Проект по патриотическому воспитанию Герои Черногорска

Проект разработан группой авторов. Патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан. Многолетний опыт работы в специальной (коррекционной) школе подсказал, что проект может стать и...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»


Проект «Герои Черногорска»

Аржанова Т.Н., учитель истории,

Черных О. А., учитель русского языка,

Татарова Н. В., учитель русского языка.




Если не мы, то кто же
Детям нашим поможет
Россию любить и знать?
Как важно - не опоздать!..

Актуальность проекта.

Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления, а 2012 год даже был объявлен годом истории, проблема воспитания человека-патриота, человека-гражданина становится особенно актуальной. Патриотическое воспитание - это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга. Учащиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства, красоту, традиции, гордиться её достижениями, героическим прошлым, своими далёкими и близкими предками, любить свой народ, малую родину. Они должны знать историю своей малой родины, историю своей семьи, людей, отстоявших свободу, независимость.

В школе закладывается начало понимания высоких патриотических чувств. Патриотизм - синтез духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной и исторической культуры. Без любви к Родине невозможно построить сильную Россию. Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старшего поколения нельзя вырастить достойных граждан.

Многолетний опыт работы в специальной (коррекционной) школе привёл к мысли, что такое важное направление как воспитание человека-патриота ослаблено. Школа должна ориентировать детей на пробуждение и развитие духовности, нравственности, патриотического сознания, высокой гражданственности, способности отдать знания и энергию на благо Родины. Но воспитание чувства патриотизма у школьников с умственной отсталостью - процесс длительный и сложный. У обучающихся с нарушением интеллекта формирование высших чувств (любви, сострадания, доброжелательности, гуманности, долга, совести) затруднено, требует длительной работы, многократного повторения как в стандартной, так и в изменившейся нестандартной ситуации. Когда речь заходит о таких детях, то на авансцену выступает основная цель - полноценная адаптация детей в общественной среде. Наши дети, в основном, из неблагополучных семей, где семейное воспитание скорее вредит становлению личности, идёт в разрез с воспитательной системой школы, чем помогает в работе. Поэтому школа должна взять на себя задачу воспитания человека-патриота.

В нашем учреждении работа по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию учащихся является одним из направлений воспитательной системы школы. В этом году она посвящена великой дате - 70-летию со дня победы в Великой Отечественной войне.


Описание проекта.

Наше общеобразовательное учреждение находится в месте, напрямую не связанном с военными событиями, но «…нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…». Наш город, как и вся страна, встал на защиту Родины в трудные военные годы. Он добывал уголь, выращивал хлеб, обучал лётчиков, отправлял на фронт своих сыновей и дочерей.

Настоящий проект основан на использовании местного материала, в т. ч. экспонатов и экспозиций городского краеведческого музея, музеев школ №16 и №6, архивных документов городских библиотек.

Форма проекта используется с учётом психофизических особенностей учащихся как средство активизации деятельности учащихся, вовлечения их в реальную работу по поиску, оформлению и представлению добытых материалов и включает следующие направления:

- гражданско-патриотическое - формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;

- историко-краеведческое - поиск информации об истории города, формирование гордости за историческое прошлое своей Родины, уважения к традициям предков;

- героико-патриотическое - знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости за героическое прошлое предков;

- духовно-нравственное - понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, умение руководствоваться ими в повседневной жизни.

Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории малой родины, общение с участниками, свидетелями и современниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях города, защита и представление подготовленных материалов перед зрителями. Через проекты, исследовательскую деятельность, творческие отчёты, уроки мужества, учащиеся воспринимают окружающую среду, мир, природу, людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают, что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность.

Цель:

- Вовлечение учащихся в активную деятельность с целью формирования у них гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.

Задачи:

- обеспечить учащихся достоверными историческими знаниями (с учётом их возрастных особенностей);

- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;

- формировать внутреннюю готовность к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;

- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа; уважение к малой родине, её героям.

- расширять знания о родной республике, городе.

Данный проект является кратковременным, он рассчитан на два месяца: апрель-май 2015 г. Это отвечает и особенностям детей специальной (коррекционной) школы, которые часто не бывают способны к длительному волевому усилию, к продолжительной работе в одном направлении.

Механизм реализации проекта:

I этап: подготовительный. 01.04.15.- 20.04.15.

Цель: подготовка условий для реализации проекта.

Этап включает в себя:

- изучение литературы по проблеме проекта;

- предварительная психологическая и нравственная подготовка аудитории.

II этап: основной - апрель-май.

Цель: реализация проекта.

Включает в себя ряд культурно-исторических внеклассных мероприятий, экскурсий, групповых занятий, уроков.

III этап: заключительный (аналитический) - май.

Цель: анализ итогов реализации проекта.

Включает в себя:

- анализ эффективности реализации проекта;

- подведение итогов реализации проекта и его дальнейшего совершенствования;

- подготовку аналитического отчёта по реализации проекта.

- планирование работы на следующий период.


Методическое обеспечение проекта

В рамках реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач:

• культурно-массовая;

• конкурсно-игровая;

• информационная;

• поисковая;

• диагностическая;

• аналитическая.

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:

• беседы;

• встречи с интересными людьми;

• интерактивные и ролевые игры на уроках;

• конкурсы;

• викторины;

• экскурсии, посещение музеев, мест боевой славы (связанных с историей участия горожан в Великой Отечественной войне);

• уроки мужества (гостиные);

• выставки, тематические стенды, сбор материала в школьную библиотеку и др.

В процессе реализации проекта предстоит провести следующую работу:

- собрать материал по конкретному человеку - Герою Советского Союза, в честь которого названа одна из улиц города Черногорска;

- на карте нашего города найти улицу, её местоположение в черте города;

- организовать экскурсию по улице, носящей имя Героя, с фотографированием на фоне таблички;

- сфотографировать название улицы, мемориальную доску, бюст Героя;

- подготовить реферат, альбом, презентацию, стенд о данном Герое;

- подготовить защиту реферата.


Психологическое обеспечение проекта

Включает в себя следующие компоненты:

1) создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях и мероприятиях;

2) побуждение мотивации детей к изучению исторического наследия и общественно-полезной деятельности;

3) применение разнообразных групповых и массовых форм работы, стимулирующих поисковую деятельность.

В силу особенностей детей с ОВЗ должна быть организована помощь со стороны педагогов:

- консультации по написанию рефератов и их оформлению;

- подбор литературы (в виде списка авторов, названий книг, адресов библиотек в городе).

На подготовительном этапе предусмотрены следующие мероприятия:

Дата

Мероприятие

Ответственный

01.04.15.

Организация линейки «Старт проекта»

Бутенко С. И.

14.04.15.

Военно-патриотическая гостиная «Дети войны»

Аржанова Т. Н.

20.04.15.

Встреча-беседа с пожилыми педагогами, которые перенесли ужасы войны «Я и война»

Аржанова Т.Н.

Черных О. А

Татарова Н. В.

2. Основной этап.

Задачи: 1. формировать у учащихся и воспитанников стремление к поисковой деятельности;

2. расширить знания об истории своего города через экскурсии и посещение музеев, библиотек;

3. организовать практическую работу по подготовке поздравительных открыток.

Срок: апрель-май.

На основном этапе предусмотрены следующие мероприятия:

Дата

Мероприятие

Ответственный

09.04.15.

Посещение городского музея «Знакомство с историей нашего города в годы войны».

Аржанова Т.Н.

17.04.15.

Посещение детской библиотеки с целью поиска материала для реферата.

Черных О. А

Татарова Н. В.

21.04.15.

Посещение городской библиотеки им. А. С. Пушкина с целью поиска материалов для реферата.

Аржанова Т.Н.

Черных О. А

Татарова Н. В.

классные руководители

в течение апреля

Изготовление поздравительных открыток для ветеранов.

Аржанова Т.Н.

Черных О. А

Татарова Н. В.

классные руководители

22.04.- 30.04.15.

Экскурсия «Путешествие по памятным местам города Черногорска».

Бутенко С. И.

Аржанова Т. Н.

05.05.-08.05.15.

Конкурс рисунков на тему «Они сражались за Родину»

Аржанова Т. Н.

классные руководители

в течение месяца

Экскурсия в музей Карбышева при школе № 16, музей школы №6.

Черных О. А

Татарова Н. В.

в течение месяца

Консультация по написанию и оформлению рефератов.

Аржанова Т. Н.

в течение месяца

Обзорная автобусная экскурсия по памятным местам города

Сотрудник городского краеведческого музея

3. Заключительный (аналитический): май.

Задача: обобщить и систематизировать собранный материал.

На основном этапе предусмотрены следующие мероприятия:

Дата

Мероприятие

Ответственный

07.05.15.

Экскурсия к памятнику, возложение цветов, передача открыток в городской музей.

Аржанова Т.Н.

классные руководители

14.05.15.

Выставка-презентация собранных материалов по проекту. Оформление альбома.

Черных О. А.

19.05.15.

Защита рефератов. Оформление сборника рефератов, стенда.

Татарова Н. В.

классные руководители

06.05.15.

День патриотической песни.

Аржанова Т.Н.

Черных О. А

Татарова Н. В.

Гуренкова О. А.

классные руководители

07.05.15.

Высадка деревьев в «Аллее Героев»

Бутенко С. И.

классные руководители

19.05.15.

Заключительная линейка: подведение итогов. Вручение наград.

Аржанова Т.Н.

Кудрицкая В. Б.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

В результате выполнения этого проекта ребята научатся работать с дополнительной литературой, работать в группе, согласовывая действия; у учащихся расширится словарный запас, кругозор, разовьются творческие, коммуникативные способности. Они узнают много нового о героических традициях, героях и их судьбах, истории своего города.

В результате реализации проекта:

1. Будет сформирована убеждённость детей в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает её историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

2. Будет повышен уровень гражданского самосознания и социальной активности участников проекта.

3. Будет повышен интерес к военной истории России и её героическому прошлому, пропагандированы преданность Отчизне, готовность к выполнению воинского долга.

4. Будут установлены партнёрские взаимоотношения с учреждениями и общественными организациями города, работающими в гражданско-патриотическом направлении.

5. Заложена новая традиция школы: закладка «Аллеи Героев».


Заключение: «В сердцах мужающих сынов отвага дедов и отцов».

Через реализацию проекта возможно начать решение основного вопроса, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами - это возрождение духовных традиций России, с очень чёткой фиксацией в сознании ребёнка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда. Процесс патриотического воспитания в специальной (коррекционной) школе является трудным, и его результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнок с умственной отсталостью с гораздо большим трудом усваивает нормы морали, права и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Смысл и глубину многих гражданско-патриотических качеств ребёнку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребёнок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут доступны и понятны гораздо позже.

Правила, по которым осуществляется процесс гражданско-патриотического формирования личности, едины как для массовой, так и для специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида, т.к. «наличие у ребёнка умственной отсталости не может изменить общей идейной направленности воспитательной работы с ним. Уровень решения воспитательных задач в специальной (коррекционной) школе будет иным, чем в массовой школе». Реализация данного проекта позволит отвлечь обучающихся, воспитанников от противоправной деятельности, научит заполнять свободное время подростка социально значимыми, интересными практическими делами.



Литература

1. Глазков М.Д. Боевая доблесть. - Абакан: Хакасское отделение Красноярского книжного издательства, 1969. - 41с.

2. Дни воинской славы России. Информационные материалы, тестовые задания, методические рекомендации для организации патриотического воспитания на уроках и внеклассных мероприятиях /авт.-сост. А. П. Пашкович, Е. В. Шитов. - М.: Глобус, 2007. - 174 с.

3. Патриотическое воспитание - важнейшая основа единства общества. Материалы II-ой республиканской научно-практической конференции 30 ноября 2007г. - Абакан: Хакасское издательство, 2007. - 116с.

4.Черногорск. Книга-справочник. Под редакцией Шаповалова Т. А. - Черногорск, 1973 г. - 60 с.

5.Черногорск: 70 трудных и радостных лет /авт.-сост. С. Сипкин. - Новосибирск, 2006 г. - 189 с.

6. Звездопад «Мои года - моё богатство» - пособие по краеведению - автор и составитель Дементьева Т. С. г. Черногорск 2001-2004 гг.

7. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. «795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.».

8. «Патриотический Интернет-сайт» Российского государственного военного историко-культурного центра при Правительстве РФ.

9. Роготнева А. В. Организация воспитательной работы в детских домах и интернатных учреждениях // Пособие для педагогов, М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

10. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2005.


© 2010-2022