Методическая разработка Экскурсия по памятным местам боевой славы Железнодорожного округа города Курска: Славен подвиг железнодорожников

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка Экскурсия по памятным местам боевой славы Железнодорожного округа города Курска: Славен подвиг железнодорожников...Методическая разработка Экскурсия по памятным местам боевой славы Железнодорожного округа города Курска: Славен подвиг железнодорожников...МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 имени Е.И. Зеленко»

Россия, г. Курск, ул. Социалистическая, д.10











Методическая разработка Экскурсия по памятным местам боевой славы Железнодорожного округа города Курска: Славен подвиг железнодорожников...





Авторы экскурсии:

Руководитель Музея истории школы - Белова Н.Н.

Экскурсоводы: Егоров Павел, Михайлова Елизавета, Герасимова Алена

Технические редакторы: Комардина Екатерина, Кудрина Мария

2015 г.

1.Герасимова Алена

Вступление:

«Памяти неизвестного солдата»

Милый дедушка, хочу сказать: «Спасибо!»

Что за нашу жизнь, ты жизнь свою отдал,

Что когда война пришла нежданно,

Нашу Родину ты с честью защищал.

Ты героем пал в борьбе с врагами,

Командиром был и вел вперед солдат,

Но они про твою доблесть не расскажут,

Они рядом во сырой земле лежат.

Ты не видел, как взрослели твои дети,

И как внуки появились в этот свет,

Ты не сможешь, их увидев, улыбнуться,

Потому что тебя в этом мире нет.

Но твоё не будет имя позабыто,

Так из уст в уста прославят подвиг твой,

И потомки будут помнить твоё имя,

И всегда гордиться будем мы тобой!

- Цель нашей экскурсии - не только познакомиться поближе с военной историей нашего родного железнодорожного округа, но прежде всего подтвердить следующую мысль: война - самое больше зло, с которым можно бороться только через преодоление себя. Этому преодолению помогает в первую очередь любовь к своей малой Родине.

Рассказ. Музей им. Бочарова - бюст (3 этаж СОШ №10)

- На территории нашей школы три музея, один из которых - музей имени В. Бочарова. Владимир Бочаров погиб еще до начала ВОВ, но его подвиг вписано именно в историю борьбы с фашизмом.

Испанской республике пришлось вести войну как против внутренней контрреволюции, так и против объединенных сил фашистских держав - Германии и Италии. Интернациональные формирования сыграли важную роль в борьбе испанского народа против фашизма. Одним из таких воинов-интернационалистов был Вл. Бочаров.

(см. ксерокопию о Владимире Михайловиче Бочарове -скан).

Из воспоминаний сослуживца Бочарова: "Бой 13 Ноября, из которого В. М. Бочаров не вернулся, я хорошо помню. Мы вылетели двумя отрядами. Один вёл Бочаров, другой - я. С нами летел и командир эскадрильи С. Ф. Тархов. Когда началась "карусель", так обычно вели бой истребители в те годы, я увидел, как один наш самолёт падал на территорию врага. Машина не горела, но лётчик, видимо, был ранен или убит".

В действительности, в схватке с 5 вражескими истребителями Не-51 в районе Мадрида, Бочаров сбил один из них, но и сам был подбит. Будучи тяжело раненным, совершил вынужденную посадку в районе Сеговия, на территории, занятой врагом. Видя, что его окружают, Бочаров стал отстреливаться, надеясь последнюю пуля оставить для себя, но не рассчитал... Последней пулей он сразил подбежавшего к нему немецкого офицера. Франкисты схватили его, пытали, затем зверски убили и надругались над телом лётчика.

Спустя 2 дня вражеский самолёт сбросил над Мадридом привязанный к парашюту деревянный ящик. В нём были изрубленные останки человека и обрывки одежды. Друзья и товарищи с большим трудом опознали В. М. Бочарова.

Перевезённые в морг останки были продемонстрированы иностранным корреспондентам, которые были потрясены этим актом жестокости. Фотографии с соответствующими подписями попали во многие зарубежные газеты. Неожиданный международный резонанс, вызванный этим событием, заставил Генерала Франко назначить расследование, которое, как и следовало ожидать, ни к чему не привело.

*на тер-рии СОШ №34, в которой учился Бочаров, в 1989 году открыт бюст В. Бочарову и функционирует музей его имени. Автор - заслуж.худ-к РСФСР В.А. Чухаркин.

*Бочаров родился на ж-д. станции Колпна (сйчас - Орловская обл.), был сыном кочегара водокачки. По другим данным он родился в Курске в семье паровозного машиниста. (Источник: Звезды боевой славы. 1995) Бюст В. М. Бочарова в районной центре посёлка Колпна Орловской области.Его именем названа улица в Курске. На доме, где жил В. М. Бочаров, установлена мемориальная доска

- Таким образом, жизнь Героя Советского Союза Вл. Бочарова так или иначе была напрямую связана с железнодорожниками, поэтому мы считаем необходимым сказать несколько слов о памятниках боевой и трудовой славы Курских железнодорожников. Но прежде стоит сказать об апофеозе железнодорожной темы - вокзале Курска.

2. Михайлова Елизавета

2.Вокзал (слайды)

В нашем Курске есть вокзал,

Который всех гостей встречал,

То памятник военным годам,

Всем тем, кто фронту помогал.

На нем крестьянин и рабочий,

И медик есть, и педагог,

Все те, кто отдали однажды

России-матушке свой долг.

Кипит работа на заводах,

В три смены не смолкал станок,

Рабочие из тыла фронта

Припасами снабжали полк.

Деревни и колхозы тоже,

Провизию на фронт везли,

Что было отдали солдатам


И тем в победу вклад внесли.

Врачи в больницах и на фронте

Не покладая рук совсем,

Спасали жизни тем, кто ранен,

Хотя помочь могли не всем.

Учителя свою работу

Не бросили в те дни войны,

Вложив в детей любовь к Отчизне,

Создав надёжные тылы.

Хотя бомбёжка не смолкала,

На фронт ходили поезда.

Работники ж\д вокзала

Все силы отдали тогда.

Всем тем, кто не держал винтовку,

Кто фронту с тыла помогал,

Земной поклон всем этим людям

И памятник - Ж\Д ВОКЗАЛ

.

ВОКЗАЛ - ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ В КУРСКОЙ БИТВЕ (слайды)

Вокзал в Курске расположен в Железнодорожном округе города в восточной его части, не так далеко от центра. Железная дорога, как бы разделяет город на две неравные половины, та, что за вокзалом несколько меньше. Здание вокзала построено в 1949-1952 годах, взамен разрушенного в годы войны. Вокзал считается одним из красивейших в России, уютный внутри, торжественно-монументальный, построенный в сталинском стиле, является одной из главных архитектурных достопримечательностью Курска.

Железная дорога Москва-Курск построена в 1868 году, а в 1869-м продлена до Белгорода и далее до Харькова. Железнодорожная станция в то время располагалась в Ямской слободе в 3-х километрах от Курска, сейчас это уже давно в черте города. Однако тогда посчитали, что это слишком далеко и в 1872 году власти города приняли решение построить от узловой станции дополнительную ветку и здание вокзала в центре города. Летом 1878 года ветка была построена, открыты были также пассажирская и товарная станции на ул. Генеральной (Сейчас ул. Александра Невского).

Вокзал располагался в том месте, где сейчас стоит Курский цирк, а железнодорожные пути проходили со стороны Стрелецкой и заканчивались перед ул. Дзержинского. Этот вокзал назывался Курский, а железнодорожная станция в Ямской слободе стали называть Ямской вокзал. Чуть позже была проложена железная дорога к Московским воротам.

Надо отметить, что Курск был одним из немногих Российских городов, где существовало внутригородское железнодорожное сообщение.
Город строился, развивался общественный транспорт, особенно трамвай, приближались окраины и в 1934 году железнодорожный вокзал станции «Курск» прекращает принимать пассажиров и становится только товарной станцией с названием «Курск ветка», а в здании вокзала в центре города теперь размещается управление Курского отделения железной дороги и кассы предварительной продажи билетов. Ямской вокзал переименовывают в вокзал станции «Курск». Этот вокзал, уже после освобождения Курска от фашистов в 1943 году был полностью разрушен немецкой авиацией.

12 августа 1952 года в Курске было открыто новое здание вокзала по проекту ленинградского архитектора И. Явейна. Он задумал вокзал, как монументальный памятник победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками на Курской дуге в 1943 году. Тема победы в Курской битве наглядно выражена в зале ожидания № 1. Красноречива скульптура солдата в плащ-накидке с автоматом в руках. На центральной стене - в обрамлении знамен орден Отечественной войны I степени - награда Курску за ратный подвиг и художественно выполненная схематическая карта сражения на Курской дуге, наглядные иллюстрации к ней - две живописные картины - эпизоды огненных боев. Зал оформлен мастерами курских художественно-производственных мастерских.

Интересно оформлен зал ожидания, там установлена скульптура солдата, а стены зала украшает барельеф «Курская битва». На втором этаже находятся комнаты матери и ребёнка, а также служебные помещения. Снаружи здание украшено фигурами солдат, рабочих и крестьян.
В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов прошлого века скульптуры установленные снаружи здания вокзала стали разрушаться, один из фрагментов упал вниз и покалечил человека, тогда было решено их снять. Несколько лет простоял вокзал в таком виде, но это был уже не тот вокзал, что раньше, не было уже такой торжественности и величия. А в 1995 году произвели реконструкцию внутренних интерьеров здания, восстановили и наружные элементы архитектуры, правда это уже были не скульптуры из камня, а выполненные из металла штампованные фигуры людей, но всё равно вокзал приобрёл свой, только ему присущий вид. Кроме реконструкции здания, была построена ещё одна- четвёртая платформа, удлинили существующие, теперь они могут принимать состав из 32 вагонов. В южной части территории вокзала сооружены ещё две дополнительные платформы для пригородных электропоездов.

- Нельзя переоценить вклад железнодорожников и работников тыла в Великую Победу, но все же основной удар фашистов приходился солдат, в частности артиллеристов, которые работали рука об руку с железнодорожниками, обеспечивающими доставку боевой техники.

3, 5 Егоров Павел

3. ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ - УЧАСТНИКАМ

КУРСКОЙ БИТВЫ (ул. Союзная)

- Продолжая тему памяти, нельзя не сказать о памятнике, которого сейчас нет, но который был еще одной знаменитой визитной карточкой нашего Железнодорожного округа - памятник «Самолет» ( ПАМЯТНИК ЛЕТЧИКАМ - УЧАСТНИКАМ КУРСКОЙ БИТВЫ (ул. Союзная)). Этот памятник олицетворял собой не только благодарную память потомков, но и был символом двух крупнейших заводов нашего гора - ««Счетмаш» и «Электроагрегат». Памятник сооружали совместно рабочие завода «Счетмаш», объединения «Электроагрегат», авиапредприятия, комбината по благоустройству города и передвижной механизированной колонны № 12.

Открытие паматника летчикам состоялось 8 мая 1979 года. Тысячи людей пришли на улицу Союзную, где на постаменте застыл военный самолет с красными звездочками на крыльях. Истребитель МИГ, ставший памятником не мог участвовать в боевых действиях на Огненной дуге, т. к. был сконструирован уже в послевоенные годы. Но он символизирует подвиг всех военных летчиков нашей страны.

К сожалению, несколько лет назад этот памятник демонтирован.

5. Знак "В память о боевых и трудовых подвигах курских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

Знак "В память о боевых и трудовых подвигах курских железнодорожников в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг." находится в городе Курске в парке Железнодорожников (Театральный проезд, 1). Актуальность крестовой композиции, несомненна обозначенной мемориальной темой и расположением памятника на сакральной территории бывшего городского кладбища у порушенной Никольской церкви. Основу стелы представляет вертикаль, пересекаемая горизонталью бронзовой скульптурной композиции, где два встречных паровоза (времени Великой Отечественной войны - модели серии Ов и Эм) направления север-юг пересекают символическую арку, завершённую набатным колоколом. Строгие формы памятника разбавлены пластическими кронштейнами, символизирующими «уходящий в небо» рельсовый путь (у основания паровозов) и «уходящую в горизонт и небытие» железную дорогу (в плоскости стелы).
В плоскостях нижней горизонтальной планки небольшого выноса барельефные надписи. С западной стороны: «В память о боевых и трудовых подвигах курских железнодорожников». С северной и южной сторон: «1941-1945 гг.». С восточной стороны строка из стихотворения поэта Семёна Кирсанова «Товарищ транспорт» (1943 г.): «Будем помнить эти перегоны, где пылали долгие бои…». Высота памятника 5,58 м. Материал: металл, бронза. Автор - архитектор Елена Холодова (проектирование, авторский контроль). Все остальные участники уже по воплощению проекта: скульпторы Владимир Бартенев, Евгений Радченко (паровозы), художники по металлу Галина Швачунова (ковка элементов и малых форм), Владимир Надеин (сварка стелы), работа с камнем и постамент - московская строительная организация "Каскад" (руководитель Андрей Ермаков, прораб Игорь Костиков и др.). Колокол отлит на воронежской литейной мастерской "Ясак". Открытие памятника состоялось 19 июля 2013 года. Знаменитый скульптор Владимир Бартенев рассказывал, что эта работа продвигалась сложно: «В Питере людям тоже пришлось практически за три недели заформовать все, отлить из воска, бронзы, собрать, причеканить. Когда собираешь фигуру человека, там видна рука, нога, и логически человек все-таки получается. А здесь такая задумка, что даже сборщикам в литейном цеху не было понятно, что в конечном итоге должно получиться. Они, как пазлы, собирали паровозы...»

Методическая разработка Экскурсия по памятным местам боевой славы Железнодорожного округа города Курска: Славен подвиг железнодорожников...















4. Михайлова Елизавета

4. Экскурсия у БЮСТА К.К. РОКОССОВСКОГО (СОШ № 8)

Имя командующего войсками Центрального фронта К. К. Рокоссовского не единожды увековечено на курской земле он - почетный гражданин г. Курска, его имя носит площадь в Сеймском округе, средняя школа № 8 в Железнодорожном округе. В школе действует музей, рассказывающий о выдающейся роли дважды Героя Советского Союза Маршала Советского Союза и маршала Войска Польского К. К. Рокоссовского в победе на Курской дуге и в других военных операциях Великой Отечественной войны. 8 мая 2000 года у центрального входа в здание школы № 8 был установлен бюст К. К. Рокоссовского. Скульптуру изваял и подарил школе народный художник России лауреат Государственно премии РСФСР В. М. Клыков. Героико-патриотический музей СОШ №8 им. К. Рокоссовского был создан в 1996 г. Сейчас там действуют следующие постоянные экспозиции: « К. Рокоссовский - дважды Герой, дважды маршал», «Имя Рокоссовского на курской земле», «Имя Рокоссовского в памяти народной», «В.М. Клыков - воин Святой Руси», «Железное эхо войны», «Ветераны всегда в строю», «Мы дружбой крепки».Методическая разработка Экскурсия по памятным местам боевой славы Железнодорожного округа города Курска: Славен подвиг железнодорожников...

В пос. Свобода Золотухинского р-на Курской области в парке при Военно-историческом музее «Командный пункт Центрального фронта» (учреждён 23 февраля 1973, открыт 9 мая 1976, ныне - филиал областного краеведческого музея) воссоздан блиндаж командующего фронтом Р. и установлен его бюст (скульптор В. А. Колбасов, М. А. Кузовлев, архитекторы Д. И. Гаркуша, Н. И. Гулин).





6. Герасимова Алена

6. Экскурсия у памятника «Три пики» - ПАМЯТНЫЙ ЗНАК ВОИНАМ 16-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ (ул Союзная)

- Завершить нашу экскурсию мы хотели бы у памятного знака ВОИНАМ 16-Й ВОЗДУШНОЙ АРМИИ (ул Союзная). Здесь мы отдадим дань памяти павшим героям.

8 мая 1975 года у развилки дорог идущих в аэропорт и в Воронеж был установлен памятный знак «Воинам 16-й Воздушной армии». Сооружен в честь воинов прославленного авиасоединения, сражавшегося на Северном фасе Курской дуги под командованием генерал-лейтенанта авиации Героя Советского Союза С.И. Руденко - (будущего Маршала авиации).

5 июля 1943 г - в первый день Курской битвы - наша авиация уничтожила 260 самолетов противника. Маршал авиации С. И. Руденко вспоминал: «Я много наблюдал воздушных боев но такого упорства, такой стремительности, такого мужества наших авиаторов мне не приходилось видеть ранее».

Памятный знак 16-й воздушной армии - память о величайшем сражении, ставшем переломным в ходе Великой Отечественной войны. Авторы - скульптор М.А. Кузовлев, архитекторы В. П. Семенихин, М. Л. Хилюк.

(Возложить цветы у памятника и почтить память о героях минутой молчания)







11


© 2010-2022