- Преподавателю
- Классному руководителю
- Статья Толерантность у младших школьников
Статья Толерантность у младших школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шошина А.И. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Воспитание толерантности у младших школьников.
«Толерантность - это 100 раз любовь,
100 раз прощение, 100 раз терпение».
Основой толерантности является признание права на отличие. Она проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь, понимании и принятии традиций, ценности и культуры представителей другой национальности и веры.
Воспитание толерантности происходит в учебном процессе, на уроках, и во внеклассной работе. Перед классным руководителем и учителем стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, формировать у них чувство и сознание граждан мира.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Так, со второго класса дети начинают изучать наряду с русским английский язык, где познают не только язык другого народа, но и культуру другой страны.
Знакомство с другими странами происходит и на уроках окружающего мира. В разделе «Путешествия» ребята заочно путешествуют не только по своей стране (уроки «Путешествие по Оке», «Путешествие по Москве», «Путешествие по родной стране» и др.), но и по странам мира. Знакомятся с достопримечательностями мировых столиц: Лондона, Парижа, Токио, Дели и др., а также узнают много нового и интересного о природе материков (урок «Путешествие по материкам»).
На уроках изобразительного искусства происходит ввод в мир национальной культуры. Художественная культура любого народа рассматривается как единое целое: природа - жилище - образ человека (костюм) - народный праздник как осознание состояния счастья. Учащимся даётся возможность понять, что непохожесть каждого народа, его оригинальность тесно связана с природой и опытом жизни народа, его миропонимания.
Из всех средств, влияющих на формирование человека, особая роль отводится воспитательным средствам народной педагогики. Народная педагогика представляет собой совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, традициях, детских играх и игрушках.
На уроках литературного чтения в разделе «Устное народное творчество» дети знакомятся с потешками, прибаутками, пословицами, загадками, считалками, небылицами, русскими песнями, сказками и т. д., приобщаясь к исторической культуре нашего народа.
Особое внимание необходимо обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства. Единство исторического знания и культуры способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов. В первом классе на уроках обучения грамоте в учебнике «Азбука» даются фрагменты исторического прошлого нашей страны (изображение былинных героев, Георгия Победоносца, побеждающего дракона и др.) В конце учебника помещён текст об основоположниках русского алфавита - Кирилле и Мефодии.
Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся.
Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения.
На уроках физической культуры, двигательной активности, переменах, физминутках используются игры народов нашей страны и народов мира.
Толерантность воспитывается, как уже было сказано, и во внеклассной работе. Взаимодействие учащихся в культурном пространстве способствуют такие мероприятия, как Час интересного общения «Старших надо уважать», «Забота и внимание»; беседы «Если друг попал в беду», «Подари своё сердце людям»; классные часы «Рождественская девочка», «Все мы разные»; праздники «Путешествие в царство вежливости и доброты», «Осенины», «День именинника»; конкурсные программы «Служу России», «Листая старые альбомы»; экскурсии, посещение театра.
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения отношений в классе, особенностей учащихся и их семей, учитывая возраст детей.
Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности, вероисповедования.