Использование воспитательных возможностей семьи

.Одной из задач учебно-воспитательной работы в прошедшем учебном году была задача взаимодействия школы и семьи, потому что  учитель, который внимательно изучает личность ученика, задумывается над вопросами: кто  родители ученика, в чем они сильны как воспита­тели, в чем их слабые стороны, могут ли они стать надежными помощни­ками школы.Семья — ближайшая социальная среда, обеспечиваю­щая развитие индивидуальности ребенка, формирование его социально-значимых качеств. Отношения членов семьи основыв...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Карпунихинская сош Уренского муниципального района Нижегородской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬИ.

Одной из задач учебно-воспитательной работы в прошедшем учебном году была задача взаимодействия школы и семьи, потому что учитель, который внимательно изучает личность ученика, задумывается над вопросами: кто родители ученика, в чем они сильны как воспитатели, в чем их слабые стороны, могут ли они стать надежными помощниками школы.

Семья - ближайшая социальная среда, обеспечивающая развитие индивидуальности ребенка, формирование его социально-значимых качеств. Отношения членов семьи основываются на тех же социальных нормах, что и отношения в любом другом коллективе, однако обеспечивают ребенку возможность более интимного и свободного общения с окружающими людьми. Если в школе ученик организует свое поведение под влиянием четкой структуры учебных занятий, внеклассных мероприятий, требований учителя, постоянного контроля с его стороны, то в семье нет строгой регламентации его поведения. Отношения с родителями более раскованны и разнообразны, чем отношения с педагогом. Ребенок сам определяет время для труда и отдыха, выполнения обязанностей по дому, свободно высказывает свою точку зрения, выражает согласие или несогласие со взрослыми, желание или нежелание что-либо выполнять. Если условия развития ребенка в семье благоприятны, то такая свобода действий благотворно влияет на становление его индивидуальности, на формирование правильного отношения к окружающим, в том числе и к педагогам, школе.

Психологи считают, что отношение - это эмоционально-волевая установка на что-то. Взгляды родителей, их убеждении, взаимоотношения быстро усваиваются ребенком и складываются в его нравственную позицию. Господствующие в семье ответственность друг перед другом, обязательность, заботливость, стремление оберегать достоинство как взрослых, так и детей, требовательность проявляются у них и в школе. Взыскательные к себе и к своему ребенку родители не допускают, чтобы он обсуждал, а тем более порицал действия учителя. С такой семьей педагогу легко работать. Он прямо высказывает свои суждения об ученике и выдвигает обоснованные требования, не боясь быть неправильно понятым родителями. Таким образом создается здоровая основа для становления и развития индивидуальности ребенка.

Иная атмосфера в семьях, где отношения основываются не на нормах общественной морали. Это так называемые мнимоблагополучные и неблагополучные семьи. В них взрослые и дети насторожены, подозрительны, испытывают недоверие друг к другу. Отец и мать часто обвиняют учителей в невнимательности к их ребенку, болезненно воспринимают критику в его адрес. Если ребенок слабо успевает в школе или отличается недисциплинированностью, то родители избегают встреч с учителями, охотнее верят объяснениям сына или дочери, чем словам учителя.

В неблагополучной семье много безысходности, нервозности. Особенно это проявляется в неполных семьях, где ребенка воспитывает один родитель. Неполных семей, к сожалению, становится все больше и больше. Одна из причин увеличения неполных семей - это материнский капитал. Многие дамы (особенно из сельской местности) в погоне за деньгами решаются рожать, не будучи замужем, не думая о том, что в последствии могут попасть в безысходную ситуацию. Поэтому соблюдение этики в общении с ребенком из такой семьи и его родителями приобретает особое значение.

Опыт показывает, что успеха учитель достигает в том случае, если раскрывает достоинства ребенка ему самому и его родителям, помогает увидеть перспективы его развития, пробудить надежду на его исправление. Раскрытие положительных качеств школьника позволяет наладить отношения в семье, оздоровить ее атмосферу, выработать определенную линию воспитания, если в этом заинтересованы и отец, и мать. В доверительной беседе с ними учитель помогает найти выход из сложного положения, в котором оказалась семья, убеждает родителей в том, что ничто так не разрушает психику ребенка, как отчаяние, отсутствие надежды на лучшее у них самих. Вместе с тем он беседует с учеником, деликатно подсказывает ему, как помочь родителям наладить отношения. При тонком, тактичном педагогическом воздействии ребенок становится воспитателем своих родителей. (Мысль о том, что дети воспитывают своих родителей встречается в трудах и педагогов-классиков, и современных ученых.) Участие ребенка в нормализации взаимоотношений родителей пробуждает у них чувство ответственности за семью.

Иногда можно услышать такое мнение: если семья неблагополучная, ответственность педагога за воспитание школьника возрастает, так как он должен компенсировать недостатки семейного воспитания. Подобная точка зрения неверна, поскольку эти недостатки никто, кроме родителей, компенсировать не в состоянии. Школа осуществляет воспитание ребенка эффективно только при тесном содружестве с родителями. Связь учителя с семьей - это связь направляющая и контролирующая весь процесс становления личности и индивидуальности ребенка.

Этика отношений с родителями предполагает установление педагогически целесообразных контактов с семьей, регулирование общих требований к ребенку. Учитель ищет такие принципы и подходы, которые в равной мере применимы к воспитанию в семье и школе, обдумывает, в каком случае легче достичь взаимопонимания, в чем сложилась единая направленность воспитательных влияний, как преодолеть несоответствие требований, различий во взглядах на ребенка и его воспитание. Лишь затем он определяет методы развития индивидуальности школьника.

Однако многие педагоги ограничиваются тем, что ориентируют родителей на контроль за успеваемостью и поведением детей. В результате отношения с родителями строятся на официальной основе, индивидуальный подход сводится к преодолению неуспеваемости или негативного поведения ученика. Учитель периодически сообщает родителям об учебных успехах и неудачах сына или дочери. Вольно или невольно он фиксирует внимание на отрицательных качествах ребенка. Вместе с тем учителю не всегда хватает умения тактично показать, что недостатки ребенка - следствие недостатков самих родителей, их ошибок в воспитании. И в этом случае он чаще всего нарушает педагогическую этику в общении с отцом или матерью школьника.

Родителей не удовлетворяют однообразные формы работы с семьей, скудная информация о детях, которую они получают в школе. Вот как выразил свое недовольство отец одного семиклассника: «Расскажите мне все о моем сыне: какой он, чем отличается от своих сверстников, что в нем хорошего, плохого. А какие у него оценки, я могу узнать, просмотрев дневник». Родители хотят услышать. прежде всего конкретные советы, как поступать в трудных случаях, как решать сложные проблемы. Нередки они высказывают желание, чтобы

учитель раскрыл перспективы работы с классом, конкретным учеником, а вместо этого слышат то, что им уже известно. Поэтому у них и складывается впечатление, что учитель равнодушен к детям, не знает и не любит их. В таких случаях родители невольно занимают официальную позицию по отношению к нему. Невольно потому, что в душе хотят видеть учителя своим добрым другом, советчиком. Официальные отношения мешают взаимопониманию, выработке единых педагогических требований.

Любой семье можно помочь в нелегком воспитательном труде, в преодолении ошибок в отношениях с ребенком и педагогами. При этом ведущими функциями в работе с семьей выступают воспитательная и корректирующая функции. Это означает, что осуществляя индивидуальный подход к школьнику, учитель определяет этику отношений как с ним, так и с его родителями. Она предполагает четкие взаимообязательства, постоянное согласование действий, общие педагогические позиции, единую направленность школьного и семейного воспитания, совместное прогнозирование развития ребенка.

Привлекая родителей к изучению индивидуальности ребенка, особенностей его возрастного становления, учитель помогает им понять отношение сына или дочери к окружающему миру, причины успехов или неудач в труде, учебе и общении, наметить пути развития положительного своеобразия ребенка на основе личностных качеств, индивидуальных особенностей.

Часто школьники, особенно подростки, отрицают все то, что не соответствует их внутреннему миру или сложившемуся в семье мнению по тому или иному вопросу. Возникает негативное отношение к тем, кто не похож на родителей или на тот идеал, который сформировала семья. Все, что непонятно в поступках и побуждениях окружающих, осуждается и отвергается. Учитель направляет внимание родителей па развитие у школьников правильного отношения к своеобразию людей (если человек не похож на других, это не значит, что он плохой, достоин презрения или осуждения), воспитание уважения к их внутреннему миру, формирование объективных оценок.

Опираясь на достоинства родителей и детей, педагог усиливает свое воздействие на семейное воспитание и одновременно укрепляет доброжелательное отношение к школе. У родителей растет уверенность в сыне и дочери, вера в педагогическое мастерство учителя. Все это создает в семье атмосферу оптимизма. Ребенок, ощущая заботу родителей и учителя, становится отзывчивей на педагогические воздействия.

Таким образом, опора на положительное в ребенке, искренняя заинтересованность в его судьбе выступает фактором доверия к учителю со стороны ученика и его родителей, повышает их интерес к проблемам семейного и школьного воспитания. Объединение усилий родителей и педагогов дает возможность укреплять доброе начало в детях, воспитывать у них гражданские качества, прививать культуру мышления и общения, развивать неповторимую индивидуальность каждого российского школьника.


Директор МБОУ Карпунихинская сош

Уренского муниципального района

Нижегородской области Н.И.Пехотин

© 2010-2022