Сценарий классного часа Мы помним, мы гордимся

Сценарий классного часа. Описание классного часа: Предлагается конспект классного часа в 5 классе по патриотическому воспитанию школьников среднего звена. Он будет полезен классным руководителям при проведении тематических классных часов по данному направлению.День 9 мая вошел в историю как День Победы в Великой Отечественной войне. На этой войне плечом к плечу сражались люди всех национальностей. В содержании классного часа идет речь о воинах-земляках из Бурятии, которые удостоены высокого зван...
Раздел Классному руководителю
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Классный час «Мы помним, мы гордимся!», посвященный 70-летию Великой Победы

  1. Вводная часть. Дорогие ребята! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война - история. Славной победе нашего народа в Великой Отечественной войне мы посвящаем классный час.

Сегодня, в преддверии праздника, посвященного Великому Дню, Дню Победы, хотелось бы ещё раз поговорить о тех людях, которые отдали свою жизнь за то, чтобы Страна наша - с её самобытностью и великим историческим, культурным прошлым и настоящим - процветала, за то, чтобы и вы имели возможность жить и строить будущее России, оставаясь ее верными Гражданами.

Включается песня, служащая звуковым фоном во время демонстрации слайдов 2 - 10, - «Священная война» (музыка Александрова А., слова Лебедева-Кумача В.). Песня объединяет людей. Гимн Великой Отечественной войны, который вы сейчас слышите, стал воплощением помыслов всего Великого Народа и каждого - независимо от национальности - привёл к Великому Дню Победы. (А Вы знаете, как и сейчас Российская Федерация - многонациональное государство, так и Советский Союз объединял в себе множество народов и народностей.)

  1. Основная часть. Беседа о Героях Советского Союза, выходцах из Бурятии. Наша слава и гордость

Борсоев Владимир Бузинаевич (1911-1945)

Родился в улусе Холбот (ныне Кырма) Баяндаевского района Иркутской области в семье бедняка. В шесть лет остался сиротой, с 10 лет батрачил у местных кулаков. В период коллективизации становится активным деятелем колхозного движения. В 1932 г. по спецнабору направляется в Ленинградское артиллерийское училище, а затем в 1937 г., как перспективного командира в общевойсковую академию им. М.Фрунзе.

Великая отечественная война застала В.Борсоева недалеко от г. Грозного. Назначается начальником штаба артиллерийского полка, затем в июне 1942 г. - командиром артиллерийского полка 8-й истребительной бригады. В ноябре 1942 г. Борсоеву было присвоено звание подполковника.

От Воронежа, Курской дуги до Одера - таков боевой путь Борсоева.

Полк Борсоева принял участие и в знаменитом танковом сражении под Прохоровкой. За отличные боевые действия маршал А.М.Василевский объявил благодарность личному составу артиллерийского противотанкового полка В.Б. Борсоева.

В дальнейшем полк Борсоева принимает участие в освобождении Киева. Львова. Вместе с другими соединениями 1-го Украинского фронта гвардейская бригада Борсоева штурмом овладела г. Краковом. В приказе Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР отмечалось: «В боях за овладение городом Краковом отличились войска полковника Борсоева...»

В конце января 1945 года соединения Борсоева вступили в Силезию, и 10 февраля перешли границу фашистской Германии. В своем дневнике Борсоев писал: «Мы уже в логове фашистского зверя... Я на германской земле. Достиг своей цели. В высшей степени рад и счастлив!»

Утром 8 марта 1945 года при наступлении с Одерского плацдарма командир 7-й отдельной гвардейской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады резерва Главного командования полковник Владимир Бузинаевич Борсоев был смертельно ранен, 9 марта перестало биться сердце талантливого военачальника, прекрасного человека.

За боевые - заслуги В.Б. Борсоев был награжден орденами Красной Звезды, Красного-Знамени, Отечественной войны I степени, орденом Ленина и американским орденом «Легион Заслуженных офицерской степени».

В честь 20-летия Победы над фашистской Германией Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года Борсоеву Владимиру Бузинаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

В 1966 году на родине В.Б. Борсоева в улусе Кырма установлен памятник. Его имя носит средняя школа в Усть-Орде, улица в г. Львове, жители которого избрали его почетным гражданином.

Решением Исполкома городского совета депутатов трудящихся г. Улан-Удэ от 12 мая 1965 г. за № 81 параграф 10 улица Железнодорожная в Советском районе переименована в улицу имени Героя Советского Союза В.Б. Борсоева.

Оцимик Константин Владимирович (1919-1963)

Константин Владимирович родился в селе Карбаиновка Заиграевского района Бурятской АССР.

После окончании школы работает учетчиком в колхозе «Красный

партизан». Ведет активную работу по ликвидации неграмотности. В сентябре 1939 года призывается в Красную Армию и направляется на учебу в полковую школу. В 1943 году он становится слушателем курсов артиллерийского училища и с 1944 года командует артиллерийской батареей 641-го армейского истребительного противотанкового артиллерийского Одерского полка.

Константин Владимирович во время Великой Отечественной войны совершил легендарный подвиг. При взятии г. Цобтек, 1945 году, когда батарея была окружена плотным кольцом врагов, ее командир Оцимик К.В. вызвал огонь на себя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за героический поступок он был удостоен звания Героя Советского Союза. За боевые заслуги наш земляк был награжден орденом Отечественной войны II степени и орденом Красной Звезды. После войны Константин Владимирович жил и работал в Улан-Удэ.

Подвиг нашего соотечественника не был забыт. В 1965 году, в дни празднования 20-й годовщины Победы советского народа над фашистской Германией исполком Городского Совета депутатов трудящихся решил: ... 2)

переименовать улицу Социальную именем Героя Советского Союза Оцимика Константина Владимировича и именовать - «улица имени Героя Советского Союза Оцимика Константина Владимировича» (протокол № 8 заседания исполкома Городского Совета трудящихся г. Улан-Удэ от 12 мая 1965 г. п. 10 О переименовании улиц. Решение № 81).

Орешков Сергей Николаевич (1916-1943)

Родился в деревне Чуприно Вологодского района. С детства увлекался техникой. После окончания фабрично-заводского училища работал слесарем в совхозе. В 1934 г. началось строительство Улан-Удэнского паровозовагонного завода. Сергей добровольцем уезжает на строительство в Улан-Удэ. После окончания строительства С.Н. Орешков остается работать на заводе. В музее истории ЛВРЗ хранится много воспоминаний заводчан о том, каким жизнерадостным, веселым человеком был Сергей Николаевич. Обладая красивым голосом, пел, плясал, играл на гитаре, был душой компании, легко сходился с людьми. Умел отстаивать интересы рабочего человека.

С первых дней начала Великой Отечественной войны ходил в военкомат с просьбой отправить его на фронт, хотя как железнодорожник имел бронь. В феврале 1942 года его направили в Забайкальское военно-пехотное училище, а затем на Юго-Западный фронт.

В боях за освобождения села Васищево младший лейтенант Сергей Орешков проявил героизм, повторив подвиг Александра Матросова. Командир 124-го Гвардейского стрелкового полка гвардии майор Матвеев писал: «...Засевший с правого фланга немецкий пулеметчик не давал продвигаться нашим частям. Воодушевляя своим примером, товарищ Орешков с гранатой, стремительно бросился на пулемет, но был ранен в обе ноги. Превозмогая боль, товарищ Орешков достиг пулемета и своим телом закрыл амбразуру».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 декабря 1943 года младшему лейтенанту Сергею Николаевичу Орешкову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен С.Н. Орешков в братской могиле под Харьковом в поселке Васищево. Обелиск, установленный на братской могиле был сделан и установлен рабочими Улан-Удэнского ЛВРЗ. На обелиске высечены слова: «Вечная память Герою Советского Союза Сергею Николаевичу Орешкову, погибшему в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. при освобождении поселка Васищево от немецко-фашистских захватчиков 19 августа 1943 года». А ниже, на никелированной пластине выгравировано: «Героям, павшим в боях за нашу Родину, от коллектива Улан-Удэнского ордена Ленина ПВЗ. Герою Советского Союза Сергею Николаевичу Орешкову, бывшему слесарю Улан-Удэнского ордена Ленина паровозовагонного завода, повторившему 19 августа 1943 г. подвиг А.Матросова». В городе Улан-Удэ его именем назван рабочий поселок. Постановлением бюро райкома КПСС и железнодорожного Совета депутатов трудящихся № 191 от 2 сентября 1959 г. парку культуры и отдыха ПВЗ было присвоено имя Сергея Орешкова. В 1967 г. в парке установлен бюст героя по проекту скульптора Интизарьяна и архитектора Смирнова.


  1. Мы помним, мы гордимся.

Слайд 3. С первого дня Великой Отечественной войны героизм простого советского солдата стал образцом для подражания. То, что в литературе часто называется «стоять на смерть», было сполна продемонстрировано уже в боях за Брестскую крепость. Хваленые солдаты вермахта, за 40 дней покорившие Францию и заставившие Англию трусливо жаться на своем острове, столкнулись с таким сопротивлением, что просто не могли поверить, что против них сражаются простые люди.

Слайд 4. С приходом войны произошло множество метаморфоз. Яркий пример изменения отношения внутри общества - знаменитое обращение И.В. Сталина. Оно прозвучало 3-го июля 1941 года и содержало в себе слова «Братья и Сестры». Больше не было отдельно взятых граждан, высоких чинов и «товарищей», но была огромная семья, состоящая из всех народов и национальностей страны. Семья требовала спасения, требовала поддержки.

Слайд 5.А на восточном фронте продолжались бои. Немецкие генералы впервые столкнулись с аномалией, по-иному это и не назовешь. Лучшие умы гитлеровского генерального штаба разрабатывали план молниеносной войны. Молниеносной - потому что основная идея её заключалась в быстрых прорывах танковых соединений с последующим окружением крупных частей противника. Но этот план больше не работал. Попадая в окружение, советские части с боями прорывались, а не складывали оружие.

Слайд 6. В серьезной степени героизм солдат и командиров сорвал планы немецкого наступления, затормозил продвижение вражеских частей и стал переломным моментом войны. Именно тогда, летом 1941-го года, в самом начале войны, были полностью сорваны планы наступления немецкой армии. Потом были Сталинград, Курск, Московская битва, но все они стали возможны благодаря беспримерному мужеству простого советского солдата, который ценой собственной жизни останавливал немецких захватчиков.

Слайд 7. По мнению историков, в руководстве советскими военными действиями были и недостатки, командование Красной армии не было готово к широким военным действиям. Доктрина СССР предполагала победоносную войну на территории врага, но не на собственной земле. И в техническом отношении советские войска серьезно уступали немцам. Вот и шли в кавалерийские атаки на танки, вступали в воздушный бой и сбивали немецких ассов на старых самолетах, горели в танках - и с болью отступали, не отдавая ни клочка без боя.

Слайд 8. Перед вами до боли страшные картины войны. Может быть, вестью о гибели молодых вои нов станет такая же похоронка - скудная, обезличенная справка о месте и обстоятельствах смерти. А может быть, родные никогда не узнают, где случилось несчастье, где осталось лежать их любимое чадо?

Слайд 9. Война не уходит бесследно, она в памяти людей, последствия ее - раны душевные и телесные - напоминают о страшных годах и по сей день. Мы с вами - уникальное поколение. Мы имеем возможность поговорить с ветеранами, пожать руку тому, кто был защитником нашего Отечества, страдал и за наше благополучие, за наше будущее. Но эти люди уходят…

Слайд 10. И ваши дети будут читать о Великой Отечественной войне в книгах, в учебниках, уже не имея возможности увидеть тех, кто выполнил свой Великий воинский долг, воочию… Уважайте свое время, уважайте свою историю! Тогда меньше будет войн и злодеяний. Если знаешь о бедствиях войны, воспринимаешь её не как абстракцию, а как реальное зло, то необычайно ценишь жизнь и свободу самому выбирать свой путь…

Слайд 11. Перед вами строки стихотворения Расула Гамзатова, впоследствии ставшие песней: «Мне кажется порою, что солдаты,/ С кровавых не пришедшие полей,/ Не в землю эту полегли когда-то,/ А превратились в белых журавлей…». Давайте же под звуки этой проникновенной песни посмотрим несколько кадров, иллюстрирующих ужасы войны, помолчим и подумаем… (Просмотр слайдов 12 - 21.)

4. Анализ просмотренной презентации, выявление впечатлений учащихся.

(война - мир, родное - чужое, добро - зло, гуманизм, гражданская позиция, толерантность, духовность).

5. Итоги классного часа.


Приложение:

Происхождение Георгиевской ленты

Каждый год перед праздником Великой Победы 9 Мая можно встретить многочисленные Георгиевские ленточки, привязанные к автомобилям, одежде прохожих, детским коляскам. Они стали так привычны для нас, что мы зачастую даже не задумываемся о происхождении этого символа. Среди всего многообразия коллективных наград Российской армии Георгиевские ленты занимают самое почетное место.
Орден Святого Георгия учредила Екатерина II в 1769 году. Давался он лишь тем, кто отличал себя каким-либо мужественным поступком или же давал мудрые и полезные советы для воинской службы. Награждались орденом только офицеры. Существовало четыре класса Георгиевского ордена. Отличались они размерами креста и наличием или отсутствием ленты и звезды. Лента была окрашена в черный и оранжевый цвет, которые стали Российским символом славы и вечной доблести.

Символика Георгиевской ленты объясняется различными и не всегда похожими мнениями. Так, граф Литта считал, что Екатерина соединила в ленте цвет огня и пороха. А русский офицер Серж Андоленко связывал цвета Георгиевской ленты с русским гербом того времени.
Присваивалась Георгиевская лента и знакам отличия, которые жаловались воинским частям. Сюда можно отнести Георгиевские серебряные трубы, знамена, штандарты. Также многие награды носили на Георгиевской ленте, а иногда и являлись ее составляющей.
В 1806 году были созданы наградные Георгиевские знамена, состоявшие из Георгиевского креста и черно-оранжевой ленты с кистями.
В 1855 году георгиевские цвета стали появляться на наградном оружии офицеров. Почетность такой награды приравнивалась к получению золотого оружия.
В 1878 году Александр II приказал подготовить представления для выдачи награды наиболее отличившимся во время русско-турецкой войны частям и подразделениям. Оказалось, что самые ярчайшие подвиги оказали Северский и Нижегородский драгунские полки, которые уже имели все установленные награды. Поэтому 11 апреля 1878 был издан указ о введении нового знака отличия - Георгиевской ленты с надписями отличий, которая крепилась на знамена и штандарты полков. Эта награда оставалась единственной на время всего существования русской императорской армии.
Намного позже, 8 сентября 1943 года, во время Великой Отечественной Войны, был введен орден Славы трех степеней, который всем своим видом напоминал Георгиевский крест. Затем многие наградные знаки и медали как того времени, так и современности стали украшаться Георгиевскими лентами, подтверждая цвета воинской доблести.
Георгиевский крест и российский военный орден Святого Георгия указом Президиума Верховного Совета РСФСР были восстановлены в качестве наград 2 марта 1992 года.
2 марта 1994 года вышел указ Президента Российской Федерации, сохраняющий военный орден Святого Георгия и Георгиевский Крест в системе наград.


1941-1945

1.В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

2.Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

3.Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

4.Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

5.Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина - 1600. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

6.Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года 1418 дней.

7.Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Вот, например, 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

8.На классном часе мы узнали о белорусской деревне Хатынь. Это было так: 22 марта 1943 года небольшую деревню Хатынь окружили немцы. Солдаты врывались в крестьянские хаты и выбрасывали людей на улицу. Жителей сгоняли в сарай. В нём становилось всё теснее и теснее. Матери пытались успокоить детей, но сами не могли сдержать слёз. В Хатыни было немало многодетных семей. Например, у Барановских - 9 детей. У Новицких, Иотко - по 7. А 19-летняя Вера Яскевич на руках качала семинедельного сына. В сарай прикладами затолкали стариков. Каратели обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Их сжигали живыми. Многие пытались вырваться из огня. Тщетно! Эсэсовцы хладнокровно, без промаха расстреливали их из автоматов. Для 149 жителей Хатыни этот день стал последним. Мученическую смерть приняли 75 детей.

9.Война была. Эти пожелтевшие треугольники - доказательство. Это фронтовые письма. Их писал мой прадедушка … моей прабабушке …Когда он ушёл на фронт, его дочь только родилась. Он спрашивал в письме: "Агукает ли моя доченька?" Увидеть дочь ему так и не удалось. Моя прабабушка получила лишь похоронку.


© 2010-2022