Эссе Есть ли формула учительской удачи?

Эссе Нам не надо предугадать, Как наше слово отзовется: Посеять в душах благодать, Увы, не всякий раз дается. Но мы обязаны мечтать О дивном времени, о веке, Когда цветком прекрасным стать Сумеет личность человека.     Как взрастить эту личность? Как высокой мысли вырастить цветок? Как воспитать любовь к своей стране, своему языку, родному слову, вдохнуть чувство любви к прекрасному? Есть ли формула учительской удачи? Если нет, как ее вывести? Будет ли она найдена навсегда или явится мимолетным ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

Нам не надо предугадать,

Как наше слово отзовется:

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

Но мы обязаны мечтать

О дивном времени, о веке,

Когда цветком прекрасным стать

Сумеет личность человека.

Как взрастить эту личность? Как высокой мысли вырастить цветок? Как воспитать любовь к своей стране, своему языку, родному слову, вдохнуть чувство любви к прекрасному? Есть ли формула учительской удачи? Если нет, как ее вывести? Будет ли она найдена навсегда или явится мимолетным озарением? Наверное, эти вопросы вечные, особенно для учителя литературы, а также классного руководителя.

Как часто всматриваюсь в лица своих учеников, пытаясь узнать, с чем пришли сегодня на урок? О чем они думают сейчас? Что для них литература: просто книжка, интересная или неинтересная, или способ понять жизнь и себя. Известно, формирует человека жизнь. Но, к сожалению, сегодня можно встретить начитанных взрослых людей, лишенных нравственных принципов. И это, скорей всего, потому, что для них книга и жизнь были чем - то разным. Спала душа, и молчало сердце, когда литературные герои делились с ними своей радостью и болью, сомнениями и удачами.

Не берусь судить, кто в этом виноват. Только хочу процитировать слова В. А. Каверина: «… русскую литературу совсем не надо учить, как учат алгебру или геометрию, …надо учить не литературу, а литературой, потому что в мире не существует более сильного и прекрасного средства, чтобы заставить людей прямо смотреть друг другу в глаза. Быть не только свидетелем, но и судьей своего времени».

Как прав писатель в том, что это « прекрасное средство» служит духовному развитию личности. Подростки, вступая во взрослую жизнь, длинную и трудную, но такую заманчивую и таинственно прекрасную, в силу обстоятельств должны принимать нравственные и духовные решения. Ведь чем раньше человек задумается о своей душе, об окружающем мире, о своем месте в нем, о ценностях его, тем он быстрее превратиться в личность.

Известно, что в становлении личности учащихся, в их подготовке к жизни имеет огромное значение воспитание чувств. И, конечно, первая чистая любовь, которая вдруг раскрывает перед юными душами самих себя и мир, оставляет неизгладимый след на всю жизнь. Юному человеку, вступающему в пору весенних и освежающих гроз «новы все впечатления бытия». Поэтому урок «Участья нет завтрашнего дня» по повести. И. С. Тургенева «Ася» для подростков особенный, урок открытий и откровений. Так много вопросов возникает к себе самому. Их нужно разрешить сейчас и немедленно: прав ли NN, отказавшись от любви и счастья? В чём состояло предательство по отношению к Асе? В какой момент оно совершилось? Как впоследствии сам

герой оценивает свой поступок? Какова дальнейшая судьба героя; виноват ли он в том, что она так сложилась?

Как и тургеневские герои, восьмиклассники тоже перед выбором. Они размышляют о нравственных человеческих ценностях, об ответственности за свои поступки, о несостоявшемся счастье тургеневских героев. Ребята очень взволнованы, всё трогает их душу. Наверное, поэтому прямо на уроке рождаются стихи.

А вот урок по повести В. Омельченко «Тяжёлый рок» в 10 классе. Произведение очень заинтересовало старшеклассников. И это не случайно. Ведь тема-то столь актуальная, злободневная. Жила - была хорошая девушка Ксюша, училась в 9 классе. Единственная дочь в семье. Красивая и умная. И вдруг вошёл в её жизнь такой интересный, так не похожий на её одноклассников парень, бывший воин - афганец, по прозвищу Леший. Наркотики, нравственное падение, потеря смысла в жизни - всё это будет потом. А пока необычная компания, необычные взаимоотношения привлекают девушку, особенно ей интересна загадочная фигура Лешего. На вопрос, в какой момент ступила Ксюша на путь, приведший к её гибели, ученики отвечают по-разному. Но среди них есть и такой: в тот момент, когда она поверила в собственную исключительность, в то, что ей, красавице, всё прощается, всё можно.

- Почему же она не остановилась, ведь мысли об этом были? Что её влекло снова и снова к Лешему и наркотикам?

Это, пожалуй, самый главный и трудный вопрос для учащихся и в то же время такой близкий для них. Ведь и в их жизни часто бывает так: знаешь, что это не хорошо, а делаешь. Ребята сидят притихшие. О чём они думают? Скорей всего, и о Ксюше, и о себе. И сейчас в своём ответе они будут судить не только героиню, но и свои поступки. Первыми как всегда начинают девочки:

- У неё не было воли, не было внутреннего стержня, который держит человека в жизни.

- Ей никогда не приходилось напрягать силы для достижения каких-либо целей. У неё ничего не было за душой, кроме желания нравиться.

Автор не рассказывает читателю о том, что Ксюша много читает, размышляет о чем-то важном и большом. Только о себе.

Нет, не во всём правы ребята, и говорят они иногда жёстко, зло. Но это не пугает меня, так как я понимаю: это не от чёрствости души, а потому что жаль Ксюшу, жаль потерянной судьбы, жаль так глупо погибшего человека. Вот почему ребята заговорили о ценности человеческой жизни, о нравственных категориях. В любом человеке есть вечное - страдать, любить, ошибаться, желать покоя, но опять и опять идти навстречу жизни.

Эта мысль еще раз прозвучала уже на другом уроке, на котором состоялся не простой разговор о Печорине, о нравственных проблемах романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Ребята отмечают, что все великие книги пишут о том, как важно через страдания, срывы, низкие побуждения, через тщеславие, обиды, уязвленную гордость пронести человеческое.

И "Герой нашего времени", в конечном итоге, о том же. О темных и светлых силах, борющихся в человеке, о том, как трудно и невозможно бывает одному человеку понять другого и даже самого себя.

- В чем, по-вашему, трагедия Печорина? - вопрос к классу.

Ребята ищут ответ в самом произведении и находят: "… есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! … я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы".

- Вас не пугает такая позиция героя: поддерживать свои душевные силы страданиями и радостями других?

- Конечно, пугает и не нравится. Печорин позволяет себе не считаться с простыми истинами, установленными человечеством в течение многих веков, а ведь нужно думать о других и нельзя приносить им страдания.

- Почему нужно и почему нельзя?

- Потому что если все люди начнут нарушать законы нравственности, то будет процветать зло. Ведь и сегодня мы видим, что с падением нравственности в жизнь нашего общества вторглись жестокость и насилие.

- Да, мы, вроде бы, понимаем, что кодекс морали нужен. Но, к сожалению, мы иногда делаем исключения. А общая нравственность складывается из личной нравственности каждого, и каждый в ответе за все.

- Вот об этом-то Печорин не думает, так как он слишком любит себя, чтобы отказаться от удовольствия мучить других. Горькую книгу нам оставил Лермонтов. Мы расстались с Печориным в ту минуту, когда он победил смерть. Но еще до "Тамани" мы узнаем, что Печорин умер. Пушкин расстался с Онегиным, оставив и ему, и читателю надежду. Роман Лермонтова безнадежен. Герой умер.

- Но давайте посмотрим, какую роль играет литературное произведение в жизни? Не ошибался ли Лермонтов в оценке своего поколения?

Шаг за шагом следуют ученики вместе со мной в далёкую эпоху, вновь вглядываются в черты поколения Лермонтова, о котором с болью писал русский поэт. И вдруг удивляются открытию: потомкам не за что презирать это поколение. Есть эпохи, когда быть честным - только быть честным, только не делать подлостей - уже поступок, и эпоха Лермонтова была такой. То, что Печорин - громадных душевных сил человек - тратит эти силы на роман с княжной Мэри, на похищение Бэлы, на единоборство с жалким Грушницким, а не на прислуживание графу Уварову, и не на восхождение по служебной лестнице, - это и есть главный поступок героя своего времени.

- Почему Печорин нужен и дорог нам всегда?

- Печорин учил людей заглядывать в свою душу. Вот почему он дорог и нужен нам всегда. Читая роман, мы узнаём что-то очень важное, что жестокость, равнодушие, невозможность действовать и трудиться - всё это тяжёлая ноша для человека. Читая о Печорине, мы учимся ценить полноту жизни.

- Конечно, Печорин - не образец для подражания: он только герой своего времени. Но вслед за ним пришли другие времена и другие герои. История России не остановилась - она шла дальше. И в этой истории всегда останется имя молодого человека с лицом некрасивым и прекрасным, с благородным дарованием и благородным умом, всегда он будет тайной любовью и непреходящей печалью новых и новых молодых людей.

Конечно, невозможно в одном эссе рассказать обо всей работе по духовно - нравственному воспитанию средствами литературы, да я и не ставлю такую цель. Хочу только сказать, что каждый из нас понимает, как важно на каждом уроке найти себе союзника в своих мыслях и чувствах о добре, долге, чести, порядочности. В наше время, когда многие нравственные категории убивают видеофильмами, СМИ, работа учителя литературы приобретает особое значение.

Как-то я видела фильм про то, как альпинист поднимается на вершину. Вот он ставит ногу на выступ. А нога срывается. Вот он вбивает стальной крюк в отвесный камень. А крюк падает. Но парню надо добраться до вершины, и он опять вбивает свой крюк. И поднимается на следующую ступеньку. И наша работа как та стальная ступенька. Мы забиваем её с трудом, чтобы наши ученики могли за неё ухватиться, подтянуться, встать в полный рост и подняться выше. Подняться на вершину добра и милосердия, мужества и отваги, разума и достоинства.

Как можно чаще нужно спрашивать себя, стремясь к какой-либо воспитательной цели. Кого воспитываем мы? Будущего гражданина своей страны? Хорошего семьянина? Личность, умеющую добиваться своих целей? Индивидуальность, умеющую раскрыть свой творческий потенциал? Добропорядочного человека? Эстета? Собеседника? Кого? А если просто - Человека, достойного своего человеческого звания?

Учитель причастен к глубокой и неисчерпаемой тайне. Тайна - человек. Научиться видеть и понимать в каждом ребёнке этот таинственный потенциал - в этом состоит смысл, по моему убеждению, душевно - духовного труда педагога.


© 2010-2022