Внеклассное мероприятие «Помните о нас»

"Описание материала: Внеурочное мероприятие «Помните о нас» проведено в 6 классе, посвящено Дню Победы, основанно на краеведческом фактическом материале и произведениях курских писателей и поэтов. Мероприятие имеет огромный воспитательный потенциал, оно затрагивает проблему памяти, необходимую для воспитания патриота России. В ходе мероприятия развивается монологическая и диалогическая речь школьников, умение развернуто обосновывать свои сужлдения, осмысленно и выразительно читать прозу и поэз...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Дмитриевская ООШ»,

Золотухинскогорайона Курской области






Сценарий внеурочного мероприятия к 9 мая для учащихся 6 класса «Помните о нас» (на краеведческом материале и произведениях курских писателей и поэтов)


Ильина Тамара Федоровна

учитель русского языка и литературы











2014 год

Цели и задачи мероприятия:

- расширить представления детей о Великой Отечественной войне;

- воспитывать уважение к героическому прошлому страны;

- пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;

- формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;

- формировать активную жизненную позицию;

- побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны

- пробуждение интереса к истории и культуре Курского края.

Оформление: георгиевские ленточки, цветы, плакаты, интерактивная доска, презентации к песням с картинами боев и сражений, выставка книг Е.И.Носова, портрет писателя, стенд «Награды дедушек и прадедушек»

Учитель: Ребята, сегодня, накануне Дня Великой Победы, я хочу поговорить с вами о людях, которые ценой своей жизни подарили нам мир. Я хочу, чтобы вы росли настоящими патриотами нашей страны. А для этого мы должны всегда помнить тот великий подвиг, который совершили наши деды и прадеды.


Чтец: Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблекли,
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.


Учитель: В спокойный летний рассвет 22 июня 1941 года безмятежно спали вчерашние мальчишки и девчонки, для которых только вчера отзвучаливальсы на школьных выпускных вечерах и которые мечтали о научных открытиях, хотели добывать руду и варить сталь, выращивать хлеб и учить детей, началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков, вступивших на советскую землю.

(слайд №1 о начале войны и песня «Вставай, страна огромная.»)

Учитель: В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось: "У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание - убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…".

Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистских поработителей. Обращение заканчивалось словами: "Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!"

( слайд №2)

Учитель:Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.

( слайд №3: фрагмент песни "Ах, война, что ты сделала, подлая…".

Чтец: (подготовленный ученик)

Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
Как это было! Как совпало - война, беда, мечта и юность?
И это все во мне запало, и лишь потом во мне очнулось.
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые,
Война гуляет по России, а мы такие молодые.

Учитель: Каждый человек Советской страны плечом к плечу встал на защиту своей Родины. Мужчины сражались с врагом. Женщины, дети, старики трудились в тылу: работали на заводах и фабриках, строили оборонительные сооружения, шили одежду для солдат, собирали посылки на фронт…

(слайд № 4)

Учитель:Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем тем, кто подарил нам мирную жизнь, спокойное небо, ласковое солнце.

4 года длилась самая жестокая война. 1418 дней и ночей наши прадеды, не щадя своей жизни, били врага, испытывали голод, холод, переживали за своих матерей, жен, детей, которые в тылу растили для фронта хлеб, собирали танки и самолеты, рыли окопы, кормили детей. Трудно было всем…

Стихотворение И. Зекуновой, молодой поэтессы из Кореневского района, «Война глазами ребенка» ( читает подготовленный ученик)

Малыш и мать шагали по дороге,

Лишь сын не понимал: куда идти?

А разум матери наполнен был тревогой,

Что в мирный двор им больше не войти.

Еще вчера хотелось близ дороги

В ромашках полевых ему приснуть,

Идти устали маленькие ноги,

Ведь не из легких им достался путь.

Вокруг стрельба, пожар и стоны,

Летит снаряд - и вдребезги земля,

Здесь жизнь свою оставят миллионы

За будущее мирное, за мирные поля.

Как можно объяснить сынишке было,

Зачем покинули свой дом родной?

Что значат взрывы, плач, дорога эта

И чем он хуже остальных ребят,

Что на траве зеленой у кювета,

Раскинув руки, вместе с мамой спят?

Малыш увидел близ березы

Лежали женщины в обнимку с их детьми.

И вдруг у мамы не сдержались слезы,

Чуть слышно прошептала:

«Не уйти, нет выхода из этой страшной доли,

Они ведь дети, их убивать зачем?

Но отомстить за жизнь невинных

Хватит силы воли,

Солдата не сломить ничем!»

Не может мать, тая в душе тревогу,

Сыну пояснить про тех ребят,

Которые лежали у дороги,

Которым никогда уже не встать!

Но сын вопросы задавал упрямо,

И кто-то объяснял ему в пути,

Что там лежали неживые мамы

С детьми, от бомбы не успевшие уйти.

И он задумался под взрыв снарядов громких,

Как будто горе взрослых понял вдруг,

В его глазах и в детских нервах тонких

Уже блуждал осознанный испуг.

Так детство кончилось…

Суровый сделав вид, он твердо знал,

Что надо жизнь спасти,

Спасти всем детским сердцем мир обид,

Малыш, седой от пыли, лет шести.

Учитель: Мы будем всегда помнить тех, кто подарил нам счастливое детство, изучать историю нашей Родины, а помогают нам в этом книги.

Ребята, я хочу рассказать вам об одном удивительном человеке, нашем земляке. В Курске, на пересечении улиц Челюскинцев и Блинова, в небольшом тенистом уголке стоит памятник, у подножия которого всегда лежит хотя бы один цветок. На резных скамейках у памятника в любое время года сидят люди и , я думаю, вспоминают жизнь и творчество замечательного курского писателя Евгения Ивановича Носова, в честь которого и воздвигнут памятник. Он родился под Курском, 18-летним юношей в 1943 году ушел на фронт, был тяжело ранен под Кениксбергом, День Победы встретил в госпитале под Москвой. Евгений Иванович в своих произведениях (обращаем внимание учеников на выставку книг) «Усвятские шлемоносцы», «Шопен, соната номер два», «Яблочный спас», «Синее перо Ваторлина», «Памятная медаль», «Фагот» рассказывает нам, не знающим, что такое война, о простых солдатах, на чьих плечах были все тяготы этой кровопролитной войны, потому что пришлось все испытать на себе.

(отрывок из повести «Шопен, соната номер два» читает подготовленный ученик)

Учитель: Такими же солдатами были и наши земляки:

ПосашковаН.В.( слайд № 5)

Кобелев Г.Е. (слайд № 6)

Курашов И.К. (слайд № 7)

(подготовленные ученики рассказывают о земляках - ветеранах войны)

Учитель:Исторический День 9 Мая стал Днем Победы над фашистской Германией.

(Стихотворение Э.Асадова «День Победы» читает подготовленный ученик)

Он пришел широким, твердым шагом,
День, когда утих последний гром,
День, когда над взорванным рейхстагом
Стяг победы полыхнул огнем.

Тех событий вестник непременный,
Майский ветер обежал страну
И швырнул на каждую антенну
Радостную радиоволну

И, в домах не в силах оставаться
От таких волнующих вестей,
Люди выходили обниматься
На просторы гулких площадей.

Что-то пели, плакали, кричали,
Незнакомый сразу близким стал.
Всех военных не щадя качали:
Все равно, солдат иль генерал!

Вот она, высокая минута:
Музыка, букеты свежих роз…
И в огнях победного салюта
Искорки людских счастливых слез…




Учитель:Я хочу, чтобы каждый из нас всегда знал, какой ценой завоевана наша мирная жизнь, чтобы никогда не проходил мимо старого человека, ценой своей жизни и здоровья подарившего нам возможность жить в свободной мирной стране.

Я вновь обращаюсь к произведениям Е.И.Носова, которые хранят память о Героях войны.

В большой праздник, Яблочный спас, у дороги бабушка продает яблоки, но не ради наживы, а для того, чтобы прожить. Познакомившись со старушкой, автор хочет купить у нее побольше яблок и едет к ней домой. Разговорившись с женщиной, он узнает, что она воевала и даже была снайпером.

(Отрывок из рассказа «Яблочный спас» читает подготовленный ученик)

Учитель:А сколько в нашей стране вот таких героев, скромных, добрых? Их молодость - это свист пуль, взрыв снарядов… По мнению Е.И. Носова, их жизнь - это мгновенно сгоревший факел.

(отрывок из рассказа «Живое пламя» читает подготовленный ученик)

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

-Ну, иди смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. (18)Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

-Вот и все,- сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

-Да, сгорел...- вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля.- А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

(По Е. Носову)

Учитель: Ребята, а теперь расскажите, пожалуйста, как и каким образом война коснулась ваших родных и близких? Кто из них воевал, а кто работал в тылу?

(Рассказы детей (подготовлены заранее), дети обращают внимание на стенд «Награды наших дедов и прадедов»)

Учитель:Война… Сколько горя выпало на долю матерей в годы Великой Отечественной войны, которые так и не дождались с фронта своих сыновей. Война… От Москвы до Берлина 2600 км. Так мало, правда? Это если поездом, то менее 2-х суток, самолетом - 3 часа, а перебежками и по-пластунски - 4 года.1418 дней. 34 000 часов, и 27 миллионов погибших на 2,5 тысячи километров.Это значит 19 тысяч убитых ежедневно. 800 человек в час. 13 человек каждую минуту.

Чтец:(подготовленный ученик)

Тихо, ребята, минутой молчанья

память героев почтим,

И их голоса когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали

Сверстники наши почти.

Минута молчания. ( слайд № 8 с изображением вечного огня).

Учитель: 8 февраля этого года исполнилось 70 лет со дня освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков. Навечно войдут в историю героические дни и ночи обороны нашего города, нашего района, где находился Центральный штаб армии (м.Свобода). Сейчас на этом месте - Мемориал. Мы с вами были там на экскурсии.

(Слайд № 9)

Учитель: Вот уже 68 лет, как закончилась война. Но за эти годы не было еще ни одного дня, чтобы где-нибудь не стреляли. Сегодня, сейчас, в эту минуту, где-то на нашей планете от бомб и пуль, от голода и холода погибают люди, корчатся раненые, плачет ребенок, проклинает кого-то мать.Вот почему сегодня мы вновь и вновь вспоминаем про это. Вот почему бередим незаживающие раны. Вот почему мы вновь и вновь вспоминаем тот памятный весенний день Победы!

Чтец:

Нам за всеми памятными датами

Видится главнейшая одна

День, когда весною 45-го

На земле закончилась война.

Отдымили старые пожарища,

Мирно распускается сирень,

Но вовек нам не забыть, товарищи,

Майский день - Победный светлый день!

(Слайд № 10: Звучит песня «День Победы». На экране демонстрируется презентация к песне.

Учитель: Длинный боевой путь прошли по дорогам войны ветераны нашего села. К сожалению, до сегодняшнего дня из них не дожил никто. Но я уверена, что настоящие патриоты нашей страны никогда не забудут подвиг советского народа во имя мира, счастья и свободы. Герои, известные и безымянные, вечно будут в наших сердцах.

(Слайд № 9 с песней В.Высоцкого, зажжены свечи.)

Учитель: Я думаю, что итог сегодняшнему мероприятию вы подведете сами.

Ученик: Мы всегда будем помнить подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне, а сегодня мы возложим цветы к Братской могиле и к памятнику односельчанам, погибшим в суровые годы войны.

(Возложение цветов к Братской могиле и памятнику)


© 2010-2022