Классный час Учимся общению без предрассудков

Раздел Классному руководителю
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час в 7 классе на тему:

"УЧИМСЯ ОБЩЕНИЮ БЕЗ ПРЕДРАССУДКОВ"


Не печалься о том, что люди не знают тебя,

а печалься о том, что ты не знаешь людей.

Конфуций

Цели:

  • воспитывать коллективизм;

  • провести профилактику проблемы «изгой в классе»;

  • наладить позитивно окрашенные отношения между одноклассниками;

  • помочь ученикам найти в «белой вороне» привлекательные стороны, увидеть ее другими глазами;

  • развивать навык выражения значимых мыслей и чувств;

  • воспитывать умение находить решения трудных ситуаций.

Ход занятия:

Сегодня мы собрались на час общения «Учимся общению без предрассудков» сл.1

- Легко ли общаться с людьми?

Учиться жить среди людей и общаться с ними так же нелегко, как и изучать математику или физику или преодолевать какие-то преграды. Приходится осваивать и применять различные формулы поведения, пробираться через дебри непонимания, коварства, обмана.

Человек должен уметь общаться с людьми.

Общаться с людьми, которые ему нравятся? Да, есть определенный «круг общения» у каждого человека - круг людей, с которыми ему приятно и хочется общаться. Но, к сожалению, а может быть, и к счастью, вся жизнь человека, вернее, большая ее часть, складывается из вынужденного общения. Так необходимость общаться со многими людьми создает множество проблем. Почему? В чем состоит сложность? (В том, что нет одинаковых людей. )Мне очень легко было бы общаться с человеком, внутренне похожим на меня, но…

- Почему люди такие разные?

(ответы уч-ся)

  1. У них разные темпераменты.

  2. Они выполняют разные социальные роли.

  3. У них разный характер.

Учитель:

Все ли школьники одинаково ведут себя на уроках, на переменах, в спортивном зале? Конечно, нет. Есть неусидчивые, вспыльчивые, упрямые забияки, которые делают все очень быстро, громко говорят, могут и подраться…

А есть и другие - стеснительные, молчаливые, спокойные, стремящиеся быть незаметными… - Почему они такие разные?

Учитель:



(слайд 2) Подумайте, что является основой общения:



- Какая черта характера является фундаментом, основой общения?

- Чем каждый человек хочет быть окружен всю жизнь? (доброта *)

Ученик 1 (Ксюша):

Доброта - качество, обозначающее гуманное отношение ко всему живому, готовность помочь ближнему. Добрый человек понимает, каково другому, умеет посочувствовать другому человеку.

  • Каким делает человека доброта? (Обаятельным, красивым, улыбчивым, радостным.)

  • Какой человек может быть добрым?

«Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В. Ключевский (Ксюша*)

Учитель: что по вашему мнению является второй составляющей основы общения? (культура *)

Ученик 2:

Третьей составляющей основы общения является терпимость *

(Оксана *) Терпимость, (толерантность)- это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что-то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему еще хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

Цветок толерантности (слайд 3)

Учитель: давайте посмотрим, что значит это слово в разных языках:

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

tolerancia (испанский) - Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) - Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) - Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) - Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul' ( арабский) - Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Учитель:

  • Какие примеры толерантного поведения вы можете привести?

  • Какие нормы поведения в классе считают толерантными?

У толерантности, терпимости есть своя обратная сторона. Это конфликты.

Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково.

- Из-за чего разгораются конфликты? (уч-ся)

Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один и тот же вопрос; наличие третьей стороны. Многие конфликты возникают тогда, когда ребята преследуют свои эгоистические интересы в ущерб интересам класса.

Классный час Учимся общению без предрассудков(слайд 4) Мы попробуем сегодня выяснить, на чем должно, и не чем не должно строиться общение в классе на примере фильма Ролана Быкова «Чучело», снятого по одноимённой повести Владимира Константиновича Железникова

Я предлагаю просмотреть краткое содержание фильма. (просмотр ролика)


Учитель:

  • Какие чувства вы испытали, когда смотрели фильм?

  • О чём этот фильм?

  • Назовите главных героев фильма. Какой из героев по-вашему мнению похож на вас?

  • Каким был класс до поступления в него Лены Бессольцевой?

(Класс куда пришла Лена, живет по своим законам, как и любой другой детский коллектив. Там есть лидер-отличница по кличке Железная Кнопка, двоечник-силач Лохматый, первая красавица Шмакова, авторитетный сын богатых родителей Сомов, и есть свой тихоня, Васильев, которого никто не замечает).

Как класс принял Лену? (Одноклассники стараются улыбаться Лене, но на самом деле открыто дают понять новой девочке, чьи здесь правила).

Со временем Бессольцеву начинают презирать за ее доброту и мягкосердечность, одноклассники дают девочки кличку «Чучело»

Класс Л. Бессольцевой (слайд 5)

Заполнение таблицы на доске. ( лидеры, ведомые, отверженные:

Класс Л. Бессольцевой 1.Железная кнопка 2. Мотя 3.Шмакова 1. Лохматый 2. Попик 3. Валька 4. Сомов 5. остальные уч-ся 1.Бессольцева 2.Васильев)



  • Можно ли взаимоотношения в этом классе назвать нормальными? Почему?

  • Назовите проблемы, существующие в этом классе.

  • Существуют ли аналогичные проблемы в нашем классе? Какие?

  • Давайте рассмотрим характеры лидера и отверженной этого класса



Заполнение таблицы слайд 6)

Перечислите достоинства недостатки Железной кнопки: сильная жестокая озлобленная непримиримая;

Лена Бессольцева: смелая добрая мужественная сильная самоотверженная.

  • Как бы вы прокомментировали эту таблицу?

  • Чем отличаются характеры этих двух девочек?

(Лена - девочка тихая, амбиций у нее нет, она умеет прекрасно подстраиваться, а потому с самого начала безропотно сносит насмешки, готовно улыбаясь и даже немного заискивая

Железная Кнопка - девочка с ледяным, голубым взором, она держит в руках весь класс. Не силой,, не хитростью, держит волей и твердым, поистине железным ощущением своей правоты. "У меня ко всем одинаковый счет: живешь не по правде - расплата!" Настольная книга этой девочки называется "Предателем становятся один раз".)

  • Почему одна девочка пользуется одобрением класса, а другая - нет?

Работа в группе.

Группа 1 - что бы вы посоветовали Лене.

Группа 2 - что бы вы посоветовали Железной Кнопке.

Общий вопрос: что бы вы пожелали остальным ребятам класса.

Учитель:

- Почему учащиеся класса пошли за Железной кнопкой? Наверно немаловажную роль сыграло воспитание учащихся.

- -Если бы в нашем классе сложилась подобная ситуация, как бы вы себя повели, а ваши одноклассники? ( ответ из домашней подготовки)

К сожалению, подобные ситуации очень часто случаются в жизни, и не

Все способны повести себя так, как Лена Бессольцева. Мы страдаем малодушием и трусостью, гордыней и сребролюбием.

- Теперь давайте обратимся к качествам остальных ребят класса.

Совместное заполнение таблицы на доске.

Учитель:

  • Умеют ли ребята действовать самостоятельно?(1)

  • В каких случаях они это делают?

  • Легко ли они поддаются влиянию других одноклассников? Приведите примеры из фильма.

  • Всегда ли они стремятся следовать правилам?

  • Это хорошо? Каким правилам нужно следовать?

  • Как нужно это делать? Почему?

  • Признают ли они свою ответственность за происходящее? (Чаще всего считают виноватыми других.) (2)

  • Они умеют ставить себя на место другого? (3)

  • Можно ли такое доверие назвать настоящей дружбой? (4)

  • Они задумываются о последствиях своего поведения? (5)

  • К чему это приводит?

  • Кто в результате страдает?

  • Умеют ли они дорожить дружбой, оказанным доверием со стороны лидеров класса?

  • А как это называется?

(слайд 8)Должна получиться следующая таблица (ответы для учителя):

Человеческие качества. Их наличие: + / -Описание характера

1.Самостоятельность- несамостоятельны

2.Ответственность-безответственны

3.Умение думать не только о себе- эгоисты

4. Доброта-озлобленны

5. Смелость-трусливы

6.Уверенность в себе-Не уверенны в себе

Итоги:

  • Имели ли право ученики класса травить и преследовать Лену?

  • Имели ли право давать прозвище?

Прозвища частенько дают в школе сами же ребята.

Другое слово - характеристика человеку.

- Но что-то их объединяет? ( они все обидные )

- Скажите, а в своей жизни вы с прозвищами сталкивались? Какими они были, за что давались?

- Правы ли ребята, награждая сверстников прозвищами?

Так почему же Лена Бессольцова согласилась признать себя предательницей и перед одноклассниками? (она брала на себя чужую вину)

- Как же одноклассники отнеслись к предательству Лены? Прочитаем в цитатнике из фильма:

« - Бессольцевой бойкот.

- А что это такое?

- Сейчас узнаешь. Никто, - слышите? - никто не должен с ней разговаривать. Пусть она почувствует наше всеобщее презрение. А тому, кто нарушит клятву, мы объявим самый жестокий бойкот. Наш пароль - бойкот предателю!»

Но и бойкота ребятам показалось мало.

- Что ещё они придумали в наказание Лене? (сжечь на костре чучело с платьем Лены )

  • Для чего Р. Быков создал такой фильм?

Что он хотел этим сказать?

Фильм «Чучело» поучителен и интересен и в наши дни.

Режиссёру удалось правдиво, без прикрас показать драму девочки-подростка, чтобы у нас с вами вызвать протест против жестокости, чтобы каждый из нас попробовал встать на место Лены и проникнуться презрением к предательству.

Главное в этом фильме - противостояние ценностей истинных и мнимых, красоты духовной и внешней. И одним из таких вечных нравственных качеств является доброта. Известная русская писательница Мария Прилежаева писала: «Человек рождается для добрых дел и носителями добрых дел являются дети». Надо постараться сохранить и развить в себе это качество, без которого никак не прожить на свете.

ЛЕНКА И ЕЁ ДЕДУШКА ВСЁ-ТАКИ СМОГЛИ ИЗМЕНИТЬ РЕБЯТ!

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству всё сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил. Рыжий вдруг встал, подошёл к доске и крупными печатными неровными буквами, спешащими в разные стороны, написал: «Чучело, прости нас!» (слайд 9)

Учитель. Найти своё место в коллективе - задача сложная. Быть первым, но зависеть от общего мнения или строить свой собственный, ни на что не похожий мир, но оставаться в одиночестве, - каждый выбирает для себя сам. Никому бы не хотелось оказаться белой вороной, изгоем в коллективе, но ведь всегда там кто-то есть, «свято место пусто не бывает».

- Почему это место появляется?

Фигуры «изгоя», «отверженного», «козла отпущения», «мальчика на побегушках» и т. п. появляются в тех классах, где некоторые ученики считают себя лучше других и хотят добиться признания и уважения одноклассников за счёт унижения достоинства своих товарищей.

Действительно, в некоторых людях есть что-то такое, что способно оттолкнуть одноклассников, спровоцировать нападки с их стороны. Они не такие, как остальные.



Каждый человек - личность, и каждый достоин того, чтобы к нему хорошо относились, уважали его интересы.

Работа в группе. (слайд 10)

1) Составьте из слов на доске высказывание. Выскажите свою точку зрения и предложите свои аргументы:

Запись на доске:

людей, в, мира, -, красота, разнообразии, его.

(Красота мира людей - в его разнообразии.)

ты, завоюешь, познай, мир, и, себя.

(Познай себя и ты завоюешь мир.)

2) Как не допустить появления в классе изгоя?

Слайд 11

Заключительное слово учителя:

Рефлексия.

Перед вами солнце - символ доброты, но на нем нет чего? (лучиков), Давайте …….

- если вы считаете, что наш коллектив сплоченный, мы объединены общими целями, интересами, относимся друг к другу по - доброму, терпеливо, дружелюбно - прикрепите солнышку желтые лучик;

Слад 12

- если вы считаете, что в нашем классе есть лидер, ведомые и отверженные, то прикрепите красный лучик;

- если вам все равно, что происходит у нас в классе и вы безразличны по отношению к одноклассникам, то прикрепите черный лучик.

Итог.

Учитель: чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

«Помни, ты не один на свете, кроме тебя, есть и другие люди; они нуждаются в твоей доброте, понимании, мужестве, твоей защите»


Спасибо за работу.




© 2010-2022