Классный час Доброта в нас и вокруг нас

Классный час«Доброта в нас и вокруг нас»Цели и задачи: 1. Дать понятие о качествах личности, доброте и щедрости. 2. Развивать стремление совершать добрые поступки. З. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям. 4. С помощью игр, пословиц и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час

«Доброта в нас и вокруг нас»

Цели и задачи:

1. Дать понятие о качествах личности, доброте и щедрости.

2. Развивать стремление совершать добрые поступки.

З. Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.

4. С помощью игр, пословиц и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать в группах

Оформление, оборудование, реквизит: карточки со словами однокоренными слову «добро»; карточки с пословицами; карточки в виде солнца с лучами; запись фонограмм песен; книжная выставка «Где добро - там и светло», электронная презентация

Ход работы:

1. Приветствие

Всех в наш круг я позову. Радостно произнесу:

Здравствуйте, милые дети! Лучшие дети на свете!

2. Обмен настроений.

- С каким настроением вы пришли на урок и на что оно похоже?

2. Вводная часть

Учитель: Я вам предлагаю тему для разговора о доброте и щедрости, которые всегда согревают душу того, кто их сотворил. Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Оглянись вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу.

Прикоснись ко мне добротой,

И болезни смоет волной,

И печаль обойдёт стороной,

Озарится душа красотой ...

З. Беседа по теме:

- Ребята, а как думаете вы, что такое доброта?

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется как отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Дайте определение словам "добро" и "зло", "добрый человек" и "злой человек"

Добро - все положительное, хорошее: ласковое, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.

Зло - все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек - человек, обладающий мягким характером, расположенным к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек - человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Доброта, мудрость, милосердие, справедливость, трудолюбие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья

Учитель: Ребята, как вы думаете, где живёт доброта?

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта,

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час.

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда, спросишь ты,

В доме столько доброты?

Доброта, в первую очередь, должна жить в ваших сердцах.

Добрые сердца - это сады.

Добрые слова - корни,

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Слово учителя:

Вы обратили внимание, что рядом с добром часто употребляется зло.

Добро всегда противодействует злу, борется с ним. - Чего же больше в людях: добра или зла?

Расскажите о добром поступке который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или услышали о людской доброте и не забыли.

Учитель: Какие качества человека вы знаете?

Ученик: доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность, отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д.

Учитель: Вы перечислили очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека, Есть качества характера противоположные этим качествам.

Назовите - какие?

Ученик: злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

4. Подбор антонимов. (На доске во втором столбике слова):

ДОБРО ЗЛО

Чуткость Невнимательность

Отзывчивость Пассивность

Серьезность Легкомыслие

Трудолюбие Лень

Щедрость Жадность

Правдивость Лживость

Смелость Трусость

Радость Гнев

Справедливость Хитрость

Нежность Грубость

Доброжелательность Агрессивность

- Что за слова написаны на доске? (Плохие черты характера человека)

- Как мы можем назвать все это, одним словом? (Зло)- озаглавливание слов 2 столбика.

- А какое слово мы противопоставим слову «зло»? (Добро) - запись в 1 столбик.

- Как в русском языке называются эти два слова? (Антонимы).

- Перед вами по два квадратика. На одном нарисуйте зло, а на другом добро.

- Подберите антонимы к словам второго столбика (Записать слова в 1 столбик).

- Какие сказочные герои, на ваш вэгляд, злые? (Кащей Бессмертный, Баба-Яга,

Карабас-Барабас, Гуси-лебеди ... ).

- А какие сказочные герои - добрые? (Иван-царевич, Золушка, Морозко, Хаврошечка, Золотая рыбка, Мальвина ... ).

- По каким законам живут злые герои сказок, поднимите листок.

- По каким законам живут добрые герои сказок, поднимите листок.

- А по какому закону будете жить вы?

- Я очень рада, что вы выбрали закон добра.

5. Песня «Дорога добра». сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова.

Учитель: Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека, Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладают?

Ученик: Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Учитель: Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

6. Просмотр мультфильма "Просто так»

- О чем этот мультфильм? Какое качество характера показано? Почему вы так думаете?

Учитель: Так что же нам может принести добро, добрые дела?

7. Творческое задание «Доброе дело»

Прочитайте детям пословицу: «Доброе дело, что дождь в засуху».

Раздайте детям карточки с рисунками любых предметов или явлений окружающего мира, например: солнце вода, ветер, земля, деревья, дом, мебель, посуда, одежда, книга и т.д.

Каждый должен рассказать о доброте того, кто ему достался на карточке, не называя его. Дети должны угадать, о ком рассказывали их друзья.

Например: поит, умывает (вода); укрывает, защищает от непогоды, дарит уют (дом) и т.д.

Учитель: Как вы думаете, легко пи быть по-настоящему добрым? Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелёгкий, на нём человека ожидают взлёты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

8. (Ученица поёт песню "Доброта», сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученка)

(Ученик читает стихотворение Л. Татьяничевой)

Достаётся не дёшево Может, строишь ракету

Счастье трудных дорог. Гидростанцию? Дом?

Что ты сделал хорошего, Согреваешь планету

Чем ты людям помог? Своим мирным трудом?

Этой мерой измеряется Иль под снежной порошей

Все земные труды, Жизнь спасаешь кому?

Может, вырастил деревце Делать людям хорошее

Иль очистил пруды? Хорошеть самому.

9. Игра «Улыбка доброты»

Учитель: Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге "добра" и "света" или по дороге "зла" и "тьмы". У доброго человека и слова, и дела добрые "Каждый кувшин изливает то. что содержит" - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

10. Анкета. На мои вопросы вы отвечаете" да" или "нет".

1. Можно ли человека заставить быть добрым?

2. Можно ли стать добрым на время?

З. Нужно ли быть добрым к любому человеку?

4. Легко ли быть добрым?

5. Есть ли у вас желание делать добрые дела?

Учитель: У вас получилось больше ответов "да" и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо. Доброта всегда приносит радость окружающим людям. Она, как волшебное лекарство, вылечивает от многих недугов. Люди стремятся к добру и ненавидят зло. Надо учиться быть добрыми ко всему окружающему. На все хорошее, что для нас делается людьми нужно отвечать добром.

Учитель: Добрый человек - это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать. Вы с этим утверждением согласны?

Ученик: Да!

С. Баруздин "Бревно».

Лежало на пути бревно,

Мешало путникам оно.

Один сказал: "Нехорошо",

Сказал и знай, себе пошел.

Второй взглянул, потом вздохнул

И то бревно перешагнул.

А третий путник промолчал

Он с виду был и хил, и мал.

Он молча скинул полушубок

И в сторону бревно убрал.

- Как поступили первые два путника? (Равнодушно)

- А третий путник? (Проявил великодушие, заботу о людях)

Вас никогда не будут считать добрым, не будут уважать, если вы не будете щедрыми, не будете делиться с товарищами, т.е. чем-то жертвовать.

11. Теперь поиграем в игру "Подумаем о доброте"

Учитель: Дети встаем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко тому, кого он считает добрым, и объясняет, почему он добрый.

Учитель: Молодцы! Вы умеете видеть, различать добрые поступки человека.

Как вы понимаете слово щедрость? Кто такой щедрый человек?

Щедрость. Произнесите это слово. Что вам вспоминается? Сегодня мы с вами постараемся ответить на все вопросы.

Я предлагаю вам послушать сказку, которая называется «Сказка о щедром сердце». М. Скребцова.

- Почему в домах, где стояли печки старика, поселялось счастье.

Щедрый человек тот, кто любит людей и помогает им.

Щедрость - это стремление человека сделать счастливее других людей. Живи и поступай так, чтобы окружающим - взрослым и детям было с тобой приятно и радостно. Помогайте пусть немного, но каждый день, чтобы щедрость стала "привычкой сердца».

Щедрость души - это суть доброго отношения к людям.

12. Игра "Учимся делит».

Прочитайте детям пословицу: «Дели хлеб пополам, хоть и голоден сам».

Дети делятся на группы и получают от педагога по куску хлеба. Каждая группа должна разделить свой кусок хлеба поровну на всех членов группы.

- Трудно ли вам быть щедрыми? Человек, делающий подарок другому - щедр.

Стихотворение А. Барто.

ДРУГ НАПОМНИЛ МНЕ ВЧЕРА.

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш мне дал однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете, чуть не в каждой.

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок -

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка,

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счёт.

И меня к нему, ребята,

Что-то больше не влечёт.

Педагог: Можно ли такого друга назвать добрым? Почему к такому другу не влечет?

1З. Беседа по теме занятия.

Дарить - это радость. Строит - строитель, учит - учитель, а дарит - даритель. В русском языке есть такое, непривычное для нас, слово «дарители». Так называют человека, который даром даёт другому человеку что-нибудь хорошее.

Например, у Сергея Михалкова в одном из стихотворений дядя Стёпа спасает тонущего ученика, то есть другими словами, он дарит ему жизнь. И в ответ на предложение попросить что угодно, он отвечает:

Мне не надо ничего, Я задаром спас его.

Заметьте - задаром. А ведь в жизни бывает и так, как в ситуации, которую разыграют нам мальчики.

14. Письменная работа: На доске рисуется большое солнышко. Дети должны перечислить, что солнышко дарит земле. Например: тепло, свет, энергию, жизнь, красоту, возможность роста. Все перечисленное детьми подписывается на лучах солнца. Затем дети рисуют в своих тетрадях солнце своей души. На лучах этого солнца они подписывают все, что они могут подарить своим друзьям.

Слово учителя. Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце. Оно светит в сердце каждого из нас. Это наша щедрость.

Не стой в стороне равнодушно. Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

И если кому-то поможет

Щедрость твоя, улыбка твоя

То день не напрасно был прожит

Значит, живёшь ты не зря.

15. А теперь поиграем. Игра называется "Собери пословицы и поговорки".

Объясни значение.

Добрые дела спеши.

Делать добро что есть добрые люди.

Без добрых дел сто рук.

Жизнь дана красят человека

Злой не верит кто добра не творит никому.

Доброе слово лечит, само себя хвалит.

Доброе дело злое калечит.

Худо тому, платят

За доброго человека нет доброго имени.

За добро добром и на добрые дела.

Учитель: Как же стать добрым? Ведь не бывает так: вечером лег спать злым человеком .. а утром вдруг стал добрым.

16. Рисунок «Дерево доброты»

Нарисуйте на листе ватмана дерево доброты и попросите детей рассказать обо всех своих добрых делах. Каждое доброе дело дарит Дереву новый плод. В результате на дереве появится столько плодов, сколько добрых дел дети вспомнят. Рисунок с деревом можно повесить на стену и время от времени добавлять к нему новые плоды.

И я предлагаю вам основные правила, которые при годятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.

(Дети читают хором с доски)

17. Памятка. Старайся видеть в людях, прежде всего хорошее и доброе! От этого все окружающие становятся добрее и симпатичнее.

Будь добрым к людям!

Учись добру у добрых!

Не бойся предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.

Не причиняя зла, добрей становишься!

Как бы жизнь не летела -

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело

Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело.

А не тлело во мгле.

Делай доброе дело -

Тем живём на земле. А. Лесных

18. Учитель: Давайте сейчас прочитаем маленький рассказ "Осколки доброты".

Осколки доброты. Неизвестный автор

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Учитель: Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Учитель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?

Учитель: Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке.

Учитель: Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Учитель: Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Ученик: Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

Учитель: Что нужно иметь для того, чтобы быть добрым? (Добрую душу, доброе сердце).

Учитель: Наш классный час подходит к концу. И я хочу вам раздать по маленькому солнышку, которые расположены в лучах этого большого солнца - доброты. Я отдаю вам частичку тепла своего сердца. Мне хочется, чтобы вы всегда были солнышками для своих мам, пап, дедушек, бабушек и всех людей, которые вас окружают. Пусть эти солнышки напоминают вам о сегодняшнем разговоре. Как можно чаще дарите окружающим свет и тепло.

19. Дети исполняют песню «Будьте добры»

Будьте добрыми! Ведь добро - это Жизнь!

Стань добрым волшебником! Ну-ка, попробуй!

Тут хитрости, Вовсе не нужно особой.

Понять и исполнить. Желание другого -

Одно удовольствие. Честное слово!

20. Итог занятия:

Учитель. На этом уроке о чем мы говорили?

Ученик: О доброте.

Учитель: Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, вы поняли, с какими качествами характера лучше жить в этом мире.

Учитель:

Хочется мне попрощаться.

Пожелав при этом вам,

Чтобы добрыми вы были.

Слов волшебных не забыли.

Чтобы добрыми словами

Говорили вы с друзьями.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя.

То день не напрасно был прожит.

Значит, живёшь ты не зря.



© 2010-2022