ЗПЦ. Тема: «У порога семейной жизни»

Подготовка к семейной жизни. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу.
Раздел Классному руководителю
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЗПЦ. Тема: «У порога семейной жизни»


Цель: Подготовка к семейной жизни.

Задачи:

Образовательная: Формировать чувство личной ответственности и признание ценности ответственности гражданской, чувство семейной сплоченности на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях.

Коррекционная: Развить навыки цивилизованного общения, сотрудничество, открытость через разбор проблемных ситуаций

Воспитательная: Воспитывать ответственное отношение к семейной жизни. Оборудование: карточки с символами, карандаши, листы альбомные, анкеты, распечатанные «обязанности в семье»

Словарная работа: семья, партнер.

Подготовка к мероприятию:

1. Провести беседу с ребятами по вопросам семьи.

Ход занятия

1. «Круг радости».

Дети и воспитатель встают в «Круг радости» (в кругу разложены карточки с символами - улыбка, объятия, рукопожатие, помахать рукой и т.д.). Дети здороваются и приветствуют друг друга по знаку на символе.

Воспитатель приглашает всех сесть на места.

Ребята, тема нашего занятия звучит так " У порога семейной жизни». Тема очень важная в наше непростое время. Я приглашаю вас к честному и откровенному разговору на личные темы. Я надеюсь, что вы примете активное участие в дискуссии.

На фоне спокойной, красивой музыки звучат слова:

Волшебный символ жизни - моя семья.

В ней - капелька Отчизны, ну и конечно, я.

В ней - мама, папа, братик и старшая сестра.

В ней - солнышко, березка и все мои друзья.

Семь нот любимой песни, семь волшебных фраз,

Чтоб солнца свет чудесный на Земле не гас,

Смеялись звонко дети и пели соловьи,

Чтоб дружно жить на свете и в мире мы могли.

Пусть в мире крепкой будет каждая семья.

Иначе жить на свете. Скажу я вам, нельзя!

- Семья занимает особое место в жизни каждого человека. В ней мы растем, воспитываемся, именно в семье мы усваиваем моральные и нравственные нормы, приобретаем вкусы и манеры, привычки; также закладывается характер и идеалы человека. Многие вопросы нашей личной жизни решаются именно в семейном кругу. Благодаря той особой атмосфере доверия, доброжелательства, взаимного уважения, которые присуще семье, принесенная в дом радость становится радостью вдвойне, а случившаяся беда, покажется менее тяжелой. Скоро вы начнете свою самостоятельную жизнь, у вас будут свои дети, которые тоже построят свои семьи. Совершается извечный круговорот жизни, в котором семья занимает одно из главнейших мест.

- Что же такое семья? - Семь-Я. Часто мы слышим эту фразу, а что она означает? (Ответы детей)

Как появилась слово "семья"? Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам: Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне богиня моя? И Ева тихонько ответила "Я".
Кто платье сошьет, постирает белье. Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос, подруга моя…? "Я, я, я"- Ева молвила - "Я".И так на земле появилась семья.

«Семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе ведущими общее хозяйство".

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по своему (ответы детей). У каждого из вас есть своё представление, для чего нужна семья, но общим для всех наверняка является - она нужна для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья, не могут дать то, что может дать семья.

Упражнение: У каждого из вас свои представления о семье, давайте попробуем с помощью ассоциаций представить себе семью.

Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?

  • Если семья - это постройка, то какая…

  • Если семья - это стихия, то какая…

  • Если семья - это природное явление, то какое…

  • Если семья - это цветок, то какой…

Например:

  • Если семья - это постройка, то какая - дом, сарай, гараж, вилла, домик в деревне, необжитая квартира

  • Если семья - это стихия, то какая - вода, бушующий океан, ревущее пламя, теплый ветер.

  • Если семья - это природное явление, то какое - наводнение, легкий пушистый снег, теплое солнце

  • Если семья - это цветок, то какой - роза, астра, ромашка

(ребята рисуют на листах свои ассоциации семьи)

Но как зарождается семья и с чего она начинается?

Как вы считаете, с чего начинается создание семьи?

Одним из самых первых шагов на пути к становлению семьи - является выбор партнера. На то, какого человека мы хотим видеть рядом с собой, влияет очень много факторов. И конечно, одним из самых весомых является набор личностных характеристик человека. Давайте посмотрим, какие качества наиболее важны именно для вас при выборе партнёра для общения и спутника для создания семьи.

Упражнение «Образ партнера» (работают группами мальчики и девочки)

Инструкция: перед вами на столах лежат анкеты. Ваша задача: выбрать и подчеркнуть то, что вы считаете нужным и важным. А затем кто-нибудь из группы прочитает результат.

Анкета для девочек. Какие черты характера вы хотите видеть в будущем муже: добрый, злой, жадный, ответственный, работящий, с вредными привычками, щедрый, безответственный, любящий, заботливый, без вредных привычек.

  1. Внешние данные: высокий, худой, спортивный, маленький, неопрятный, красивый,

светлый, тёмный, ухоженный.

  1. Какое образование: начальное, нет образования, среднее-специальное, высшее.

Анкета для мальчиков.

  1. Какие черты характера вы хотите видеть в будущей жене: хозяйственная, добрая, ленивая, опрятная, скупая, умеющая вкусно готовить, скандальная, заботливая, трудолюбивая, весёлая.

  2. Внешние данные: высокая, стройная, полная, худая, сутулая, ухоженная.

  3. Какое образование: начальное, среднее, без образования, высшее, средне-специальное.

_ Судя по вашим ответам, вы все хотите иметь своим спутником или спутницей красивых, добрых, хозяйственных, любящих людей. Но запомните: надо и самим быть такими.

А какие в семье существуют обязанности для мужа и жены и как вы их понимаете мы сейчас увидим, проведя игру «Обязанности в семье»: ребята работают всей группой: выходят по очереди к доске и распределяют обязанности для мужа и для жены.

Дети должны распределить перечень обязанностей.

1. Материальное обеспечение семьи, зарабатывание денег.

2. Приготовление пищи.

3. Воспитание и обучение детей.

4. Мытье посуды.

5. Забота о чистоте и внешнем виде одежды, белья.

6. Уборка квартиры.

7. Ремонт вещей и квартиры.

8. Забота о здоровье, уход за больными.

9. Ремонт одежды, пошив и вязание вещей.

10. Организация досуга и отдыха семьи.

11. Защита семьи.

12. Главная роль в семье.

Зачитывают по пунктам.

- Если мы вернемся к истокам прошлого, то испокон веков существовали традиционные функции семьи. Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки зрения было просто необходимо: одинокой женщине или одинокому мужчине в деревне прошлого, скажем, было очень трудно прокормиться. На основе этого создавались семьи для ведения общего хозяйства.

В семье рождались и воспитывались дети. Причем количество достигало до 10-12 человек, и это не считалось многодетной семьей. Это была норма.

Наконец, в рамках семьи наследство от старших поколений переходило к младшим. Даже жену, допустим погибшего брата, брал другой брат, чтобы не оставлять ее одну, оказывать помощь.

- Что же произошло со всеми этими функциями теперь? Может ли человек прожить один? (Ответы учащихся)

- Таким образом:

1. Хозяйственная функция резко сошла на нет. Общество стало значительно богаче, служба быта куда лучше, так что сегодня человек без ущерба для здоровья может прожить один.

2. Следующее, что отличает современную семью,- это, конечно же, малочисленность, в основном она состоит из одного- двух поколений. Это связанно с потребностью в свободе и самостоятельности молодых семей. В семье сместился психологический центр: если раньше все держалось на отношениях родственных (в одном доме жили несколько поколений, для передачи опыта), самыми крепкими были связи детей и родителей, то теперь семья держится на отношениях супружеских, а родственные отношения отошли на второй план.

3. Семьи в основном одно-, двухдетные, многодетной в последнее время считается семья с тремя детьми..

4. Заключение браков вне зависимости от социальной, национальной, религиозной, региональной принадлежности мужа и жены.

5. Свобода заключения и расторжения брака. Никто не вправе навязывать вам свою волю в этом глубоко личном вопросе.

6. Равноправие мужчины и женщины в браке, защита прав всех членов семьи.

7. Преимущественно преобладание гражданских, светских браков (хотя в последние годы заметна тенденция увеличения браков, оформленных и церковью).

8. Отстранение церкви от регулирования брачных и семейных отношений. Брак, заключенный в церкви, не признается действительным.

9. На сегодняшний день возникла и окрепла новая функция семьи: создание и поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости - семья держалась другими связями. И практически все споры идут именно из-за этой функции.

- Таким образом, подведем некоторый итог: сегодня говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви. Исчезновение же любви довольно быстро превращает совместную жизнь в ад.

- Вопрос, который я вам задам может показаться странным: нужна ли человеку любовь? (Ответы учащихся). Ответ представляется очевидным: конечно, да!

Какая бывает любовь? (к Родине, матери, женщине, детям и т.д.)

В обыденном сознании укрепилось мнение, что любовь нужна в первую очередь для создания семьи. Но любовь далеко не всегда сопровождала семейную жизнь (и вообще она была не обязательной). Конечно, в основе создания семьи - любовь как высшее человеческое чувство (однако проблематичным является сохранение этого чувства в браке). Так что сегодняшняя семья, создающаяся по любви,- завоевание нового времени.

Воспитанникам предлагается рассказать о своей семье (настоящей или будущей, какой они её себе представляют).

- Так как мы говорим о семье то, любовь нужна детям, независимо от того в каком браке они появились на свет.

- Мы подошли к интересному вопросу: " А так ли обязательно регистрировать брак?" (Ответы учащихся).

Давайте познакомимся с основами семейного законодательства.

- Семейные отношения, как и другие важные вопросы жизни общества, регулируются нормами права.

Основным нормативным актом (источником), где содержатся правила, защищающие семью, является Семейный кодекс РК

Семейное законодательство устанавливает правила и условия вступления в брак, порядок прекращения брака, регулирует отношения, которые между супругами и другими членами семьи.

Знания положений семейного законодательства, своих прав и обязанностей обязательно понадобится вам в жизни. Семья начинается с брака. Слово "БРАК" образовалось от древнерусского "БРАЧИТИ" - отбирать хорошее и отклонять плохое.

После заключения брака у супругов появляются по отношению друг к другу определенные права и обязанности. Обязанности супругов сводятся к тому, чтобы строить отношения в семье в духе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

В соответствии с личными правами супруги имеют возможность по личному желанию и взаимному согласию избирать фамилию одного из них. В этом случае фамилия становится общей. Но муж и жена могут оставить и свои прежние фамилии. Супруги также имеют право на выбор рода занятий, профессии, места жительства.

Когда семья распадается, это плохо для всех: и для самих супругов, и особенно для детей.

Закон в одном - единственном случае ограничивает право супруга расторгать брак. Супруг не имеет права без согласия супруги ставить вопрос о расторжении брака во время её беременности и в течение года после рождения ребенка. Во всех остальных случаях расторгнуть брак можно по желанию любого из супругов.

Но вот церемония бракосочетания закончена. Молодожены принимают поздравления. А что если, отвести их сейчас по разные стороны и поинтересоваться, как они себе представляют долгую совместную жизнь? (Ответы учащихся)

- Такие психологические опросы проводились не раз, и выяснялось любопытная вещь: каждый ждет от другого любви, чуткости, заботы, нежности, умения внести в жизнь веселье, уют и еще чего-то чудесного, чего не выразить словами. При этом каждый из молодоженов совершенно не в состоянии сказать, что же внесет в супружество он сам.

- Опасных ситуаций у любой семьи достаточно. Будто двое впервые в жизни выходят в открытое море на парусном судне, считая, что с парусами и с ветром может справиться другой. А семейное море будет штормить, не штормить оно не может. Посмотрим в чем же трудности семейной жизни.

Разбор ситуаций:

1 Ситуация: Почему ты разбрасываешь свои вещи? Бросаешь куда попало: ботинки приходится вытаскивать из-под ванны, носки красуются на буфете рядом с вазой, а в поисках дипломата я могу провести все утро. Он: (ответы учащихся)

2 Ситуация (Сценку разыгрывают дети): После занятий молодая жена с подругой зашли попить чаю домой, где любящий муж приготовил к приходу жены ужин.

Он: стол накрыт, пожалуйте!

Она: ой, как есть хочется! Как хорошо, что ты приготовил ужин, спасибо (вдруг подозрительно спрашивает мужа): ты опять по-своему, а? Нет, признайся, опять чистил картошку в раковину? Я просила раковину не мазать! Просила чистить на стол, на газету. На газетку надо! На газетку!

Он: (ответы учащихся)

- Кто прав в этих ситуациях? Проанализируйте действия супругов (ответы учащихся)

- Подобных примеров можно привести множество. Ведь каждый приносит в семейную жизнь свои привычки, опыт родителей, стиль их жизни. В одной - было принято говорить вполголоса, в другой, по любому поводу возражать, здесь - чистота и аккуратность возведены прямо в культ, там - не обращают внимание. В одной семье на счету была каждая копейка, в другой - пересчитывать сдачу в магазине считалось неудобным. И так до бесконечности.

Но вот объединились двое, притащили в свою комнату по целому рюкзаку привычек, традиций, линий поведения.

- Что получится? Или постепенно все само собой уладится? Как сохранить долгую совместную жизнь? (ответы учащихся)

Вывод: Хорошая дружная семья - не результат удачи или везения. Даже сильное и глубокое чувство надо беречь, укреплять и развивать. Раздражительность, грубость, взаимные попреки могут отравить жизнь даже любящим друг друга людям.

Супружество - не увеселительная прогулка с "милым", это труд. В переносном и буквальном смысле. Семью надо СТРОИТЬ, а это тяжелый труд. А в любом труде первое дело - ТЕРПЕНИЕ.

Воспитатель:

Семья - поистине высокое творенье,

Она заслон надёжный и причал.

Она даёт призванье и рожденье,

Семья для всех - основа всех начал.

Ребята, сегодня мы поговорили о семье, о её значимости в нашей жизни. Вывод очевиден: чтобы лучше, теплее жилось на нашей Земле, нужно, прежде всего, научиться ЛЮБИТЬ!

© 2010-2022