- Преподавателю
- Классному руководителю
- Оздоровительная программа «Здорово»
Оздоровительная программа «Здорово»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефимова Ю.В. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ № 45»
Профилактическая образовательно-оздоровительная программа
«Здорово!»
составитель:
Ефимова Юлия Валерьевна
учитель высшей категории
МБОУ «СЭЛ № 45»
к.т.89127470478
Ижевск,2012
Пояснительная записка.
Актуальность. Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Уже на второй ступени обучения у большинства подростков нарушены функции:
-центральной нервной системы;
-опорно-двигательного аппарата;
-органов дыхания, кровообращения и зрения;
-обмена веществ и др.
Сохранение физического, психического и нравственного здоровья, является одной из главных задач любого образовательного учреждения.
Новизна программы состоит в идее гармоничного сочетания оздоровительных и психологических методик, что позволяет обучить детей приемам саморегуляции в различных жизненных ситуациях, способам сохранения и укрепления здоровья.
Оздоровительная программа «Здорово!» имеет социально-педагогическую направленность и общекультурный уровень освоения.
Цели программы:
Познавательные:
- Получить элементарные знания о собственном организме
- Узнать способы сохранения и укрепления здоровья
Метапредметные:
Коммуникативная:Учиться взаимодействовать в коллективе
Личностная: Ответственно относиться к своему здоровью
Регулятивная:Уметь регулировать свои чувства и настроение
Педагогические задачи:
- Формирование ценностного отношения ребёнка к самому себе и своему здоровью
- Создание благоприятных условий для успешной адаптации коллектива пятиклассников
Возраст занимающихся: 11-13 лет.
Срок реализации программы: один учебный год.
Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью - два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.
Ожидаемые результаты:
Познавательные:
-
Знают в каких ситуациях организм наиболее подвержен заболеваниям
-
Знают основные функции органов и систем
Метапредметные:
-
Дети бережно относятся к своему здоровью, не переохлаждаются, одеваются по погоде
-
Умеют договариваться, учитывают разные мнения и интересы, обосновывают свою позицию в коллективе
-
Умеют при необходимости сдерживать свои эмоции
Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы:
Результативность освоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
-
Игра
-
Викторина
-
Конкурс
-
Анкетирование
Учебно-тематический план.
п/п
Тема
Количество часов всего
теоретических
практических
1.
Вводное занятие. Знакомство с программой
2
2
-
2.
Культура здоровья. Навыки ЗОЖ
20
8
12
3
Я и мой организм
30
10
20
4.
Мои чувства и настроение
20
8
12
5
Пирамида здоровья
30
10
20
6.
Школа движений
38
8
30
Итоговое занятие
4
2
2
ИТОГО:
144
48
96
Содержание программы
Тема 1: «Вводное занятие» (2 часа).
Теория: Знакомство с программой. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете. Беседа «О профилактике простудных заболеваний».
Практика: Игра: «Самурай», подвижные игры.
Тема 2: «Культура здоровья. Навыки ЗОЖ» (20 часов).
Теория: Беседы: «Здоровье - жизнь!», «Что такое здоровье?», «Здоровый образ жизни», «Ценности ЗОЖ», «Забота о своем здоровье и здоровье окружающих», «Ответственность за свое здоровье», «Влияние физических упражнения на здоровье», «Мода и здоровье», «Пагубное влияние вредных привычек», «Правила гигиены», «Режим дня», «Утренняя зарядка - это модно», «Польза занятий физкультурой и спортом для здоровья», «Правила закаливания. Обтирание и обливание», «Режим работы и отдыха», «Прогулки и походы - наша тема», «Здоровый сон источник красоты», «Разговор о правильном питании».
Практика: Подвижные игры. Составление режима дня. Игра «Да-нет».
Тема 3: «Я и мой организм» (30 часов).
Теория: Беседы: «Я и мой организм». «Мышцы, кости, суставы». «Скелет основа организма», «Правильная осанка основа красоты». «Глаза - зеркало здоровья. Забота о глазах», «Здоровые зубы. Уход за зубами», «Почему болят зубы», «Чтобы зубы были здоровыми», «Слух. Уход за ушами», «Органы дыхания. Правильное дыхание», «Сердце - главный орган нашего организма», «Кожа. Забота о коже», «Зачем человеку кожа?», «Если кожа повреждена», «Уход за руками и ногами», «Стопы. Профилактика плоскостопия».
Практика: Комплексы упражнения для укрепления мышц спины .Физкультминутки. Оздоровительные минутки: само - массаж ушной раковины, само-массаж пальцев, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний. Упражнения: «Держи осанку», «Гора», «Добрые слова», «Геометрические фигуры», «Радуга», «Математическая зарядка», «Веселая арифметика». Упражнения для мелкой моторики, пальчиковые игры. «Дорожка здоровья». Подвижные игры: «Луноход», «Лягушка», «Пойми меня», «Части тела». Игры малой подвижности: «Письмо», «Коллективный хрюк», «Формула 1» «Запрещенное движение» и др. Индивидуальная работа.
Тема 4: «Мои чувства и настроение» (20 часов).
Теория: Беседы: «Мое настроение. Какое бывает настроение. От чего зависит настроение», «Настроение в школе. Настроение дома», «Юмор и смех», «Мой внутренний мир. Чувства, желания, ощущения, переживания», «Страна понимания». «Эмоции: (радость, грусть, злость, обида, удивление, страх, разочарование и др.). Управление эмоциями», «Встречают по улыбке (сдержанно, хитро, искренне)».
Практика: Описываем и рисуем свои чувства. Упражнение «Слушаем себя». «Школа улыбок». Упражнение «Передай настроение». Упражнение «Покажи эмоцию». «Мои желания (конкурс на самое лучшее желание)». «Подарок на всех (рисунок для группы)». Само - регуляция. Формирование навыка само - регуляции. Упражнения на релаксацию. Викторина: «Угадай чувство». Игры малой и средней подвижности. Индивидуальная работа.
Тема 5: «Пирамида здоровья» (30 часов).
Теория: Сказки о здоровье.
Практика: Обсуждение сказок. «Кто я? На кого я похож?». Имитационные игры и упражнения. Закрепление навыка само - регуляции. Релаксационные упражнения. Праздник Здоровья.
Тема 6: «Школа движения» (38 часов).
Теория: «Жизнь требует движения.», «Двигательная активность человека в течение дня». «Физические качества: сила, ловкость, выносливость, быстрота». «Пластика движений», «Красивая походка».
Практика: Тесты. Комплексы упражнений для основных мышечных групп организма. Комплексы упражнений для красивой осанки. Упражнения для развития гибкости. Комплексы упражнений для гибкости и подвижности в суставах. Ритмическая физкультминутка. Комплексы упражнений для красивой походки. Подвижные игры. Эстафеты. Индивидуальная работа.
Тема 7: «Итоговое занятие» (4 часа).
Теория: Подведение итогов работы за год. Анализ обучения. Рекомендации на летний период. Правила поведения на пляже, на воде, на улице и дома.
Практика: Праздник Здоровья на свежем воздухе.
Методическое обеспечение программы:
Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития учащихся данного возраста.
Дидактический материал: литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии), аудио кассеты или диски с записью музыкальных произведений.
Техническое оснащение занятий:
Занятия проводятся в просторном, светлом кабинете, желательно с ковровым покрытием.
Для занятий необходимо оборудование: спортивное оборудование и инвентарь, парты, стулья, музыкальный центр.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Ермакова И.А. Психологические игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
Иванов М.С. Лечебная физкультура при заболеваниях в детском возрасте. М., 1975.
Красикова И.С. Плоскостопие у детей. Профилактика и лечение. Корона принт, СПб, 2003.
Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.
Онучин Н.А. Дыхательная гимнастика для детей. М., СПб: АСТ, Сова, 2005.
Потанчук А.А., Спирина И.Ю. Осанка детей. СПб: Комета, 1994.
Смирнов И. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М.: Центрполиграф, 2004.
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. М.: Аркти, 2003.
Энциклопедический справочник. Здоровье детей. М.: Русское энциклопедическое Товарищество, 2004.
Список литературы, рекомендованный детям и родителям в помощь освоения программы:
Ермакова И.А. Развивающие игры и упражнения. СПб: КОРОНА-принт, 2006.
Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000.
Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО «Издательство Гном и Д», 2000.
Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998.
Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002.