Программа факультатива «Этнографический туризм»

Программа факультатива  «Этнографический туризм» по содержательной, тематической направленности является краеведческо – турискической; по форме организации групповой; по времени реализации двухгодичной.Программа предназначена  для обучающихся в возрасте 12-16 лет (5-9класса) направлена на обеспечение дополнительной подготовки по географии, истории, ОБЖ, физической культуре. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценно...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление образования Администрации города Воткинска

МБОУ СОШ №3 им. А.С.Пушкина

города Воткинска

Удмуртской Республики





ПРОГРАММА

факультатива

«Этнографический туризм»

для учащихся 12-16 лет

срок реализации 2 года



Разработчик:

Артемьева Ольга Николаевна,

I квалификационная категория









г. Воткинск 2013

Пояснительная записка.

Программа факультатива «Этнографический туризм» по содержательной, тематической направленности является краеведческо - турискической;

по функциональному предназначению учебно- позновательной;

по форме организации групповой;

по времени реализации двухгодичной.

Программа предназначена для обучающихся в возрасте 12-16 лет (5-9класса) направлена на обеспечение дополнительной подготовки по географии, истории, ОБЖ, физической культуре.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.

Время, отведенное на обучение, составляет 72 часов. Комплектование состава объединения первого года занятий происходит из ребят 10-13 лет. Набор в объединение идет на добровольной основе. Специальных требований к знаниям обучающихся при приеме нет. Желающие заниматься в объединении должны иметь разрешение врача. Для участия в спортивных походах, соревнованиях по туризму воспитанники проходят медицинский осмотр в физ. диспансере и получают соответствующий допуск.

Цель программы - создание оптимальных условий для самореализации обучающихся, формирования позитивных жизненных ценностей в процессе туристической и этнографической деятельности.

Основные задачи программы:

Обучающие:

-обучение основам техники пешего туризма, организации быта в походах, экспедициях;

-расширение знаний по географии, истории, ОБЖ, полученных в средней школе;

-обучение приемам этнографической работы (работа информантами);

Развивающие:

-интеллектуальное и духовно-нравственное развитие учащихся;

-развитие научно-познавательной деятельности;

-расширение знаний по этнографии удмуртов;

-укрепление здоровья, воспитание физической культуры в единстве с интеллектуальным развитием;

-развитие устной речи, умение выступать перед аудиторией;

Воспитательные:

-воспитание патриотизма посредствам занятия этнографией

-воспитание основных качеств: взаимовыручка, дружба, честность,

самостоятельность, отзывчивость;

-научить ценить родную культуру, язык

-формировать умение видеть красоту окружающего мира.

В программе «этнографический туризм» большое внимание уделяется этнографии удмуртов. Раздел программы этнография удмуртов способствует возрождению духовности, дает дополнительные знания школьникам по истории своего края, обычаем, культуре, в соединении с воспитанием патриотизма, чувства ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Формирование у воспитанников потребности сохранить исторические материальные и культурные ценности. Фольклорно-этнографические экспедиции дают возможность изучать культуру удмуртов в комплексе. В работе используются материалы научно-образовательного центра финно-угроведенья при УдГУ г. Ижевска.

Для поддержания интереса к этой деятельности в программе предусмотрено много практических работ, которые требуют применения раннее полученных знаний и навыков. Использование дифференцированных заданий дает возможность самовыражения и реализации своих идей всем обучающимся, даже тем, у кого в образовательной школе есть проблемы. И здесь важно, чтобы каждый воспитанник нашел себя, поверил в свои силы и возможности.

Основные формы деятельности:

-организация этнографических экспедиций, экскурсий, походов,;

-работа с информантами;

-изучение литературных источников, материалов краеведческого музея, архивных документов;

-участие в научно-практических конференциях;

-тренировки и практические занятия на местности по топографии, спортивному ориентированию и пешеходному туризму.

-пропаганда результатов этнографических экспедиций через средства массовой информации.

Ожидаемые результаты: На первом году обучения основное внимание уделяется изучению этнографии удмуртов; техническим приемам и навыкам пешего туризма, обеспечению безопасности в этнографических экспедициях и походах. Участие в школьных научно - практических конференциях с докладами, используя материалы экспедиций

.На втором году обучения программа предусматривает углубление и расширение этнографических и туристических знаний, формирование навыков исследовательской работы. Участие в городских научно - практических конференциях.

Результаты образовательного процесса.

Должны знать

Программа факультатива «Этнографический туризм» основы этнографии удмуртского народа;

Программа факультатива «Этнографический туризм» основные виды туризма, перечень личного и группового снаряжения в зависимости от цели похода, специальное снаряжение, веревки, узлы перечень должностей членов туристической группы и их обязанности, основные требования к месту привала и бивака, меры безопасности и вопросы охраны природы, основы режима дня в путешествии, основные требования к рациону питания;

Программа факультатива «Этнографический туризм» основы личной гигиены и основы оказания первой медицинской помощи;

Программа факультатива «Этнографический туризм» понятия о топографических картах, масштабе, условных знаках, основы ориентирования, основы применения компаса;

Должны уметь:

  • проводить сбор этнографического материала и записывать его;

  • оформлять рефераты;

  • выступать перед аудиторией с докладами;

  • укладывать рюкзак;

  • выбирать место для бивака, установить палатку;

  • развести костер, приготовить пищу;


Учебно-тематический план

первый год обучения

тема

всего

теория

практика

форма контроля

межпредметные святи

1

Этнография удмуртов

20

16

4

1.1

Этнография как наука

2

1.2

Общие сведения об удмуртах

3

история география

1.3

Мифы удмуртов

3

1.4

Удмуртские сказки

2

1.5

Удмуртский фольклор

2

1.6

Северные удмурты

2

1.7

Южные удмурты

2

1.8

Работа с информантами

4

работа с вопросником

2

Первоначальная туристическая подготовка

3

3

2.1

введение, инструктаж.

1

2.2

что такое туризм?

1

2.3

история туризма

1

собеседование

3

Здоровый образ жизни

6

1

5

3.1

упражнения для развития силы ног и рук

1

биология

физ/кул-ра

3.2

упр. для развития силы мышц туловища

1

3.3

упр. на быстроту

1

3.4

упр. на выработку равновесия

1

3.5

упр. на расслабление мышц

1

3.6

система Иванова А.П. и Брега

1

4

Организация туристического быта

6

3

3

ОБЖ

4.1

режим дня

1

4.2

устройство бивака

1

1

4.3

типы костров

1

4.4

узлы

1

1

участие в сор-ниях

5

Подготовка к этно.экспедиции

1

1


этнографическая экспедиция по отдельному плану (приложение)

итого

36

23

13

Учебно - тематический план

второй год обучения

тема

всего

теория

практика

форма контроля

межпредметные святи

1

Этнография удмуртов

11

8

3

1.1

Формы хозяйственного быта

1

1.2

Хозяйственный уклад

1

1.3

Община и реликты родовых отношений

1

1.4

Семья и семейный быт

1

1.5

Семейные обряды

1

1.6

Календарные обряды и праздники

2

1.7

Религиозные верования

1

история

1.8

Работа с информантами

3

работа с вопросником

2

Походное снаряжение

7

4

3

2.1

личное снаряжение

1

ОБЖ

2.2

подготовка обуви к походу

1

1

2.3

верхняя одежда

1

2.4

общественное снаряжение

1

2.5

костровые принадлежности

1

2.6

укладка рюкзака

1

пр. задание

3

Медицинская подготовка

6

3

3

3.1

первая медицинская помощь

1

1

ОБЖ

3.2

медицинская аптечка

1

1

3.3

лекарственные растения

1

1

тестовое задание

биология

4

Организация питания

6

5

1

4.1

меню-раскладка

1

1

4.2

нормы закладки продуктов

1

4.4

съедобные и ядовитые грибы

1

биология

4.5

хранение продуктов

1

4.6

рецепты

1

пр. задание

5

Топографическая подготовка

6

1

5

5.1

виды карт, планы

1

география

5.2

условные знаки

1

5.3

масштаб

1

5.4

определение расстояния по карте

1

5.5

азимут

1

5.6

ориентирование

1

участие в сор-ниях


этнографическая экспедиция.

итого

36

21

15

Методическое обеспечение

Наименование тем

Методическое обеспечение

1

Этнография удмуртов

Используемая литература:

В.Е.Владыкин, Л.С.Христолюбова

Этнография удмуртов. Ижевск «Удмуртия»2003

Л.А. Волкова

О наших предках - хлеборобах. . Ижевск «Удмуртия» 1996

М.В.Гришина Удмурты. Ижевск «Удмуртия»1994

Электронные материалы.

2

Первоначальная туристическая подготовка

Фото, слайды, анкета «самоанализ планов и интересов».

3

Здоровый образ жизни

Методические разработки: комплекс гимнастических упражнений

4

Организация туристического быта

Методическая разработка

5

Снаряжение

Раздаточный материал

7

Медицинская подготовка

Плакаты, методразработка «походная методическая аптечка». Беседы медработника.

8

Организация питания

Раздаточный материал

Учебная программа

1. Этнография удмуртов

Изучение общих сведений об этнографии, этногенеза, анализ хозяйственной деятельности, материальной и духовной культуры, современные этнические процессы в Удмуртии, т.е. важнейшие характеристики удмуртского этногенеза. Практическая работа

Фольклорно-этнографическая экспедиция по городу Воткинску, Шарканскому району

1.сбор этнографического материала.

2. фотогазета-отчет по работе экспедиции.

2.Первоначальная туристическая подготовка

Чем полезны и интересны походы и путешествия.

План работы. Цели и задачи секции. Требования к членам секции, их права и обязанности. Анкетирование. Виды туризма. Участие туристов в охране природы. Медосмотры в физдиспансере.

Практическая работа.

1.Заполнение анкеты «Самоанализ интересов, собственных планов»

2.Профессиональная проба «Универсальная система»

3.Здоровый образ жизни

Комплекс упражнений для развития организма, направленные на укрепление мышц ног, рук, туловища. Знакомство с оздоровительной системой Иваново А.П. Знакомство с системой здорового образа жизни Поля Брека.

Практическая работа.

1.Разучивание и отработка комплекса упражнений.

4. Организация туристического быта

Выбор места бивака с учетом особенностей природной среды. Снятие бивака. Уборка места лагеря, противопожарные меры. Типы костров, устройство кострища. Виды узлов.

Практическая работа

1. Узлы: прямой, встречный, восьмерка, проводник, булинь, схватывающий.

2.Установление и снятие палатки. Разжигание костров.

3.Навыки работы с топором, пилой, ремнабором.

5.Походное снаряжение.

Личное снаряжение в различных видах туризма. Общественное снаряжение в различных видах туризма.

Практическая работа.

1.Изготовление костровых принадлежностей.

2. Выкройки личного снаряжения (бахилы)

6. Медицинская подготовка.

Проводит фельдшер школы

Комплектование походной аптечки. Учит оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, переломах, обморожениях, ушибах.

Показывает лекарственные растения, которые встречаются на территории республики. Использование и применение лекарственных растений.

Практическая работа.

1.Обработка ран.

2. Накладывание повязок.

3. Накладывание шин.

4. Определение лекарственных растений.

7. Организация питания

Правила личной гигиены при организации питания в походе.

Составление меню с учетом калорийности и индивидуальной переносимости продуктов питания. Сбор подножного корма в походных условиях.

. Практическая работа.

1.Определение ядовитых и съедобных грибов и ягод

2.Составление раскладки

3.Рецепты.

8. Топографическая подготовка.

Значение навыков ориентирования для туристов. Карты и принципы работы с ней. Компас и работа с ним. Азимут. Спортивное ориентирование, карты спортивного ориентирования.

. Практическая работа.

1.Изготовление карточек «Топознаки».

2.Чтение топографических карт.

3.Топографический диктант

4.Азимут, определение по карте азимута, расстояния.

5.Ориентирование на местности.

6.Ориентирование по заданному направлению.

Список литературы


  1. Алексеев С.В. Питание в туристическом походе. М.,1995.


  1. Бардин К.В. Азбука туризма. М.,1981.


  1. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. Этнография удмуртов.

Ижевск «Удмуртия»2003.


  1. Волкова Л.А. О наших предках - хлеборобах.

Ижевск «Удмуртия» 1996.


  1. Гришина М.В. Удмурты. Ижевск «Удмуртия»1994


  1. Гришина М.В. История Удмуртии 7 класс.

Ижевск «Удмуртия»2007.


  1. Драчев С.П. Туризм и здоровье. М.,1984.


  1. Штютмен Ю.А. Краткий справочник туриста. М.,1985.


  1. Юньев И. С. Краеведение и туризм. М.,19


© 2010-2022