Программа Семья и школа

В настоящее время все более актуальным для педагогической общественности становится поиск качественно новых форм и методов взаимодействия различных социальных институтов с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи.В рамках школьного инновационного проекта «Оптимизация качества жизни школьника» для педагогов начальной школы разработана и реализуется программа  «Семья и школа» (автор: Полюхович О. П.)  Реализация программы позволит улучшить воспитательную деятельность с обучающимися ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»







Инновационная программа

«Семья и школа»







Полюхович О. П.

учитель начальных классов

















г. Ханты-Мансийск

  1. уч. г.

  1. Введение

Установлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. В то же время семья не может обеспечить в полном объеме воспитание активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. В настоящее время большинство семей озадачено решением проблем экономического, а порой и физического выживания. Поэтому наметилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Когда же личность не получает такого развития, появляются наркотики, алкоголь, бесцельное и небезопасное времяпровождение.

В настоящее время появляются семьи, где нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, как следствие, "авторитетом" становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу" ребенка из-под влияния семьи.

К сожалению, многие родители неохотно и очень осторожно обращаются за помощью к разного рода специалистам. Многие из них считают, что воспитанием должна заниматься школа. Школа действительно может сыграть существенную роль в воспитании подрастающего поколения, организовав творческий союз детей и взрослых, поскольку у школы и родителей главная точка соприкосновения, главная ценность - это дети.

"Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими детьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь, со своими родителями." (В. Сатир)

"Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же как дети "с комплексами", "забитые", или "несчастные", всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Родители, не владея знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит никаких результатов.

Исходя из вышесказанного, в настоящее время все более актуальным для педагогической общественности становится поиск качественно новых форм и методов взаимодействия различных социальных институтов с родителями по развитию воспитательного потенциала семьи.

В рамках школьного инновационного проекта «Оптимизация качества жизни школьника» для педагогов начальной школы разработана и реализуется программа «Семья и школа» (автор: Полюхович О. П.) Реализация программы позволит улучшить воспитательную деятельность с обучающимися через сотрудничество субъектов образовательного процесса.

  1. Обоснование программы

Общество в лице родителей сегодня предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, требует иных подходов в формировании отношений между детьми, учителями и родителями. В основе отношений лежит личностный подход к ребенку, защита его прав. Это возможно при профессиональном педагогическом влиянии на процесс воспитания в семье, укреплении взаимоотношения родителей и детей, духовном и культурном развитии семей. Отсюда и возникла необходимость единой программы согласованных действий семьи и школы в данном классе в деле воспитания и развития детей. В организации работы с родителями учащихся после проведенного анкетирования и диагностического обследования семей в 1 классе выявлен ряд проблем:

  1. Наблюдается тенденция самоустранения некоторых родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. (Материальное благо ставится выше духовно - нравственных ценностей ребенка.)

  2. Низкий уровень образования (высшее образование имеют -30%, среднее специальное - 40%, среднее -24%,неполное среднее - 6%)

  3. В некоторых семьях отсутствуют межличностные связи между детьми и родителями. (Семьи испытывают затруднение в установлении контактов с детьми).

  4. 34% составляют неполные семьи, 4,3% составляют семьи, в которых воспитывается 1 ребенок.

  5. Низкий уровень посещаемости родителями учащихся собраний, лекториев. (Если на 1 организационном собрании составило 100% посещение, то на следующем - 60%).

Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Взаимодействие семьи и школы должно быть направлено на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Таким образом, для реализации программы сформулирована следующая цель и поставлены задачи:

Цель. Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности через сотрудничество семьи и школы

Задачи:

  1. Изучить личностные качества обучающихся посредством общения, анкетирования в урочной и внеурочной деятельности для выявления перспектив их развития.

  2. Вовлечь детей в совместную деятельность через посещение творческих объединений центров дополнительного образования школы и города, творческих мероприятий и др.

  3. Сформировать самостоятельность, умение сотрудничать через КТД обучающихся и их родителей.

  4. Внедрить технологию сотрудничества и сотворчества субъектов образовательного процесса через участие в различных конкурсах творческих работ школьного, городского, регионального, федерального уровня.

  5. Организовать психолого-педагогическое просвещение через проведение родителей тематических, групповых, индивидуальных консультаций, родительских собраний.



  1. Концептуальные идеи

Программа «Семья и школа» представляет собой объединенный замыслом комплекс организационных, методических и исследовательских мероприятий, призванных обеспечить решение поставленных задач. Работа по программе инновационного внедрения «Семья и школа» ведется с 1.09.2012 г. Результаты отслеживаются по итогам анкетирования и диагностического обследования семей. Промежуточные и окончательные итоги будут подводиться по мере движения класса к окончанию начальной школы. Ведется работа по созданию учебно-методического комплекса, который отражает использование специфики сочетания творческих мероприятий и содержания изучаемого материала. Инновационное поле создает возможность расширения материально - технической базы, использование компьютерных технологий.

Цели и задачи программы обуславливают внедрение и использование инновационных технологий, реализацию основных направлений.

3.1 Для успешной работы в инновационном поле заявленной проблемы используются инновационные технологии. Использование инновационных технологий позволяют активизировать воспитательную работу со всеми субъектами образовательного процесса.

А)Технология сотворчества и сотрудничества

В сотрудничестве и сотворчестве взрослых и детей происходит становление и развитие единства интеллектуально - коммуникативной и нравственной сферы личности всех участников детского и взрослого сообществ - учащихся, учителей, родителей.

Б) Технология «КТД»

Направленность КТД - стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная. Для внедрения и технологии КТД в воспитательный процесс следует прийти к совместному решению о проведении дела, коллективно спланировать действия и подготовиться их реализации, проведенное дело проанализировать и принять решение о дальнейших действиях.(методика Иванова)

В) Проектная технология

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения и воспитания.

Ведущее место в педагогической практике принадлежит сегодня проектной технологии.

В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной, исследовательской деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

3.2 Общая характеристика направлений инновационной деятельности

Инновационное внедрение программы ведется по следующим направлениям:

  • Психолого-педагогическое

  • Семья и право

  • Здоровая семья - здоровая нация

  • Семейный досуг и творчество

  • Духовно-нравственное направление

    1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

С введением в школе ФГОС нового поколения и его реализации в системе работы класса и школы отводится значительное место психолого-педагогическому просвещению. Планируя психолого-педагогическое просвещение с родителями, исхожу из принципов проектирования родительского всеобуча:

-учет личностных интересов и склонностей и возможностей родителей;

- актуализация самоопределения родителей в целях и смыслах их деятельности;

- включение родителей в учебно- воспитательные ситуации.

К числу наиболее важных проблем педвсеобуча родителей относится вооружение их новыми специальными знаниями и методиками по подготовке детей к оптимальному функционированию в современном обществе. Имеются в виду методики:

  1. развития и укрепления надёжности подрастающего поколения, его дисциплинированности, умения следовать инструкциям;

  2. формирования и развития у ребёнка созидающей инициативы, способности к конструктивной, направленной на совершенствование критики;

  3. воспитания у ребёнка чувства уважения к позициям, взглядам других людей;

  4. формирования уважительного отношения к принятым формам поведения, правопорядку;

  5. формирования у ребёнка способностей действовать в совокупности с другими людьми.

    1. Семья и право

Любой ребёнок имеет право рассчитывать на школу как место, где он может пережить радость достижения, трудности и счастье творчества, почувствовать свою значимость в жизни, свою нужность. Каждый родитель должен быть не только информирован о важнейших международных документах в защиту детства, но и сориентирован на правовую ответственность за обеспечение прав детей на выживание, развитие, защиту и организацию активного участия детей, в жизни общества, ответственность перед совестью и законом за действия в отношении детей о чем сказано во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Декларации прав ребёнка (1959г.), Конвенции ООН о правах ребёнка (1989г.)

    1. «Здоровая семья - здоровая нация»

Пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями есть залог успеха. Здоровье ребёнка зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Важно помнить о том: что школа и дом должны вести оздоровительную работу. Это режим дня ребёнка, полноценное питание, проведение прогулок отдыха вместе с семьёй. При изучении медицинских карт учащихся выявлено, что в классе есть дети с ослабленным здоровьем, 6 детей с хроническими заболеваниями, а также есть дети с низким уровнем физического и психического развития. Поэтому возникла необходимость в выборе данного направления. Для сохранения, поддержания и укрепления здоровья, использую здоровьесберегающую технологию, которая составляет систему действий всех субъектов воспитательного процесса.

    1. Семейный досуг и творчество

Расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышение профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшение взаимоотношения учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности способствует организации семейного досуга и развитию творческих способностей. Использую формы внеклассной деятельности, такие как совместные праздники, дни творчества для детей и их родителей, родительские собрания.

    1. Духовно-нравственное направление

Одним из основных средств воспитания, является развитие духовной культуры. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет, необходимость комплексного системного подхода в организации духовно-нравственного воспитания детей. Обозначу новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа среди родителей;

-духовно-нраственное воспитание - сквозная линия всего школьного уклада жизни;

-интеграция усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание ребенка не самими проведенными мероприятиями, а испытанными эмоциональными переживаниями ребенка и душевными порывами.

  1. Научно- методическое обеспечение направлений инновационной деятельности

Инновационная деятельность спланирована на основе следующих методик:

1. Методика коллективного творческого дела (КТД), которая является компонентом технологии коллективного творческого воспитания (КТВ) И. П. Иванова, реализуется как важное событие, осуществляемое членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Организация и проведение КТД предусматривает шесть последовательных стадий:

1. Предварительная работа. Педагоги и другие взрослые устанавливают место предстоящего КТД в системе воспитательной работы, планируемой на новый период с данным коллективом; определяют конкретные воспитательные задачи; подбирают варианты выполнения КТД, которые могут быть предложены на выбор детям; продумывают способы реализации своих замыслов с активным привлечением детей; намечают действия, которые могут настроить детей на работу; определяют возможности активизации деятельности каждого участника. Педагог обдумывает идею предстоящего дела, творческие дела для каждого микроколлектива, поручения для шефов, родителей, других педагогов. В конце этого этапа проводятся нацеливающие беседы с детьми, чтобы заинтересовать их предстоящим делом.

2. Коллективное планирование. На общем сборе-старте руководитель ставит перед классом вопросы: «Какое дело провести?», «На радость и пользу кому?», «С кем вместе его провести?», «Где провести?» Эти вопросы обсуждаются в микроколлективах, а руководитель незаметно подбрасывает им идеи. На этой стадии дети сами ищут ответы на поставленные вопросы. Взрослые - равноправные участники диалога с детьми. Успех сбора-старта во многом обеспечивает ведущий. Он представляет на обсуждение варианты выполнения КТД, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные «задачи на размышление». В итоге выбирается лучший вариант. Для его реализации избирается руководящий орган - Совет дела, куда входят представители каждой микрогруппы, которые будут координировать подготовку КТД.

3. Коллективная подготовка дела. Микрогруппы (бригады, звенья), сформированные в соответствии с видами работ, необходимых для проведения конкретного дела, обсуждают, как они будут выполнять свои участки работы. Совет дела уточняет план подготовки и проведения КТД, выявляя «западающие звенья», т. е. участки работы, которые подготовлены недостаточно или не могут быть подготовлены вообще. На этом этапе важную роль играет возбуждение и поощрение инициативы каждого члена Совета дела. Здесь велика роль взрослого: не допуская открытого давления, он по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении коллективного замысла. Педагог незаметно, «по секрету» контролирует ход подготовки, помогая отстающим, перераспределяя при необходимости участки работы и расстановку сил.

4. Проведение КТД. На этой стадии намечается конкретный план, составленный с учетом наработок микрогрупп. Школьники демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Педагог (по возможности незаметно для всех участников КТД и тех, для которых оно организуется), направляет деятельность детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачи. Иногда он может выступить в роли «доброго волшебника», включив в сценарий КТД сюрпризные моменты и незапланированные акции. Надо стремиться провести любое КТД в форме праздника, в котором будут участвовать все.

5. Коллективное подведение итогов КТД. Чаще всего итоги КТД подводятся на общем сборе-»огоньке», где формулируется коллективный ответ на вопросы: «Что было хорошо и почему?», «Что не получилось и почему?», «Что мы сделаем в будущем?» Обычно дети по кругу или по группам высказывают свои мнения, обсуждают положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД. Кроме общего сбора могут быть задействованы и другие средства: опрос, анкетирование через стенгазету, творческие отчеты. Руководитель подводит итоги и сообщает о них родителям и шефам.

6. Последействие (использование опыта проделанной работы). На общем сборе обсуждают, что достигнуто, что еще можно и хотелось бы сделать, задумывают и обсуждают новое КТД. Чаще всего в анкете дети и взрослые выдвигают предложения, делятся впечатлениями, переживаниями, говорят о том, чему научились. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

В ходе инновационной деятельности используется метод проектов. Он не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Основная цель метода проектов - предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.
Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркиной. (По методу, доминирующему в проекте используем исследовательские, творческие, игровые, информационные, по характеру контактов - школьные и муниципальные, региональные, по количеству участников - индивидуальные, групповые).

Используются нетрадиционные методы обучения, основанных на практико- ориентированных технологиях личностного роста и работающих непосредственно на задачи развития ученика:

-Метод экспрессии в творческой ситуации (приемы метода - рисование, моделирование с красками, деревом, образные разговоры, музыка, выразительные движения тела. Через эмоцию, запечатленную на рисунке, происходит высвобождение эмоции, снимаются психологические барьеры, личность становится более открытой, более творческой).

-Метод развития творческого самочувствия (включаются задания по развитию произвольной регуляции и навыков произвольного поведения, воображения, наблюдательности, памяти, мышления. )

-Метод творческого самовыражения - (заключается в реализации возможности почувствовать сопричастность к миру)

Инновационное поле создает возможность расширения материально - технической базы, использование компьютерных технологий. Для проведения мероприятий, которые требуют более тщательной подготовки, чем в обычном режиме возникает необходимость продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.ИКТ технологии использованы на любом этапе подготовки и проведения мероприятия:


  1. Поиск информации в сети Интернет.

  2. Для обозначения темы занятия.

  3. В начале мероприятия, создавая проблемную ситуацию.

  4. Как сопровождение объяснения или демонстрации (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

В ходе инновационной деятельности используются следующие учебные материалы:

Р.Н. Бунеев, Д.Д, Данилов, З. И. Курцева. «Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе «Школа2100». В данном учебном материале указывается на отсутствие нравственных ориентиров и согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, на недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Используются традиционные (родительские собрания, общеклассных и общешкольных конференций, индивидуальные консультации педагога) и нетрадиционные формы работы с родителями (тематические консультации, родительские чтения, родительские вечера).

  1. Система контроля за результатами инновационной деятельности.

В систему контроля за результатами инновационной деятельности включены диагностика уровня воспитанности учащихся, межличностных отношений, Мониторинг сформированности коллектива образовательного объединения в условиях воспитательной системы класса. Под педагогическим мониторингом сформированности классного коллектива мы понимаем систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса. В ходе исследования промежуточных и итоговых результатов применяется анкетирование, наблюдение, индивидуальные беседы.



  1. Результаты внедрения

В качестве планируемых результатов необходимо выделить следующее:

1. Установление доверительных отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.

3. Формирование педагогической позиции родителей и реализация их педагогического просвещения, в том числе привлечение к активной созидательной, воспитательной практике, развитие национальных духовных традиций, участию в учебно-воспитательном процессе.

4. Создание реального сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.

В промежуточных результатах класса можно отметить создание классного портфолио и портфолио учеников. В заключительном этапе создание школьного сайта. Обобщенный опыт адресовать учителям начальных классов, работающих в направлении оптимизации учебно-воспитательного процесса.




  1. Список литературы

  1. Конвенция о правах ребёнка.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Гражданский кодекс Российской Федерации.

  4. Решение коллегии Минобразования России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребёнка».

  5. Семейный кодекс Российской Федерации.

  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» с изменениями и дополнениями.

  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ».

  8. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о попечительских советах».

  9. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи.

  10. Борисова Е. «Мудрость народной педагогики: О традициях воспитания детей в русской крестьянской семье». Народное образование., 1998, № 9-10.

  11. Буянов М.И. «Ребёнок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра». Книга для учителей и родителей. М., 1998.

  12. Маркова Л.Н. «Проблемы семьи - проблемы школы». Классный руководитель. 1998, № 2.

  13. Мишин Г. Три причины стресса. М., 1990.

  14. Розин М.В. «Представления о родителях и семейных конфликтах в неформальной подрастковой субкультуре» Вопросы психологии. 1999,№4.

  15. Сухомлинский В.А. О педагогической культуре родителей. Избранные педагогические сочинения в 3 т. М., 1987, Т.3.











© 2010-2022