Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии организации жизнедеятельности воспитанников как фактор успешности введения ФГОС


Согласно теме педсовета, мы будем актуализировать, вопросы ЗОТ (здоровьесберегающих образовательных технологий), которые активно пропагандируются в системе образования в соответствии с ФГОС. Первопричиной актуальности и проблемности вышеуказанного вопроса является интенсификация образовательной среды, включающей необходимый запас образовательных потребностей всех нозологических категорий учащихся в соответствии с их возможностями.

Здоровьесберегающие технологии

в нормативных образовательных документах


04 февраля 2010 года президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из пунктов основных направлений развития общего образования является пункт № 5, раскрывающий сохранение и укрепление здоровья школьников.

Среди новых требований к современному учителю (по результатам мониторинга специалистов Психологической службы образования РФ) предъявляется умение применять здоровьесберегающие технологии.

В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), среди которых выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Среди личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования должно отражаться: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Установки на формирование здоровьесбережения предписаны и в предметных результатах.

В образовательной области 12.3 «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» указывается на осознание норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

В «Технологии» предписано усвоение правил техники безопасности.

Основное значение в реализации ЗЗТ прослеживается на уроках физической культуры.

При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе 10 пунктов, среди которых:

-система знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

В Федеральном государственном стандарте в разделе «Образовательная программа начального общего образования» одной из задач ее реализации является сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования указывается на раздел «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни».

Система реализации технологий через урочную и внеурочную формы деятельности в их взаимосвязи решает задачи реализации предметных областей. Например, в обществознании (окружающем мире) - формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Во внеурочной деятельности ЗОТ реализуются в спортивно-оздоровительном направлении в таких формах как факультативы, секции, соревнования и других.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности по реализации здоровьесберегающих технологий могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления.

Согласно Программе формирования культуры здорового образа жизни необходимо обеспечить:

  • комплекс знаний, установок, личностных ориентиров, направленных на мотивацию к ЗОЖ, использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • применение рекомендуемого врачами режима дня;

  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования» читаем: « …. Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся».

Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса должно обеспечивать возможность: физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх.

Рассмотрим определение здоровьесберегающих технологий по В. Д. Сонькину, Н. К. Смирнову, Петров О. В.) и их классификацию.

автор

определение

В. Д. Сонькин

Здоровьесберегающая технология - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;

  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Н.К. Смирнов

«Здоровьеформирующие образовательные технологии» - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

О. В. Петров

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).

  • Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  • Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности учащихся данной возрастной группы.

  • Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.

  • Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности детей, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Классификация здоровьесберегающих технологий по Н.К.Смирнову


  1. Медико-гигиенические технологии (МГТ):

  • контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):

  • закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других физических качеств. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ):

  • создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности (обустройство пришкольной территории, наличие зеленые растений в классах, рекреациях, участие в природоохранных мероприятиях).

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

  • изучение курса ОБЖ, занятия с классными руководителями, соцпедагогом и медицинскими работниками.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяют на 3 группы:

  • организационно-педагогические технологии (ОПТ): определяют структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;

  • психолого-педагогические технологии (ППТ): непосредственная работа учителя на уроке, психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

  • учебно-воспитательные технологии (УВТ): программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы со школьниками после уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

  • социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. К ним относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики;

  • лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Урочные и внеурочные формы реализации здоровьесберегающих технологий

Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

  • динамические паузы;

  • индивидуальные занятия;

  • организация спортивных перемен;

  • дни здоровья;

  • физкультминутка для учащихся.

Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно- оздоровительной направленности;

  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол футбол легкая атлетика, шашки и шахматы, настольный теннис.

Справка по результатам мониторинга и ВШК


Цель - определение эффективности применения ЗОТ в рамках учебно -воспитательного процесса.

Вид мониторинга и контроля: опрос учителей и классных руководителей, посещение общеобразовательных уроков, анкетирование учителей, наблюдение за обучающимися.

Система оценивания - бальная и процентное соотношение.

Выводы.

  1. В школе реализуется программа развития, в которой учтен раздел по охране здоровья обучающихся и формированию их здоровьесберегающего мировоззрения.

  2. При составлении расписания учебных занятий учитываются требования и правила СанПиН; выдержано равномерное распределение учебной нагрузки по дням недели в расписании уроков. Обеспечивается смена характера деятельности учащихся, предусмотрена взаимосвязь между занятиями первой и второй половины дня. Учебное расписание школы отражает режим работы всех классов в соответствии с максимально допустимой учебной нагрузкой.

  3. Проводится профилактика заболеваний опорно-двигательной системы на занятиях физической культуры и спортивные игры на базе школы.

  4. Изучение определяющих факторов, влияющих на здоровье школьников, позволяет сделать следующий вывод: наличие учащихся, имеющих различные отклонения в физическом здоровье, связано, прежде всего, с объективными причинами: нездоровая наследственность, воздействие неблагоприятной окружающей среды и социальные факторы.

  5. В школе ежедневно во время уроков учителя проводят физкультминутки и зарядку для глаз. Во всех кабинетах школы установлены разноуровневые парты и стулья. Соблюдается режим проветривания.

  6. В каждом учебном кабинете у учителей имеются рекомендации-памятки использования здоровьесберегающих технологий на уроках. В целях сохранения физического и психического здоровья учащихся учителя школы используют на уроках разнообразные, постоянно сменяющиеся друг друга виды деятельности; используют методики, способствующие созданию на уроках проблемных ситуаций и предотвращению психологического, эмоционального и умственного переутомления учащихся.

  7. В целях повышения культуры родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья учащихся на родительских собраниях проводятся беседы по гигиене, режиме дня школьников, правильном и здоровом питании, о вреде употребления алкогольных напитков, наркотиков, табакокурения. Проведённые беседы дают положительные результаты.

  8. Реализуются планы по профилактике наркомании, токсикомании и употреблению ПАВ; по профилактике вредных привычек среди детей и подростков (курирует социальный педагог, зам. директора по УВР).

  9. В календарно-тематических планах классных руководителей предусмотрены циклы занятий в целях повышения безопасности учащихся в школе, привития гигиены и правильного питания, здоровьеформировании. Цикл занятий по здоровьесбережению «Спорт и здоровье», «Здоровье и безопасность жизни» (7 часов).

  10. Разработаны памятки для учителей и родителей по здоровьесбережению.

Рекомендации: активная информационно - просветительская работа с родителями, лицами, их заменяющими, по вопросам организации охранительно-оздоровительного режима для своих детей, по использованию ЗОТ в жизнедеятельности детей.

Анализ уроков с точки зрения использования здоровьесберегающих технологий для успешного овладения учащимися с ОВЗ образовательными программами


Количество посещаемых уроков: 13

Порядковый номер урока: 2 - 3

Наименования уроков: общеобразовательные уроки

Бланк экспертной оценки здоровьесберегающих условий на уроке

Шкала оценки соответствия действий здоровьесберегающим нормам: 3 - безусловно да; 2 - скорее да; 1 - скорее нет; 0 - безусловно нет.

Действия педагога и учащихся

3

2

1

0

1

Судя по состоянию помещения, учитель проконтролировал его готовность к началу урока: оно достаточно освещено, проветрено, не запылено.

12

2

Учитель организовал включение учеников в учебную деятельность с учетом последствий предыдущих занятий (возбуждение, утомленности и т.д.)

11

1

3

Большинство учащихся быстро включаются в учебную деятельность.

3

7

2

4

Учитель при необходимости корректирует осанку ученика

9

3

5

Организуются релаксационные паузы

5

6

1

6

Организуются физические упражнения, физкультминутки

10

2

7

Используются приемы снятия эмоционального напряжения учащихся

8

4

8

Действия учащихся свидетельствуют об их интересе к организованным учителем занятиям.

6

6

9

Педагог целесообразно чередует учебную нагрузку, выделяет основные положения темы, наблюдается смена видов деятельности.

12

10

На уроке создана уважительная, доброжелательная атмосфера

9

3

11

У учащихся отсутствуют внешние признаки страха, стресса

9

3

12

Не наблюдается признаков значительной утомленности учащихся.

4

7

1

13

Домашнее задание соответствует норме

12

14

Итого


15

Сумма баллов

4,7 баллов

Результат контроля - оптимальный, 4,7 балла.


Диаграмма № 1. Использование элементов отдыха на общеобразовательных уроках (кол-во классов - 13)

  1. Физминутки

  2. Динамические паузы

  3. Упражнения для зрения

  4. Упражнения для осанки

  5. Музыкальные паузы

  6. Упражнения на реалаксацию

  7. Кинестетический комплекс

Анкетирование «Познавательная активность на уроках»

вопросы

1-2 классы

3-4 классы

5-8 классы

9-12 классы

  1. На каких по счету уроках ученики проявляют наибольшую познавательную активность?

2-3

1-3

1-4

1-4

  1. В какие дни недели ученики проявляют наибольшую познавательную активность?

вт.-ср.

вт.-ср.

вт.-чт.

ср.-пт.

  1. На каких минутах урока ученики проявляют наибольшую познавательную активность?

10-15

10-20

5-30

1-30

  1. Требуется ли учащимся с ОВЗ средних и старших классов проведение физминуток, динамических пауз, упражнений для снятия напряжения во время урока (6 - 12 классы)



да

нет

Анкетирование педагогов «Факторы риска здоровьесберегающего направления, влияющие на успех образовательного процесса»


(опрос учителей и классных руководителей в количестве 15 человек)


  1. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников (в индивидуальных случаях, которые преобразуются в определенный образовательный маршрут).

  2. Интенсификация учебного процесса.

  3. Функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья.

  4. Стрессовая педагогическая тактика.

  5. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.

  6. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

  7. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

  8. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля.

  9. Провалы в существующей системе физического воспитания.

Результаты ранжирования представлены по 3-х бальной шкале по степени важности.


Учитель Л. В. Степаненко

© 2010-2022