Внеклассное мероприятие о семейных ценностях

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



15.5.2015


Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему общечеловеческих семейных ценностей «Круглый стол «???»»

для обучающихся I курса группа № 692 профессия: 19.01.17 повар - кондитер

Преподаватель: Ильина В. Ф.

ГАПОУ «Нижнекамский технологический колледж» 2015


Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Нижнекамский технологический колледж»







Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему

«Семейные ценности - маяки жизни».

для обучающихся I курса

группа № 692

профессия: 19.01.17 Повар - кондитер



Преподаватель ______________________Ильина Венера Фархатовна



г. Нижнекамск, 2015

«Согласовано»

Председатель ПЦК

____________О. А. Львова

«____»____________2015 г.

«Утверждаю»

Зам. директора по УВР

__________Р. З. Агишева

«____»____________2015 г.



План внеклассного мероприятия

Группа № 692

Профессия: 19.01.17 Повар - кондитер

Дата проведения 02.06.2015 г.

Тема урока: «Семейные ценности - маяки жизни».

Формируемые общие компетенции:

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5

Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Цели урока:

обучающая -

убедить в необходимости изучать историю своей семьи и своего народа, пробудить интерес к своим предкам; способствовать формированию нравственных качеств, способствовать пониманию того, что, благодаря семье, крепнет и развивается государство.

развивающая -

способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умению анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку. Способствовать развитию духовно - нравственного самосознания студентов.

воспитывающая -

способствовать воспитанию любви к родителям, уважения к старшим, к семейным традициям; воспитанию общечеловеческих нравственных ценностей.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: смешанный

Метод обучения: проблемного изложения и исследовательский

Форма урока: круглый стол

Материально - техническое оснащение:

  • Компьютер

  • Видеопроектор

  • Мультимедийная презентация к уроку

  • Мультимедийные презентации студентов

  • Генеалогические древа

  • Семейные фотоальбомы

  • Анкеты и раздаточные листы

  • Подбор песен на начало мероприятия («Родительский дом», «Семейный альбом»)

  • Необходимое оборудование для демонстрации притчи (кувшин, камни, песок, фасоль, вода, соль).

  • Для работы в группах: (ручки, листы бумаги, бумага с липкий краем)

Источники информации:

  1. Научно-методический журнал Зам.Директора школы по воспитательной работе. № 6, 2005г.

  2. Учебник литературы 5 кл.(I часть) под ред. Коровиной В.Я. "Просвещение" - 2004.

  3. Журналы "Воспитание школьников" за 2007г.

  4. Урбанович Л.Н. Нравственные основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации, разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Глобус, 2009. - 256 с. - (Воспитательная работа).

  5. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. Г.Г.Моргулец. - Волгоград: Учитель, 2011. - 183 с.





Ход внеклассного мероприятия в группе № 692 по этапам



  1. Организационный момент

    1. Жеребьевка, студенты и гости рассаживаются по группам, предварительно получив анкеты;

    2. Вступительное слово преподавателя, акцент на том, что мероприятие не имеет название, и цели его мы сформулируем вместе, ближе к его окончанию.

  2. Основной этап

    1. Начало мероприятия (притча «Кувшин»)

    2. I проблемное обсуждение (суть притчи)

    3. Определение понятия «семья» социологическое и понятийное, (II проблемное обсуждение «Построение семейного дома»)

    4. Социологическая статистика (III проблемное обсуждение о причинах большого числа разводов и малого количества детей в современных семьях)

    5. Рассказ о «Домострое» и старом укладе в русских крестьянских семьях. Пословицы и поговорки о любви. Введение понятия о родословной и определения геральдики (студенты и гости знакомятся с генеалогическими деревьями обучающихся).

    6. Историческая справка о Дагере - изобретателе фотографии (знакомство с семейными альбомами обучающихся)

    7. Знакомство с семейными традициями студентов и гостей (обсуждение семейных традиций, показ презентаций студентами)

  3. Заключительный этап

    1. Подведение итогов (возвращение к анкетам, выбор названия мероприятия, обсуждение целей и были ли они достигнуты) Во время обсуждения - национальный татарский танец в исполнении студентки 692 группы ЯрмухаметовойАйзили.

    2. Советы Владимира Мономаха сыновьям.

    3. Заключительное слово преподавателя и гостей.





Ход мероприятия

Мероприятие проходит в кабинете математики. Студенты и гости рассаживаются по группам (всего 3 группы), определение группы идет путём вытягивания жетона. Во время рассаживания участников собрания звучит песня Л.Лещенко «Родительский дом, начало начал». Раздаются анкеты для заполнения.

Вступительная часть

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые гости и студенты! Сегодняшнюю нашу с вами встречу я хочу начать с небольшой притчи, которая называется «Кувшин» (все действия, происходящие в притче демонстрируются)

Слайд 1.

«Знаменитый китайский профессор из известного китайского университета сидел перед новой группой студентов. Прямо перед ним стоял большой стеклянный кувшин, полупрозрачный, легкого зеленоватого оттенка.

Профессор смотрел на студентов, не произнося ни слова. Затем он наклонился вправо. У его правой ноги лежала кучка камней, каждый из которых мог поместиться в кулак. Он взял один из камешков и очень осторожно опустил его в кувшин через узкое горлышко. Потом взял следующий и повторил эту процедуру. Он проделывал это до тех пор, пока камни не поднялись до самого горлышка и не заполнили весь кувшин.

Он повернулся к группе и сказал:

- Скажите мне, этот кувшин полон?

Группа согласно зашелестела. Кувшин, без сомнения, был наполнен.

(В это время обучающиеся первой группы заполняют чашу - камнями. Преподаватель задаёт этот же вопрос всем собравшимся)

Профессор ничего не сказал и обернулся в левую сторону. Около его левой ноги была насыпана горка мелкой гальки. Он набрал полную горсть и стал аккуратно засыпать гальку через горлышко кувшина. Горсть за горстью, он сыпал гальку в кувшин, а она просыпалась сквозь щелки между камнями, пока не дошла до самого верха, и уже невозможно было насыпать даже малую толику.

- Скажите мне, полон ли кувшин сейчас?

Группа пробормотала, что все выглядит так, как если бы на этот раз кувшин действительно был полон; возможно, полон, наверное.

(Обучающиеся второй группы заполняют чашу, вместо гальки - фасоль)

Профессор ничего не сказал и снова повернулся к правой стороне. Около его ноги была насыпана горка крупного сухого песка. Он набрал горсть песка и начал аккуратно сыпать его через горлышко кувшина. Песок просыпался сквозь камни и гальку, а профессор горсть за горстью сыпал его в кувшин, пока песок не достиг горлышка и стало ясно, что больше насыпать невозможно.

Он повернулся к группе студентов и спросил:

- Кто-нибудь может сказать мне, полон ли сейчас кувшин?

Ответом была тишина.

(Ведущий заполняет чашу песком)

Профессор снова ничего не сказал и обернулся влево. Около его левой ноги стоял графин с водой. Он взял его в руки и начал осторожно лить воду через горлышко кувшина. Вода стекала на дно, минуя камни, гальку и песок, заполняя свободное пространство, пока не поднялась до самого горлышка.

Он повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, полон ли сейчас кувшин?

(Ведущий заполняет чашу водой)

В аудитории было тихо, даже тише, чем раньше. Это был тот тип тишины, когда все склоняют свои головы и старательно рассматривают свои ногти или оценивают чистоту своих ботинок.

Профессор снова обернулся вправо. На небольшом кусочке голубой бумаги была насыпана небольшая горочка великолепной мелкой соли. Он взял щепотку соли и бережно всыпал ее через узкое горлышко кувшина, и она растворилась в воде. Щепотку за щепоткой он всыпал соль в воду, она растворялась, проникая через камни, гальку и песок, пока не стало ясно, что соль больше не может растворяться в воде, так как та перенасыщена ею.

И снова профессор повернулся к группе и спросил:

- Скажите мне, а сейчас кувшин полон?

(Преподаватель демонстрирует заполнение чаши солью)

Один очень милый студент встал и сказал:

- Нет, профессор, он еще не полон.

- А-аа! - протянул профессор. - Но он полон.

Затем профессор предложил всем присутствующим обсудить значение этой ситуации. Как мы можем ее интерпретировать? И несколько минут спустя профессор уже выслушивал их предложения.

(Идет обсуждение значения данной ситуации. Выслушиваются мнения гостей и учащихся)

Интерпретаций было столько же, сколько студентов в этой аудитории.

Каждый из присутствующих является уникальным человеком, который живет и смотрит на жизнь через призму собственного, уникального опыта, не схожего ни с чьим другим. Их интерпретации просто отражали их жизненный опыт, особый уникальный взгляд, через который они понимают мир.

И поэтому ни одна интерпретация не была лучшей или худшей, чем остальные. И он поинтересовался, интересна ли группе его собственная интерпретация?

Конечно, всем было очень интересно.

- Что ж, - сказал он, - моя интерпретация проста. Что бы вы ни делали в своей жизни, в каком бы то ни было контексте, будьте, уверены, что сначала вы положили камни».

Думаю, то, что вы будете говорить сегодня, в течении нашей с Вами встречи - это и есть ваша собственная интерпретация, которая не хуже, чем все остальные, и которая может послужить кому-то примером

Слайд 2.

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Мы рады приветствовать вас сегодня за нашим круглым столом с названием которого мы определиться не смогли, поэтому в финале нашей встречи мы вместе дадим название нашему мероприятию!1 июня - день защиты детей, но многие из нас скажут, что мы уже не дети. Мы стоим на пороге новой жизни, каждый из нас понимает, что получив профессию, встретив свою любовь, мы, скорее всего, создадим уже свои семьи и будем защищать своих детей, поэтому наш разговор будет посвящен принципам семейной жизни, в которых закодирована вечная мудрость сотен поколений. Итак, что такое семья?

СПРАВКА: Важнейшим элементом социальной структуры - социальным институтом - является семья. Положение семьи служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения по пути предоставления гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития. Семья исследуется социологами в двух аспектах: как малая социальная группа, объединяющая, в первую очередь, детей и родителей, и как социальный институт. Семья как социальный институт - это комплекс социальных норм, образцов поведения, прав и обязанностей, которые регулируют отношения между супругами, родителями и детьми и воздействуют со стороны общества на семейные отношения. Основа отношений - семейные роли. Исполнение семейной роли зависит от правильного формирования ролевого образа.

Преподаватель: Здорово сказано, жаль, что малопонятно! Семья для ребенка - это место его рождения и становления, это определенный морально-психологический климат, это школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Ведущий: На мой взгляд, семья - это любовь и заботы, труд и совместный отдых, радости и печали, привычки и традиции. Есть одна очень интересная легенда о семье.

Учащийся: В давние времена жила большая дружная семья из 100 человек, и в ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: "Как вам удается жить, никогда не ссорясь?" Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово "понимание"!

Ведущий: А как вы думаете, что такое семья и каковы ее основные принципы? Давайте попробуем смоделировать счастливую семью, работая в группах.

Задание группам: У вас на столах лежат листы со словами: терпение, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, семейные традиции, дружба, прощение, понимание, долг, материальный достаток, уважение, самопожертвование, порядочность. Постройте, пожалуйста, из этих слов счастливый семейный дом, определив, что пойдет в фундамент, что может стать стенами и крышей будущего семейного дома. (после выполнения задания представители групп озвучивают свой результат)

Слайд 3

Ведущий: Ребята, вы замечательно справились с заданием. Но моделировать на бумаге намного проще, чем создавать счастливую семью в реальной жизни. Сегодня сама идея создания семьи постепенно утрачивает свою привлекательность в глазах многих молодых людей. Часто они предпочитают либо совсем не создавать семью, выбирая свободные отношения, либо создавать "пробные" гражданские браки, не беря на себя ответственности за результат этого эксперимента.

Слайд 4

Учащийся: Социологи описывают нынешнее состояние семьи как кризисное и приводят следующие факты:

  • -на 100 заключенных браков приходится 80 разводов (4 из 5 распадаются);

  • 90% сирот имеют живых родителей;

  • из-за большой смертности и маленькой рождаемости население России каждый год уменьшалось на 1,6 млн человек до 2008 г. И только в 2014 г. впервые рождаемость обогнала смертность.

Ведущий: Каковы же причины такого положения дел? Можем ли мы утверждать, что среди причин кризиса семьи в первую очередь следует искать экономические причины? (обсуждение)

Ведущий: Получается, что современные семьи страдают эгоцентризмом, т.е. каждый думает о личном благополучии, личном счастье, личной карьере.

Слайд 5

Учащийся: В 16 веке в России распространилась любопытная книга "Домострой". В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном - об ответственности супругов друг за друга, за детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи.

Отношения мужа к жене и родителей к детям в древнем русском обществе не отличались особенною мягкостью. Человек, не вышедший из родовой опеки, становился мужем, т. е. с ним соединяли существо, не знакомое ему прежде, с которым он прежде не привык встречаться как с существом свободным. Молодой человек после венца впервые встречался с существом слабым, робким, безмолвным, которое отдавали ему в полную власть, которое он был обязан учить, т. е. бить, хотя бы и вежливенъко, по правилу Домостроя.

ЯрмухаметоваАйзиля о «Домострое»

Слайд 6

Ведущий: Давайте вспомним пословицы и поговорки о любви и семье.

Любовь кольцо - а у кольца нет начала и нет конца.

Милые бранятся только тешатся.

Не родись красивой, а родись счастливой.

На что и клад, коли в семье лад.

Зять на двор - пироги на стол.

У кого есть дед, у того есть обед.

Ведущий: Помните легенду о большой семье, где царило понимание? Было в старину еще одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным.

Слайд 7

Учащийся: Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица "хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе". Учащийся: Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие.

Учащийся: К сожалению, теперь сведения о предках у всех скупы. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Ведущий :Итак, обратимся к генеалогии. Кто знает, что означает это слово?

Слайд 8

Учащийся: В переводе с греческого оно означает "родословная", т.е. наука, занимающаяся поиском предков людей. Родословной во все времена и во всех странах предавалось большое значение. Например, для рыцарей важен был вопрос о чистоте крови при посвящении, при допуске к участию в турнире. В те времена возникла наука геральдика, живущая и поныне. А первыми профессиональными знатоками генеалогии были герольды.

Ведущий: Фамильная честь, интерес к своему роду - все это ветви большого дерева, имя которому патриотизм. Нельзя жить и не помнить родства. Давайте проверим, до какого колена знают своих родственников в ваших семьях, (учащиеся представляют свои генеалогические древа).

Слайд 9

Ведущий: В 1829 году, когда французский художник и конструктор Дагер изобрел фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни.

Учащийся: Невольно вспоминаешь строки из стихотворения Н.М.Рубцова.

...

И вдруг открылся мне
И поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным - полна,
И близких всех душа не позабудет...

Ведущий: Покажите нам свои семейные альбомы, (ребята представляют семейные альбомы).

Слайд 10

Учащийся:

Семейным альбомом всегда дорожите. Его как реликвию нужно хранить. На самое видное место кладите, Чтоб прошлое в памяти вмиг воскресить.

Слайд 11

Ведущий: С большей долей правды можно предположить, что при упоминании словосочетания семейные традиции у большинства людей возникают ассоциации со словами «дом», «родственники», «родители», «дети». И действительно, если закрыть глаза, и мысленно произнести слово «детство», так вместе с близкими и родными людьми и домашним уютом родительского дома в мыслях возникают и другие ассоциации, что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать «семейной традицией». Эти воспоминания находятся глубоко в человеческом сознании, поскольку действия, которые мы подразумеваем под понятием «семейные традиции» неоднократно повторялись с раннего детства. Если в вашей семье не было устоявшихся традиций, в памяти вырисовываются другие воспоминания из детских лет - обычно яркие и красочные, но они не имеют отношения к семье. Давайте вспомним, какие семейные традиции есть в наших семьях? (обсуждение семейных традиций. Показ презентаций)

Учащийся:Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью, и провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
И интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
И мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.

Ведущий: Дорогие гости и ребята, что вы почерпнули из нашего разговора? Какие семейные ценности хотели бы вы взять в свою семейную жизнь! Давайте обсудим в группах наши анкеты и от каждой группы зачитаем самые поддерживаемые продолжения предложений и названия сегодняшнего круглого стола! (обсуждение)

Ведущий: Как много ошибок мы могли бы избежать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас - звено в цепи поколений. Наши добрые дела и поступки окрыляют детей и внуков, а плохие - ложатся на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только наши внешние данные, но и историю нашей жизни. Давайте будем жить так, чтобы нашим детям не было за нас стыдно. И не дай Бог, чтобы наши плохие дела и помыслы вернулись бумерангом нашим детям или внукам. Мне очень нравятся прекраснейшие по своей нравственной красоте советы Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям:

Слайд 12,13,14

- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;
- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;
- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает
и тело;
- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому
учитесь;
- больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;
жену свою любите, но не давайте ей власти над собой;
- куда не пойдете и, где бы не остановились, напоите и накормите нищего;
- более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;
- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

Ведущий: В современном мире ослаблено влияние на внуков со стороны дедушек и бабушек, на детей со стороны отца и матери. Это несет большую потерю. Потерю не в деньгах, а в человечности и моральном здоровье молодого поколения.

Преподаватель: Мы должны помнить, что сердце человека - сад, в котором при правильном обращении прорастает любовь, но в нем также легко укореняются и очень быстро разрастаются человеческие пороки. Чтобы ни происходило в обществе, семья создает среду и условия. И какие ценности мы проповедуем сейчас, то и прорастет в нашей семье.Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.



© 2010-2022