Разработка классного часа на тему Моя семья - мои корни

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

Краевая государственная общеобразовательная школа-интернат «Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой»









Классный час «Моя семья - мои корни»

Разработка классного часа на тему Моя семья - мои корни Разработала Тимофеева Е.А.,

классный руководитель 103

учебной группы

Барнаул 2011

ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ:

- формирование уважительного отношения к семье, семейным ценностям ;

- формирование позитивного отношения к жизни и к людям;

- развитие интереса к истории семьи и семейным традициям;

- обогащение учащихся знаниями о человеке и обществе.

Предварительная работа:

- проведение анкетирования;

- анализ проведённого анкетирования;

- подготовка оборудования и музыкального сопровождения

Вопросы для анкеты

1. Любите ли вы свою семью?

2.Знаете ли вы свою родословную? До какого колена?

3.Есть ли в вашей семье традиции, реликвии? Какие?

4.О ком из своих родственников вы думаете с благодарностью? Кто является для вас примером? Почему?

5.Построите ли вы свою семью по примеру и подобию нынешней семьи?

6.Кто будет главой вашей семьи?

7.Будете ли вы наказывать своих детей? Да - за что? Нет- почему?

8.Какой способ воспитания вы выберете для своих курящих сына и дочери?

Оборудование:

- оформление доски плакатами: «Без корней даже полынь не растёт», «Яблоко от яблони недалеко падает», эпиграфом (см. разработку);

- диск с записями песен о семье, доме, родном крае;

- набор «кирпичиков» для построения дома;

- рисунок дома на магнитной доске.

План проведения

1.Организационная часть.

Сообщение темы. Актуализация темы.

2.Основная часть:

2.1 0 наших корнях.

2.2 Мои корни - моя семья.

2.3 О любви родителей и детей.

2.4 Как нужно выражать свою любовь к родителям.

2.5 Семейные традиции и реликвии.

2.6 Будущая семья.

2.7 Дома для престарелых

3.Итог

3.1.Игра «Строим дом»

3.2.Вывод

4.Рефлексия.





1.Организационная часть.

Вступительное слово. Актуализация темы.

Обращение к эпиграфу

Благослови, Господь, семью -

творения венец,

На головёночках детей

покоится земля,

Святая Троица земли -

Ребёнок, мать, отец.

И человечество само

не что-нибудь - семья.

Е.Евтушенко

Сегодня нам предстоит поговорить об очень важном и нужном для каждого из вас - о семье. Разговор этот необходим, потому что, находясь далеко от дома, вы с особой остротой осознаёте, как дорог вам родной дом, любимая семья. Вы можете оценить или переоценить свое отношение к родителям, родственникам, что-то изменить или поправить в этих отношениях.

В недалёком будущем вам создавать свою семью. Уже сейчас нужно задумываться, какой она будет, какие корни вы дадите своим детям, ибо, как гласит народная мудрость, «Без корней даже полынь не растёт». Я надеюсь, что наш сегодняшний разговор станет отправной точкой ваших размышлений о семье.

2.Основная часть.

2.1 О корнях… Кто я? Откуда я? Где мои корни? Рано или поздно об этом начинает задумываться каждый человек. С интереса к самому себе, своей семье, родственникам возникает интерес к своей родословной. Родословная - хорошая русская традиция, только раньше она распространялась на родовитых людей, именитых, состоятельных. Корнями эта традиция уходит в историю древней Греции. У греческих патрициев было модно иметь свою родословную и гордиться ею. Называлось это генеалогическим древом. После октябрьской революции 1918 года традиция изменилась - слишком своеобразно менялась жизнь, многие стремились забыть о своих предках, родовая память истреблялась, так как воспитывался человек общественный,

личность нивелировалась. В настоящее время ситуация изменилась. Интерес к историческому прошлому возрос, и интерес каждого к своему роду тоже возрос, у людей появилось стремление узнать о своих предках.

Есть ли у вас интерес к своему прошлому? Есть ли в вашей семье история рода? (Обобщение результатов анкетирования по вопросу: «Вы знаете свою родословную? До какого колена?» Из 17 опрошенных 14 человек знают свою родословную, 3 человека - не знают. 1 человек знает о прапрабабушке и прапрадедушке, т.е. родственниках в 4 колене, 12 человек - в 3 колене, 1 человек - во 2 колене).

Ребятам предлагается назвать имена и отчества своих давних родственников, рассказать о том, кем они были, где жили, как попали на Алтай. (Сведения очень скромные). Дается информация о сайте «Моя родословная», предлагается поразмышлять о том, кого называют Иванами, не помнящими родства.

Звучит песня «Родительский дом» слова М..Рябинина муз. В.Шаинского

2.2 Ваши непосредственные корни - ваша семья. Говорят, что яблоко от яблони недалеко падает. Как вы относитесь к этой пословице? (Суждения ребят, которые подведут учителя к обобщению результатов анкетирования по вопросам №№1,8). Вы все прекрасно относитесь к своим семьям, любите их, осознаёте, что семья - ваша опора. Очень приятно было осознавать, читая анкеты, что вы думаете о своих родителях с благодарностью. Для абсолютного большинства из вас примером являются папы, старшие братья, дедушки, дяди, мамы. И вы объясняете, почему:

- добрые, понимающие, любящие;

- добрые, щедрые, умные;

- всегда даёт правильные советы;

- папа воспитал и сделал мужественным, мама внесла ласку, доброту и заботу;

- дед научил поверить в себя и не отступать от своей цели;

- дед как отец - научил трудиться;

- умный, сильный, морально силён;

- мужественные;

- мама самая справедливая, умная, нужная и добрая

- они трудолюбивы, честны, добры, милосердны;

- сильные, мудрые, справедливые;

- папа никогда не сдаётся, так же, как и мама.

А почему в большей степени примером для вас являются папы, братья, дедушки, а не мамы? (Суждения ребят. Несколько слов о социальной роли женщины и мужчины, о том, что при воспитании своих детей нужно помнить об этом).

2.3 Чтение стихотворения о любви детей и родителей:

Да, так уж устроено у людей,

Хотите вы этого, не хотите ли,

Но только родители любят детей

Чуть больше, чем дети родителей.

И всё же не стоит детей корить,

Ведь им не всегда щебетать на ветках:

Когда-то и им малышей растить,

Всё перечувствовать и пережить

И побывать в «стариках» и «предках».

Обсуждение стихотворения, ответы на вопросы:

Вы согласны с основной мыслью стихотворения? Да, нет, почему?

Как вы считаете, любовь матери и отца - это разные чувства?

Отец должен показывать свою любовь детям?

А как вы понимаете, что родители вас любят?

2.4Мама и папа нуждаются в вашей любви? Как вы ее выражаете? Проговариваются способы выражения чувства к родителям: слово, жест, поступок, действие, забота, знак внимания, различные способы общения и деятельности. Даются комментарии, приводятся примеры. Если технические средства позволяют, можно продемонстрировать отрывок из х/ф «Офицеры» ( фрагмент возвращения сына из училища без подарка для матери). Обобщаются результаты анкетирования по вопросу №7 и подчеркивается, 2.5 что поддержание семейных традиций - это тоже способ выражения любви к родителям. А в числе таких традиций ребята называют следующие:

- проводить вместе праздники;

- отмечать день рождения семьи;

- наряжать ёлку всей семьёй;

- собираться по субботам всей семьёй для чаепития и общего разговора.

А какие традиции ещё могут быть? (Ребята высказывают суждения.) Обращается внимание на то, что они тоже могут быть творцами общего семейного дела, которое, возможно, перерастёт в традицию.

Семью сближают и реликвии. Короткий разговор о том, что такое семейная реликвия и как она может повлиять на «погоду в доме». Никто в процессе анкетирования не назвал ни одной семейной реликвии.

2.6 К вопросу о будущей семье.

Как вы считаете, когда можно заводить свою семью?

На вопрос: « Построите ли вы свою семью по образцу и подобию своей сегодняшней семьи» пять человек ответили: «Да», 5 - «Не знаю, не уверен, по обстоятельствам», 7 - «Нет». Значит, несмотря на то, что вы очень любите свои семьи, не всё в них вас устраивает.

А какой вам видится своя семья? Строится модель идеальной семьи. Звучат суждения ребят, дается обобщение анкеты. В качестве главы семьи видят себя 13 человек, 3 человека считают, что в семье будет равноправие, и только 1 из опрошенных передаст бразды правления жене. За применение наказаний из 17 высказались 15, причем пояснили, почему будут применять наказания, так: «За дело», «За что меня наказывали». Только двое из семнадцати выступили против наказания. Способы наказания за курение будущей дочери и сына предлагаются разные:

-нотации, лишать привилегий;

- сын искурит пачку за раз, дочь - ?;

- накажу очень сильно солдатской бляшкой;

- лупить, воспитательные работы;

- тырить, лупить, нотации;

- объясню, затем подзатыльник;

- так же, как меня отец (не уточняется);

- буду наказывать;

- буду наказывать;

- выпорю;

- прижгу пучком язык;

- наказание, постоянный спорт, активный образ жизни;

- разговор, далее принятие мер;

- поговорю, объясню последствия;

- беседа, личный пример некурения.

Обращается внимание на несколько последних способах воздействия.

Отдадите ли вы своего сына на воспитание в БШИсПЛП? Почему?

2.7 Как вы относитесь к тому, что в стране существуют дома престарелых? Как вы считаете, кто виноват в том, что они существуют? Чья вина больше?

3.Итог.

3.1 Подводится в виде участия в игре «Строим свой дом». Звучит песня в исполнении Ю.Антонова «Мы все спешим за чудесами» (слова М.Пляцковского муз. Ю.Антонова) На магнитной доске нарисован дом. Участвующий должен выбрать свой «кирпичик» - слово, которое больше всего ассоциируется со словом семья, и начать строить дом, выбрав подходящее, с его точки зрения, место этому кирпичику в доме. Если такого слова среди заготовленных нет, каждый может написать его сам.

3.2 К выводу: вот какой замечательный дом мы построили все вместе. И в нем всё важно, ничего нельзя выбросить, уберем один кирпичик - рухнет всё здание. В жизни такой дом строить каждому из вас, и строить его нужно долго и вдумчиво, понадобится много усилий. Ваша сегодняшняя жизнь уже влияет на качество семейного дома каждого, так как семья - это коллектив. Ваша сегодняшняя семья - это тоже коллектив. А семья - самое главное в жизни человека.

Классный час заканчивается словами стихотворения Е.Евтушенко, выбранными в качестве эпиграфа.

4.Рефлексия. Предполагается, что осмысление и анализ пройдет самостоятельно.





© 2010-2022