Факторы, определяющие стили семейного воспитания

          Проблема семьи, воспитания детей наиболее широко отражена в работах Л. С. Алексеевой, Л.И. Божовича, М.А. Галагузовой, Т. А Куликовой, С.В Ковалева, В. И. Титаренко, В.В. Ткачевой, И.А. Фурманова, И. П. Подласого и многих других. Особенности семейного воспитания, стили семейного воспитания изучали А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, В.В. Столин, Е.Т. Соколова, В.М. Минияров, А. Фромм, Р. Снайдер и другие. Проблеме исследования влияния стилей семейного воспитания на психическое...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Факторы, определяющие выбор стилей семейного воспитания.

Размышлениям о семье и семейных отношениях, вопросам устройства, функций, общественной и государственной роли семьи, как одной из древнейших форм человеческой общности посвящено немало работ ещё со времён Платона и Аристотеля. Семья - один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребителей. Она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребёнка. Семья подготавливает ребёнка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения. Для маленького ребёнка семья - это целый мир, в котором он живёт, действует. А ещё делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Ребёнок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне. Семейное воспитание - лишь часть общественного воспитания, но часть весьма существенная, уникальная. Оно даёт первые уроки жизни, которые закладывают основу. Воспитательное воздействие семьи тем не менее ограничено. Оно обычно не выходит за

рамки индивидуальных возможностей членов семьи, их собственного уровня развития, интеллектуальной и культурной подготовленности, условий жизни.

Воспитательные воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления - поощряя поведение, которое взрослые считают правильным. Выказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребёнка определённую систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребёнка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации - ребёнок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же. При рассмотрении воспитательной деятельности родителей выделяют: воспитательную позицию родителей, различные стили воспитания, факторы воспитательного воздействия.

Воспитание не может быть хаотичным, бессистемным, так как в данном случае его просто нельзя назвать данным термином. Научно доказано, что характер, как психологическое новообразование, есть результат семейного воспитания и формируется уже к третьему году жизни ребёнка. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение. Факторы, влияющие на воспитание, следует понимать как обстоятельства, условия, природные и социальные факты, влияющие на эффективность системы воспитания и побуждающие человека к активной деятельности [19,с.36]. Итак, на выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние такие факторы как генетические особенности ребёнка и родителей и их совместимость; традиции, на которых воспитывались сами родители; научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка, их образовательный уровень. Рассмотрим их подробнее:

  1. Генетические особенности ребёнка и родителей, и их совместимость;

Под генетическими факторами следует понимать унаследованные от ближайших предков семьи особенности обеспечения жизнедеятельности.

Генетика ребёнка действительно определяет методы воспитания, которые выбирают взрослые по отношению к своим отпрыскам. Например, если ребёнок изначально склонен к интроверсии, малообщителен, с трудом вливается в социум, то, вероятнее всего, он будет расти в условиях жёсткой дисциплины. Или, если мальчик имеет низкий уровень самоконтроля, что также обусловлено генетически, то он столкнётся с негативными проявлениями материнской опёки. От генотипа зависит, как ребёнок будет развиваться в определенных условиях среды. Поэтому даже при одинаковом воспитании дети будут отличаться друг от друга в силу своих наследственных особенностей. В одной и той же семье у детей формируются разные качества, поскольку дети занимают в ней разное положение. Даже у детей с общей наследственностью, живущих в одной и той же семье, формируются особенности, относящиеся к сфере сугубо индивидуального в характере. С генной программой, унаследованной от родителей и определяющей генетические особенности ребёнка, ему предстоит жить всю свою жизнь, и от того, насколько образ жизни человека будет соответствовать его генотипической программе, и будет зависеть его здоровье и продолжительность самой жизни.

2. Традиции, на которых воспитывались сами родители;

Создание и укрепление семейных традиций одно из условий успешного воспитания детей. Проведение общественных и семейных праздников, участие в конкурсах, необычная организация выходных дней - всё это создаёт ту атмосферу торжественности, счастья и радости, которая формирует духовную культуру, цементирует семью как коллектив. Традиции нескольких поколений позволяют ребёнку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками позволяют гордиться своей семьёй. Неплохо, если в семье сложилась традиция проводить каждое лето в путешествии, это расширяет круг знакомств, помогает ребёнку узнать и увидеть мир, учит его общению. Традицией могут стать и необычные встречи нового года или дня рожденья, совместные поездки за город, даже субботние обеды, - когда дети знают, что в этот день и в это время их в семье очень ждут. Такие традиции способствуют сближению, идентификации себя, как члена семьи, способны

поднять самооценку ребёнка, когда он осознаёт, что дома его не только кормят, что это место, где можно поделиться своими переживаниями, новыми впечатлениями. Всё это скажется на формировании личности ребёнка, будет способствовать её гармоничному развитию. Таким образом, семейные традиции - это основное средство трансляции социально-культурных ценностей, норм семьи, установления её связей с объектами, которые включены в сферу её жизнедеятельности.

3. Научно-педагогическая литература, которую используют родители в воспитании своего ребёнка, их образовательный уровень;

Воспитательная деятельность в семье носит сугубо прикладной характер, поэтому важно помочь родителям приобрести практические умения самого разнообразного характера: от умения организовать семейное хозяйство до умения грамотно руководить развитием ребёнка. Для этого вводятся новые формы педагогического просвещения современных родителей (практикумы, тренинги и др.). Первоначальное приобщение к педагогической культуре начинается в детские годы, когда ребёнок получает первые уроки воспитания в семье, в детском саду, школе. Уже в эти годы ребёнок на подсознательном уровне усваивает многие приёмы педагогического воздействия, которые, став взрослым, использует в воспитании собственных детей. Педагогическая культура - это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогощающийся опыт воспитания детей в семье. Она служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей. Педагогическая культура включает несколько компонентов: понимание и осознание ответственности за воспитание детей; знания о развитии, воспитании, обучении детей; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности; продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа). Однако семья таит в себе определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия.

Каждая семья обладает большими или меньшими воспитательными возможностями, или по-научному - воспитательным потенциалом. От этих возможностей и от того, насколько обосновано и целенаправленно родители используют их, зависят результаты домашнего воспитания. Понятие

« воспитательный потенциал семьи» появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Учёные включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют её воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное

развитие ребёнка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как её тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции, обычай, уровень культуры, образования родителей и многое другое [9, с.44]. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.

Таким образом, для того чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  1. Принимать активное участие в жизни семьи;

  2. Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

  3. Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

  4. Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

  5. Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

  6. Уважать право ребёнка на собственное мнение;

  7. Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнёру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

  8. С уважением относиться к стремлению всех членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка формируются стили семейного воспитания. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители. Также научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание прежде всего на то, что оправдывает его отношения с ребёнком. В каждой семье объективно складываются определённая, далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и приёмов воспитания, и учёт того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребёнка. Существуют различные подходы к стилям семейного воспитания.

Стиль родительского взаимоотношения непроизвольно запечатлевается в психике ребёнка. Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, как правило бессознательно. На стиль же воспитания оказывают влияние личностные качества родителей. Став взрослым, человек воспроизводит

стиль воспитания как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения и воспитания. Отсюда следует вывод, что родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми:

1. Выстраивайте позитивные отношения между Вами и ребёнком. Беседуйте с ребёнком дружелюбно, в уважительном тоне. Сдерживайте свой критицизм и создавайте позитивизм в общении. Тон должен демонстрировать только уважение к ребёнку, как к личности.

2. Будьте одновременны тверды и добры. Взрослый должен быть дружелюбным и не выступать в роли судьи.

3. Контроль над подростком требует особого внимания взрослых. Ответный гнев редко приводит к успеху.

4. Поддерживайте подростка. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда он не достигает успеха.

5. Имейте мужество. Изменение поведения требует практики и терпения.

Прежде чем выбирать стиль воспитания, родители должны понять, какие ценности они могут и хотят передать ребёнку, чего от него ожидают и какой по их представлению должна быть идеальная семья.

И если каждый родитель осознает свою ответственность за судьбу маленького человека, если будет понимать своего ребёнка и если будет принимать его таким каков он есть, то сможет правильно выбрать тот стиль воспитания, который принесёт благо и ребёнку и родителям.

Список литературы:

  1. Е. Сухарь « Ошибки семейного воспитания// Воспитание школьников». - 2005г. - № 3. - 46с.

  2. Большая советская энциклопедия в 30т. / Под ред. А. М. Прохорова. 3-е изд. М: Советская энциклопедия. - 1977г. - т.23. - 194с.

  3. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений. / Под ред. Ю. К. Бабанского. М: Педагогика. - 1989г. - 36с.

  4. Л. Ф. Обухова «Детская психология: теории, факты, проблемы». - М., 1995г. - 360с.

  5. А. В. Петровский «Дети и тактика семейного воспитания». - М:, Знание. 1981г. - 95с.

  6. В. М. Минияров «Психология семейного воспитания». - Воронеж. 2000г. - 256с.


© 2010-2022