- Преподавателю
- Классному руководителю
- Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС
Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Степаненко Л.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС
Согласно теме педсовета, мы будем актуализировать, вопросы ЗОТ (здоровьесберегающих образовательных технологий), которые активно пропагандируются в системе образования в соответствии с ФГОС. Первопричиной актуальности и проблемности вышеуказанного вопроса является интенсификация образовательной среды, включающей необходимый запас образовательных потребностей всех нозологических категорий учащихся в соответствии с их возможностями.
Здоровьесберегающие технологии
в нормативных образовательных документах
04 февраля 2010 года президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из пунктов основных направлений развития общего образования является пункт № 5, раскрывающий сохранение и укрепление здоровья школьников.
Среди новых требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) предъявляется умение применять здоровьесберегающие технологии.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно отражаться: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Установки на формирование здоровьесбережения предписаны и в предметных результатах.
В образовательной области 12.3 «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» указывается на осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
В «Технологии» предписано усвоение правил техники безопасности.
Основное значение в реализации ЗЗТ прослеживается на уроках физической культуры.
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе 10 пунктов, среди которых:
-система знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.
В Федеральном государственном стандарте в разделе «Образовательная программа начального общего образования» одной из задач ее реализации является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования указывается на раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».
Система реализации технологий через урочную и внеурочную формы деятельности в их взаимосвязи решает задачи реализации предметных областей. Например, в обществознании (окружающем мире) - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Во внеурочной деятельности ЗОТ реализуются в спортивно-оздоровительном направлении в таких формах как факультативы, секции, соревнования и других.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности по реализации здоровьесберегающих технологий могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления.
Согласно Программе формирования культуры здорового образа жизни необходимо обеспечить:
-
комплекс знаний, установок, личностных ориентиров, направленных на мотивацию к ЗОЖ, использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
-
применение рекомендуемого врачами режима дня;
-
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» читаем: « …. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх.
Рассмотрим определение здоровьесберегающих технологий по В. Д. Сонькину, Н. К. Смирнову, Петров О. В.) и их классификацию.
автор
определение
В. Д. Сонькин
Здоровьесберегающая технология - это:
-
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
-
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
-
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
-
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Н.К. Смирнов
«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
О. В. Петров
Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
-
Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.
-
Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.
-
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
-
Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Классификация здоровьесберегающих технологий по Н.К.Смирнову
-
Медико-гигиенические технологии (МГТ):
-
контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):
-
закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ):
-
создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности (обустройство пришкольной территории, наличие зеленые растений в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях).
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):
-
изучение курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медицинскими работниками.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяют на 3 группы:
-
организационно-педагогические технологии (ОПТ): определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
-
психолого-педагогические технологии (ППТ): непосредственная работа учителя на уроке, психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
-
учебно-воспитательные технологии (УВТ): программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:
-
социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. К ним относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики;
-
лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.
Урочные и внеурочные формы реализации здоровьесберегающих технологий
Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
-
динамические паузы;
-
индивидуальные занятия;
-
организация спортивных перемен;
-
дни здоровья;
-
физкультминутка для учащихся.
Урочная и внеурочная работа:
-
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
-
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;
-
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.
Справка по результатам мониторинга и ВШК
Цель - определение эффективности применения ЗОТ в рамках учебно -воспитательного процесса.
Вид мониторинга и контроля: опрос учителей и классных руководителей, посещение общеобразовательных уроков, анкетирование учителей, наблюдение за обучающимися.
Система оценивания - бальная и процентное соотношение.
Выводы.
-
В школе реализуется программа развития, в которой учтен раздел по охране здоровья обучающихся и формированию их здоровьесберегающего мировоззрения.
-
При составлении расписания учебных занятий учитываются требования и правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.
-
Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивные игры на базе школы.
-
Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, позволяет сделать следующий вывод: наличие учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: нездоровая наследственность, воздействие неблагоприятной окружающей среды и социальные факторы.
-
В школе ежедневно во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Во всех кабинетах школы установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.
-
В каждом учебном кабинете у учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.
-
В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.
-
Реализуются планы по профилактике наркомании, токсикомании и употреблению ПАВ; по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (курирует социальный педагог, зам. директора по УВР).
-
В календарно-тематических планах классных руководителей предусмотрены циклы занятий в целях повышения безопасности учащихся в школе, привития гигиены и правильного питания, здоровьеформировании. Цикл занятий по здоровьесбережению «Спорт и здоровье», «Здоровье и безопасность жизни» (7 часов).
-
Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.
Рекомендации: активная информационно - просветительская работа с родителями, лицами, их заменяющими, по вопросам организации охранительно-оздоровительного режима для своих детей, по использованию ЗОТ в жизнедеятельности детей.
Анализ уроков с точки зрения использования здоровьесберегающих технологий для успешного овладения учащимися с ОВЗ образовательными программами
Количество посещаемых уроков: 13
Порядковый номер урока: 2 - 3
Наименования уроков: общеобразовательные уроки
Бланк экспертной оценки здоровьесберегающих условий на уроке
Шкала оценки соответствия действий здоровьесберегающим нормам: 3 - безусловно да; 2 - скорее да; 1 - скорее нет; 0 - безусловно нет.
№
Действия педагога и учащихся
3
2
1
0
1
Судя по состоянию помещения, учитель проконтролировал его готовность к началу урока: оно достаточно освещено, проветрено, не запылено.
12
2
Учитель организовал включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленности и т.д.)
11
1
3
Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность.
3
7
2
4
Учитель при необходимости корректирует осанку ученика
9
3
5
Организуются релаксационные паузы
5
6
1
6
Организуются физические упражнения, физкультминутки
10
2
7
Используются приемы снятия эмоционального напряжения учащихся
8
4
8
Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям.
6
6
9
Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, выделяет основные положения темы, наблюдается смена видов деятельности.
12
10
На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера
9
3
11
У учащихся отсутствуют внешние признаки страха, стресса
9
3
12
Не наблюдается признаков значительной утомленности учащихся.
4
7
1
13
Домашнее задание соответствует норме
12
14
Итого
15
Сумма баллов
4,7 баллов
Результат контроля - оптимальный, 4,7 балла.
Диаграмма № 1. Использование элементов отдыха на общеобразовательных уроках (кол-во классов - 13)
-
Физминутки
-
Динамические паузы
-
Упражнения для зрения
-
Упражнения для осанки
-
Музыкальные паузы
-
Упражнения на реалаксацию
-
Кинестетический комплекс
Анкетирование «Познавательная активность на уроках»
вопросы
1-2 классы
3-4 классы
5-8 классы
9-12 классы
-
На каких по счету уроках ученики проявляют наибольшую познавательную активность?
2-3
1-3
1-4
1-4
-
В какие дни недели ученики проявляют наибольшую познавательную активность?
вт.-ср.
вт.-ср.
вт.-чт.
ср.-пт.
-
На каких минутах урока ученики проявляют наибольшую познавательную активность?
10-15
10-20
5-30
1-30
-
Требуется ли учащимся с ОВЗ средних и старших классов проведение физминуток, динамических пауз, упражнений для снятия напряжения во время урока (6 - 12 классы)
да
нет
Анкетирование педагогов «Факторы риска здоровьесберегающего направления, влияющие на успех образовательного процесса»
(опрос учителей и классных руководителей в количестве 15 человек)
-
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (в индивидуальных случаях, которые преобразуются в определенный образовательный маршрут).
-
Интенсификация учебного процесса.
-
Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.
-
Стрессовая педагогическая тактика.
-
Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
-
Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
-
Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
-
Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.
-
Провалы в существующей системе физического воспитания.
Результаты ранжирования представлены по 3-х бальной шкале по степени важности.
Учитель Л. В. Степаненко