Внеклассное мероприятие Календарные обряды. Встреча весны

В основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения лежит знание собственных корней, своей истории, культуры, национальных традиций. Знакомство с народным фольклором дает нам возможность прикоснуться к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. В нашем лицее  развернута большая работа по приобщению учащихся к национальной (мордовской, чувашской, русской, татарской) культуре: поисковая работа фольклорного материала, его обработка, воссоздание...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарные обряды. Встреча весны

1 ведущий . Шумбрат, кельгем ялгат!

2 ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь на праздник
«Традиции и обычаи народов, населяющих р.п. Ишеевку». Наш 7 класс Б представляет мордву.

1 ведущий. МОРДВА - это народ в России. Традиционно мордва делится на две основные группы: эрзю и мокшу. Каждая группа сохраняет особенности в материальной культуре (одежда, жилище), народном творчестве. Эрзянский и мокшанский языки составляют особую группу финно-угорских языков и являются самостоятельными литературными языками, на которых издается литература, газеты и журналы. Почти всё мордовское население говорит на русском языке.

2 ведущий. По данным Российской переписи населения 2010 года общая численность проживающих в России мокшан и эрзян составляла 744,2 тыс. чел., в том числе в Мордовии - 333,1 тыс. чел. (39 % населения республики).

Среди регионов России по численности мордвы лидирует Самарская область, где по данным переписи проживали 65,4 тыс. человек мордовской национальности (или 8,8% от общей численности мордвы РФ). 7,4% от общей численности мордвы России проживали в Пензенской области; 5,2% - в Оренбургской; 3, 18 % - в Ульяновской областях; 2,7% - в Башкортостане; по 2,6% - в Татарстане и Нижегородской области; 2,5% - в Московской области.

В значительном количестве мокшане проживают в Пензенской, Тамбовской, Оренбургской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области, эрзяне - в Самарской, Нижегородской, Рязанской, Оренбургской, Ульяновской областях, Татарстане, а также в Москве и Московской области. Верующие мордвины - православные.

1 ведущий. В Ульяновской районе председателем районного отделения Мордовской национально - культурной автономии является Куркина Полина Павловна.

По данным Российской переписи населения 2010 года общая численность проживающих в Ульяновской области мокшан и эрзян составляла 38977 человек, это 3,18 % населения области ).

Среди районов Ульяновской области по численности мордвы лидирует Николаевский район, где по данным переписи проживают 8,8% от общей численности мордвы Ульяновской области. 28 % от общей численности мордвы России проживают в Новомалыклинском районе; 27% - в Кузоватовском.

В Ульяновском районе проживает 870 человек мордовской национальности - это 2,4 % населения района. В Ишеевском лицее обучается 12 человек данной национальности, что составляет 1, 5 % от общего количества учащихся лицея.

2 ведущий. 5 апреля 2000 г. была создана региональная "Ульяновская областная мордовская национально-культурная автономия" (зарегистрирована 2 июня 2000 г.). С октября 2001 г. стала выходить областная мордовская газета "Ялгат" («Друзья»), освещающая все важные события в жизни ульяновской диаспоры. Мордовский язык, как предмет или факультатив, изучается в 63 школах. В области работают 18 взрослых и 15 детских фольклорных коллективов, из которых 4 имеют звание "народных". Регулярно проводятся областные и районные олимпиады по мордовскому языку и литературе, обрядовые праздники, тематические семинары, юбилеи выдающихся представителей мордовского народа и т.д.

1 ведущий. В 1989 году впервые в России в Ульяновске был создан Дом дружбы народов для реализации задач национальной политики Ульяновской области и организации взаимодействия с национально-культурными объединениями Ульяновской области.
В 1994 году Дом дружбы народов преобразован в Центр по возрождению и развитию национальных культур Ульяновской области. Основная цель Центра - возрождение, сохранение и развитие национальных культур, традиций, обычаев, обрядов; широкое использование лучших творений народного искусства, самобытности, культурных ценностей народов, проживающих на территории Ульяновской области.

2 ведущий. Традиционно проводятся областной фестиваль народного творчества:
"Масторвань морот" - "Песни матери-земли" - (Новомалыклинский, Инзенский, Кузоватовский, Вешкаймский, Николаевский, Мелекесский, Сурский, Павловский районы).
Фестиваль "Масторавань морот" - "Песни матери-земли" - это возможность сохранить народную самобытность, историю и традиции мордовского творчества, которые передаются от старшего поколения к молодому.

Народ жив, пока жива его национальная культура: язык, искусство, традиции, обычаи, легенды и, конечно же, духовность…

1 ведущий. Традиционно обряды разделяли на две большие группы : календарные - связанные с трудовой деятельностью, и семейные - свадебные, родильные, похоронные и поминальные. В последние годы некоторые ученые-этнографы предлагают разделить обрядность на календарную или сезонную и обрядность жизненного цикла.

Традиционная обрядовая культура мордвы

Сезонные обряды и праздники

Молодёжные обряды

Свадебные обряды

Родильная обрядность

Похоронные и поминальные обряды

Животноводческие обряды

Пчеловодческие обряды

2 ведущий. Наш класс покажет обряд встречи Весны. Весенний цикл обрядов и праздников мордвы начинался с призыва тепла, солнца, теплого ветра. Один из признаков наступления благодатной весны - прилёт птиц. По поверью, они отпирают облака, замкнутые зимней стужей, проливают на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия.

1 ведущий. Поэтому в начале марта выпекали из теста печенье в форме птичек, которое называлось «жаворонки» или «ласточки». Прежде чем посадить «жаворонков» в печь, в каждого из них закладывали какой-то предмет: кольцо, клочок бумаги, копейку, уголек. По ним гадали о судьбе человека, которому доставалось то или иное печенье: кольцо означало свадьбу, бумага - учение, копейка - деньги и т. д.

2 ведущий. Жаворонки в народном сознании символизировали собой ту силу, которая должна была унести зиму, принести теплое лето, а с ним новый урожай и корм скоту. Все его и старались обеспечить, произнося данное заклинание.

1 ведущий. Дети играли с «жаворонками» весь день, а вечером съедали. Игры с такими «птичками» в основном должны были изображать их полет. Для этого дети бегали с ними по деревне, держа их в руках или натыкая на палочки. «Жаворонков» сажали на стога, ветки, пригорки, подбрасывали вверх, иногда привязывали нитками к шестам, чтобы они колыхались «в полете», посаженных на стог, изгородь и т п. «Птичек» сбивали шапками, имитируя их приземление.

2 ведущий. Обычай выпекать «жаворонков» для маленьких детей в качестве лакомства сохраняется вплоть до настоящего времени. Но обрядовых действий с ними уже не проводят.

Желаю счастья и здоровья! - Арьсян паваз и шумбраши!

Хлеба, соли, да доброго слова! - Кши, сал, да пара вал!











Однажды на заре времён

Лет тысячу назад

Под сенью вековых дубов

Над Мокшей был закат.

В тот день великих два народа

Поклялись в дружбе жить:

« Мордвин и русский,

Год от года

Стремитесь свой союз крепить!»

Прошли века, но только краше

Республика моя.

Союз с Россией - сила наша,

Навеки мы - друзья!



Однажды на заре времён

Лет тысячу назад

Под сенью вековых дубов

Над Мокшей был закат.

В тот день великих два народа

Поклялись в дружбе жить:

« Мордвин и русский,

Год от года

Стремитесь свой союз крепить!»

Прошли века, но только краше

Республика моя.

Союз с Россией - сила наша,

Навеки мы - друзья!



© 2010-2022