка в дни фашистской оккупации города. Партизаны под его руководством выводили из строя железнодорожный транспорт, собирали информацию для нашей разведки, распространяли листовки, вселяли уверенность в скорую победу. Он прошел всю войну и погиб в пылающем танке. В его честь названа улица и ДОШ № 71.

Мы гордимся Береговым Георгием Тимофеевичем. Он прославил Донбасс подвигами и победами в воздушных боях в годы ВОВ. 185 боевых вылетов - это 185 его встреч со смертью, сотни часов борьбы и риска, испытания нервов и выдержки. Не раз его самолет, весь продырявленный и искалеченный , приземлялся на аэродром. Отважный летчик, летчик - испытатель, не может жить без мечты. Он любил мечтать, искать свою звезду, а самой заветной его мечтой было полететь в космос. И она осуществилась. 26 октября 1968 года на «Союзе 3» он совершил многодневный космический полет в мир, полный загадок и неожиданностей. Его яркая и неповторимая жизнь - достойный пример для подражания всем нам..

Мало кому знакомо имя Александра Игнатьевича Молодчего - мастера «слепых» полетов в сложных метеорологических условиях. Удары он обычно наносил ночью, безошибочно выводил самолет на цель даже в условиях почти полного отсутствия видимости. 311 боевых вылетов и 287 из них - ночью. Бесстрашие и мужество в этом летчике сочеталось с высоким искусством и новаторством. Он первым применил светящиеся авиационные бомбы.

Учитель. Это всего лишь мизерная доля подвигов нашего народа. Войны были для многих испытанием на человечность, на верность Родине. Как же люди выстаивали в войнах, которые начинались так трагически и заканчивались победой?

Учащиеся. Потому, что они обладали такими качествами как мужество, героизм, любили свою Родину и не могли не отстоять её.

Учитель. Да, действительно. Ребята, а как вы понимаете эти качества?

Учащиеся.

Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.

Мужество - храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм - отвага, решительность и самопожертвование в критической

ситуации.

Учитель. Вы правильно сказали. А могли бы вы продолжите фразу

« Патриот - это человек….»

Учащиеся.

1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос

2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом

3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

4. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.

5. Готов стать на защиту Отечества

6. Отстаивает престиж свой страны

7. Знает государственную символику

8. Готов отдать своей родине все силы и способности

9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом

10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством

11. Знает свой родной язык

12. Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Учащиеся.

Именно такие люди делают историю, именно такие люди готовы к самопожертвованию во имя Родины,

3 страница «Золотые имена нашего города»

Учитель. Наш город-это люди, которые любят его, прославляют его, которые внесли большой вклад в его процветание- люди с большой буквы. Я думаю, вы знаете эти имена, ведь каждый день, добираясь в школу на автобусе или троллейбусе, вы слышите: «Проспект Гринкевича», «Проспект Освободителей Донбасса», «Филармония имени С.С.Прокофьева» и другие.

Учащиеся. Мы гордимся достопримечательностями нашего города, которые носят имена выдающихся людей. Это-Донецкая филармония имени С. Прокофьева. С.С.Прокофьев - творческий музыкант, пианист - исполнитель собственных произведений, художник - патриот, вундеркинд, создавший шедевры и который в своих произведения воспел народ, его всепобеждающую силу над злом. Он написал 130 произведений: 8 опер, 7 балетов, 7 кантат, 7 симфоний, 8 концертов, 14 сонат, множество романсов.

Каждый в Донецке знает проспект Гринкевича, но не все знают, что во время ВОВ Франц Гринкевич командовал 43-й танковой бригадой, которая освобождала Донецк (Сталино). В одном из боев он был смертельно ранен и похоронен в центре города, а его танк находится во дворе музея.

Как же не гордиться Соловьяненко Анатолием Борисовичем, чьим именем назван театр оперы и балета. Музыка для Анатолия Борисовича была неизменным спутником жизни со всеми ее радостями и горестями. С самого раннего возраста Анатолий находился в атмосфере песни и со временем покорил всех манерой исполнения и голосом, бесподобной легкостью верхних нот. И приглашение певца из самодеятельности в один из лучших оперных театров страны - это ли не признание его таланта. Анатолий Борисович Соловьяненко спел 18 партий и записал 18 грампластинок (арии, романсы, песни)

.Кстати, в труппе нашего театра выросли такие всемирно известные люди как Ю.Гуляев - оперный и эстрадный певец, лирический баритон, композитор, Алина Коробко - Донецкий соловей; артисты балета Вадим Писарев и Инна Дорофеева, которые в театре создали школу хореографического мастерства имени В Писарева. Как же можно не гордиться тем, что именно В.Писарев был инициатором проведения Всемирного фестиваля «Звезды мирового балета», на который приезжают лучшие артисты балета.

А разве можно представить Донбасс без Архипа Куинджи - алхимика цвета, Григория Бондарь - директора Донецкой областной онкологии, спасшего тысячи жизней, Евгения Мартынова - исполнителя песен «Яблони в цвету», «Лебединая верность», «Аленушка», Алексея Мерцалова - кузнеца, создавшего пальму Мерцалова из рельса, Руслана Пономарева - короля шахмат, Нонны Мордюковой - казачки родом из Донбасса, Александра Волкова, Леонида Кизима - космонавтов, Владимира Чайки - главного аиста

и других донбассовцев. Честь им и хвала!

Мы гордимся нашими спортсменами. Каждый знает Донецкую березку Полину Астахову, в дом которой в первый же день войны попала бомба и она осталась на улице больная и почти не могла ходить. Но у нее была такая сила воли к жизни, что смогла не только выжить, но и стать олимпийской чемпионкой. За изящество и красоту западные СМИ прозвали ее Русской березкой.

Сергей Бубка, человек - птица, чемпион Европы, мира и Олимпийских игр, 35 кратный рекордсмен мира по прыжкам с шестом; Виталий Старухин, король воздуха и мяча, любимец публики. Лилия Подкопаева,олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике «Золотая Лилия»; Александр Коляскин -. король ракетки. Дмитрий Халаджи - богатырь из Донбасса, рекордсмен Книги рекордов Гиннеса, который перевернул все представления о возможностях человеческого тела.

4 страница «Подвиг, увековеченный в камне»

Учитель. Когда люди любят свой город, то стараются сберечь его достопримечательности, подчеркнуть индивидуальность, увековечить имена самых достойных его граждан, и особенно воздать должное тем, кто встал на его защиту в трудную минуту. Мы не можем не гордиться людьми, подвиг которых увековечен в камне.

Учащиеся.

Памятник генерал-лейтенанту К.А.Гурову. К.А.Гуров прошел дос­тойный путь от рядового кавалериста до генерал-лейтенан­та. Как член Военного совета Южного фронта он принимал активное участие в подготовке и осуществлении Донбасской наступательной операции. Памятник талантливому военачальнику установлен в сквере на улице Артема. Скульпторы А.Белостоцкий и Э.Фридман, архитектор И.Иванченко.

Памятник Ф.А.Гринкевичу. В сквере на улице Артема, рядом с театром оперы и балета на высоком постаменте навечно замер боевой танк. Он был установлен на могиле командира 13-й от­дельной танковой бригады гвардии полковника Ф.А.Гринкевича, который был смертельно ранен в сентябре 43-го при освобождении Донбасса.

Памятник Ф.И.Толбухину. Бронзовый бюст Маршала Советского Со­юза Федора Ивановича Толбухина установлен на пересече­нии улиц Ульяновой и проспекта Ильича. В сентябре 43-го войска Южного фронта под командованием генерал-полков­ника Толбухина освободили Донецк.

Скульптор Ю.Балдин, архитектор А.Лукин.

Памятник «Непокоренные». Памятник был установлен в честь подпольной патриотической организации, действовавшей в Пролетарском районе в годы Великой Отечественной войны, в парке им. М.Горького. На постаменте - фигуры руководителей подполья: С.Матекина, С.Скоблова и Б.Орлова.

Скульптор В.Костин.

Памятник Артему установлен в Ворошиловском районе Донецка на пересечении улицы Артема с проспектом Мира. Авторы памятника - скульптор Владимир Макарович Костин, архитекторы Н. К. Яковлев и Н. М. Поддубный. Участие в создании памятника принимали коллективы 90 предприятий и организаций.
Находится: г. Донецк, Ворошиловский район, на пересечении улицы Артема с проспектом Мира.

Мемориал «Освободителям Донбасса». Установлен в парке им. Ленинского комсомола. Помимо скульптурной группы, здесь размещены блоки памяти с именами освободителей Донбасса и героев Донецкого подполья.

Учитель. Можно бесконечно перечислять имена героев ВОВ, говорить об их смелости и мужестве. Но разве только во время войны можно совершать подвиги?Смелость и мужество - эти нравственные и волевые черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде».

В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность - все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни.

И еще хочется вспомнить слова Г.Т.Берегового, летчика - космонавта:

Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием»

Учитель. Ребята! Мы сегодня с вами пролистали страницы журнала «Нам есть чем гордиться». Каждая из этих страниц посвящена людям, которые прославили наш родной край - Донбасс, нашу малую Родину, место, где вы и мы родились и выросли. Я думаю, вам было интересно узнать о героическом прошлом и настоящем Донбасса.

Есть события, над которыми время не властно и чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. 70 лет прошло. Но в каждой семье есть те, кто не вернулся с поля боя, о ком есть вспомнить, кого помянуть, и кто был и есть для нас примером героизма, патриотизма и мужества.

70 лет. За эти 70 лет наш край изменился, вырос и похорошел. А все это благодаря людям - созидателям, творцам, чьи имена мы сегодня называли. А сколько еще неизвестных героев? И мы еще раз убедились, что есть, за что ее любить. Этой любовью мы сильны. И чем больше мы о ней узнаем, тем она дороже нам. И хочется нашу любовь к ней доказать своими поступками, учебой, своим поведением, желанием принести добро, посадить дерево, помочь нуждающимся, изменить мир к лучшему, Разве это не патриотизм? Да, нам, действительно, есть чем гордиться! И в заключение, я хочу прочитать такие строки:

Я горжусь тобой, мой край,

Моя Родина, ты знай,

Мы помним всех, кто был на войне,

Кто оставил свой след на этой земле.

Я горжусь всеми теми, кто жив и творит,

Кто от имени дедов, отцов говорит,

«Я горжусь, я горжусь тобой, Родина моя,

Я тебя не предам - ты одна у меня».







12

© 2010-2022