- Преподавателю
- Классному руководителю
- Социальный проект «МОЯ СЕМЬЯ»
Социальный проект «МОЯ СЕМЬЯ»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сухачева Д.В. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКС(К)ОУ«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа №2 VIII вида»
Социальный проект
«МОЯ СЕМЬЯ»
Разработали :
Сухачёва Д.В.
2014-2015 учебный год.
Тип проекта: социальный, долгосрочный, коллективный.
Участники проекта: педагоги Школы, учащиеся и их родители.
Сроки реализации проекта: с ноября 2014года по май 2015 года.
Гипотеза
Семья - это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека. «Семья - это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» - говорил В. А. Сухомлинский.
Проведя, анкетирование среди детей - выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Поэтому, мы, взрослые (педагоги и родители), должны помочь учащимся понять значимость семьи, семейных традиций; воспитывать в них любовь и уважение к членам семьи; прививать чувство привязанности к семье и дому; использовать уже приобретенные умения и навыки в жизненных ситуациях. В ходе проекта планируется помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь ребенка к лучшему.
Актуальность
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитание и развитие личности, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению - это процесс, который необходимо проводить в тесном взаимодействии с семьей, рядом с близкими и родными людьми. Именно в семье в первую очередь формируются интересы, потребности и ценностные ориентации ребенка.
Семья - социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, что включает в себя передачу ценностей и стереотипов поведения. В семье социализация происходит наиболее естественно и безболезненно, основной её механизм - воспитание.
Особое значение для полноценного развития детской личности приобретает приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями обеспечивает вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям, обеспечивает удовлетворение и развитие познавательных интересов учащихся.
Цель проекта: социализация учащихся через совместную практическую деятельность детей, родителей, педагогов.
Задачи проекта:
-
формировать у детей представления о семье, о ее роли в обществе и жизни каждого человека, труде взрослых;
-
расширять у учащихся представлений о разных профессиях;
-
создавать условия для коллективного детского труда;
-
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
-
развивать положительные эмоции от коллективной трудовой деятельности;
-
вовлекать родителей в проектную деятельность с целью укрепления детско-родительских отношений.
-
воспитывать эмоционально-чувственную сферу в социуме семьи
Этапы проекта
1 этап-организационный. Ноябрь-декабрь.
Ведение в проект, погружение в проект детей и родителей (проведение праздника «День матери»).
Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.
На первом этапе будет разработан паспорт проекта, определялась его цель и основные задачи. Будут определены участники проекта. В ходе реализации группового проекта участниками будут дети, педагоги, родители. Будет определено содержание проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями, с педагогами.
2 этап-формирующий. Январь-май.
Цель: Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, расширение представлений о разных профессиях, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми.
Второй этап - это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого велась работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми будут проводиться занятия по проекту, будет организована совместная и самостоятельная деятельность детей.
3 этап- обобщающий. Май.
Цель: Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта.
Основные направления реализации проекта
-
мониторинг, исследование.
-
Создание системы массовых мероприятий с родителями.
-
Работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.
Формы работы:
-
Анкетирование «Модель трех вопросов- Что я знаю о семье? Что хочу знать? Как узнать?»
-
Составление творческих рассказов, сочинений на тему «Моя семья».
-
Составление генеалогического древа семьи.
-
Совместная с родителями художественная деятельность на тему «Моя семья».
-
Выпуск классных стенгазет « »
-
Воспитательские занятия и классные часы: «Все профессии важны, все профессии нужны»,….
-
Викторины
-
Дидактические, настольные игры, сюжетно-ролевые игры
-
Совместный труд детей и взрослых
-
Праздники и досуги («День Матери», «А ну-ка, мальчики», «8 Марта», «Праздник Труда», «День Семьи»)
-
Практикум - Школа «Молодой семьи»
-
Мастер-класс «Волшебные руки наших мам»
Предполагаемые результаты работы над проектом:
-
Повысится интерес к своей семье как у детей, так у родителей.
-
Повысится уровень знаний детей о профессиях, ценностное отношение детей к труду, труду других людей.
-
Сформируется умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
-
Улучшатся взаимоотношения родителей и детей.
-
Повысится социальное партнерство семьи и школы.
Работа над проектом способствует:
-
Созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
-
Активизации и обогащению педагогических знаний и навыков родителей;
-
Повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей;
-
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместных видах деятельности.
-
Обобщению опыта семейного воспитания.
Целенаправленное знакомство с профессиями, воспитание ценностного отношения к своему труду и труду взрослых, будет осуществляться более эффективно через непосредственное вовлечение детей в трудовую деятельность (поручения, труд в природе, труд по обслуживанию игр и занятий, организация и проведение праздников и др.)
Выводы.
Проект, на наш взгляд, очень перспективный метод работы с детьми и семьей. Он дает много возможностей всем его участникам. У детей с ограниченными возможностями развивается познавательный интерес и интерес к творчеству, формируются навыки сотрудничества со сверстниками и другими людьми, возникают практические навыки и умения. Дети становятся более самостоятельными, у них появляется способность проявить инициативу. Родители повышают свое педагогическое мастерство, открывают в своих детях неизвестные до этого способности и таланты, испытывают чувство огромной радости и гордости за своих детей и удовлетворение от своих собственных успехов. Педагоги проявляют свой профессионализм и творческие способности, становятся партнерами детей и родителей по общению и взаимодействию.
Очень важно, что процесс социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общество в проекте «Семья» идет во взаимодействии с семьей. Проектная деятельность укрепляет и развивает детско-родительские отношения, помогает сделать атмосферу в семье более теплой и доверительной, а это имеет большое значение для формирования личности ребёнка. Ребёнок должен понять, что он часть семьи. Родители и педагоги помогают детям понять ее значимость, воспитывают у них любовь и уважение к родным и близким, прививают детям чувство привязанности к семье и родному дому.
Идет процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. В ходе реализации проекта дети играют, занимаются, общаются со сверстниками и взрослыми, учатся жить рядом с другими людьми, учитывая их интересы и правила поведения в обществе, приобретают навыки социальной компетентности.
В работе с детьми используются практические занятия, беседы, дидактические, сюжетно-ролевые и коммуникативные игры, художественное творчество, праздничные программы, творческие выставки. Они способствуют развитию индивидуальности ребенка, формированию собственного «Я», углублению понимания сферы общения, приобретению навыков сотрудничества и опыта публичных выступлений, пробуждению эмоций, развитию образного мышления, эстетического восприятия и нравственного воспитания, приобщению к духовным ценностям.
Таким образом, повышается уровень развития социальных навыков ребенка с ограниченными возможностями, идет формирование личности ребенка, начитается процесс социальной адаптации ребенка в общество.