Воспитательные компетенции преподавателя при формировании ЗОЖ среди студентов СПО

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воспитательные компетенции преподавателя

при формировании ЗОЖ среди студентов СПО


Семенова Ирина Григорьевна

ГБПОУ РС (Я) «Якутский сельскохозяйственный техникум»

г.Якутск

Профессиональный, гражданский и патриотический долг преподавателя - быть в равной мере специалистом, воспитателем и наставником. Актуальность темы обуславливается тем, что сегодня воспитание может быть понято не только как одновременная передача опыта от старшего поколения к младшему, но и как взаимодействие и сотрудничество преподавателей и студентов в сфере их совместной учебной и внеучебной деятельности. Значительная часть дня студента среднего профессионального обучения связана с учебой, поэтому преподаватели тоже несут ответственность за психическое, физическое и нравственное здоровье студентов.

Цель данной работы: определить воспитательные компетенции преподавателя в формировании здорового образа жизни среди студентов СПО. Для достижения цели решались следующие задачи: изучение теоретических основ процесса воспитания, обучение студентов составлению программы самовоспитания; разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни у студентов.

Для успешной воспитательной работы со студентами, преподавательскому составу целесообразно:

1. Иметь объективное представление об общечеловеческих ценностях, являющихся основой воспитания человека: общечеловеческие ценности, являющиеся основой воспитания человека, есть выработанные и накопленные достижения духовного, нравственного и эстетического опыта, вошедшие в жизнь человеческого сообщества и позволяющие поддерживать определенный уровень духовно-нравственного равновесия в обществе [3, с.13].

2. Представлять - что же в студенте (человеке) необходимо воспитывать (улучшать, совершенствовать) Вся жизнь людская, можно сказать, состоит только из этих двух деятельностей: 1) приведения своей деятельности в согласие с совестью и 2) скрывания от себя указаний своей совести для возможности продолжения жизни. Одни делают первое, другие - второе. Для достижения первого есть один только способ: нравственное просвещение - увеличение в себе света и внимание к тому, что он освещает; для второго - для скрытия от себя указаний совести. [1, с.6].

3. Знать определение процесса воспитания, его структуру и основные элементы: домашний досуговый центр совершенствования духовного мира - фундамент воспитания: представляет синтез библиотеки, фонотеки и видеотеки с научно - методически отобранными - книгами (Платон, диалоги: «О душе» (Федон), «Алкивиад - I»; Вейсс Ф.Р.Нравственные основы жизни; Карлейль Т. Этика жизни; Толстой Л.Н.Круг чтения, Путь души (Путь жизни); Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном, Раздумья; Коэльо П. Книга воина света и мн. др.) В домашнем досуговом центре необходим индивидуальный Дневник самовоспитания.

Структура дневника самовоспитания:

1. Моя программа самовоспитания на 2015 г. (Вариант по Ф.Р.Вейссу) [1, с.276-295]:

1).Поиск духовно-нравственных основ философии (январь - декабрь).

2).Поиск нравственных истоков истории периода_____ (январь - май).

3).Обогащение индивидуальности духовно - нравственными основами искусств:
a) познакомиться с творчеством композитора (певца, музыкального коллектива) _______________:(февраль-сентябрь);
б) посмотреть фильмы:______________________ ( январь - декабрь);

5).Обогащение духовно-нравственными основами классики литературы из произведений: _________________(январь - декабрь).

6).Разобраться с вопросом о смысле семейной жизни (январь - май).

7).Изучить теоретические основы процесса воспитания (январь-июнь).

8).Изучить и внедрить в повседневную жизнь:

а) правила поведения в общественных местах (январь - декабрь);

б) Изучить нравственные основы дружбы (январь - октябрь).

9). Познакомиться с биографией и духовно - нравственным жизненным опытом______(учёного, философа и др.)_____(январь - ноябрь).

10).Работать над развитием положительного морального качества - терпимость и изжитием противоположного отрицательного качества - ханжество (январь- декабрь).

4. Знать и уметь использовать в воспитательной работе основные элементы системы воспитания студентов: создание идеального портрета выпускника (цы):

-фундаментально подготовленный выпускник(ца);

-самостоятельный(ая) в быту;

-интеллигентный человек;

- отличный семьянин.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Они относятся к тем факторам, благодаря которым студенты находят друг с другом общий язык, учатся общаться. Преподаватели должны индивидуально подходить к каждому студенту, учитывая его особенности, тогда у студентов возникнет больше положительных эмоций, которые играют немаловажную роль для здоровья. В процессе обучения при выполнении задач здоровьесбережения преподаватель является главным лицом, наставником для студентов. Мы выделяем на каждом учебном занятии воспитательные компоненты обучения, запланированные в структуре основной части занятия, например по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на тему: «Создание презентаций с помощью программы Microsoft Office Power Point»:

- составление презентаций на тему: Формирование ЗОЖ среди молодежи»;

- создание плакатов и рисунков «Вред табакокурения и алкоголя»и т.д.

- сопровождение презентацией докладов для участия в научно - практических конференциях воспитательной направленности и др. Кроме того, для лучшего восприятия материала, педагоги должны разнообразить свои занятия, переключая внимание студентов со слухового восприятия на зрительное, т.к. однообразие утомляет и мешает полному восприятию материала.

Являясь куратором, надо создавать в группе условия для эмоциональной увлекательной насыщенной деятельности, учитывать темперамент каждого студента. В воспитательную работу куратора учебной группы входят: ведение «Дневника воспитательной работы куратора», проведение «Воспитательной процедуры поиска, совместно со студентами группы, ответов на вопросы, - что должен человек в жизни делать, а чего не должен», формирование в студенческой группе здорового образа жизни, совместно с социальным педагогом выявление проявления девиаций и оказание помощи студентам группы в их коррекции; и др. Проводить наряду со спортивными мероприятиями, такими как «А ну-ка, парни», «Веселые старты», где студенты показывают свою физическую подготовку, учатся сопереживать и работать в команде, мероприятия воспитательного характера. Надо рассказывать на кураторских часах о вредных для здоровья привычках, таких, как курение, употребление алкогольных напитков, энергетических напитков, курительных смесей, наркотиков.

5. Зная, что приоритетным принципом воспитания, является личный пример, подавать студентам пример посредством своих действий, бесед, мероприятий, преподаватель учит ребят здоровому образу жизни (физическое развитие; здоровое питание; отсутствие вредных для физического и духовного состояния человека привычек: алкоголь, табак, ненормативная лексика, грубость и т.п.; нравственная гармония взаимоотношений с окружающими; здоровое мышление) [3, с.10].

Преподаватели и воспитатели Якутского сельскохозяйственного техникума прилагают максимум усилий, чтобы время, которое отводится для обучения, и для занятий физической культурой, не пропало даром. Проводятся внутри техникума мероприятия, направленные на профилактику болезней и улучшение здоровья студентов, а также по формированию ЗОЖ:

- анкетирование по группам по курению - два раза в год;

- встреча со специалистами ЯРКВД, ЯГКБ, поликлиники №1 - ежегодно;

- антинаркотическая акция;

- Декада ЗОЖ - март-апрель, где проходят конкурсы стихотворений, цитат, конкурс стенгазет, плакатов, роликов, проектов против курения, соревнования по мини-футболу по группам, национальным видам спорта;

- флешмоб «Мы выбираем ЗОЖ»;

- ежегодная акция «Мы - против курения», в рамках дня отказа от курения;

- дебаты, лекции, семинары, кураторские часы по формированию ЗОЖ;

- занятия в спортивных секциях, участия в соревнованиях.

Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, на 20% -экологическими, на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной. Следовательно, если человек ведет здоровый образ жизни, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья.

Воспитательные компетенции преподавателя при формировании ЗОЖ среди студентов СПО

Обучение и воспитание - это две стороны единого процесса жизнетворчества. Чем больше студенты будут принимать участие в культурно-воспитательных мероприятиях, тем больше шанс достучаться до их душ и тем самым увеличить эмоциональную взаимосвязь друг с другом и с куратором, что приводит в возникновению положительного климата в группе.

В заключении, хочется отметить, кроме занятий физкультурой, надо привлекать студентов к занятиям в спортивных секциях, коллективных играх, ходить с ними в туристические походы. Только таким образом можно воспитать здоровое поколение. Поэтому педагог должен нести ответственность не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье студентов, чтобы получить здоровую гармонически развитую личность. Только тогда, когда здоровый образ жизни - это норма жизни педагога, студенты поверят и будут принимать педагогику здоровьесбережения должным образом. [3, с.29]

Предложения и рекомендации:

- преподавателям необходимо помочь студентам составить программу самовоспитания в соответствии с портретом идеального выпускника СПО;

- на современном этапе все большее значение уделяется сохранению здоровья молодежи, поэтому необходимо все больше включить воспитательные компоненты в образовательном процессе.

Список литературы

  1. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни. - Мн.: Юнацтва,1994.

  2. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М.: Республика, 1993. - 431с

  3. Трофимчук А.Г. Воспитание на основе общечеловеческих ценностей. Монография /Новочерк. гос. мелиор. акад.- Новочеркасск, 2009. - 170с. Деп. в ИНИОН РАН 3.6.2009.№60749.

© 2010-2022