Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом нашего региона в общеобразовательную школу поступает значительное количество детей, для которых русский язык не является родным. Когда эти дети попадают в русскоязычную школу, они особенно остро ощущают проблему овладения русским языком.На уроках русского языка младшие школьники осваивают большое количество грамматического материала, в котором одно из важных мест занимает изучение темы «Имя существительное». Центр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

В связи с миграционными процессами и исторически сложившимся национальным составом нашего региона в общеобразовательную школу поступает значительное количество детей, для которых русский язык не является родным. Когда эти дети попадают в русскоязычную школу, они особенно остро ощущают проблему овладения русским языком.

На уроках русского языка младшие школьники осваивают большое количество грамматического материала, в котором одно из важных мест занимает изучение темы «Имя существительное». Центральное место в грамматической системе имени существительного принадлежит категории рода. Это объясняется тем, что категория рода определяет особенности сочетаемости имени существительного с другими частями речи - прилагательным, местоимением, глаголом; категория рода тесно связана с системой склонения имён существительных в единственном числе.

Освоение категории рода является непростой задачей и для русскоязычного ребёнка, а для ребёнка-иностранца - одной из самых сложных. Поскольку категория рода не всегда обоснована денотативно, иноязычным учащимся довольно трудно осознать деление слов на группы по родовой принадлежности, научиться употреблять существительные в речи и согласовывать с ними другие слова. Поэтому очень важно правильно организовать познавательную деятельность учащихся, способствующую подготовке к усвоению данной грамматической категории, ещё в период обучения грамоте.

Учитывая проблему и её актуальность в наше время, было проведено исследование, целью которого стало определение методических условий, способствующих овладению категорией рода имён существительных иноязычными первоклассниками в период изучения русской грамоты.

Объект исследования - процесс подготовки иноязычных первоклассников к усвоению русской грамматики в период обучения грамоте.

Предмет исследования - содержание и организация познавательной деятельности, направленной на практическое овладение иноязычными первоклассниками категорией рода имён существительных в период обучения грамоте.

Гипотеза исследования: овладение иноязычными первоклассниками грамматической категорией рода имён существительных окажется более эффективным при соблюдении следующих методических условий:

- учёт конкретных затруднений учащихся в овладении категорией рода имён существительных;

- разработка специальной серии упражнений;

- отбор лексики, интересной и близкой учащимся данного возраста;

- использование занимательных, игровых заданий;

- применение наглядности в виде схем-подсказок с информацией о формальных признаках существительных мужского, женского и среднего рода.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определили задачи:

- выяснить теоретические основы усвоения категории рода имён существительных иноязычными младшими школьниками;

- выявить трудности иноязычных первоклассников, связанные с категорией рода имён существительных;

- разработать серию упражнений, направленных на практическое овладение грамматической категорией рода;

- проверить эффективность экспериментального обучения.

Для достижения поставленной цели была проанализирована лингвистическая и методическая литература по изучаемой теме, проведён педагогический эксперимент, включающий в себя констатирующий, формирующий и контрольный.

В теоретической части были рассмотрены концепции категории рода, содержание, средства выражения и функционирование. Также были проанализированы вариативные программы по русскому языку с целью определения этапов обучения, на которых изучается категория рода существительных, и ознакомления с приёмами определения рода, предлагаемыми методистами для обучения русскоязычных учащихся. Были рассмотрены затруднения иноязычных учащихся при овладении категорией рода, изучены рекомендации специалистов по методике русского языка как неродного относительно последовательности изучения категории рода.

Анализ литературы позволил определить теоретические положения, которые учитывались в ходе исследования:

Род имени существительного - это несловоизменительная грамматическая категория, которая проявляется в способности су­ществительных сочетаться с определёнными формами согласуемых слов.

Род имени существительного определяется в зависимости от его морфологических, семантических и синтаксических характеристик.

На морфологическом уровне принадлежность слова к тому или иному роду определяется в зависимости от характера основы и системы флексий. Морфологические признаки имен существительных в большинстве случаев позволяют нам безошибочно определять родовую принадлежность слов. Однако, опираясь только на морфологические показатели имен существительных, не всегда можно правильно определить их род.

Семантически категория рода выражается только у одушевлённых существительных, которые обозначают лиц и животных и имеют соотносительные пары по роду. Родовые формы се­мантически отражают различия живых существ по биологическому полу. Но действие семантических признаков ограничено.

На синтаксическом уровне род имени существительного определяется по форме согласованного с существительным слова (прилагательного, местоимения, причастия, формы глагола прошедшего времени). Какого рода согласующееся слово, такого рода и имя существительное. Этот способ определения рода имен существительных считается универсальным. По форме согласуемого слова род существительного можно определить всегда. Однако для того, чтобы верно согласовать прилагательное или причастие с существительным, нужно уже знать род существительного.

Большинство программ по русскому языку предусматривает изучение категории рода имён существительных в 3 классе, а для определения рода имён существительных рекомендуется способ замены существительных местоимениями-существительными он, она, оно и способ согласования существительных с местоимениями-прилагательными мой, моя, моё. Иноязычным учащимся целесообразнее дать представление о категории рода русского языка гораздо раньше, ещё в период обучения грамоте. К моменту изучения темы «Род имён существительных» у них должен быть накоплен определённый запас слов всех трёх родов и приобретены элементарные навыки согласования. Это поможет учащимся подготовиться к изучению категории рода по школьным учебникам, ориентированным на русскоязычных детей, которые имеют достаточный речевой опыт.

Приём определения рода путём замены существительных местоимениями-существительными он, она, оно и путём согласования с местоимениями-прилагательными мой, моя, моё для иноязычных учащихся не приемлем вовсе, так как в их сознании отсутствует понятие грамматического рода. Таких учащихся необходимо учить определять род существительного, опираясь на формальные показатели - окончания.

С целью выявления трудностей, возникающих у иноязычных первоклассников при овладении категорией рода имён существительных, был проведён констатирующий эксперимент, в котором участвовало пятеро первоклассников разных национальностей: узбеки, армянка, азербайджанец и лезгин.

Для выяснения затруднений предлагались задания, направленные на проверку умений:

- согласовывать в роде имя существительное с глаголом прошедшего времени;

- согласовывать в роде имя прилагательное с именем существительным;

- заменять имя существительное местоимением-существительным;

- классифицировать имена существительные и согласовывать их с местоимениями-прилагательными.

Задание № 1

Цель: проверить умение учащихся согласовывать в роде имя существительное с глаголом прошедшего времени.

Учащимся были продемонстрированы предметные картинки с изображением бабочки, колокольчика, дерева. Дети должны были назвать каждый предмет и указать, с каким из предложенных слов его можно соединить.

Бабочка Колокольчик Дерево

1. Летал 1. Звенел 1. Рос

2. Летало 2. Звенело 2. Росло

3. Летала 3. Звенела 3. Росла

Задание № 2

Цель: проверить умение учащихся согласовывать в роде имя прилагательное с именем существительным.

Учащимся были продемонстрированы предметные картинки с изображением солнца, книги, торта. Дети должны были назвать каждый предмет и указать, с каким из предложенных слов его можно соединить.

Солнце Книга Торт

1. Яркая 1. Интересная 1. Вкусная

2. Яркое 2. Интересное 2. Вкусное

3. Яркий 3. Интересный 3. Вкусный

Задание № 3

Цель: проверить умение учащихся заменять имя существительное местоимением-существительным.

Учащимся были продемонстрированы предметные картинки с изображением ручки, мяча, озера, двери, стула, линейки, зеркала. Дети должны были назвать каждый предмет и указать, каким из предложенных слов его можно заменить: он, она или оно.


Задание № 4

Цель: проверить умение учащихся классифицировать имена существительные и заменять их местоимениями-существительными.

Учащимся были продемонстрированы предметные картинки с изображением дома, открытки, окна, телевизора, зонта, тетради, колеса, конфеты. Дети должны были назвать каждый предмет и распределить картинки на 3 группы: 1) картинки с изображением предметов, про которые можно сказать он; 2) картинки с изображением предметов, про которые можно сказать она; 3) картинки с изображением предметов, про которые можно сказать оно.

Задание № 5

Цель: проверить умение учащихся классифицировать имена существительные и согласовывать их с местоимениями-прилагательными мой, моя, моё.

Учащимся были продемонстрированы предметные картинки с изображением сыра, вилки, яблока, куклы, лимона, пальто, круга, платья. Задание выполнялось аналогично заданию 4.










Общее количество ошибок, допущенных при выполнении заданий констатирующего эксперимента


Умение

Кол-во

учащихся

Кол-во

действий

Кол-во

возможных ошибок

(100%)

Кол-во

допущ. ошибок

% от числа возможных ошибок

Сочетание имени существительного с глаголом прошедшего времени









5



3

15

3

20

Согласование имени прилагательного с именем существительным

3

15

6

40

Замена имени существительного местоимением-существительным

7

35

18

51,4

Распределение имён существительных на группы и замена местоимением-существительным

8

40

22

55

Распределение имён существительных на группы и согласование с местоимением-прилагательным

8


40

22


55

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил установить, что иноязычные учащиеся испытывают трудности в следующих случаях:

- при замене имени существительного местоимением-существительным (учащиеся допустили более 50% ошибок от числа возможных);

- при согласовании имени существительного с местоимением-прилагательным (учащиеся допустили более 50% ошибок от числа возможных);

- при согласовании имени прилагательного с именем существительным (было допущено 40% ошибок от числа возможных).

Была установлена возможная причина этих трудностей: отсутствие категории рода в узбекской, армянской и азербайджанской системе имён.

Для выявления условий, способствующих подготовке иноязычных первоклассников к усвоению грамматической категории рода имён существительных, был проведён формирующий эксперимент.

Работа строилась с учётом выявленных в ходе констатирующего эксперимента трудностей. Языковой материал был отобран в рамках одной темы. Была выбрана тема «Игрушки». Отбиралась лексика, которая интересна и близка учащимся данного возраста. Задания носили занимательный, игровой характер, что мотивировало желание учащихся включаться в деятельность. На занятиях широко использовалась наглядность: сюжетные иллюстрации, на которых представлена детская комната, где собраны предметы, знакомые детям; предметные картинки, схемы-подсказки. Работа велась над существительными разных родов, чтобы дети сопоставляли признаки, характерные для слов каждого рода. Лучшему запоминанию этих признаков способствовали схемы-подсказки с информацией о формальных признаках существительных мужского, женского и среднего рода.

Сначала учащиеся выполняли задания, направленные на усвоение лексики: называли знакомые предметы, их признаки и действия. Затем учились согласовывать существительные с именами прилагательными и глаголами в форме прошедшего времени. После этого переходили к заданиям на замену существительных местоимениями он/она/оно, на усвоение формальных признаков слов каждого рода и на согласование с местоимениями мой/моя/моё. Постепенно доля самостоятельности учащихся при выполнении заданий увеличивалась.













Задание № 1

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Учитель просит детей рассмотреть картинку и назвать знакомые предметы. Затем просит прочитать слова и найти предметы на картинке. После этого спрашивает: «Есть на картинке другие кубики (машинки, мячи, куклы)?» и просит показать их.

При выполнении данного задания у некоторых учащихся возникли трудности, связанные с называнием изображённых предметов. Незнакомыми оказались такие слова, как пирамидка, конус, ковёр. В процессе работы приходилось разъяснять учащимся значения данных слов.



Задание № 2

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

1 - класть

2 - сидеть

3 - держать

4 - лежать

5 - стоять

6 - висеть




Учитель читает учащимся небольшой текст, во время прослушивания которого дети рассматривают картинку.

У девочки Ани и мальчика Андрея есть своя комната. Она просторная и уютная. В комнате есть окно. Оно большое и светлое. На окне висят красивые занавески. На подоконнике стоит цветок. Рядом с окном находится стол. Он очень удобный. У стены стоит кровать. Она высокая. Посреди комнаты расстелен большой ковёр. На нём дети играют. Мальчик любит складывать из кубиков домики и играть с машинками, а девочка любит кукол и плюшевых зверей.

Затем учитель просит показать на картинке девочку и мальчика и ответить на вопросы: «На чём сидят дети? Что делает мальчик? Что делает девочка? Кто сидит на стуле? Кто сидит на окне? Что лежит на столе? Что лежит на полу? Что стоит на окне? Что стоит на столе? Что висит на окне? Что висит на стене?»

Выполнение данного задания не вызвало у учащихся особых трудностей. Ребята довольно хорошо отвечали на вопросы и находили на картинке предметы.

Задание № 3


Игра «Что было нарисовано на картинке?»

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Учитель демонстрирует учащимся картинку со списком изображённых предметов и просит запомнить картинку. Затем задаёт вопросы: «Во что играл мальчик?», «Где он сидел?», «Что держала девочка?», «Кто сидел на подоконнике?», «Кто сидел на стуле?». Учащиеся должны давать полные ответы на вопросы. После каждого ответа детей учитель показывает картинку, чтобы проверить, правильно ли ребёнок вспомнил изображение. За каждый правильный ответ ребёнок получает жетон.

Данная игра вызвала у учащихся особый интерес. Ребята очень активно вспоминали изображённые предметы и выполнили задание успешно.


Задание № 4

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

1 - розовый

2 - зелёный

3 - жёлтый

4 - красный

5 - синий

6 - фиолетовый



Учитель показывает на картинку и спрашивает ученика: «Какой конус?». Ученик отвечает: «Розовый конус». Затем учитель просит найти на картинке другие предметы этого же цвета и назвать их (розовый стакан, розовая занавеска). Аналогичная работа проводится с предметами других цветов.

При выполнении данного задания все учащиеся справились с называнием цвета изображённых предметов, но многие допустили ошибки, связанные с согласованием имён прилагательных с именами существительными в роде. Примеры ошибок: «зелёный, зелёная платье», «красный, красная сердечко».

Задание № 5


Игра «Заполни пропуски»


Текст № 1

У девочки Ани и мальчика Андрея была своя комната. В комнате было большое и светлое __________ . На нём висели красивые ____________ . На подоконнике стоял __________ . Рядом с окном находился удобный __________ . У стены стояла высокая ____________ . Посреди комнаты был большой _________ . На нём _____________ играла с куклой, а _____________ складывал из кубиков домик.

Учитель демонстрирует учащимся картинку и читает текст, в котором пропущены некоторые существительные. Учащиеся должны назвать пропущенные слова.

Текст № 2

У девочки Ани и мальчика Андрея была своя комната. В комнате было __________ и __________ окно. На нём висели ____________ занавески. На подоконнике стоял ___________ цветок. Рядом с окном находился __________ стол. У стены стояла ____________ кровать. Посреди комнаты был _________ ковёр.

Учитель демонстрирует учащимся картинку и читает текст, в котором пропущены прилагательные. Учащиеся должны назвать пропущенные слова.

Работа с первым текстом оказалась более успешной, чем со вторым. Выполняя это задание, учащиеся ориентировались на картинку, которая находилась перед ними и оказывала большую помощь. Работая со вторым текстом, учащиеся испытывали трудности в согласовании имён прилагательных с именами существительными в роде. Приходилось оказывать помощь.









Задание № 6


Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты


Учитель просит учащихся рассмотреть картинку и назвать знакомые предметы. Затем просит прочитать, каким словом можно заменить название каждого предмета.

Задание № 7


Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Учитель просит ученика взять картинку и назвать, что на ней нарисовано. Затем ученик отвечает, каким словом можно заменить этот предмет, и кладёт картинку в нужный ряд (1 ряд - он, 2 ряд - она, 3 ряд - оно).

Успешному выполнению задания способствовало запоминание местоимений, заменяющих данные существительные, при выполнении шестого задания.

Задание № 8

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

цветок стул книга платье шкаф окно

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

лампа машина цапля одеяло


Учитель просит прочитать названия предметов на картинках и разложить их в три ряда: в первый ряд - картинки с изображением цветка, стула, шкафа; во второй ряд - книги, лампы, машины, цапли; в третий ряд - платья, окна, одеяла. Затем просит назвать буквы, на которые оканчиваются слова каждой группы, и сообщает: «Слова, которые оканчиваются на согласную букву, - мужского рода. Их можно заменить словом «он» (кладёт схему № 1 над картинками первой группы). Большинство слов, оканчивающихся на А и Я, - женского рода. Их можно заменить словом «она» (кладёт схему № 2 над картинками второй группы). Слова, которые оканчиваются на О и Е, - среднего рода. Их можно заменить словом «оно» (кладёт схему № 3 над картинками третьей группы).

Схема № 1 Схема № 2 Схема № 3

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Б В Г Д Ж З Й А Я О Е

К Л М Н П Р

С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

Задание № 9

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

пирамидка кубик кукла конверт стол

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

кисточка стакан мяч пальто карандаш

Учитель просит ученика взять картинку и назвать её. Затем просит ответить: «На какую букву заканчивается это слово?» и положить картинку в нужный ряд.


Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Б В Г Д Ж З Й А Я О Е

К Л М Н П Р

С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ

С данным заданием абсолютно все учащиеся справились успешно, так как ориентировались на схемы-подсказки, которые оказались довольно эффективными.

Задание № 10


Игра «Найди игрушку»


Зелёная машинка, зелёный мяч, зелёное ведёрко, жёлтая лента, жёлтый кубик, жёлтое солнышко.

Учащиеся выбирают понравившуюся игрушку и называют её, отвечая на вопрос учителя: «Что у тебя?» (зелёная машинка, зелёный мяч, зелёное ведёрко и т.д.). Затем ученики прячут игрушку за спину. Водящий спрашивает: «У кого зелёная машинка?» Соответствующий ребёнок отвечает: «У меня зелёная машинка», показывая игрушку. За правильный вопрос и ответ ребёнок получает жетон.

Задание № 11


Игра «Раскраски»


Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Учитель демонстрирует учащимся раскраску с изображением банта и спрашивает: «Что нарисовано?» Затем предлагает раскрасить бант любым цветом. После того, как учащиеся выполнят задание, учитель спрашивает конкретного ученика: «У тебя жёлтый (красный, синий…) бант?» Ученик отвечает: «Да, у меня жёлтый бант» или «Нет, у меня красный бант». Аналогичная работа проводится с каждым учеником и с остальными раскрасками.

Игра вызвала у учащихся большой интерес. Ребята справились с заданием успешно, так как действовали по аналогии с образцом, данным учителем.


Задание № 12


Освоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамотыОсвоение иноязычными первоклассниками категории рода имён существительных в период изучения русской грамоты

Учитель показывает ученикам игрушку (пирамидку) и просит назвать её, отвечая на вопрос: «Что это?». Учащиеся рассматривают, из каких колец состоит пирамидка, и пробуют составить такую же, проговаривая каждый свой шаг: «Кладу красное кольцо» и т.д. Затем учащиеся составляют из кубиков домик, действуя аналогично.


Задание № 13


Учащиеся приносят на занятие свои любимые игрушки и с помощью учителя называют их. Затем кладут игрушки на общий стол. Учитель берёт в руки по одной игрушке и спрашивает: «Это чья ….?», «Это чей ….?», «Это чьё ….?». Учащиеся должны давать полные ответы на вопросы: «Это моя ….», «Это мой …», «Это моё …». Затем учитель просит описать игрушку с помощью прилагательных, предложив их для выбора: большой, большая, большое; маленький, маленькая, маленькое; красный, красная, красное и т.д.




Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Умение

Кол-во

возможных ошибок

(100%)


Констат. эксперимент

Контрольный эксперимент

Кол-во

допущ. ошибок

% от числа возможных ошибок

Кол-во

допущ. ошибок

% от числа возможных ошибок

Сочетание имени существительного с глаголом прошедшего времени

15

3

20

1

6,6

Согласование имени прилагательного с именем существительным

15

6

40

2

13,3

Замена имени существительного местоимением-существительным

35

18

51,4

3

8,5

Распределение имён существительных на группы и замена местоимением-существительным

40

22

55

4

10

Распределение имён существительных на группы и согласование с местоимением-прилагательным

40

22

55

10

25

Результаты контрольного эксперимента, направленного на проверку эффективности экспериментального обучения, показали, что количество ошибок, связанных с заменой существительных местоимениями-существительными, сократилось на 45%; количество ошибок, связанных с согласованием имён существительных с местоимениями-прилагательными, - на 30%, а количество ошибок, связанных с согласованием имени прилагательного с именем существительным, - на 26,7%.

Разработанная система упражнений оказалась эффективной. Гипотеза исследования подтвердилась.

Использование предложенной методики поможет иноязычным учащимся накопить к моменту изучения темы «Род имён существительных» определённый запас слов всех трёх родов и приобрести элементарные навыки согласования. А это, несомненно, будет способствовать лучшему усвоению учебного материала.

20

© 2010-2022